ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»
(Филиал №4)
Методическая разработка
олимпиады по учебной дисциплине :
«Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии»
Составитель:
Преподаватель микробиологии: Маклаков И.А.
Пояснительная записка
Олимпиада по учебной дисциплине «Основы микробиологии, иммунологии и вирусологии» проводится в рамках Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 5» (филиал№4) (ГБПОУ «МК № 5ДЗМ» (филиал№4))».
Цель - углубить знания по изучаемой дисциплине, расширить профессиональный кругозор и привить у студента интерес к будущей профессии.
Участниками олимпиады могут быть студенты специальности «Сестринское дело» 21-24 групп.
Олимпиада проводится очно. Студентам необходимо выполнить предложенные задания, опираясь на знания, полученные на лекционных и практических занятиях по основам микробиологии.
Задания включают - задания на узнавание ученых и знание их работ, задания на морфологию бактерий, программированные задания, кроссворд, творческое задание на представление микроорганизмов, эталонный контроль, при выполнении которых студентам необходимо показать знания по следующим темам:
I раздел Общая микробиология
История развития микробиологии
Классификация и экология микроорганизмов
Учение об инфекционном и эпидемическом процессах
Учение об иммунитете
II раздел Бактериология
III раздел Частная микробиология
Возбудители бактериальных кишечных инфекций
Возбудители бактериальных респираторных инфекций
Возбудители бактериальных кровяных инфекций
Антибактериальные средства
В ходе работы над заданиями олимпиады студент овладевает следующими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения
По максимально набранному количеству баллов, присуждаются I, II, III места.
Задание № 1 «Исторический калейдоскоп»
Благодаря выдающимся исследованиям этих ученых в недрах микробиологии зародилось и сформировалось учение об иммунитете. Подпишите их фамилии и охарактеризуйте их вклад в развитие науки.
1. 2. 3. 4.
Ученый Направление открытий
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Максимальное количество баллов 8.
Задание № 2 Подпишите типы морфологических форм бактерий, изображенных на рисунке.
1 2 3 4 5
Максимальное количество баллов 5.
Задание № 3 Укажите, какие утверждения верны, а какие ошибочны:
1. В психоневрологическом отделении стационара у пациента Г., 38 лет, на 15-й день госпитализации диагностирована дифтерия ротоглотки:
а) это внутрибольничное инфицирование;
б) это занос дифтерии в отделение;
в) заболевшего дифтерией оставить в отделении;
г) заболевшего дифтерией перевести в инфекционную больницу;
д) провести в отделении заключительную дезинфекцию;
е) заключительную дезинфекцию в отделении не проводить;
ж) за контактными вести медицинское наблюдение в течение 7 дней; з) провести бактериологическое обследование контактных;
и) ввести контактным противодифтерийную сыворотку;
к) ввести контактным АДС-М анатоксин в зависимости от прививочного анамнеза.
2. У ребенка 7 лет на 7-й день пребывания в терапевтическом отделении клинически диагностирована острая дизентерия:
а) это внутрибольничное инфицирование;
б) это занос дизентерии в отделение;
в) заболевшего дизентерией перевести в инфекционную больницу;
г) заболевшего дизентерией оставить в отделении, поместив в отдельную палату;
д) заболевшего дизентерией оставить в стационаре, поместив в бокс;
е) провести в отделении заключительную дезинфекцию;
ж) заключительную дезинфекцию в отделении не проводить;
з) за контактными вести медицинское наблюдение в течение 7 дней; и) провести бактериологическое обследование контактных;
к) контактным провести ректороманоскопию;
л) контактным ввести нормальный человеческий иммуноглобулин;
м) контактным назначить антибиотики;
н) контактным экстренную профилактику не проводить.
Максимальное количество баллов 23 балла
Задание № 4 «Юный фармаколог»
Вам представлены химиотерапевтические препараты, применяемые для лечения инфекционных заболеваний. Проведите группировку и соотнесите цифровые обозначения антимикробных препаратов по фармакотерапевтическим группам:
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
10. 11.
1 – антибиотики:
2 – сульфаниламидные препараты:
3 – нитрофураны:
4 – противотуберкулезные препараты:
5 – хинолоны:
Максимальное количество баллов 11.
Задание № 5 «Кроссвордный»
Отгадайте все слова по горизонтали и по вертикали вы получите слово, означающее способность некоторых микроорганизмов вызывать заболевания.
Признаки болезни
Растение семейства бобовых, употребление семян которого в сыром виде вызывает отравление
Пищевое отравление микробного происхождения, вызываемое микробом, особенно часто развивающимся в плохо стерилизованных консервах
Очень опасное заболевание, относящееся к группе острых кишечных инфекций
Микотоксикоз, вызываемый спорыньей
Группа заболеваний, возникающих от употребления пищи, содержащей ядовитые для организма вещества
Процесс. Происходящий в организме при проникновении в него болезнетворных микробов
Заболевание, которым можно заразится при употреблении яиц, мяса птицы, но не птичий грипп
Группа инфекционных заболеваний, передающихся человеку от больных животных
Отравления, возникающие в результате попадания в организм человека пищи, пораженной ядами микроскопических грибов
её тщательное соблюдение – основное мероприятие по профилактике различных заболеваний
Глистные заболевания
| | | | 1 | | | | | | | |
| | | | | | 2 | | | | | |
| | | | | | 3 | | | | | |
| | | | | | 4 | | | | | |
| | | | | | 5 | | | | | |
| 6 | | | | | | | | | | |
| | | | | | 7 | | | | | |
| 8 | | | | 9 | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | |
| | | | 11 | | | | | | | |
| | | | 12 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Эталон ответов к заданиям:
Задание № 1 «Исторический калейдоскоп»
№ | ФИО | Направление открытий |
1 | Э.Дженнер | Впервые произвел искусственную прививку |
2 | Луи Пастер | открытие анаэробных микроорганизмов, разработка принципов асептики, методов стерилизации, получения вакцин (вакцинных штаммов) в частности от сибирской язвы , бешенства, получения чистых культур бактерий, изучение возбудителей сибирской язвы, холеры, бешенства, куриной холеры. |
3 | И.И. Мечников | Разработал теорию фагоцитоза и обосновал клеточную теорию иммунитета. |
4 | П.Эрлих | Разработал теорию о роли гуморальных факторов для развития невосприимчивости организма. В 1796 г. доказал, что прививка людям коровьей оспы создает невосприим-чивость к натуральной оспе. |
Задание № 2
Стрептококки
Стафилококки
Диплококки
Кишечные палочки
Коринебактерии дифтерии
Задание № 3
Задача 1
Утверждения верны – А, Б, Г, Д, Ж, З, И
Утверждения ошибочны – В, Е, К
Задача 2
Утверждения верны – А, В, Е, З, И,
Утверждения ошибочны – Б, Г, Д, Ж, К, Л, М, Н
Задание № 4 «Юный фармаколог»
Антибиотик
Противотуберкулезный препарат
Фторхинолоны
Нитрофуран
Антибиотик
Фторхинолоны
Сульфаниламидный препарат
Сульфаниламидный препарат
Антибиотик
Противотуберкулезный препарат
Сульфаниламидный препарат
Задание № 5
Ответы:
Симптомы
Фасоль
Ботулизм
Холера
Эрготизм
Отравление
Инфекция
Сальмонеллез
Зоонозы
Микотоксикозы
Чистота
Гельминтозы
Слово: Патогенность
Максимальное количество баллов 30
16