СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Крымские первоцветы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательное мероприятие знакомит школьников с первоцветами, приобщает к сохранению раннецветущих растений и создает условия для активной жизненной позиции в природоохранной деятельности. Каждый ребенок унес домой частичку весны - подснежник, сделанный своими руками.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Крымские первоцветы"»

Крымские первоцветы.

Практическое занятие. Изготовление поделки «Подснежник».

Разработала воспитатель продленного дня МБОУ СОШ №40 им. В.А. Скугаря г. Симферополя Билялова Е.П.

(Начальная школа, 1-2 классы. Конспект занятия в группе продленного дня. Материалы занятия могут быть использованы на уроках окружающего мира и технологии.)

Цели и задачи: расширять знания о первых цветущих растениях родного края, раскрыть необходимость охраны первоцветов; активизировать и обогащать словарный запас; закреплять умение детей работать с бумагой; развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление, глазомер, усидчивость и аккуратность при работе с бумагой; формировать творческое воображение.

Планируемые результаты: Личностные УУД: - формирование интереса к изучению природы Крыма; - осознание необходимости охраны первоцветов. Предметные УУД: - знание определения «первоцветы»; - умение пользоваться инструментами и материалами при работе с бумагой; - умение слушать инструкцию и выполнять действия при работе с бумагой. Познавательные УУД: - умение перерабатывать информацию из разных источников, выбирать главное; - умение наблюдать, анализировать и делать выводы; - узнавание первоцветов родного края. Коммуникативные УУД: - осуществление сотрудничества с педагогом и сверстниками; - умение приводить свои примеры из жизненных ситуаций; - умение грамотно строить высказывания. Регулятивные УУД: - умение давать самооценку своей деятельности.

Методы и формы работы учащихся: практический; фронтальная и индивидуальная работа.

Оборудование: рисунки (фотографии) первоцветов; презентация «Первоцветы Крыма»; на каждого ученика: по 3 модуля «Трилистник» из белой бумаги (5х5 см), по 1 полоске из зеленой гофрированной бумаги (16х1 см), тонкая жесткая проволока (13 см), ножницы, клей – карандаш, двусторонний скотч, линейка, желтые кружочки для смайликов по количеству учащихся.

Подготовительная работа: учащиеся готовят сообщения о первоцветах, по 3 сложенных модуля «Трилистника», навык складывания модуля.

Ход занятия:

I. Организационный момент - Сегодня мы побываем в разных уголках Крыма и узнаем о самых настоящих чудесах природы нашего края. Готовы ли вы к путешествию?

II. Введение в тему Учитель читает стихотворение. (Слайд 1)

Зима передала весне бразды правления.

Весна, неся с собою теплоту,

Всё стала пробуждать от зимнего забвения.

Вселяя в сердцах людей доброту.

И первыми, ручьи пустила,

Чтоб их хрустальный звон,

Всех, всех оповестил кругом:

«ВЕСНА взошла на трон! »

И лишь едва снежок сойдёт,

В проталинах появятся

Нежные примулы, подснежников букеты,

Хрупкие пролески – всё это ПЕРВОЦВЕТЫ!


И люди рвут их, просто так

Чтоб радовали глаз,

И украшают подоконник у окна.

Из разноцветных ваз.


Но время пройдёт, цветы постоят и завянут,

Закончится их короткой жизни покой.

На место этих другие поставят,

А эти выкинут недрогнувшей рукой.

Они могли бы ещё долго цвести,

Расти на лоне природы,

И радовать нас своею красотой.

Давая новые всходы.




Берегите цветы, не губите!

Творенье природы не рвите!

Заботясь о своей Земле, мы продлеваем её век.

Береги первоцветы – если ты ЧЕЛОВЕК!




- О каком времени года идет речь в стихотворении? (О весне). - Какие изменения происходят в природе весной? (Тает снег, погода становится теплее, прилетают птицы, распускаются почки, расцветают цветы…) – Как вы думаете, чему посвящено наше занятие? (Первым весенним цветам, первоцветам). - Что означает слово первоцвет? (Первые весенние цветы; растение, которое расцветает одним из первых ранней весной). - Под лучами весеннего солнца начинает таять снег. Талая вода добирается до земли, и пробуждает подснежники от зимнего сна. Из-под снега появляются первые цветы. Подснежниками в разных местах называют разные цветы: и голубые, и жёлтые, и белые. Тот цветок, который расцветает по весне первым, и есть подснежник, первоцвет. - Почему возникает необходимость разговора о первых весенних цветах? (Первые цветы – это предвестники весны. После долгой зимы люди радуются каждому теплому деньку, каждому цветочку). - В сказке «Двенадцать месяцев» среди лютой зимы принцесса захотела живых цветов. Возможно ли в жизни зимой увидеть первоцветы? (Да, в Крыму в феврале распускаются подснежники). - Какие еще первые весенние цветы вы знаете? (Ответы детей). - Почему автор стихотворения призывает беречь цветы, не рвать их? (Сорванный цветок не даст семян, луковица в земле останется не развитой, с годами цветов станет мало или они могут исчезнуть совсем). - Как вы думаете, есть ли необходимость в охране первоцветов? (Да, первоцветы нуждаются в охране. С каждым годом их становится меньше.) - Назовите тему и цель нашего занятия. (Наше занятие посвящено первоцветам; мы узнаем, какие бывают первоцветы; поговорим о необходимости охраны первых весенних цветов).

III. Основная часть Беседа – презентация «Первоцветы» Слайд 2. Подснежники. На проталинках лесных

Видим цветики весны:

Беленькие, нежные

Первые... (Подснежники). Примерное сообщение ученика: В Крыму подснежником зовут галантус складчатый с белоснежными, пониклыми, хрупкими цветами. Встречается в лесах и на тенистых местах по всему горному Крыму. Ежегодно в огромных количествах уничтожается сборщиками для продажи. Пока подснежник в Крыму не является редким растением, но уже требует охраны. Галантус складчатый – эндем Крыма, занесен в Красную книгу Крыма.


Слайд 3. Прострел или сон-трава. Не успело солнце появиться,

В земле его бутону не сидится.

Голубовато - лиловые колокольчики раскрывает,

Листья свои к свету не пускает.

Народ верил, что он сон навевает,

Людям радость и горе предвещает.

Носит мохнатую шубу в холодную погоду,

Не боится мороза и украшает природу. (Прострел, сон- трава) Примерное сообщение ученика:

Прострел крымский, или Халлера, обитает в Крыму на платообразных безлесных вершинах Крымских гор, на луговинах, в трещинах скал. Весной на склонах Чатыр-Дага и Демерджи можно увидеть безмерное поле прострела. Цветки крупные и мохнатые, фиолетовой окраски разной интенсивности. Пушок на лепестках, стеблях и листьях защищает цветок от жаркого солнца днём и от холода ночью. В народе прострел называют сон-травой. Прострел крымский занесен в Красную книгу.

Слайд 4. Фиалка. На солнечной опушке фиалка расцвела,

Голубенькие ушки тихонько подняла.

В траве она хоронится, не любит лезть вперёд.

Но кто-то ей поклонится и бережно возьмёт. (Е.Серова)

Примерное сообщение ученика:

В крымских лесах растёт удивительный цветок фиалка. Растёт она не поодиночке, а кустиками. Все лепестки лесной, или собачьей, фиалки нежного бледно-голубого или фиолетового цвета. Скромная лесная красавица прячется в густой тени. На её душистые нежные цветы садятся шмели и бабочки. Фиалки можно встретить в крымских парках и скверах. На Ай-Петринской яйле растут нагорные синие и желтые фиалки.


Слайд 5. Мать-и-мачеха. На глиняных откосах,

В оврагах, вдоль дорог

Появился первым

Жёлтый огонёк. Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми. (Мать-и-мачеха) Примерное сообщение ученика:

Мать-и-мачеха – необычное растение. Сначала она цветёт, а потом отращивает листья. И листья у неё необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, тёплая и мягкая.

- Как вы думаете, какую сторону называют матерью, а какую мачехой?

- Тёплая сторона - мать, а холодная - мачеха. Мать-и-мачеха раскрывает свой цветок только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит. Этот цветок растёт вдоль дорог и возле воды. Это лекарственное растение. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а зимой заботится о нашем здоровье. Растет в горном и степном Крыму по берегам рек, по днищам оврагов, глинистым канавам.


Слайд 6. Медуница. Не успел сойти белый снег,

Появился ранний, смелый побег,

А цветочки у него все разные:

Фиолетовые, синие, голубые, красные…

Они меняют окраску, следуя моде,

Красуются при холодной погоде,

Цветы ароматные -

содержат много нектара,

Цветут в садах, очень любят дубравы. (Медуница) Примерное сообщение ученика: В крымских дубовых лесах цветет не совсем обычный цветок, он – настоящий разноцветный букетик. Это медуница. Вначале, когда цветки только появляются, они все розовые. Но пройдет несколько дней, и на стебельке, кроме розовых, появляются и голубые, и синие, и фиолетовые. Это ценное лекарственное растение, помогает при многих болезнях.


Слайд 7. Пролеска. Небо отразилось на её цветах,

Голубые заросли выросли в лесах.

С первых дней в апреле

Из дубовой прели

Выглянул цветочек -

Синенький глазочек,

Зелёная одёжка,

Луковая ножка. (Пролеска) Примерное сообщение ученика:

Голубая пролеска любит расти в дубравах, она ближайшая подруга медуницы. В Крыму растет пролеска двулистная. Ярко-голубые «озерца» из пролески можно наблюдать на подъеме на гору Роман-Кош.


Слайд 8. Цикламен.

В домах, квартирах – друг старинный -

Цветок на стебле лебедином.

Он распускается зимой,

А лист - овальный, расписной. (Цикламен). Автор: Фёдор Костюк Примерное сообщение ученика: Цикламен Кузнецова - редкий, исчезающий вид, эндемик Крыма. Раньше встречался в нескольких пунктах, но теперь сохранился только у села Русское Белогорского района. Растет в лесах дуба скального, граба, ясеня, бука. Часть лесов, где растет цикламен Кузнецова, объявлена заказниками. Причина уничтожения – красивое зимнецветущее растение. Занесен в Красную книгу.


Слайд 9. Крокус крымский. Жёлтый, белый, голубой;

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились... (крокусы) Примерное сообщение ученика: Крокус крымский, или шафран крымский, является эндемиком Крыма. Растет в горах на открытых каменистых местах, травянистых склонах яйл. Все крымские крокусы – декоративные, подвергаются массовому уничтожению и нуждаются в охране. Занесены в Красную книгу.


Слайд 10. Примула. Видим мы в садах её -

С трубкой цветик у неё,

Первой по весне цветёт,

И в домах, порой, растёт.

Цвет различный нам подкинула –

Многолетний кустик ... (примула). Примерное сообщение ученика: Примула, или первоцвет, растет почти на всей степной и лесостепной территории Крыма. Она не только красива, но и обладает полезными лекарственными свойствами. Листья примулы имеют огромное количество аскорбиновой кислоты и каротина. Их можно употреблять в пищу, добавлять в салаты.

Слайд 11. Интересно об известном. Сообщение учителя: Знаете ли вы, почему первоцветы не мерзнут? Ведь когда они цветут, еще нет настоящего тепла. Дни короткие и ветреные, а ночи морозные. Растение начинает расти, когда начинается сокодвижение. У подснежников и других первоцветов сок необычайный, он сахарный! Да-да, в нем содержится много сахара, а растворы с большим содержанием сахара во время небольших морозов не замерзают. Поэтому эти цветы не боятся холода.


Слайд 12. Берегите первоцветы!

Не рвите цветы, не губите,

Любуйтесь природой осторожно!

Для детей и внуков сохраните

То, что еще сберечь возможно!

Сообщение учителя:

- Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в «Красную книгу». Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней?


IV. Физкультминутка “Весенний цветок”.

Наши нежные цветки

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Закрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Тихо засыпают,

Лепестки колышет.

Головой качают.


V. Практическая часть

- Сегодня мы узнали о том, что почти все первоцветы являются редкими и охраняемыми растениями. Рвать их ни в коем случае нельзя, да и покупать у недобросовестных продавцов тоже. Поэтому сегодня мы научимся делать подснежники своими руками. И, поверьте, мамы таким подснежникам обрадуются даже больше, чем живым!

Для работы нам понадобятся: 3 модуля «Трилистника» из белой бумаги, полоска из зеленой гофрированной бумаги, тонкая жесткая проволока, ножницы, клей – карандаш, двусторонний скотч.

Ход работы: (Слайды 13 – 15)

  1. Нанесите клей на правый лепесток модуля трилистника, как показано на образце.

  2. Вложите лепесток с клеем в кармашек второго модуля и аккуратно приклейте его.

  3. Аналогично правый лепесток второго модуля склейте с кармашком третьего модуля.

  4. Таким же образом соедините лепестки первого и третьего модулей. Получился конусообразный цветок.

  5. Согните один конец проволоки примерно на 1 см, как показано на образце.

  6. От зеленой полоски гофрированной бумаги отрежьте 2 кусочка по 3 см. Приклейте на концы двусторонний скотч.

  7. На загнутый конец проволоки закрепите первый кусочек бумаги и обмотайте его.

  8. Проденьте проволоку внутрь цветка так, чтобы зеленый «бочонок» оказался внутри.

  9. Аналогично сверните второй «бочонок» снаружи цветка у основания лепестков.

  10. Из оставшейся полоски сформируйте листик и прикрепите его к стебельку внизу.

  11. Изогните стебелек так, чтобы цветочек смотрел вниз. Подснежник готов!


VI. Итог занятия

- Можно ли рвать цветы в лесу, на лугу, в горах? (Нет, они могут быть редкими и охраняемыми видами).

- Из каких цветов можно составлять букеты? (Из тех, которые люди специально выращивают для букетов).

- Что мы можем сделать для первоцветов? (Не рвать их, не покупать, можно посадить в саду и ухаживать за ними, рассказать друзьям и близким об охране первоцветов).

Ведь недаром говориться: «Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

- Я думаю, что вы будете хорошими друзьями природы. И когда вы пойдёте в лес и увидите цветы, вы не будете их рвать, топтать, а будете ими любоваться.

- Давайте подведем итоги нашего занятия. Я предлагаю каждому начать свое высказывание со слов:

- Сегодня я узнал…, или

-Сегодня я научился…, или

- Я расскажу своим друзьям…

VII. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке: нарисуйте соответствующий смайлик.


Использованные источники:

Горбунов Ю. Разноцветный хоровод.

Онегов А. Первый цветок.

https://infourok.ru/material.html?mid=69418

http://jalita.com/guidebook/flora/galanthus_plicatus.shtml

http://yuhanson.livejournal.com/208241.html

http://krymology.info/index.php

http://ltravi.ru/serdtse-i-sosudy/primula-ili-pervocvet.html

https://www.stihi.ru/2010/08/24/6569

http://playroom.ru/stihi-i-zagadki-pro-cvety/

http://www.karapuzovedenie.com/2014/03/zagadki-pro-podsnezhnik-i-veseniye-cvety.html








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!