СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "О выработке у школьников полезной привычки учиться"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 "Нет порока без оправдания, писал Сенека. - Мы защищаем свои пороки, так как любим их, и предпочитаем извинять их, а не изгонять".

Методическая разработка о важной миссии деятельности для духовного и физического роста каждого из нас.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "О выработке у школьников полезной привычки учиться"»

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ







Методическая разработка


по теме

«О выработке у школьников полезной привычки учиться»

«О включении учащихся в учебную деятельность,о выработке привычки учиться (трудиться) с тем,чтобы данная полезная привычка стала со временем условным рефлексом,влекущим и толкающим учеников к деятельности, которая будет способствовать их профессиональному росту и развитию творческих качеств таких как: воля, решительность, усидчивость, трудолюбие, терпение, осознание важности процесса труда в их повседневной деятельности и так далее...»




преподавателя по специальности «Фортепиано»

МБУДО ДШИ г. Дмитрова

Седовой Веры Олеговны













2015 г.

«Нет ничего,над чем ни взяла бы вверх упорная работа» Луций Анней Сенека

В каждом сознании мысли все время меняются,а если не меняются,то это уже штамп. В течение всей нашей жизни мироощущения видоизменяются. То,что было нереальным, становится реальным,то,что было недостижимым,достигается во времени,то, что имело ценность в жизни,обесценивается. Каждый человек тянется к новому,если это новое для него имеет ценность,если ему это понятно,любопытно и интересно. Но для этого важно,чтобы человек это новое заметил, отметил для себя,как важное на данный момент,сделал это новое значимым в своем развитии. Для достижения этой задачи учитель на начальном этапе обучения приучает ученика к труду в учебной деятельности через интерес к ней,через терпение, помогает выработать усидчивость, волю, желание сделать самому то,что понятно, а, значит, решаемо, выполнимо в отсутствие учителя, то есть учитель направляет ученика в русло самостоятельной деятельности, которая очень эффективна,так как вовлекает внутренние нереализованные ,но все время растущие ресурсы ученика для его личностного роста и развития. И если на начальном этапе вклад ученика в совместный творческий процесс невелик, так как он впитывает, накапливает знания, получаемые от учителя, и пытается их реализовать в совместном творческом труде-учебе,то на следующих ступенях развития с все больше приобретаемым опытом он задействует в своей самостоятельной работе всё новые крупицы полученных знаний, которые преломляются сквозь призму его сознания, домысливаются им на подсознательном уровне,становятся значимыми для успешной деятельности. У. Джемс говорил,что обучение будет успешным тогда,когда содержание обучения будет соответствовать потребностям и интересам учащихся или хотя бы казаться соответствующим. Ученики должны сознавать связь между тем,чему они учатся и их собственными нуждами. В преподавании необходимо постоянно вводить новое. «Предмет требует обогащения, ибо от неумного предмета внимание неизбежно ускользает».Вначале следует выработать и развить у себя способность, потребность и привычку учиться. На этом этапе содержание обучения не имеет значения. «Тогда мы сделаем нашу нервную систему помощником, а не противником. Все наши приобретения консолидируются в капитал, и мы легко сможем жить на проценты с этого капитала».

Очень важно,чтобы учителя поняли важность привычки. Вся наша жизнь - это сумма привычек,-практических,эмоциональных,интеллектуальных,систематически организованных и определяющих нашу жизнь (Э. Берн). Если мы делаем что-то с трудом,если делаем в первый раз,то со временем это делать всё легче и легче,а после достаточной практики-почти механически,едва ли осознавая вообще. Наша нервная система «врастает»

в способ ,каким упражнялась. 999 тысячных нашей деятельности совершенно автоматичны и привычны, от утреннего вставания до вечернего отхода ко сну. Одевание и раздевание,еда и питьё, здорование и прощание, уступание места дамам, даже большая часть форм нашей обыденной речи стерилизованы повторением, поэтому могут быть названы почти что рефлексами. На каждый ряд впечатлений мы имеем автоматическую,заранее готовую реакцию. Итак, мы — связки привычек, стеореотипизированные создания, имитаторы и копии самих себя в прошлом. Забота учителя состоит в том,чтобы заложить в ученике набор привычек, которые будут ему наиболее полезны в жизни. Поведение состоит из привычек. У человека, для которого начало любого фрагмента работы-дело волевого решения, нет сформированных привычек на эти дела. Добрая половина времени такого человека уходит на решение делать и отказ от делания вещей, которые должны быть столь прочно укоренены в нем, чтобы вообще не занимать его мыслей. Если ежедневные дела не укоренены в сознании ученика,то надо этим заниматься систематически, пока сам ученик не включится в процесс самообучения,то есть, пока не выработается в нём привычка к необходимым для него видам деятельности.

1.«При обретении новой привычки или искоренении вредной старой нужно позаботиться о том, чтобы «включиться в это со столь интенсивной инициативой и столь решительно,как это только возможно » (профессор Бейн о «Моральных привычках»).Надо использовать все возможные обстоятельства, которые могут усилить нужные мотивы, прилежно ставить себя в те условия, которые способствуют новому способу поведения. Надо брать на себя обязательства, несовместимые со старыми, то есть надо окружить своё решение всяческой возможной помощью. Это даст любому начинанию такую силу, что намерение нарушения не исполнится так скоро, как могло бы, а каждый день отсрочки нарушения увеличивает шанс, что оно не произойдёт вообще.

2.«Надо использовать первую же возможность реализовать своё новое решение, надо для этого пользоваться каждым эмоциональным побуждением для обретения тех привычек, к которым вы стремитесь»(профессор Бейн). Решающим является не формирование намерения, а порождение моторного действия, именно это передаёт новую связь в мозг. Должна использоваться каждая конкретная возможность для действия. «Характер-это совершенно сформированная воля»(Дж. Ст. Милль)

3.А воля-это совокупность тенденций действовать твердо, безотлагательно и определенно во всех важных случаях жизни. Тенденции действовать укореняется пропорционально тому,сколь часто мы совершаем безотлагательно действия, и мозг «врастает»в эти действия. Если решению или тонкому отблеску чувства дают угаснуть, не принеся практического результата, это прямой вред будущим решениям и эмоциям. Раньше,а иногда и ваше время учитель с багажом знаний, приобретенных в техникуме или в вузе, мог благополучно просуществовать в течение всей своей жизни и даже передать свои знания детям. Сейчас быстротечность изменений реальной действительности требует постоянной подстройки под неё.


О сохранности своего времени.


Чтобы благотворно трудиться на пользу своему развитию, а, следовательно, на пользу окружению, необходимо правильно использовать всё отпущенное тебе Богом время. Вот как об этом говорит Сенека: «Копи время,которое прежде у тебя отнимали и крали. Часть времени у нас отбирают силой, часть похищают,часть утекает впустую. Но позорней всех потеря времени по нашей собственной небрежности...Поздно быть бережливым, когда осталось на донышке».


О пороках


С ленью,нежеланием учиться-трудиться очень трудно бороться не только ребенку. Своим порокам дети часто придумывают оправдания:

нет времени,так как всё время уходит на школьные уроки (здесь прослеживается неумение распределять время ,планировать свои дела во временных промежутках);

не знают нот басового ключа (просто не хотят думать и кропотливо изучать нотную грамоту, но очень хотят положительного и немедленного результата без труда и терпения, чтобы легко и непринужденно все получалось, как у Емели со щукой или у Рыбака и Золотой рыбки).

Дети подсознательно обвиняют также родителей, бабушек, которые не позаботились, чтобы ноты лежали в портфеле. Обвиняют дети и своих учителей,которым не могут правильно объяснить,почему для них важнее не опоздать в музыкальную школу, нежели остаться на уборку в классе,хотя можно договориться провести уборку в свободный от посещения музыкальной школы день. Дети таким образом оправдывают своё не совсем корректное по отношению к учителям и родителям поведение, свою лень к занятиям, как дополнительным, так и домашним, своё нежелание работать на занятиях с полной отдачей своих сил, энергии на благо же себе. «Нет порока без оправдания.. Мы защищаем свои пороки,так как любим их, и предпочитаем извинять их, а не изгонять» (Сенека).

«Не хотим-вот причина,не можем-только предлог» (Сенека)


О труде


Ребенок,который привык трудиться,не мыслит себя вне трудовой деятельности. Чтобы удовлетворять эту потребность систематически, он вынужден каждую свою минуту занимать важным для него видом деятельности. Важно быть всегда чем-то занятым в меру своих способностей. «Как вредно влияет отсутствие планомерной деятельности... Трудиться, бороться с препятствиями-это такая же потребность для человека, как рыться в земле - для крота...

Главное его (человека) наслаждение - одолевать препятствия, будь то препятствия материальные, как при физическом труде и в житейских делах, или духовные, как в науке и иссследовании, все равно - борьба с ними и победа дают счастье. Трудно при праздности найти покой» (Шопенгауер).



Литература


1.М. Е. Литвак. «Из ада в рай»,учебное пособие по психотерапии. Ростов — на - Дону «Феникс»1997

2.М. Е. Литвак. «Я:алгоритм удачи»

3.Профессор Бейн «О моральных привычках»

4.Л. А. Сенека «Нравственные письма к Люцилию»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!