ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение новосибирской области «Барабинский медицинский колледж»
Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных,
социально-экономических дисциплин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
комбинированного занятия
для преподавателя
Дисциплина: Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия
Раздел 4 «Геометрия»
Тема 4. 14 «Площадь боковой поверхности цилиндра и конуса.
Площадь сферы»
для специальности 34.02.01 Сестринское дело
по программе базовой подготовки
курс 1
Барабинск, 2016 г
Рассмотрена на заседании
ЦМК ОГСЭД
Протокол № ___________
От ____________ 2016 г.
Председатель ЦМК
______________________
(Ф. И. О.)
______________________
(подпись)
Разработчик:
Преподаватель 1 квалификационной категории Вашурина Т. В.
Содержание
Методический лист | 4 |
Формирование требований ФГОС при изучении темы | 5 |
Выписка из тематического плана дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» | 6 |
Актуальность изучения математики | 7 |
Примерная хронокарта занятия | 8 |
Блок информации по теме | 11 |
План самостоятельной работы студентов | 14 |
Приложение №1 | 15 |
Приложение №2 | 16 |
Приложение №3 | 18 |
Домашнее задание | 19 |
Перечень оборудования и оснащения | 19 |
Список использованных источников | 19 |
Методический лист
Тема 4. 14 «Площадь боковой поверхности цилиндра и конуса. Площадь сферы»
Вид занятия: комбинированный урок.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием информационных технологий (ЭОР, мультимедийная презентация), репродуктивный.
Уровень усвоения информации: первый (узнавание ранее изученных объектов, свойств) + второй (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
Образовательные цели: сформировать представления о понятии площади поверхности тел вращения; рассмотреть формулы площади боковой поверхности цилиндра и конуса, площади сферы; сформировать умения вычисления площади поверхности геометрических тел при решении практических задач; способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений.
Воспитательные цели: развивать коммуникативные способности; создавать условия для развития скорости восприятия и переработки информации, культуры речи; формировать умение работать в коллективе и команде.
Развивающие цели: способствовать выработке навыков решения стереометрических задач на нахождение геометрических величин. Выполнение чертежей по условиям задач.
Формирование требований ФГОС при изучении темы
«Площадь боковой поверхности цилиндра и конуса. Площадь сферы»
Результаты обучения:
владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры;
сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации.
Изучение темы 4.14 способствует формированию у обучающихся следующих общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 6. Работать в коллективе и команде.
Выписка из тематического плана
дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»
специальность Сестринское дело
Тема 4. 14 Площадь боковой поверхности цилиндра, конуса. Площадь сферы | Содержание учебного материала | 2 |
Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса, сферы. Вычисление площади поверхности при решении практических задач. Применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием. |
Лабораторная работа | - |
Практическое занятие | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: - создание мультимедийной презентации по данной теме; - работа с конспектом лекции. | 1 |
Актуальность изучения геометрии
Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!». Сегодня уже в начале XXI столетия мы можем повторить это восклицание с еще большим изумлением. В самом деле, посмотрите вокруг — всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника – все имеет геометрическую форму. Геометрические знания являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей: для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых. И уже этого достаточно, чтобы ответить на вопрос: «Нужна ли нам Геометрия?»
Во-первых, геометрия является первичным видом интеллектуальной деятельности, как для всего человечества, так и для отдельного человека. Мировая наука начиналась с геометрии. Ребенок, еще не научившийся говорить, познает геометрические свойства окружающего мира. Многие достижения древних геометров (Архимед, Аполлоний) вызывают изумление у современных ученых, и это несмотря на то, что у них полностью отсутствовал алгебраический аппарат.
Во-вторых, геометрия является одной составляющей общечеловеческой культуры. Некоторые теоремы геометрии являются одними из древнейших памятников мировой культуры. Человек не может по-настоящему развиться культурно и духовно, если он не изучал геометрию; геометрия возникла не только из практических, но и из духовных потребностей человека.
Основой курса геометрии является принцип доказательности всех утверждений. И это единственный предмет, включая даже предметы математического цикла, полностью основанный на последовательном выводе всех утверждений. Людьми, понимающими, что такое доказательство, трудно и даже невозможно манипулировать.
Итак, Геометрия — один из важнейших предметов, причем не только среди предметов математического цикла, но и вообще среди всех изучаемых предметов. Ее целевой потенциал охватывает необычайно широкий арсенал, включает в себя чуть ли не все мыслимые цели образования.
Примерная хронокарта занятия по теме: «Площадь боковой поверхности цилиндра, конуса. Площадь сферы»
(время занятия 90 минут)
№ | Этапы занятия | Деятельность | Цель этапа занятия | Оснащение этапа | Мин. |
преподавателя | студентов |
1 | Орг. момент. | Приветствие. Проверка готовности аудитории. | Дежурный информирует об отсутствующих. Контроль внешнего вида студентов. | Мобилизация внимания, выявление готовности аудитории к занятию. | Журнал группы. | 1 |
2 | Актуализация опорных знаний. | Анализирует степень усвоения предыдущей темы. Проводит фронтальный опрос группы (не оценивая), задает вопросы и проверяет правильность ответов. Демонстрирует применение тел вращения в практической и профессиональной деятельности. | На доске записывают упражнение из домашней работы. Устно отвечают на вопросы. | Выявление степени подготовки студентов к занятию и степень усвоения материала по предыдущей теме. Развитие коммуникативных способностей обучающихся. | Вопросы для фронтальной беседы (устно) (Приложение №1), доска для письменных ответов. | 15 |
3 | Сообщение темы занятия, постановка цели, обозначение актуальности данной темы. | Сообщает тему занятия, определяет цель, обосновывает значимость изучаемой темы. | Слушают, записывают дату и тему занятия в рабочих тетрадях. | Обозначить цель занятия, заинтересовать обучающихся, сконцентрировать их внимание. | Методическая разработка, мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация. | 2 |
4 | Изучение нового материала по плану. | Объясняет новый материал, сохраняет записи на доске. Демонстрирует презентацию. | Слушают, анализируют, выделяют главное, делают выводы, конспектируют. | Сформировать представления о понятии площади поверхности тел вращения; рассмотреть формулы площади боковой поверхности цилиндра и конуса, площади сферы; сформировать умения вычисления площади поверхности геометрических тел при решении практических задач; сформировать умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры. | Учебник Геометрия. Учебник для 10-11классов средней школы под ред. Атанасяна Л.С. [и др.], методическая разработка (блок информации), мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация. | 20 |
5 | Первичное закрепление знаний, выполнение упражнений. | Выполняет пошаговую проверку деятельности учащихся, оказывает помощь, консультирует. | Работают в коллективе, выполняя одинаковые задания, аналогичные разобранным при объяснении. | Закрепление и систематизация материала, ликвидация пробелов в полученных знаниях. Сформировать представления об основных понятиях и свойствах пространственных геометрических фигур, умения распознавать на чертежах геометрические фигуры. Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов решения упражнений, оценка их выполнения. | Методическая разработка, презентация (задачи на слайде презентации), учебник Геометрия. Учебник для 10-11классов средней школы под ред. Атанасяна Л.С. Приложение №2 | 30 |
6 | Задание на самостоятельную работу. | Определяет набор заданий для самостоятельной работы, проводит инструктаж по выполнению работы, определяет время самостоятельной работы студентов. | Слушают преподавателя, задают вопросы. Всем даётся один и тот же набор задач, которые можно выполнять, консультируясь только с преподавателем. | Развитие скорости восприятия и переработки информации, пунктуальности. | Слайд презентации с инструкциями, раздаточный материал каждому студенту с заданиями на отдельных листах для самостоятельной работы. | 2 |
7 | С. р. Контроль текущих теоретических и практических знаний, контроль конечного уровня знаний. | Наблюдает за работой учащихся, оказывает помощь, консультирует | Работают индивидуально, используют текст учебника, решают задачи по образцу. | Закрепление материала, формирование умения делать выводы, обобщать. Формирование умения принимать решения. Контроль усвоения знаний и умений учащихся. | Задания для итогового контроля. Приложение №3 | 15 |
8 | Итоговый контроль. | Контролирует взаимопроверку (работа в команде), поясняет критерии оценки. | Предоставляют выполненное задание, работают в паре, (работа в малой группе), сопоставляют ответы с эталонами, выставляют оценки. | Закрепление знаний по теме, выявление степени усвоения материала. | Слайд презентации с эталонами ответов и критериями отметки (приложение №3). | 3 |
9 | Подведение итогов занятия, выставление оценок. | Оценивает индивидуальную работу, обоснование полученных студентами оценок. | Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении. | Развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать самостоятельно. | Журнал группы. | 1 |
10 | Домашнее задание | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. | Слушают, записывают, задают вопросы. | Оптимизация самоподготовки, определение объема самостоятельной внеаудиторной работы. | Слайд презентации с домашним заданием. | 1 |
Блок информации
Изложение учебного материала: «Площадь боковой поверхности цилиндра, конуса. Площадь сферы»
Вспомним, что цилиндр и конус относятся к объемным (трехмерным) геометрическим фигурам вращения.
Объемные фигуры вращения (еще говорят — «тела», подразумевая объемность фигуры), как правило, образованы вращением плоской фигуры вокруг какой-то линии (прямой).
Так, цилиндр — это фигура, полученная от вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон как оси; конус — вращением прямоугольного треугольника вокруг его катета как оси, шар — вращением полукруга вокруг его диаметра как оси.
Объемные фигуры бывают прямые (прямой цилиндр, прямой конус) и наклонные (наклонный цилиндр, наклонный конус), что зависит от вида той плоской геометрической фигуры, которая их образует.
Определение. Цилиндр — это тело (объемная геометрическая фигура), полученное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон как оси.
Определение. Конус (прямой) — это тело (объемная геометрическая фигура), полученное вращением прямоугольного треугольника вокруг его катета как оси.
Определение. Сфе́ра — это геометрическое место точек в пространстве, равноудаленных от некоторой заданной точки (центра сферы).
Формула площади боковой поверхности цилиндра
Sбок. = 2πrh
r — радиус цилиндра, h — высота цилиндра
Площадь поверхности прямого, кругового конуса
R - радиус основания конуса
H - высота
L - образующая конуса
π ≈ 3.14
Формула площади боковой поверхности конуса, через радиус (R) и образующую (L), (Sбок):
Площадь сферы
R - радиус сферы
π ≈ 3.14
Формула площади сферы(S):
План самостоятельной работы студентов
Тема «Площадь боковой поверхности цилиндра, конуса.
Площадь сферы»
№ | Название этапа | Описание этапа | Цель | Время |
1 | Актуализация опорных знаний. | Выполнение упражнения из домашней работы. Повторяют, отвечают устно. Приложение №1. | Выявление степени усвоения материала по предыдущей теме. | 15 |
2 | Первичное закрепление знаний. | Выполняют одинаковые задания, записанные на слайдах №1, №2, №3. Приложение №2. | Закрепление полученных знаний, формирование умений анализировать, сравнивать и обобщать. Формирование представления об основных понятиях пространственных геометрических фигур, их основных свойствах. | 30 |
3 | Контроль конечного уровня знаний. | Выполнение задания для итогового контроля (листы с заданиями для каждого студента). Приложение №3. | Контроль усвоения знаний и умений учащихся. Выработка умения оценивать конечный результат. Выявление степени достижения цели занятия. | 15 |
Приложение №1
Вопросы для фронтальной беседы по предыдущей теме:
«Объем цилиндра, конуса, шара»
Дайте определение цилиндра.
Ответ: Определение. Цилиндр — это тело (объемная геометрическая фигура), полученное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон как оси.
Дайте определение конуса.
Ответ: Определение. Конус (прямой) — это тело (объемная геометрическая фигура), полученное вращением прямоугольного треугольника вокруг его катета как оси.
Дайте определение шара.
Ответ: Определение. Шар — это тело (объемная геометрическая фигура), полученное вращением полукруга вокруг его диаметра как оси.
Сформулируйте правило для вычисления объема цилиндра.
Ответ: Правило. Объем цилиндра равен произведению площади основания н высоты.
где R — радиус основания, H — высота цилиндра.
Сформулируйте правило для вычисления объема конуса.
Ответ: Правило. Объем конуса равен одной трети произведения площади основания и высоты конуса.
где R — радиус основания, H — высота конуса.
Сформулируйте правило для вычисления объема шара.
Ответ: Правило. Объем шара равен четырем третям
произведения числа Пи на куб радиуса.
где R — радиус шара.
Проверка выполнения упражнения из домашней работы зад. № 676
Приложение №2
Задания для первичного закрепления материала
Студенты, используя собственные модели прямых цилиндров и конусов, выполняют нужные измерения, вычисляют площадь боковой поверхности данного пространственного тела.
Решение задач (тексты на слайдах)
Площадь боковой поверхности цилиндра равна 72Пи, а диаметр основания — 9. Найдите высоту цилиндра.
Решение. Площадь боковой поверхности цилиндра находится по формуле:
Значит
Ответ: 8
Площадь основания конуса 36π см2 , а его образующая 10 см.
Вычислить боковую поверхность конуса.
Решение. Зная площадь основания, найдем его радиус.
S = πR2
36π = πR2
R2 = 36
R = 6
Площадь боковой поверхности конуса найдем по формуле:
S = πRl
где
R - радиус основания
l - длина образующей
откуда
S = π * 6 * 10 = 60π
Ответ: 60π см2 .
Площадь большого круга шара равна 17. Найдите площадь поверхности шара.
Решение. Мы знаем, что площадь поверхности шара находится по формуле:
Необходимо найти радиус шара. Площадь осевого сечения (больший круг) равна 17. Из формулы площади круга можем найти его радиус.
Радиус большого круга является радиусом шара. Таким образом:
Ответ: 68
Приложение №3
Задания для самостоятельной работы (итоговый контроль)
«Площадь боковой поверхности цилиндра и конуса. Площадь сферы»
Диаметр основания цилиндра равен 1 м, высота цилиндра равна длине окружности основания. Найдите площадь боковой поверхности цилиндра. Прямоугольный треугольник с катетами 6 см и 8 см вращается вокруг меньшего катета. Вычислите площади боковой поверхности образованного при этом вращении тела. Площадь сечения сферы, проходящего через ее центр, равна 9 м2. Найдите площадь сферы.
Ответы:
№ | 1 | 2 | 3 |
ответ | п2 | 80п см2 | 36п2 м2 |
Критерии оценки: «5» баллов – 3 верно выполненных задания
«4» балла – 2 верно выполненных задания
«3» балла – 1 верно выполненное задание
Домашнее задание
Цель: Определить объем информации для самостоятельной работы, обратить внимание на значимые моменты.
Определения и формулы выучить по конспекту лекции. Создание мультимедийной презентации по теме: «Применение тел вращения в медицине» (по желанию студента).
Перечень оборудования и оснащения
1. Доска
2. Компьютерное и мультимедийное оборудование
3. Учебник с теоретическим материалом для первичного закрепления знаний, раздаточный материал с заданиями итогового контроля (один на парту)
4. Модели геометрических фигур (цилиндры, конусы)
5. Мультимедийная презентация (28 слайдов)
Список использованных источников
Википедия / ru.wikipedia [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сфера
ГДЗ - готовое домашние задание по геометрии за 10-11 класс к учебнику Атанасяна онлайн / ggddzz.ru [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ggddzz.ru/reshebnik/gdz-po-geometrii-10-11-klass-atanasjan/list/522/
Геометрия. Учебник для 10-11классов [Текст] Учебник для 10 - 11 классов средней школы / Атанасян Л.С. [и др.] 18-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 255 с.
Инфоурок / infourok.ru [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-geometrii-obemi-tel-klass-625204.html
5. Презентации powerpoint/ pwpt.ru Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pwpt.ru/presentation/matematika/reshenie_zadach_na_nahozhdenie_ploschadi_poverhnosti_i_ob_emov_tel_vrascheniya/
Задания для самостоятельной работы (итоговый контроль)
«Площадь боковой поверхности цилиндра и конуса. Площадь сферы»
Диаметр основания цилиндра равен 1 м, высота цилиндра равна длине окружности основания. Найдите площадь боковой поверхности цилиндра. Прямоугольный треугольник с катетами 6 см и 8 см вращается вокруг меньшего катета. Вычислите площади боковой поверхности образованного при этом вращении тела. Площадь сечения сферы, проходящего через ее центр, равна 9 м2. Найдите площадь сферы.
Критерии оценки: «5» баллов – 3 верно выполненных задания
«4» балла – 2 верно выполненных задания
«3» балла – 1 верно выполненное задание
Задания для самостоятельной работы (итоговый контроль)
«Площадь боковой поверхности цилиндра и конуса. Площадь сферы»
Диаметр основания цилиндра равен 1 м, высота цилиндра равна длине окружности основания. Найдите площадь боковой поверхности цилиндра. Прямоугольный треугольник с катетами 6 см и 8 см вращается вокруг меньшего катета. Вычислите площади боковой поверхности образованного при этом вращении тела. Площадь сечения сферы, проходящего через ее центр, равна 9 м2. Найдите площадь сферы.
Критерии оценки: «5» баллов – 3 верно выполненных задания
«4» балла – 2 верно выполненных задания
«3» балла – 1 верно выполненное задание
7