Крымские первоцветы.
Практическое занятие. Изготовление поделки «Подснежник».
Разработала воспитатель продленного дня МБОУ СОШ №40 им. В.А. Скугаря г. Симферополя Билялова Е.П.
(Начальная школа, 1-2 классы. Конспект занятия в группе продленного дня. Материалы занятия могут быть использованы на уроках окружающего мира и технологии.)
Цели и задачи: расширять знания о первых цветущих растениях родного края, раскрыть необходимость охраны первоцветов; активизировать и обогащать словарный запас; закреплять умение детей работать с бумагой; развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление, глазомер, усидчивость и аккуратность при работе с бумагой; формировать творческое воображение.
Планируемые результаты: Личностные УУД: - формирование интереса к изучению природы Крыма; - осознание необходимости охраны первоцветов. Предметные УУД: - знание определения «первоцветы»; - умение пользоваться инструментами и материалами при работе с бумагой; - умение слушать инструкцию и выполнять действия при работе с бумагой. Познавательные УУД: - умение перерабатывать информацию из разных источников, выбирать главное; - умение наблюдать, анализировать и делать выводы; - узнавание первоцветов родного края. Коммуникативные УУД: - осуществление сотрудничества с педагогом и сверстниками; - умение приводить свои примеры из жизненных ситуаций; - умение грамотно строить высказывания. Регулятивные УУД: - умение давать самооценку своей деятельности.
Методы и формы работы учащихся: практический; фронтальная и индивидуальная работа.
Оборудование: рисунки (фотографии) первоцветов; презентация «Первоцветы Крыма»; на каждого ученика: по 3 модуля «Трилистник» из белой бумаги (5х5 см), по 1 полоске из зеленой гофрированной бумаги (16х1 см), тонкая жесткая проволока (13 см), ножницы, клей – карандаш, двусторонний скотч, линейка, желтые кружочки для смайликов по количеству учащихся.
Подготовительная работа: учащиеся готовят сообщения о первоцветах, по 3 сложенных модуля «Трилистника», навык складывания модуля.
Ход занятия:
I. Организационный момент - Сегодня мы побываем в разных уголках Крыма и узнаем о самых настоящих чудесах природы нашего края. Готовы ли вы к путешествию?
II. Введение в тему Учитель читает стихотворение. (Слайд 1)
Зима передала весне бразды правления.
Весна, неся с собою теплоту,
Всё стала пробуждать от зимнего забвения.
Вселяя в сердцах людей доброту.
И первыми, ручьи пустила,
Чтоб их хрустальный звон,
Всех, всех оповестил кругом:
«ВЕСНА взошла на трон! »
И лишь едва снежок сойдёт,
В проталинах появятся
Нежные примулы, подснежников букеты,
Хрупкие пролески – всё это ПЕРВОЦВЕТЫ!
И люди рвут их, просто так
Чтоб радовали глаз,
И украшают подоконник у окна.
Из разноцветных ваз.
Но время пройдёт, цветы постоят и завянут,
Закончится их короткой жизни покой.
На место этих другие поставят,
А эти выкинут недрогнувшей рукой.
Они могли бы ещё долго цвести,
Расти на лоне природы,
И радовать нас своею красотой.
Давая новые всходы.
Берегите цветы, не губите!
Творенье природы не рвите!
Заботясь о своей Земле, мы продлеваем её век.
Береги первоцветы – если ты ЧЕЛОВЕК!
- О каком времени года идет речь в стихотворении? (О весне). - Какие изменения происходят в природе весной? (Тает снег, погода становится теплее, прилетают птицы, распускаются почки, расцветают цветы…) – Как вы думаете, чему посвящено наше занятие? (Первым весенним цветам, первоцветам). - Что означает слово первоцвет? (Первые весенние цветы; растение, которое расцветает одним из первых ранней весной). - Под лучами весеннего солнца начинает таять снег. Талая вода добирается до земли, и пробуждает подснежники от зимнего сна. Из-под снега появляются первые цветы. Подснежниками в разных местах называют разные цветы: и голубые, и жёлтые, и белые. Тот цветок, который расцветает по весне первым, и есть подснежник, первоцвет. - Почему возникает необходимость разговора о первых весенних цветах? (Первые цветы – это предвестники весны. После долгой зимы люди радуются каждому теплому деньку, каждому цветочку). - В сказке «Двенадцать месяцев» среди лютой зимы принцесса захотела живых цветов. Возможно ли в жизни зимой увидеть первоцветы? (Да, в Крыму в феврале распускаются подснежники). - Какие еще первые весенние цветы вы знаете? (Ответы детей). - Почему автор стихотворения призывает беречь цветы, не рвать их? (Сорванный цветок не даст семян, луковица в земле останется не развитой, с годами цветов станет мало или они могут исчезнуть совсем). - Как вы думаете, есть ли необходимость в охране первоцветов? (Да, первоцветы нуждаются в охране. С каждым годом их становится меньше.) - Назовите тему и цель нашего занятия. (Наше занятие посвящено первоцветам; мы узнаем, какие бывают первоцветы; поговорим о необходимости охраны первых весенних цветов).
III. Основная часть Беседа – презентация «Первоцветы» Слайд 2. Подснежники. На проталинках лесных
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые... (Подснежники). Примерное сообщение ученика: В Крыму подснежником зовут галантус складчатый с белоснежными, пониклыми, хрупкими цветами. Встречается в лесах и на тенистых местах по всему горному Крыму. Ежегодно в огромных количествах уничтожается сборщиками для продажи. Пока подснежник в Крыму не является редким растением, но уже требует охраны. Галантус складчатый – эндем Крыма, занесен в Красную книгу Крыма.
Слайд 3. Прострел или сон-трава. Не успело солнце появиться,
В земле его бутону не сидится.
Голубовато - лиловые колокольчики раскрывает,
Листья свои к свету не пускает.
Народ верил, что он сон навевает,
Людям радость и горе предвещает.
Носит мохнатую шубу в холодную погоду,
Не боится мороза и украшает природу. (Прострел, сон- трава) Примерное сообщение ученика:
Прострел крымский, или Халлера, обитает в Крыму на платообразных безлесных вершинах Крымских гор, на луговинах, в трещинах скал. Весной на склонах Чатыр-Дага и Демерджи можно увидеть безмерное поле прострела. Цветки крупные и мохнатые, фиолетовой окраски разной интенсивности. Пушок на лепестках, стеблях и листьях защищает цветок от жаркого солнца днём и от холода ночью. В народе прострел называют сон-травой. Прострел крымский занесен в Красную книгу.
Слайд 4. Фиалка. На солнечной опушке фиалка расцвела,
Голубенькие ушки тихонько подняла.
В траве она хоронится, не любит лезть вперёд.
Но кто-то ей поклонится и бережно возьмёт. (Е.Серова)
Примерное сообщение ученика:
В крымских лесах растёт удивительный цветок фиалка. Растёт она не поодиночке, а кустиками. Все лепестки лесной, или собачьей, фиалки нежного бледно-голубого или фиолетового цвета. Скромная лесная красавица прячется в густой тени. На её душистые нежные цветы садятся шмели и бабочки. Фиалки можно встретить в крымских парках и скверах. На Ай-Петринской яйле растут нагорные синие и желтые фиалки.
Слайд 5. Мать-и-мачеха. На глиняных откосах,
В оврагах, вдоль дорог
Появился первым
Жёлтый огонёк. Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. (Мать-и-мачеха) Примерное сообщение ученика:
Мать-и-мачеха – необычное растение. Сначала она цветёт, а потом отращивает листья. И листья у неё необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, тёплая и мягкая.
- Как вы думаете, какую сторону называют матерью, а какую мачехой?
- Тёплая сторона - мать, а холодная - мачеха. Мать-и-мачеха раскрывает свой цветок только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит. Этот цветок растёт вдоль дорог и возле воды. Это лекарственное растение. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а зимой заботится о нашем здоровье. Растет в горном и степном Крыму по берегам рек, по днищам оврагов, глинистым канавам.
Слайд 6. Медуница. Не успел сойти белый снег,
Появился ранний, смелый побег,
А цветочки у него все разные:
Фиолетовые, синие, голубые, красные…
Они меняют окраску, следуя моде,
Красуются при холодной погоде,
Цветы ароматные -
содержат много нектара,
Цветут в садах, очень любят дубравы. (Медуница) Примерное сообщение ученика: В крымских дубовых лесах цветет не совсем обычный цветок, он – настоящий разноцветный букетик. Это медуница. Вначале, когда цветки только появляются, они все розовые. Но пройдет несколько дней, и на стебельке, кроме розовых, появляются и голубые, и синие, и фиолетовые. Это ценное лекарственное растение, помогает при многих болезнях.
Слайд 7. Пролеска. Небо отразилось на её цветах,
Голубые заросли выросли в лесах.
С первых дней в апреле
Из дубовой прели
Выглянул цветочек -
Синенький глазочек,
Зелёная одёжка,
Луковая ножка. (Пролеска) Примерное сообщение ученика:
Голубая пролеска любит расти в дубравах, она ближайшая подруга медуницы. В Крыму растет пролеска двулистная. Ярко-голубые «озерца» из пролески можно наблюдать на подъеме на гору Роман-Кош.
Слайд 8. Цикламен.
В домах, квартирах – друг старинный -
Цветок на стебле лебедином.
Он распускается зимой,
А лист - овальный, расписной. (Цикламен). Автор: Фёдор Костюк Примерное сообщение ученика: Цикламен Кузнецова - редкий, исчезающий вид, эндемик Крыма. Раньше встречался в нескольких пунктах, но теперь сохранился только у села Русское Белогорского района. Растет в лесах дуба скального, граба, ясеня, бука. Часть лесов, где растет цикламен Кузнецова, объявлена заказниками. Причина уничтожения – красивое зимнецветущее растение. Занесен в Красную книгу.
Слайд 9. Крокус крымский. Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились... (крокусы) Примерное сообщение ученика: Крокус крымский, или шафран крымский, является эндемиком Крыма. Растет в горах на открытых каменистых местах, травянистых склонах яйл. Все крымские крокусы – декоративные, подвергаются массовому уничтожению и нуждаются в охране. Занесены в Красную книгу.
Слайд 10. Примула. Видим мы в садах её -
С трубкой цветик у неё,
Первой по весне цветёт,
И в домах, порой, растёт.
Цвет различный нам подкинула –
Многолетний кустик ... (примула). Примерное сообщение ученика: Примула, или первоцвет, растет почти на всей степной и лесостепной территории Крыма. Она не только красива, но и обладает полезными лекарственными свойствами. Листья примулы имеют огромное количество аскорбиновой кислоты и каротина. Их можно употреблять в пищу, добавлять в салаты.
Слайд 11. Интересно об известном. Сообщение учителя: Знаете ли вы, почему первоцветы не мерзнут? Ведь когда они цветут, еще нет настоящего тепла. Дни короткие и ветреные, а ночи морозные. Растение начинает расти, когда начинается сокодвижение. У подснежников и других первоцветов сок необычайный, он сахарный! Да-да, в нем содержится много сахара, а растворы с большим содержанием сахара во время небольших морозов не замерзают. Поэтому эти цветы не боятся холода.
Слайд 12. Берегите первоцветы!
Не рвите цветы, не губите,
Любуйтесь природой осторожно!
Для детей и внуков сохраните
То, что еще сберечь возможно!
Сообщение учителя:
- Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в «Красную книгу». Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней?
IV. Физкультминутка “Весенний цветок”.
Наши нежные цветки
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Закрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Тихо засыпают,
Лепестки колышет.
Головой качают.
V. Практическая часть
- Сегодня мы узнали о том, что почти все первоцветы являются редкими и охраняемыми растениями. Рвать их ни в коем случае нельзя, да и покупать у недобросовестных продавцов тоже. Поэтому сегодня мы научимся делать подснежники своими руками. И, поверьте, мамы таким подснежникам обрадуются даже больше, чем живым!
Для работы нам понадобятся: 3 модуля «Трилистника» из белой бумаги, полоска из зеленой гофрированной бумаги, тонкая жесткая проволока, ножницы, клей – карандаш, двусторонний скотч.
Ход работы: (Слайды 13 – 15)
Нанесите клей на правый лепесток модуля трилистника, как показано на образце.
Вложите лепесток с клеем в кармашек второго модуля и аккуратно приклейте его.
Аналогично правый лепесток второго модуля склейте с кармашком третьего модуля.
Таким же образом соедините лепестки первого и третьего модулей. Получился конусообразный цветок.
Согните один конец проволоки примерно на 1 см, как показано на образце.
От зеленой полоски гофрированной бумаги отрежьте 2 кусочка по 3 см. Приклейте на концы двусторонний скотч.
На загнутый конец проволоки закрепите первый кусочек бумаги и обмотайте его.
Проденьте проволоку внутрь цветка так, чтобы зеленый «бочонок» оказался внутри.
Аналогично сверните второй «бочонок» снаружи цветка у основания лепестков.
Из оставшейся полоски сформируйте листик и прикрепите его к стебельку внизу.
Изогните стебелек так, чтобы цветочек смотрел вниз. Подснежник готов!
VI. Итог занятия
- Можно ли рвать цветы в лесу, на лугу, в горах? (Нет, они могут быть редкими и охраняемыми видами).
- Из каких цветов можно составлять букеты? (Из тех, которые люди специально выращивают для букетов).
- Что мы можем сделать для первоцветов? (Не рвать их, не покупать, можно посадить в саду и ухаживать за ними, рассказать друзьям и близким об охране первоцветов).
Ведь недаром говориться: «Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»
- Я думаю, что вы будете хорошими друзьями природы. И когда вы пойдёте в лес и увидите цветы, вы не будете их рвать, топтать, а будете ими любоваться.
- Давайте подведем итоги нашего занятия. Я предлагаю каждому начать свое высказывание со слов:
- Сегодня я узнал…, или
-Сегодня я научился…, или
- Я расскажу своим друзьям…
VII. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке: нарисуйте соответствующий смайлик.
Использованные источники:
Горбунов Ю. Разноцветный хоровод.
Онегов А. Первый цветок.
https://infourok.ru/material.html?mid=69418
http://jalita.com/guidebook/flora/galanthus_plicatus.shtml
http://yuhanson.livejournal.com/208241.html
http://krymology.info/index.php
http://ltravi.ru/serdtse-i-sosudy/primula-ili-pervocvet.html
https://www.stihi.ru/2010/08/24/6569
http://playroom.ru/stihi-i-zagadki-pro-cvety/
http://www.karapuzovedenie.com/2014/03/zagadki-pro-podsnezhnik-i-veseniye-cvety.html