СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: "Воспитание на занятиях спортом"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические методы воспитания

 

Технология воспитательной деятельности - это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок задействования воспитательных мероприятий.

Основной элемент технологии - это методы воспитания, которые

представляют      собой.     Определенные способы      педагогического

воздействия на занимающихся физической культурой и спортом и спортивные коллективы.

Каждый     из     методов     воспитания направлен     на     решение

специфических воспитательных задач, обусловленных целью воспитания. Оказывая воспитывающее влияние на человека, каждый метод воспитания выполняет вполне определенные функции и обладает свойствами преимущественного развития у него определенных качеств. Любой метод воспитания включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приемов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи.

Основу методов воспитания составляют средства и методы, которые связаны между собой и в практике воспитания применяются в единстве.

Средства воспитания - это все то, с помощью чего преподаватель (тренер) воздействует на воспитуемых. К средствам воспитания относятся: слово, наглядные пособия, кино-видеофильмы, беседы, собрания, литература и др.

Приемы воспитания - это частные случаи действий по использованию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер.

В системе методов воспитания нельзя рассматривать каждый конкретный метод как универсальный, отдельно от других. Только применение совокупности методов воспитания и их технологической взаимосвязи позволяет достигать воспитательной цели. Ни один метод воспитания, взятый изолированно, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, Убежденности и высокий моральных качеств. Иначе говоря, ни один из методов не является универсальным и не решает всех задач воспитания.

 В отечественной педагогике главным методом воспитания является метод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека - научного мировоззрения, сознательности и убежденности.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Воспитание на занятиях спортом"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8










Методическая разработка

на тему:

«Воспитание на занятиях спортом»





Выполнил: учитель физической культуры МБОУ СОШ №8

Баранов Р.В.










г. Миллерово

План.


1.Педагогические методы воспитания.

2.Влияние физического воспитания на становление личности.

З.Возможности отрицательного влияние спорта.










































Педагогические методы воспитания


Технология воспитательной деятельности - это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок задействования воспитательных мероприятий.

Основной элемент технологии - это методы воспитания, которые

представляют собой. Определенные способы педагогического

воздействия на занимающихся физической культурой и спортом и спортивные коллективы.

Каждый из методов воспитания направлен на решение

специфических воспитательных задач, обусловленных целью воспитания. Оказывая воспитывающее влияние на человека, каждый метод воспитания выполняет вполне определенные функции и обладает свойствами преимущественного развития у него определенных качеств. Любой метод воспитания включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приемов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи.

Основу методов воспитания составляют средства и методы, которые связаны между собой и в практике воспитания применяются в единстве.

Средства воспитания - это все то, с помощью чего преподаватель (тренер) воздействует на воспитуемых. К средствам воспитания относятся: слово, наглядные пособия, кино-видеофильмы, беседы, собрания, литература и др.

Приемы воспитания - это частные случаи действий по использованию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер.

В системе методов воспитания нельзя рассматривать каждый конкретный метод как универсальный, отдельно от других. Только применение совокупности методов воспитания и их технологической взаимосвязи позволяет достигать воспитательной цели. Ни один метод воспитания, взятый изолированно, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, Убежденности и высокий моральных качеств. Иначе говоря, ни один из методов не является универсальным и не решает всех задач воспитания.

В отечественной педагогике главным методом воспитания является метод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека - научного мировоззрения, сознательности и убежденности.

Метод убеждения заключается в том, что бы разъяснить занимающимся нормы поведения, установленные, сложившиеся традиции, а при совершенствовании каких-либо проступков - их аморальную сторону с целью осознания ее провинившимся и предупреждения проступка в последующее время.

В применении метода убеждения используются два основных средства: убеждение словом и делом.

Наиболее распространенными приемами и средствами убеждения словом являются: разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, аналогия, ссылка на авторитет и др. Убеждение словом должно сочетаться с убеждением делом, практикой.

При убеждении делом наиболее часто используются следующие приемы: показ занимающемуся ценностей и значимости его действий и проступков; поручение практических занятий; анализ жизненных явлений, определяющих взгляды; личный пример тренера.

Метод упражнения (метод практического приучения). Позволяет каждому тренеру и самому занимающемуся быстрее достичь желаемой цели: слить воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой организации повсеместной жизни и деятельности, которая укрепляет их сознание, закаливает волю, способствует формированию привычек правильного поведения.

Упражнение, как специальная, многократно повторяемая человеком деятельность необходима для совершенствования навыков поведения в различных ситуациях, как результат повышения сознательности. Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении. В первом случае оно тесно связано с одновременным повышением сознательности, а во втором - направлено на отработку навыков и

Умений высокой степени автоматизма и роль сознания в действиях несколько снижается.

Для совершенствования моральных и других профессиональных качеств большое значение имеет системный подход к упражнениям, который включает в себя последовательность, плановость, регулярность.

Наглядный пример. Суть этого метода состоит в целенаправленном и систематическом воздействии тренера на занимающихся своим личным примером, а также всеми другими видами положительных примеров, призванных служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.

Воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей к подражанию особенно молодых. Пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из знакомой сферы деятельности. В качестве воспитательных примеров педагог использует случаи из жизни своего коллектива, примеры проявления высоких нравственных качеств выдающимися спортсменами на ответственных соревнованиях и др. Если тренер пользуется отрицательным примером, то надо умело показать аморальную сторону, чтобы вызвать осуждение со стороны занимающихмя.

Метод поощрения. Поощрение представляет собой совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать степень труда в достижении общей задачи, осмысливать свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.

В физической культуре и спорте к числу поощрения относятся: одобрение, позвала педагога в ходе занятий и перед строем, награждение грамотой, медалью за высокие спортивные результаты присвоение звания мастера спорта и др.

Метод наказания, (принуждения). Под методом наказания понимается система средств и приемов воздействия на занимающихся нарушающих законы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности.

Наказание за совершенный проступок налагается для того, чтобы провинившийся понял свою ошибку. Оно может быть в форме осуждения проступка (замечание педагога, сделанное сразу или перед строем), вынесение выговора, временное исключение из состава сборной команды, наложение дисциплинарного взыскания и др.

Степень наказания должна соответствовать поступку. Поэтому, прежде всего, необходимо разобраться в существе проступка, выяснить его мотивы, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение человека, особенности его личности, а также стаж занятий спортом. Все это позволяет верно оценить нарушение и определить меру взыскания, которое окажет наиболее воспитательное воздействие на занимающегося, совершившего проступок.

Для определения меры наказания очень важно знать, как провинившийся относится к совершенному проступку, как его сам оценивает и как реагирует на взыскание.

Наказание за проступок оказывает положительное влияние тогда, когда применено правильно, с учетом характера проступка и его влияния на окружающих.

Влияние физического воспитания на становление личности.


В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию и спорту. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укреплению здоровья, но и формированию духовных качеств личности. Все это становиться возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания и спорта, осуществлении их с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Одним из условий всестороннего развития личности является его физическая подготовленность, как результат физического воспитания и занятий спортом. Формирование личности, сочетающее в себе духовное богатство у моральную чистоту и физическое совершенство, стало программой воспитания людей в современном обществе.

Однако спорт выступает не только как средство улучшения физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных способностей, В единстве с другими средствами физического воспитания и общественного воздействия он способствует всестороннему развитию человека. Решая общеобразовательные задачи, занятия спортом влияют на повышение культуры человека, на формирование потребности к систематическим занятием спортом, готовности к рациональной организации двигательной деятельности на протяжении дня, овладением необходимыми гигиеническими навыки, а также на систему знаний о путях сохранения и укрепления здоровья, на улучшение работоспособности, на понимание сущности спорта, его социального значения и места в обществе.

Спорт воздействует на нравственные качества, развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер человека, эстетических и этических представлений и потребностей. Он оказывает влияние на характер человека, то есть тех особенностей личности, которые накладывают отпечаток на поступки и отношения с другими людьми и внешним миром.

К основным факторам формирования личности, воздействие на его сознание и поведение относятся социальная среда, образ жизни человека, характер его деятельности и прежде всего трудовой деятельности. Именно в процессе труда в наибольшей мере воспитывается коллективизм, взаимопомощь, дружба, товарищество, чувство ответственности за выполняемую работу. Однако мы рассматриваем лишь педагогические решения тех воспитательных задач, которые могут реализованы на занятиях спортом. От спортивного педагога требуется, чтобы его воспитанники не только обладали хорошей физической подготовленностью, но были всегда и во всем образцом для подражания. От профессионального уровня, организации воспитательной работы, от того насколько тренер предан своему делу, будет зависеть, смогут его ученики решать задачи стоящие перед ними.


Влияние спорта на умственное (интеллектуальное) развитие.


Взаимосвязь физического развития и спорта с умственным развитием проявляется непосредственно и опосредственно. Непосредственная связь заключается в том, что в. процессе физического воспитания и спорта оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. ( как выполнить движения экономичнее, точнее, выразительнее, как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и пр.).

Педагог по физическому воспитанию и спорту в зависимости от квалификации и возраста занимающихся, намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил, в процессе занятий физическим воспитанием и спортом создают необходимые условия для нормального умственного развития детей. В результате осуществления оздоровительных задач повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к общей продуктивности организма в умственной деятельности.

Таким образом, занятия физическим воспитанием и спортом способствуют повышению умственной работоспособности. Это происходит потому, что смена умственной и физической работы положительно влияет на оба вида деятельности, а утомление от умственного труда ликвидируется быстрее при переключении на выполнении знакомых и относительно простых по координации движений. В целом у хорошо развитых, тренированных людей утомление от умственной работы наступает позже, чем у лиц, плохо физически развитых, с ослабленным здоровьем.

Задачами умственного воспитания являются:

  • обогащение занимающихся специальными знаниями в области
    физического воспитания и спорта и формирование на этой основе
    осмысленного отношения к физкультурной и спортивной деятельности,
    формирование научного мировоззрения;

  • развитие умственных способностей (способностью к анализу и
    обобщению познавательной активности и творческих проявлений к
    индивидуальной деятельности);

Средствами умственного воспитания являются прежде всего физические занятия. Их содержание и объем определяются программами физического воспитания для общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, вузов др.

К средствам умственного воспитания относятся специально организованные проблемные ситуации в процессе занятия физическими упражнениями, разрешение которых требует умственных действий.

К методам умственного воспитания относят:

  • опрос по преподаваемому предмету;

  • наблюдение и сравнение;

  • анализ и обобщение изучаемого предмета;

  • критическую оценку и анализ двигательных действий.


Влияние спорта на формирование нравственных качеств.


Занятия спортом при определенных условиях его организации являются одним из средств формирования таких нравственных качеств, как интернационализм, патриотизм, чувство общественного долга, личная ответственность, коллективизм, дисциплинированность, скромность, правдивость, способность к самоконтролю.

С одной стороны, правильно организованные занятия физическим воспитанием и спортом способствуют формированию положительных черт морального облика человека. В процессе сложной и напряженной тренировочно-соревновательной деятельности проверяются и формируются моральные качества, крепнет и закаливается воля, приобретается опыт нравственного поведения.

Задачами нравственного воспитания являются:

- формирование нравственного сознания (нравственных понятий,
взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и мотивов
деятельности, согласующихся с нормами высокой морали;

- формирование нравственных качеств, привычек соблюдения
этических норм, навыков общественного поведения (уважения к
результатам труда и предметам духовной и материальной культуры,
уважения к родителям и старшим по возрасту, честности, скромности,
доброжелательности и др.);

- формирование нравственных чувств (любви к Родине, гуманизма,
чувства коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к
нарушениям нравственных норм и др.);

воспитание волевых качеств личности (смелости, решимости, мужеств, воли к победе, самообладания и др.)

К средствам нравственного воспитания относятся: содержание и организация учебно-тренировочного процесса, спортивный стаж, соревнования (строгое выполнение правил), деятельность преподавателя (тренера) и др.

Методы нравственного воспитания включают в себя:

- убеждение в форме разъяснения установленных норм поведения,
сложившихся ситуаций;

  • беседы при совершении какого-либо проступка;

  • диспуты на этические темы;

  • наглядный пример (пример самого преподавателя, тренера);

- практические приучения (постоянно, настойчиво упражнять
занимающихся в дисциплинированности, культурном поведении, в
точном соблюдении спортивных правил, спортивного режима и др.);

поощрение, одобрение, похвала, объявление благодарности, награждение грамотой и др.;

оказание доверия в выполнении обязанностей помощника преподавателя, начисление команде поощрительного очка при подведении итогов соревнований;

наказание за совершенный проступок: замечание, выговор, обсуждение на собрании коллектива, временное исключение из состава команды и др.


Спорт и эстетическое воспитание.


Занятия спортом способствую! формированию эстетических представлений о красоте движений, поведения и телесного развития не только у самих спортсменов, но и у лиц, наблюдающих за их выступлениями. Чаще всего людей, присутствующих на спортивных аренах, привлекает их внешняя сторона - забитые голы, драматические и комические ситуации, сенсационность рекордов и др. Но определенная степень спортивной культуры, достигнутая в процессе занятий спортом, дает возможность оценить эстетическую сторону спортивной деятельности.

В процессе занятий физическим воспитанием и спортом формируется красивая осанка, осуществляется гармоническое развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявления положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.

Эстетическое воспитание развивает человека духовно, позволяет правильно понимать и оценивать прекрасное, стремиться к нему. Человек с развитым чувством стремится создать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в спорте.

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим заключается в том, что, с одной стороны, физическое воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека, с другой - эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момента и привлекательных дополнительных стимулов к занятиям физическими упражнениями.

Задачи физического воспитания:

- воспитание эстетических чувств и вкусов в ооласти физической
культуры;

- воспитание эстетической оценки и движений человека;

- воспитание умений находить и оценивать прекрасное в поведении
товарищей и в окружающей обстановке.

К средствам эстетического воспитания относятся разнообразные виды физического воспитания. Средствами эстетического воспитания являются праздники и выступления, природные и гигиенические условия, а также обстановка занятий, специальные средства художественного воспитания в процессе занятий (использование музыки).

Методы эстетического воспитания:

- эмоционально-эстетическое объяснение физических упражнений,
образное слово;

- технически совершенный и эмоционально-выразительный показ
упражнения, который бы вызвал чувство восхищения прекрасным;

- вдохновляющий пример в действиях и поступках;

- практическое приучение к творческим проявлениям красоты в
двигательной деятельности в процессе занятий физическими
упражнениями.


Влияние спорта на волевые качества.


Спорт оказывает положительное влияние на развитие волевых качеств. Это происходит в процессе совершенствования преднамеренных действий, направленных на достижение трудных целей, сознательного регулирования своей деятельности и управления собственным поведением во время занятий спортом и на спортивных соревнованиях. Волевые усилия, при выполнении большинства спортивных упражнений, связаны с необходимостью сосредоточить внимание на определенном движении, действовать, несмотря на внешние препятствия, и сдерживать себя от нецелесообразных, нежелательных двигательных актов, то есть характеризуются психической и физической активностью.

Занятия спортом и участия в соревнованиях развивают такие волевые черты личности, как: целенаправленность, инициативность и активность, дисциплинированность, решительность, стойкость.

Воля развивается только в процессе преодоления трудностей. Каждое действие в спорте — это волевой акт. Существует связь между степенью волевого усилия и нервно-мышечным напряжением в произвольных движениях. Чем выше проявление силы, быстроты, выносливости и других качественных выражений двигательной деятельности, тем больше должно быть и волевое напряжение.

Воля необходима не только во время выполнения спортивных упражнений, связанных с затратой значительных физических напряжений, но и в процессе овладения спортивной техникой.


В соответствии с этим к средствам развития волевых качеств на занятиях спортом относятся: 1) постановка сложных задач (стремление к совершенствованию овладения техникой спортивных упражнений, спортивной тактикой, к развитию физических качеств, к достижению высоких спортивных результатов); 2) применение по интенсивности и объему спортивных нагрузок; 3) создание, увеличение, варьирование различного рода препятствий; 4) участие в соревнованиях, постепенно усложняемых по составу участников, масштабу и условиям проведения;5) строгое соблюдение режима дня.


Влияние спорта на чувства и эмоциональную сферу.


Спорт при определенных условиях оказывает положительное влияние на чувства и эмоциональную сферу человека. Одно из важнейших последствий влияния занятий спортом на личность состоит в том, что он способствует сохранению на долгие годы чувства радости, испытываемого от двигательной деятельности в ее игровой форме. А это чувство наиболее характерно для детей и подростков. Известная «ребячливость» пронизывает сущность спорта и в определенной мере характеризует личность спортсмена. Занятия спортом помогают сохранить это жизнеощущение, как одно из главных условий здоровья человека и его творческого долголетия.

В психологии спорта различают такие спортивные эмоции, как любовь к спорту, спортивная злость, спортивное вдохновение.

Причинами положительных эмоций у спортсменов могут быть: 1) удовлетворение в потребности в движениях; 2) сознание пользы, принесенной спортсменом участием в соревнованиях за сборную команду; 3) достижение цели, получение спортивного разряда, звания и др.;4) повышение самосознания; 5) возникновение чувства свободы движений как следствие возможности выбора и смены предмета занятий; 6) смена характера деятельности, появление новых раздражителей; 7) снижение, а порой и снятие отрицательных эмоций.

Важнейшая задача тренера состоит в том, что в процессе занятий спортом и вне всеми педагогически оправданными средствами формировать у занимающихся положительные эмоции. Интерес к занятиям, радость, воодушевление, энтузиазм, уверенность в своих силах, сознание собственного достоинства положительно влияют на работоспособность спортсменов. Они внимательно относятся к указаниям тренера, хорошо выполняют задания, занятия доставляют им удовольствие, восстановление сил после напряженной тренировки наступает быстрее. И наоборот, озабоченность, беспокойство, скука, страх снижают возможности занимающихся, отрицательно влияют на их физическое и моральное состояние.

Трудовое воспитание в процессе занятий спортом. Отношение к труду является одним из важнейших критериев воспитанности личности. Это отВзаимосвязь физического и трудового воспитания выражается в том, что физическое воспитание оказывает непосредственное содействие трудовому, повышая трудоспособность людей, а трудовое воспитание придает физическому конкретную направленность на подготовку людей к жизни и к труду.

В процессе занятий физическими упражнениями содержанием трудового воспитания является сам учебный труд, элементарные трудовые процессы по обслуживанию занятий физическими упражнениями, общественно полезный труд спортсменов в порядке шефства и т.д.

Задачи трудового воспитания:

  • воспитание трудолюбия;

  • формирование сознательного отношения к труду;

  • овладение элементарными трудовыми умениями и навыками.

К средствам трудового воспитания относятся: учебный труд (в процессе занятий спортом, соревнования), выполнение практических обязанностей по обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, уход за спортивным инвентарем и др.). К методам трудового воспитания относятся:

  • практическое приучение к труду;

  • беседа;

  • оценка результатов труда;

  • пример образцового труда.

Занятия различными видами спорта представляют широкие возможности для воспитания положительных черт личности. Они эмоциональны, позволяют формировать на ряду с физическими и психические качества. Однако воспитательные возможности занятий различными физическими упражнениями, видами спорта не одинаковы, что должен учитывать тренер. Они обусловлены особым содержанием и условием выполнения конкретных упражнений.

В педагогической работе планируют и реализуют следующие воспитательные задачи: перспективные и ближайшие, коллективные и индивидуальные, относящиеся к отдельным, конкретным ученикам.

Педагог должен найти правильный подход к каждому спортсмену, уметь поддержать и развить в нем хорошие качества и задатки, заботиться не только о спортивных результатах своих воспитанников, но и их отношением к учебе, поведении, культурном росте.

Эффективность воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту достигается:

- организацией целостного деятельно-воспитательного процесса, в
соответствии с требованием законов, научными рекомендациями и
реальными потребностями;

-достижение целевой и содержательной направленности воспитания, оптимальной его организацией;

- обеспечением положительной мотивации в процессе занятий
физическими упражнениями и спортом, раскрытием и задействованием
сущностного потенциала каждого занимающегося;

- достижение сплоченности спортивного коллектива;

- личным отношением к выполнению обязанностей на высоко/,
профессиональном и творческом уровне;

- всесторонним обеспечением воспитательного процесса.


Возможное отрицательное влияние спорта.


Влияние спорта на личность не однозначно. При несоблюдении ряда условий он может оказать на спортсмена негативное воздействие. Человек, участвующий в большом спорте на протяжении ряда лет, подчиняет свои интересы достижению высоких спортивных результатов, победе на крупных соревнованиях. Успех спортсмена делает его объектом внимания прессы, радио, телевидения, широкой общественности. Громкая популярность, щедрые эпитеты, на которые не скупятся журналисты, восхищение друзей и знакомых таят в себе немало опасностей для личности спортсмена, недостаточно закаленного нравственно. Если единственным мотивом его деятельности является личный успех, то это нередко приводит к развитию эгоистических черт характера, к нежеланию подчинить собственные интересы интересам коллектива, к неприятию критики, связанному с ложным представлением о своей исключительности. Как и в любой другой деятельности, личный успех в спорте - это испытание, прежде всего гражданских качеств человека, его моральных, духовных сил. Отрицательные влияния такого рода могут проявиться в отношении не только высококвалифицированных спортсменов, но и совсем юных, теряющих порой способность правильно оценить свою личность и свои возможности даже после незначительных успехов.

Длительное участие в спортивных сборах и соревнованиях связано с отрывом спортсмена от систематического, каждодневного труда и может отразиться на выполнении им своих профессиональных и академических обязанностей.

Возможно также отрицательное влияние спорта на интеллектуальную сферу. Оно может быть следствием трех причин: 1) увлечение спортом может стать помехой посещения академических занятий и отрицательно повлиять на решение общеобразовательных задач; 2) утомление, наступающее в результате напряженных тренировочных занятий с большими нагрузками, участие в соревнованиях, может порой привести к сужению объема внимания, замедлению процесса восприятия, мыслительных операций, к кратковременному ослаблению памятщЗ) спортивные длительные сборы, однообразные тренировочные занятия без сочетания их с привычным умственным трудом могут оказать угнетающее воздействие на интеллектуальную сферу.

Часто перед соревнованиями возникают отрицательные эмоции -страх, беспокойство, тревога, иногда безразличие, чувство неуверенности, подавленности.

Результатами участия в спортивных соревнованиях, прежде всего, удовлетворены только те, кто победил или занял призовые места. Остальным приходится осознать недостаточность своих усилий, испытать горечь поражения, разочарование и другие негативные эмоции. Иногда вследствие этого спортсмен теряет веру в себя. Чем выше квалификация спортсмена, чем больше ответственность, которую он несет перед командой, коллективом, перед своей страной, тем острее он переживает свои спортивные неудачи.

Источниками негативных эмоций, отрицательного влияние на сознание спортсмена может быть необъективное судейство. Это касается, прежде всего, тех видов спорта, где результаты спортсменов оцениваются на основании визуального впечатления судей (в гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду и пр.).

Одно из наиболее тяжелых эмоциональных переживаний спортсмена высокой квалификации связано с его выходом из состава национальной сборной команды страны. Это происходит вследствие достижения спортсменом возраста, когда не только прогресс, но и сохранение спортивного мастерства становится невозможным. Спорт - это деятельность, где человек иногда «стареет» в 18-20 лет.

Таким образом, одностороннее увлечение спортом, занятие им в отрыве от общественных и духовных интересов, академической и трудовой деятельности могут привести к отрицательным результатам в отношении формирования личности. Это случается как в сфере массового спорта, так и спорта высших достижений.
















Список использованной литературы



  1. Педагогика спорта. /Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А./ - К.: Здоровье, 1986. – С.208.

  2. Педагогическое мастерство тренера /Деркач А.Н., Исаев А.А./ - М.: «Физкультура и спорт», 1981. – С.258.

  3. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. /Деркач А.Н., Исаев А.А./ - М.: «Просвещение», 1985. – С.355.

  4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. – М.: «Воениздат», 1997. – С.230.

  5. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: Учебное пособие. – К.: Олимпийская литература, 1999. – С.318.

  6. Платонов В.П. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. К.: Олимпийская литература, 1997. – С.583.



15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!