Реализовать сложные задачи по развитию личности учащихся (наряду с другими условиями) позволяет практикуемая в учебных заведениях лекционно-семцнарная система обучения. Управление учебным процессом здесь достигается за счет анализа стартовых условий, планирования материала и деятельности учащихся с видением ближней и дальней перспективы, продуманной организации учебного процесса, координации учета и контроля, последующего анализа его результатов и коррекции.
Лекционно-семинарная система обучения имеет ряд существенных преимуществ: это осознательность учащихся процесса учения, возможность активного включения в него, планирования ими своей деятельности, возможность строить учебный процесс на разных условиях сложности, широко использовать нетрадиционные формы обучения и др.
Среди элементов лекционно-семинарной системы обучения можно выделить шесть основных: лекции, уроки-практикумы, уроки-диалоги, консультации, семинары, зачеты. Практика показала, что данная система обучения имеет результативность при соблюдении трех главных условий: 1) четкое планирование всего учебного процесса, ведение его от первого до
последнего занятия; 2) тесная взаимосвязь всех ее элементов; 3) систематическая отчетность учащихся.