ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение новосибирской области «Барабинский медицинский колледж»
Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных,
социально-экономических дисциплин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
комбинированного занятия
для преподавателя
Дисциплина: Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия
Раздел 4 «Геометрия»
Тема 4. 13 «Объем цилиндра, конуса, шара»
для специальности 34.02.01 Сестринское дело
по программе базовой подготовки
курс 1
Барабинск, 2016 г
Рассмотрена на заседании
ЦМК ОГСЭД
Протокол № ___________
От ____________ 2016 г.
Председатель ЦМК
______________________
(Ф. И. О.)
______________________
(подпись)
Разработчик:
Преподаватель 1 квалификационной категории Вашурина Т. В.
Содержание
Методический лист | 4 |
Формирование требований ФГОС при изучении темы | 5 |
Выписка из тематического плана дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» | 6 |
Актуальность изучения математики | 7 |
Примерная хронокарта занятия | 8 |
Блок информации по теме | 11 |
План самостоятельной работы студентов | 14 |
Приложение №1 | 15 |
Приложение №2 | 17 |
Приложение №3 | 19 |
Домашнее задание | 19 |
Перечень оборудования и оснащения | 20 |
Список использованных источников | 21 |
Методический лист
Тема 4. 13 «Объем цилиндра, конуса, шара»
Вид занятия: комбинированный урок.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием информационных технологий (ЭОР, мультимедийная презентация), репродуктивный, метод дифференцированного обучения.
Уровень усвоения информации: первый (узнавание ранее изученных объектов, свойств) + второй (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
Образовательные цели: сформировать представления о понятии объема тел вращения; рассмотреть формулы объемов цилиндра, конуса и шара; сформировать умения вычисления объёма геометрических тел при решении практических задач; способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений.
Воспитательные цели: развивать коммуникативные способности; создавать условия для развития скорости восприятия и переработки информации, культуры речи; формировать умение работать в коллективе и команде.
Развивающие цели: способствовать выработке навыков решения стереометрических задач на нахождение геометрических величин. Выполнение чертежей по условиям задач.
Формирование требований ФГОС при изучении темы
«Объем цилиндра, конуса, шара»
Результаты обучения:
владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры;
сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации.
Изучение темы 4.13 способствует формированию у обучающихся следующих общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 6. Работать в коллективе и команде.
Выписка из тематического плана
дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»
специальность Сестринское дело
Тема 4. 13 Объем цилиндра, конуса, шара | Содержание учебного материала | 2 |
Формулы объема цилиндра и конуса, шара. Вычисление объёма цилиндра, конуса, шара при решении практических задач |
Лабораторная работа | - |
Практическое занятие | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: - работа с учебником, выполнение упражнений [3, с.165-170 , с. 174, с.171 зад.676]; - работа с конспектом лекции. | 1 |
Актуальность изучения геометрии
Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!». Сегодня уже в начале XXI столетия мы можем повторить это восклицание с еще большим изумлением. В самом деле, посмотрите вокруг — всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника – все имеет геометрическую форму. Геометрические знания являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей: для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых. И уже этого достаточно, чтобы ответить на вопрос: «Нужна ли нам Геометрия?»
Во-первых, геометрия является первичным видом интеллектуальной деятельности, как для всего человечества, так и для отдельного человека. Мировая наука начиналась с геометрии. Ребенок, еще не научившийся говорить, познает геометрические свойства окружающего мира. Многие достижения древних геометров (Архимед, Аполлоний) вызывают изумление у современных ученых, и это несмотря на то, что у них полностью отсутствовал алгебраический аппарат.
Во-вторых, геометрия является одной составляющей общечеловеческой культуры. Некоторые теоремы геометрии являются одними из древнейших памятников мировой культуры. Человек не может по-настоящему развиться культурно и духовно, если он не изучал геометрию; геометрия возникла не только из практических, но и из духовных потребностей человека.
Основой курса геометрии является принцип доказательности всех утверждений. И это единственный предмет, включая даже предметы математического цикла, полностью основанный на последовательном выводе всех утверждений. Людьми, понимающими, что такое доказательство, трудно и даже невозможно манипулировать.
Итак, Геометрия — один из важнейших предметов, причем не только среди предметов математического цикла, но и вообще среди всех изучаемых предметов. Ее целевой потенциал охватывает необычайно широкий арсенал, включает в себя чуть ли не все мыслимые цели образования.
Примерная хронокарта занятия по теме: «Объем цилиндра, конуса, шара»
(время занятия 90 минут)
№ | Этапы занятия | Деятельность | Цель этапа занятия | Оснащение этапа | Мин. |
преподавателя | студентов |
1 | Орг. момент. | Приветствие. Проверка готовности аудитории. | Дежурный информирует об отсутствующих. Контроль внешнего вида студентов. | Мобилизация внимания, выявление готовности аудитории к занятию. | Журнал группы. | 1 |
2 | Актуализация опорных знаний. | Анализирует степень усвоения предыдущей темы. Проводит фронтальный опрос группы (не оценивая), задает вопросы и проверяет правильность ответов. Демонстрирует применение тел вращения в практической и профессиональной деятельности. | На доске записывают упражнение из домашней работы. Устно отвечают на вопросы. | Выявление степени подготовки студентов к занятию и степень усвоения материала по предыдущей теме. Развитие коммуникативных способностей обучающихся. | Вопросы для фронтальной беседы (устно) (Приложение №1), доска для письменных ответов. | 15 |
3 | Сообщение темы занятия, постановка цели, обозначение актуальности данной темы. | Сообщает тему занятия, определяет цель, обосновывает значимость изучаемой темы. | Слушают, записывают дату и тему занятия в рабочих тетрадях. | Обозначить цель занятия, заинтересовать обучающихся, сконцентрировать их внимание. | Методическая разработка, мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация. | 2 |
4 | Изучение нового материала по плану. | Объясняет новый материал, сохраняет записи на доске. Демонстрирует презентацию. | Слушают, анализируют, выделяют главное, делают выводы, конспектируют. | Сформировать представления о понятии объема цилиндра, конуса и шара; рассмотреть формулы объемов данных тел вращения, сформировать умения вычисления объёма геометрических тел при решении практических задач; сформировать умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры. | Учебник Геометрия. Учебник для 10-11классов средней школы под ред. Атанасяна Л.С. [и др.], методическая разработка (блок информации), мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация. | 20 |
5 | Первичное закрепление знаний, выполнение упражнений. | Выполняет пошаговую проверку деятельности учащихся, оказывает помощь, консультирует. | Работают в коллективе, выполняя одинаковые задания, аналогичные разобранным при объяснении. | Закрепление и систематизация материала, ликвидация пробелов в понимании в полученных знаниях. Сформировать представления об основных понятиях и свойствах пространственных геометрических фигур, умения распознавать на чертежах геометрические фигуры. Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов решения упражнений, оценка их выполнения. | Методическая разработка, презентация. (учебник Геометрия. Учебник для 10-11классов средней школы под ред. Атанасяна Л.С. № 667, №705, №711, №712. Приложение №2 | 30 |
6 | Задание на самостоятельную работу. | Определяет набор заданий для самостоятельной работы, проводит инструктаж по выполнению работы, определяет время самостоятельной работы студентов. | Слушают преподавателя, задают вопросы. Всем даётся один и тот же набор задач, которые можно выполнять, консультируясь только с преподавателем. | Развитие скорости восприятия и переработки информации, пунктуальности. | Слайд презентации с инструкциями, раздаточный материал каждому студенту с заданиями на отдельных листах для самостоятельной работы. | 2 |
7 | С. р. Контроль текущих теоретических и практических знаний, контроль конечного уровня знаний. | Наблюдает за работой учащихся, оказывает помощь, консультирует | Работают индивидуально, используют текст учебника, решают задачи по образцу. | Закрепление материала, формирование умения делать выводы, обобщать. Формирование умения принимать решения. Контроль усвоения знаний и умений учащихся. | Задания для итогового контроля. Приложение №3 | 15 |
8 | Итоговый контроль. | Контролирует взаимопроверку (работа в команде), поясняет критерии оценки. | Предоставляют выполненное задание, работают в паре, (работа в малой группе), сопоставляют ответы с эталонами, выставляют оценки. | Закрепление знаний по теме, выявление степени усвоения материала. | Слайд презентации с эталонами ответов и критериями отметки (приложение №3). | 3 |
9 | Подведение итогов занятия, выставление оценок. | Оценивает индивидуальную работу, обоснование полученных студентами оценок. | Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении. | Развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать самостоятельно. | Журнал группы. | 1 |
10 | Домашнее задание | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. | Слушают, записывают, задают вопросы. | Оптимизация самоподготовки, определение объема самостоятельной внеаудиторной работы. | Слайд презентации с домашним заданием. | 1 |
Блок информации
Изложение учебного материала: «Объем цилиндра, конуса, шара»
Цилиндр, конус и шар относятся к объемным (трехмерным) геометрическим фигурам вращения.
Объемные фигуры вращения (еще говорят — «тела», подразумевая объемность фигуры), как правило, образованы вращением плоской фигуры вокруг какой-то линии (прямой).
Так, цилиндр — это фигура, полученная от вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон как оси; конус — вращением прямоугольного треугольника вокруг его катета как оси, шар — вращением полукруга вокруг его диаметра как оси.
Объемные фигуры бывают прямые (прямой цилиндр, прямой конус) и наклонные (наклонный цилиндр, наклонный конус), что зависит от вида той плоской геометрической фигуры, которая их образует.
Определение. Цилиндр — это тело (объемная геометрическая фигура), полученное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон как оси.
Определение. Конус (прямой) — это тело (объемная геометрическая фигура), полученное вращением прямоугольного треугольника вокруг его катета как оси.
Определение. Шар — это тело (объемная геометрическая фигура), полученное вращением полукруга вокруг его диаметра как оси.
Развертки цилиндра и конуса
Разверткой геометрической фигуры называется изображение плоскости, ограничивающей фигуру, в одной плоскости листа по размерам фигуры.
Развертка цилиндра приведена схематически.
Развертка конуса приведена схематически.
Объемы цилиндра, конуса и шара
Правило. Объем цилиндра равен произведению площади основания н высоты.
где R — радиус основания, H — высота цилиндра.
Правило. Объем конуса равен одной трети произведения площади основания и высоты конуса.
где R — радиус основания, H — высота конуса.
Правило. Объем шара равен четырем третям
произведения числа Пи на куб радиуса.
где R — радиус шара.
План самостоятельной работы студентов
Тема «Объем цилиндра, конуса, шара»
№ | Название этапа | Описание этапа | Цель | Время |
1 | Актуализация опорных знаний. | Выполнение упражнения из домашней работы . Повторяют, отвечают устно. Приложение №1. | Выявление степени усвоения материала по предыдущей теме. | 15 |
2 | Первичное закрепление знаний. | Выполняют одинаковые задания, записанные на слайдах и из учебника № 667, №705, №711, №712. Приложение №2. | Закрепление полученных знаний, формирование умений анализировать, сравнивать и обобщать. Формирование представления об основных понятиях пространственных геометрических фигур, их основных свойствах. | 30 |
3 | Контроль конечного уровня знаний. | Выполнение задания для итогового контроля (листы с заданиями для каждого студента). Приложение №3. | Контроль усвоения знаний и умений учащихся. Выработка умения оценивать конечный результат. Выявление степени достижения цели занятия. | 15 |
Приложение №1
Вопросы для фронтальной беседы по предыдущей теме: «Объем призмы, пирамиды»
Дайте определение призмы.
Ответ: Призма — это многогранник, две грани которого являются равными многоугольниками, находящимися в параллельных плоскостях, а остальные грани — параллелограммами.
Грани, которые находятся в параллельных плоскостях, называются основаниями призмы, а остальные грани — боковыми гранями призмы. Призма с боковыми рёбрами, перпендикулярными её основаниям, называется прямой призмой.
Прямая призма называется правильной, если её основания — правильные многоугольники.
Дайте определение пирамиды.
Ответ: Многогранник составленный из n-угольника А1А2...Аn и n треугольников, называется пирамидой. Многоугольник А1А2...Аn называется основанием, а треугольники - боковыми гранями пирамиды. Точка Р называется вершиной пирамиды, а отрезки РА1, РА2, ..., РАn - её боковыми рёбрами.
Пирамиду с основанием А1А2…Аn и вершиной Р обозначают так: А1А2...Аnи называют n-угольной пирамидой.
Определение: Треугольная пирамида - это тетраэдр.
Определение: Перпендикуляр, проведённый из вершины пирамиды к плоскости основания, называется высотой пирамиды. На рисунке отрезок РН - высота пирамиды.
Определение: Пирамида называется правильной, если её основание - правильный многоугольник, а отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром основания, является высотой.
Дайте определение объема.
Ответ: Величина части пространства, занимаемого геометрическим телом, называется объемом этого тела.
Как найти объем призмы?
Ответ: Объем призмы - это произведение площади её основания на высоту. Если в основании треугольник — находите площадь треугольника. Если квадрат — ищите площадь квадрата. Напомним, что высота — это перпендикуляр к основаниям призмы.
Как рассчитать объем пирамиды?
Ответ: Объём пирамиды — это треть произведения площади основания на высоту. Высота пирамиды — это перпендикуляр, проведенный из её вершины к основанию.
Проверка выполнения упражнения из домашней работы зад. № 660
Приложение №2
Задания для первичного закрепления материала
Студенты, используя собственные модели прямых цилиндров и конусов, выполняют нужные измерения, вычисляют объем данного пространственного тела.
Решение задач.
Приложение №3
Задания для самостоятельной работы (итоговый контроль)
«Объем цилиндра, конуса, шара»
1 вариант
Найдите радиус основания конуса, если его высота 3 см, а объем 2,25 см3.
Какое количество нефти (в тоннах) вмещает цилиндрическая цистерна диаметром 18 м и высотой 7м, если плотность нефти равна 0,85 г/см3.
Найдите объем шара, если радиус шара равен 4 см.
2 вариант
Найдите объем конуса, если его высота 3 см, а радиус основания 1,5 см.
Найдите высоту цилиндра, если его объем равен 24 см3, а радиус основания см.
Найдите радиус шара, если его объем равен 113,04 см3.
Ответы:
№ | 1 | 2 | 3 |
1 вар. | 1,5 см | ≈1513т | |
2 вар. | 2,25 см3 | 12см | ≈ 3 см; |
Критерии оценки: «5» баллов – 3 верно выполненных задания
«4» балла – 2 верно выполненных задания
«3» балла – 1 верно выполненное задание
Домашнее задание
Цель: Определить объем информации для самостоятельной работы, обратить внимание на значимые моменты.
Работа с учебником Геометрия. Учебник для 10 - 11 классов средней школы / Атанасян Л.С. [и др.], выполнение упражнения [3, с.165-170 , с. 174, с.171 зад. № 676];
Определения и формулы выучить по конспекту лекции.
№ 676
Перечень оборудования и оснащения
1. Доска
2. Компьютерное и мультимедийное оборудование
3. Учебник с заданиями для первичного закрепления знаний, раздаточный материал с заданиями итогового контроля (один на парту)
4. Модели геометрических фигур (призмы и пирамиды)
5. Мультимедийная презентация (26 слайдов)
Список использованных источников
Геометрия. Учебник для 10-11классов [Текст] Учебник для 10 - 11 классов средней школы / Атанасян Л.С. [и др.] 18-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 255 с.
ГДЗ - готовое домашние задание по геометрии за 10-11 класс к учебнику Атанасяна онлайн / ggddzz.ru [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ggddzz.ru/reshebnik/gdz-po-geometrii-10-11-klass-atanasjan/list/522/
Инфоурок / infourok.ru [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-geometrii-obemi-tel-klass-625204.html
4. Социальная сеть работников образования/ /nsportal.ru//[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2015/01/15/metodicheskaya-razrabotka-uroka-prizma-i-piramida
Задания для самостоятельной работы (итоговый контроль)
«Объем цилиндра, конуса, шара»
1 вариант
Найдите радиус основания конуса, если его высота 3 см, а объем 2,25 см3.
Какое количество нефти (в тоннах) вмещает цилиндрическая цистерна диаметром 18 м и высотой 7м, если плотность нефти равна 0,85 г/см3.
Найдите объем шара, если радиус шара равен 4 см.
2 вариант
Найдите объем конуса, если его высота 3 см, а радиус основания 1,5 см.
Найдите высоту цилиндра, если его объем равен 24 см3, а радиус основания см.
Найдите радиус шара, если его объем равен 113,04 см3.
Критерии оценки: «5» баллов – 3 верно выполненных задания
«4» балла – 2 верно выполненных задания
«3» балла – 1 верно выполненное задание
7