Методическая разработка
классного часа по теме:
«Мифы о наркотиках»
2015 г.
Содержание
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
2. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ И СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА 5
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединённых общей концепцией профилактической работы. Цели такой работы – создание в молодёжной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления. Любая профилактическая программа должна включать в себя определённые виды деятельности в каждом из следующих направлений:
Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами.
Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.
Предоставление альтернатив наркотизации.
Цель работы в данном направлении – коррекция социально-психологических особенностей личности. Целевая работа с группой риска – определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам. Образовательная организация, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации такой работы:
Возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения, и контроль за их усвоением.
Влияние на уровень притязаний и самооценку.
Возможность привлечения специалистов по профилактике.
В ходе профилактических программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или «приблизиться» к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач.
По данным немецких исследователей эффективность от профилактической деятельности составляет 20 %, от медикаментозного лечения – 1 %. Эти цифры подтверждают, что болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на её лечение.
Методическая разработка классного часа «Мифы о наркотиках», предназначенная для проведения классного часа в группах студентов 1-3 курса, составлена на основе общих принципов ведения профилактической работы в ОУ и в соответствии с целями и задачами воспитательной работы в ГОУ СПО Новокузнецкий торгово-экономический техникум.
2. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ И СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА
Цель классного часа:
Способствовать формированию знаний о вреде наркомании, росту самосознания и самооценки студентов.
Задачи классного часа:
Закрепить в сознании студентов понимание того, что здоровье – важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжении всей жизни.
Вооружить студентов знаниями о вреде наркотиков на здоровье человека.
Формировать устойчивое отношение к принятию студентами только здорового образа жизни.
Введение
Наркомания – это страшная беда, которая распространяется в России стремительно. Вот лишь некоторые цифры, свидетельствующие о масштабах и глубине поражения нашего общества: 2% населения страны имеют стойкую наркотическую зависимость; за последние 10 лет наркомания среди подростков возросла в 10 раз и сегодня насчитывают более полумиллиона детей наркоманов. Кроме этого один наркоман «заражает» (привлекает к наркотикам) около 60 человек. Связано это с распространением и перепродажей наркотиков.
В чем же главная причина употребления наркотических средств? Причина эта в отсутствии духовности, в том, что мы забыли, для чего и зачем живёт человек на Земле. Это происходит потому, что в массовом сознании подростков существуют ложные мировоззренческие идеи (назовём их мифы) противостоящие традиционному общественному мировоззрению. И часто, идя на поводу у этих мифов, многие молодые люди либо сами попадают в среду наркоманов, либо толкают на это своих товарищей. О некоторых из этих мифов мы сегодня поговорим и попробуем их разоблачить.
1. Лекция-беседа о мифе №1 «Существуют «тяжелые» и «легкие» наркотики, а также наркотики, не вызывающие привыкания».
Наркотики – это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, которые употребляют с целью добиться одурманивающего состояния. Способы употребления наркотиков различны: глотание, вдыхание, введение внутривенно.
Вид наркотика | Признаки употребления | Последствия употребления |
1. Препараты из конопли: - анаша; - план; - гашиш; - марихуана. | 1) расширенные зрачки; 2) на белках выступают кровеносные сосуды; 3) сухость во рту, жажда; 4) обжорство; 5) беспричинный смех; 6) учащение сердцебиения; 7) сильное головокружение; 8) потеря ориентации в пространстве и во времени; 9) галлюцинации; 10) потеря контроля в поведении; 11) расстройство координации движений. | 1) снижается умственная деятельность, ухудшается успеваемость; 2) человек перестает контролировать свои действия (это приводит к травмам, авариям на дорогах и т. п.); 3) увеличивается риск заболевания раком легких, полости рта, кишечника и т. п.; 4) психическая зависимость; 5) регулярное употребление часто становится ступенью к переходу на более сильные наркотики. |
2. Транквилизаторы: - барбитураты; - радедорм; - реланиум; - элениум. | 1) сонливость; 2) бессвязная речь; 3) нарушение координации движений; 4) нарушение речи; 5) тремор (дрожание конечностей) – результат разрушения клеток головного мозга; 6) неадекватные суждения; 7) беспорядочное движение глаз; 8) при резком отказе от употребления препарата может произойти остановка дыхания. | 1) сильная физическая зависимость; 2) смертельный риск в сочетании с другими препаратами. |
3. Психостимуляторы: - эфедра; - эфедрин; - амфетамин; - кокаин | 1) бессонница; 2) потеря аппетита 3) сухость во рту; 4) тошнота и рвота; 5) помутнение в глазах; 6) галлюцинации; 7) агрессия; 8) истощение организма. | 1) развиваются сердечно-сосудистые заболевания; 2) нередки попытки самоубийства; 3) человек теряет ощущение реальности, перестает контролировать свое поведение; 4) организм быстро истощается и «изнашивается», что существенно сокращает жизнь. |
4. Опиаты: - метадин; - героин; - морфий; - кодеин. | 1) покраснение глаз; 2) сужение зрачков до точки; 3) зуд по всему телу; 4) снижение аппетита; 5) сразу после употребления наркотика возникает сонливость, вялость. | 1) подавляюще действуют на работу центральной нервной системы; 2) сильная физическая зависимость; 3) первая реакция – ощущение счастья – быстро проходит, с каждым следующим разом для достижения такого же эффекта требуется все большая доза; 4) при отказе от приема препарата возникает ломка; 5) характерен очень высокий риск смертельного исхода при передозировке или употреблении препаратов низкого качества с вредными примесями; 6) способствуют возникновению сепсиса и анафилактического шока; 7) высокий уровень риска заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитом; 8) развиваются тяжелые заболевания печени; 9) возникают психические нарушения. |
5. Галлюциногены: - ЛСД; - экстази; - летучие вещества наркотического действия | 1) психические отклонения; 2) умственная деградация; 3) повышенная чувствительность к цвету и другим раздражителям; 4) искаженное восприятие пространства и времени; 5) необычные психические ощущения; 6) галлюцинации, видения. | 1) нарушения психики; 2) формируется сильная зависимость; 3) проявление психических нарушений даже спустя несколько недель и месяцев после последнего приема наркотика; 4) развитие психических заболеваний; 5) генетические изменения, неполноценное потомство. |
Миф №2 «В жизни все нужно попробовать».
2. Анкетирование студентов.
Приложение 1 |
Анкета для студентов |
Как Вы считаете, почему молодые люди начинают принимать наркотики? Как Вы относитесь к проблеме употребления наркотиков? Был ли у Вас собственный опыт употребления наркотических веществ? Есть ли у Вас друзья, употребляющие ПАВ? Сможете ли Вы сказать «нет» своему другу (подруге), предлагающему «один разок» попробовать наркотик? Согласны ли Вы с высказыванием «В жизни все нужно попробовать»? Выберите из списка 4 самые главные для Вас ценности: интересная работа, хорошая обстановка в стране, общественное признание, материальный достаток и хорошее здоровье, любовь, семья, удовольствия, развлечения, самосовершенствование, свобода, независимость, справедливость, доброта, честность, искренность, вера, целеустремленность. Возможно ли исполнить выбранные Вами цели будучи наркоманом? |
3. Ролевая игра «Прессинг».
Ответ на первое предложение наркотиков может быть решающим для всей Вашей жизни. Что Вы выберете: попробовать или нет? Если выберете отказ, хватит ли у Вас силы настоять на своем?
Правила игры.
Выбирается один студент, который играет роль жертвы. Группа студентов из 5-6 человек начинает уговаривать его выкурить сигарету с наркотиком. Он отказывается.
После игры проводится обсуждение, какие бывают методы группового давления и что при этом чувствует человек, на которого оказывают прессинг и который, несмотря на это, пытается отказаться.
4. Решение ситуационных задач «Марионетки».
Студенты разбиваются на 2 группы, каждая из групп решает одну из ситуационных задач.
1 ситуация – вы познакомились с компанией сверстников, которые пригласили вас на вечеринку. Там вы вдруг заметили, что многие из ваших новых приятелей употребляют наркотики. Ваши действия…
2 ситуация – вы познакомились с красивой девушкой/парнем. Вам она/он очень понравилась/ся. Она, как вы позже узнаете, продавец наркотиков. На первом свидании она предлагает вам попробовать наркотики, утверждая при этом, что один раз не вызывает привыкания. Вы…
Миф №3 «Я ничего не могу сделать, чтобы решить проблему наркомании».
5. Мозговой штурм «Что можем МЫ»
Студентам предлагают свои варианты борьбы с наркоманией, помощи наркоманам избавиться от наркозависимости.
(пропаганда ЗОЖ, акции, листовки, интересные дела, досуг молодежи, борьба с рекламой ПАВ, повышение духовности молодого поколения, отсутствие безразличия к чужой беде и т.д.)
Заключение
Мы все встречаемся со сложностями в жизни, ищем удовлетворенности, счастья. Но прежде чем решить, что ваше счастье и смысл жизни в наркотике, подумайте о последствиях. Помните также, что лечить наркоманию очень и очень трудно. Знайте, что на вас идет охота. Те, кто предлагают попробовать наркотики, не заботятся о вашем душевном состоянии, но лишь ищут жертву, которая даст им возможность быстро и много заработать. Не позволяйте себя обмануть и заманить в лабиринт, из которого можно так никогда и не найти выход.
3. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Всемирный доклад о наркотиках [Электронный ресурс] : основные обзоры и доклады ООН в экономической и социальной областях. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/surveys/drugs.shtml. – Загл. с экрана.
2. Гыбина, Л. Н. Об организации и проведении массовых профилактических антинаркотических мероприятий и акций по пропаганде здорового образа жизни [Текст] : учебно-методические материалы. – Л. Н. Гыбина, Т. К. Иванова, Ю. Б. Котов, М. Ю. Филатов. – М.: Городской центр «Дети улиц», 2009. – 56 с.
3. Профилактика наркомании [Электронный ресурс] : направления деятельности ФСКН РФ. – Режим доступа: http://www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3941/index.shtml. - Загл. с экрана.
11