СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интегрированного урока истории и литературы «Никто не создан для войны».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

 

В нашей стране проводятся реформы, крупные преобразования, происходит духовные обновление общества, становление правового государства, утверждение прав и достоинств личности. Перемены эти осуществляются в условиях широкого плюрализма мнений, столкновения разных идей и взглядов, острых споров. Люди хотят знать историческую правду. В таких сложных условиях реформирования общества не просто воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие облику достойного гражданина России. Для этого необходимо достигать на уроках истории следующих целей:

-  воспитывать уважение к своей истории; потребность иметь свой взгляд на происходящие события и явления, отстаивать свою точку зрения; вызвать стремление показать свое отношение к проблемам современной России;

-  развивать умение всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно осмысливать проблемы отечественного развития в прошлом и настоящем.

История – это в значительной степени история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяжести и лишения.

Но не все войны оцениваются так однозначно. Например, война в Афганистане, которую начал Советский Союз в эпоху Л.И. Брежнева, вызывает противоречивые мнения у современников. Именно на такие сложные моменты истории и нужно обращать внимание учащихся. За скупыми строчками учебника – целая эпоха, судьбы многих молодых людей 80 –х годов. Изучение таких исторических событий и позволяет развивать умение самостоятельно осмысливать проблемы своего Отечества. Ученики также получают навыки анализа разнообразных источников, умение отстаивать свою точку зрения.

Этот урок истории возможно провести интегрированно с уроком литературы, так как тема предполагает использование не только исторических фактов, но и личностное отношение к событиям в Афганистане: звучат письма солдат, офицеров Советской Армии, опубликованных в повести С.Алексеевич «Цинковые мальчики», мнения матерей, потерявших на этой войне сыновей, стихи, песни об Афганистане. Возможно использование технических средств для представления документальных кадров о войне, презентация. Также целесообразна информация о земляках, погибших в Афганистане. В конце урока ученики высказывают свою точку зрения на эту войну, дают ей оценку.

Через такие уроки и возможно воспитание гражданских качеств и социальной ответственности у современной молодежи.

Структура урока состоит из: 1) вводной части, 2) основной части, где используются документальные кадры о войне, звучат выступления студентов, песни афганского цикла, стихи 3) презентации.

Подобный интегрированный урок требует предварительной подготовки учеников и преподавателей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного урока истории и литературы «Никто не создан для войны».»












Разработка интегрированного урока истории и литературы Методическая «Никто не создан для войны».






















Тольятти,.












Пояснительная записка.


В нашей стране проводятся реформы, крупные преобразования, происходит духовные обновление общества, становление правового государства, утверждение прав и достоинств личности. Перемены эти осуществляются в условиях широкого плюрализма мнений, столкновения разных идей и взглядов, острых споров. Люди хотят знать историческую правду. В таких сложных условиях реформирования общества не просто воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие облику достойного гражданина России. Для этого необходимо достигать на уроках истории следующих целей:

- воспитывать уважение к своей истории; потребность иметь свой взгляд на происходящие события и явления, отстаивать свою точку зрения; вызвать стремление показать свое отношение к проблемам современной России;

- развивать умение всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно осмысливать проблемы отечественного развития в прошлом и настоящем.

История – это в значительной степени история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяжести и лишения.

Но не все войны оцениваются так однозначно. Например, война в Афганистане, которую начал Советский Союз в эпоху Л.И. Брежнева, вызывает противоречивые мнения у современников. Именно на такие сложные моменты истории и нужно обращать внимание учащихся. За скупыми строчками учебника – целая эпоха, судьбы многих молодых людей 80 –х годов. Изучение таких исторических событий и позволяет развивать умение самостоятельно осмысливать проблемы своего Отечества. Ученики также получают навыки анализа разнообразных источников, умение отстаивать свою точку зрения.

Этот урок истории возможно провести интегрированно с уроком литературы, так как тема предполагает использование не только исторических фактов, но и личностное отношение к событиям в Афганистане: звучат письма солдат, офицеров Советской Армии, опубликованных в повести С.Алексеевич «Цинковые мальчики», мнения матерей, потерявших на этой войне сыновей, стихи, песни об Афганистане. Возможно использование технических средств для представления документальных кадров о войне, презентация. Также целесообразна информация о земляках, погибших в Афганистане. В конце урока ученики высказывают свою точку зрения на эту войну, дают ей оценку.

Через такие уроки и возможно воспитание гражданских качеств и социальной ответственности у современной молодежи.

Структура урока состоит из: 1) вводной части, 2) основной части, где используются документальные кадры о войне, звучат выступления студентов, песни афганского цикла, стихи 3) презентации.

Подобный интегрированный урок требует предварительной подготовки учеников и преподавателей.


Содержание.


Пояснительная записка.

1. Содержание.

1.1. Интегрированный урок истории и литературы.

1.2. Приложение 1.

1.3. Приложение 2.

1.4. Приложение 3.

1.5. Приложение 4.

2. Список использованной литературы.

  1. Презентация.



«Никто не создан для войны».

Интегрированный урок истории и литературы.

Подготовительная работа к уроку: Литература: учащиеся знакомятся с повестью «Цинковые мальчики» Алексиевич С. История: изучают социально – экономическое развитие СССР в 1970-е гг., историю развития советско-афганских отношений.

Цели урока:

1. Формирование исследовательских навыков при работе с документальной повестью как с письменным историческим источником; выработка собственной точки зрения на причины и события афганской войны.

2. Продолжить развитие понятия о жанре повести; организовать деятельность учащихся по выработки своей точки зрения на исторические события

3. Показать проявление воинами-афганцами таких моральных качеств как мужество, стойкость, чувство долга, способствовать нравственному воспитанию молодежи, воспитывая уважительное отношение к памятным событиям и к истории своей страны.

Оснащение урока:

  • запись песни «Комбат».

  • компьютерная презентация урока.

  • видеозаписи Афганской войны.

  • компьютерные средства обучения CD «Кирилл и Мефодий».

  • карта мира.

  • стенгазета «Афганистан болит в душе моей»: о земляках, погибших в Афганистане.

  • выставка книг об афганской войне.

  • эпиграф: «Нам бы жить и вся награда»!

- рабочая тетрадь.

План урока: 1.Советско-афганские отношения в 20 веке.

2.Причины войны в Афганистане.

3.Особенности афганской войны.

4.Социально-экономическое развитие СССР в 1970 е-80 е

5. Итоги войны в Афганистане.

6.Уроки афганской войны.


Ход урока.

Учитель истории: Всё может родная земля: может накормить хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Честь и слава всем, кто выполняет свой долг по защите рубежей Отечества. Но как часто за последние десятилетия армию использовали для удовлетворения политических амбиций руководства страны, и связанные присягой командиры и рядовые принимали смерть в самых дальних уголках планеты.

Одним из таких событий стала война в Афганистане, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная, но почему-то в современных учебниках по истории ей отводится лишь полстраницы. И здесь нельзя не согласиться с мнением автора повести «Цинковые мальчики», которая писала, что только об этой войне мы знаем ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть, и не испугаться. А между тем эта война стоила нашему народу более 50 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести. Этой цифре можно верить и не верить, потому что всем известно, как мы умеем считать. Погибших в Великую Отечественную ещё сегодня считаем и хороним…

Учитель литературы: И поэтому на сегодняшнем уроке мы решили предоставить слово тем, кто эту войну прошёл и остался жив. Итак, тема нашего урока «Никто не создан для войны» по повести С. Алексиевич «Цинковые мальчики». (Называются цели урока, см. выше). По ходу урока студенты делают записи в рабочие тетради по истории и литературе.

Светлана Алексиевич – белорусская писательница, известная читателям таким произведением, как «У войны не женское лицо», четыре мучительных года, как пишет автор, шла она обожёнными километрами чужой боли и памяти. Записала сотни рассказов женщин-фронтовичек: медиков, связистов, матросов, подпольщиц. Мнение читательниц было единодушным: «Эта книга страшная. Страшная своей правдой. Но именно эта правда и нужна». (На экране – портрет С.А.Алексиевич.) Но прошли десятилетия, и С. Алексиевич работает над новой повестью, в предисловии к которой она пишет: «Наверное, у каждого из нас есть свой запас защиты от боли физической и психологической. Мой был исчерпан до конца книгой «У войны не женское лицо». Но вот я впервые на настоящей войне. Мой предмет исследования – история чувств, а не история войны. О чём люди думали? Чему радовались? Чего боялись? Что запомнили?» Такую цель ставила перед собой писательница, начиная работать над книгой «Цинковые мальчики».

Учитель истории: Обратимся к истории войны. Попрошу дать краткую характеристику экономического, политического и культурного развития Афганистана в 1970-е годы.

Учащиеся отвечают на следующие вопросы, поставленные учителем:

- Что представляет собой Афганистан до середины 1970-х г.?

- Какими были советско-афганские отношения в xx веке?

- Как принималось решение о вводе советских войск в Афганистан?

- Какое участие принимал Пакистан в военных действиях, начавшихся в Афганистане?

- Почему СССР ввёл ограниченный контингент своих войск на территорию Афганистана?

- Кто и как воевал с нами?

- Какую оценку дал Афганской войне съезд народных депутатов СССР 24 декабря 1989 года?

(Звучат ответы студентов).

«Заслуживает морального и политического осуждения» - так открестились народные избранники спустя 10 лет от решения, принятого Генеральным секретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым и его соратниками. Сегодня мы можем назвать имена тех, кто принимал участие в решении о вводе советских войск в Афганистан, кто стал организатором трагедии. Список окажется длинным, но фактом остаётся то, что ни один из этих деятелей не понёс ответственности за принятое решение о вводе советских войск в Афганистан. Даже некоторые члены Советского правительства узнали об этом из газет, не говоря уж обо всём народе.

Учитель литературы: КПСС всегда была партией двойной морали: одна – в лозунгах и на транспарантах, вторая – в секретных циркулярах и постановлениях. Тем, кого направляли в Афганистан, пытались внушить, что они должны выполнить интернациональный долг и защитить южные рубежи Родины. Обратимся к страницам повести. Что побуждало молодых людей к службе в Афганистане?

Зачитываются отрывки из повести, к примеру, воспоминания служащей Наталии Орловой, которая говорит: «Ехала сюда, думала: «Не успела на БАМ, на целину, повезло есть Афган». Приводятся также строчки повести, в которых мать погибшего младшего лейтенанта Юры Головлёва говорит: «Разве может родина посылать на гибель лучших своих сыновей без великой идеи? Что же за Родина?».

учащиеся работают с выписками в рабочих тетрадях и дают ответы на вопрос учителя.

Учитель литературы: Итак, идеологическое обоснование было найдено: воинов посылали в Афганистан для защиты южных границ и выполнения интернационального долга.

Учитель истории: Организаторов этой военной авантюра по поводу введения войск на территорию суверенной страны не смутило даже то, что этот шаг СССР вызвал широкую волну критики. Вывода советских войск потребовала Генеральная Ассамблея ООН. Многие страны бойкотировали Олимпиаду - 80 в Москве. Война в Афганистане положила начало новому витку гонки ракетно-ядерных вооружений. Давайте вспомним, как это было.

Ученик зачитывает воспоминание генерал-полковника Б. В. Громова, командующего Ограниченным контингентом советских войск в Афганистане Даётся задание проанализировать эти воспоминания.

Учитель литературы: Итак, в Афганистан были введены советские войска. Обратимся и проанализируем отношение афганского народа к советской помощи.

Наиболее острое обсуждение вызывает воспоминание Константина М., военного советника из повести «Цинковые мальчики»: «Понимаете ещё что: я там стрелял, и в то же время я уважаю этот народ. Я даже его люблю. Мне нравятся его песни, его молитвы, спокойные и бесконечные, его горы. Но вот я – буду говорить только о себе – искренне верил, что юрта хуже пяти этажного дома, что без унитаза нет культуры. И мы забросали их унитазами, построили каменные дома. И мы привезли им красные скатерти и графины для воды, столы для кабинетов и тысячи портретов Маркса, Энгельса, Ленина. Мы привезли им чёрные «Волги». И наши трактора, и наших племенных бычков. Тракторы тонули на рисовых полях, бычки дохли в чужом в чужом климате. Декхане не хотели брать землю, которую им дарили, потому что они принадлежали Аллаху… как из космоса, смотрели на нас проломанные черепа мечетей … По их календарю шёл тысяча триста шестьдесят пятый год…». (Идет обсуждение воспоминаний).

Учитель истории: Подводя итог обсуждению, видимо, следует сказать о том, что афганский народ не желал тех изменений, которые несли ему советские специалисты и войска.

Теперь уместно будет дать характеристику социально-экономического, политического и культурного развития нашей страны в 1970-1980 гг.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Вывод делаетученик:

«В 70-е – первой половине 80-х годов совокупность негативных явлений создала неосязаемый, но вполне ощутимый в развитии экономики образ механизма торможения, пустившего корни в разные сферы общественной жизни. У историков этот период получил название «застоя».

Однако высокое руководство предпочитало ничего не замечать и объявило народу, что он живёт не просто при социализме, а при развитом социализме. О начавшемся кризисе свидетельствуют экономические показатели.

Темпы прироста производства:

в 8-й пятилетке - 41%;

в 9-й пятилетке - 28%;

в 10-й-21%;

в 11-й-17%.

(«Вопросы экономики». - 1986, № 2, с. 16;

В таком же плачевном состоянии находилось сельскохозяйст­венное производство. Причины запущенности аграрного сектора не анализировались ни с политической, ни с социальной, ни с научной позиций. Миллиардные вливания не смогли оживить аграрный сек­тор. Не улучшились на селе социально-бытовые и культурные ус­ловия, всюду процветали пьянство, мелкие хищения. Деревни ста­ли делиться на «перспективные» и «неперспективные». И вновь парадоксальная ситуация: миллионы гектаров плодороднейших земель пустуют, а народ питается чужим хлебом. С 1972 года нача­лись массовые закупки зерна за границей.

Партийное руководство, всё более подменяя власть Советов, убирало неугодные кадры с заменой их на послушных. Процветали самодовольство, вседозволенность, уверенность в собственной не­погрешимости и ненаказуемости. Чиновничий аппарат жил своей жизнью».

Учитель истории (в продолжение вывода): Поэтому не слу­чайным кажется тот факт, что советские люди имели отдалённое представление о том, что солдаты Советской Армии делают в Аф­ганистане. В обстановке лицемерия и лжи правда никому была не нужна. (Учащиеся подтверждают это выдержками из повести).

Учитель истории: И было лишь несколько политических дея­телей, которые имели мужество выступить открыто против войны в Афганистане. Среди них А. Д. Сахаров. (На экране - портрет А.Д.Сахарова.)

Учитель литературы:

Перед нами «цинковые» мальчики, солдаты Афганской войны, их обнажённые души. Кто-то смотрел на мир через розовые очки и был романтиком, кто-то ехал в Афганистан за видеомагнитофоном и дублёнкой, все они разные, как и мы сегодня, но всех ребят, про­шедших эту войну, объединяет общее чувство горечи, ненужности, ностальгии по войне, названное психологами «афганский син­дром». Обратимся к мыслям, переживаниям героев повести и по­стараемся ответить на вопросы:

  • Кто он, воин-афганец, герой-интернационалист или жертва политической ошибки?

  • Почему солдаты, прошедшие через эту войну, с трудом находили себе место в мирной жизни?

- Можно ли привыкнуть к войне?

Пока вы будете готовиться, послушайте песню.

(Звучит под гитару песня из афганского цикла.)

Учащиеся зачитывают отрывки из повести, обмени­ваются мнениями по вопросам.

Учитель литературы предлагает послушать воспоминание Владимира Ага­пова, старшего лейтенанта, начальника расчёта. В этих строчках невысказанная боль, суровая правда войны:

ученик: «Правду всю расскажет вам только отчаянный. Абсолютно от­чаянный расскажет вам всё. Кроме нас, многое никто не узнает. Правда слишком страшна, правды не будет. Никто не хочет быть первым. Кто расскажет, как перевозили наркотики в гробах? Шу­бы, вместо убитых... Кто вам покажет ниточку засушенных челове­ческих ушей? Их сушили... боевые трофеи... хранили в спичечных коробках... Они скручивались в маленькие листочки...

Не может быть? Неловко слушать подобное о славных советских парнях? Выходит, может. Выходит, было. И это тоже правда, от которой никуда не деться, не замазать дешёвой серебряной краской. А вы думали, поставим памятники, и всё... Я же вам сказал: правда слишком страшная, правды не будет. Она никому не нужна. Ни нам, кто там был. Ни вам, кто здесь был. Вас было больше, вы мол­чали. А мы там были такими, какими вы нас здесь сделали. Дети наши вырастут «и будут скрывать, что мы здесь были...». («Комсо­мольская, правда», 15 февраля, 1990).

( Звучит стихотворение «Русский парень лежит на афганской земле…»)

Учитель истории: Из Афганистана летели самолеты с грузом «200», «чёрные тюльпаны», а народ в СССР жил своей жизнью, не желая узнать больше, чем говорилось и писалось в газетах. (Звучит песня из афганского цикла «Груз двести»)

А в газетах была опять же полуправда. Когда 15 февраля 1989 года советские войска выводились из Афганистана, газета «Московская правда» писала: «В Термезе зацвел миндаль, но если бы природа и не преподнесла бы такого подарка, эти февральские дни всё равно бы остались в памяти жителей старинного города как самые торжественные и радостные. Грянул оркестр. Страна при­ветствовала возвращение родных сыновей. Наши парни возвраща­ются, выполнив свой интернациональный долг... За эти годы совет­ские солдаты в Афганистане отремонтировали, восстановили и по­строили сотни школ, училищ, три десятка больниц и столько же детских садов, около 400 жилых домов, 35 мечетей, многие десятки колодцев, около 150 километров арыков и каналов... Они занима­лись охраной военных и мирных объектов в Кабуле». «И снова то, что выгодно власти, хотя уже в декабре этого же года делегаты съезда народных депутатов СССР дадут оценку решению о вводе советских войск, заявив, что оно заслуживает морального и поли­тического осуждения. Как писала Светлана Алексиевич: «Правда у нас все время кому-то или чему-то служит: интересам революции, диктатуре пролетариата, партии, усатому диктатору, первой или второй пятилетке, очередному съезду и потому перестаёт быть правдой».

Учитель истории: Каковы итоги афганской войны? (Звучит выступление ученика).

Давайте вспомним наших земляков, погибших в Афганистане. (На экране - фотографии воинов, погибших в Афганистане. Звучат рассказы о них).

Учитель литературы: В одном из воспоминаний читаем: «И не говорите мне, что война эта кончилась. Летом дохнёт горячей пылью, блеснёт кольцо стоячей воды, русский запах сухих цветов... Как удар в висок... И это будет преследовать нас всю жизнь».

Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение поэта, посвященное памяти погибших в Афганистане.

Все дальше в прошлое уходит та война,

Что билась по отрогам Гиндукуша.

Далёкая и дикая страна,

Где навсегда остались ваши души.

Как души тех, кто в цинковом гробу

С последней почестью вернулись к маме,

И тех, кто вспоминает про Кабул

С протезными ногами и руками.

А Гиндукуш стоит, как пьедестал

Как памятник исполненного долга,

Взывая к тем, кто вас к нему послал

Запомнить этот ложный долг надолго...

Далёкая и дикая страна,

Да, ты права: мы все не из металла...

Как хочется живым, чтоб та война

Для всех для нас войной последней стала.

Учитель истории: Каковы же уроки афганской войны? (Звучат ответы учащихся).

Заключение.

Учитель истории. Какую оценку афганской войне вы можете дать? (Звучат мнения учащихся).

Единой точки зрения на эту войну сегодня не существует. Но какой бы вы точки зрения ни придерживались, ясно одно, наши солдаты и офицеры честно выполняли свой воинский долг, верные присяге. Мы сегодня постарались увидеть ту войну глазами тех, кто ее прошел и выжил, при этом использовали исторические факты и самые разные мнения ветеранов афганской войны, ваше личное мнение.

Осталось много вопросов, на которые нет ответа: Кто понесет ответственность за тысячи погибших «цинковых мальчиков»? Почему не так давно была другая, чеченская война? Что нужно сделать, чтобы больше не было этих «горячих точек»? Но уже сегодня ясно, что применение насилия в решении политических конфликтов нельзя оправдать. Кровь, пролитая во имя политических амбиций, какими бы благими намерениями они не диктовались, со страниц истории не смывается. Об этом говорит история нашего Отечества

Учитель литературы. Ребята, наш урок заканчивается. Свое­образным итогом нам хотелось бы видеть сочинения - размышления учащихся на тему «Афганистан болит в моей душе» (по страницам повести С. Алексиевич «Цинковые мальчики»). Творческие работы пишутся дома и сдаются учителю.

Список использованной литературы:


1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История Отечества. XX век. Просвещение, 1998.


2. Кредер А. В. Новейшая история. XX век. Учебник для основ­ной школы. М.: ЦГО, 1999.


3. История Современной России. 1985-1994. Экспериментальное учебное пособие. Центр политической и экономической истории России. М.: «Терра»,1995.


4. Митяев А. В. Героические страницы истории Родины. - М.: Просвещение, 1991.


5. Гуляев А. П. Грехи наши тяжкие. - Волгоград. ИПК «Цари­цын», 1992.


6. Проханов А. Записки на броне. - М.: Молодая гвардия, 1988.


7. Олдайник А. Памятник в Кабуле. - М.: Молодая гвардия, 1988.


8. Стрельцов Н. Возвращение из Афганистана. - М.: Молодая гвардия, 1998.


9. Звезда над городом Кабулом. - М.: Молодая гвардия, 1990.


10. Верстаев В. Афганский академик. - М.: Военное издательство, 1991.


11. Сальников Ю. Кандагар. Записки советника посольства. - Вол­гоград, 1995.


12. Дмитренко А. Аист. - Киев, Военное издательство, 1990.


13. Проханов А. Рисунки баталиста. - М.: Молодая гвардия, 1989.


14. Комсомольская правда, 15 февраля 1990.

15




Приложение 1.


ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКО-АФГАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Афганистан был «яблоком раздора» для мировых держав с конца XIII века и по сегодняшний день.

Россия пыталась прорваться сюда уже в 1801году. В 1809году начала свою борьбу за Афганистан и Англия. Эта борьба за территории Афганистана чуть не привела к войне между Россией и Англией.

В 1921году между Россией и Афганистаном был заключён договор о дружбе.

В 1929году военная экспедиция Советской России проникает на территорию Афганистана и пытается установить советскую власть.

После Великой Отечественной войны СССР стремился закрепить свои позиции в Афганистане мирным путём, предоставляя не только военную, но и экономическую помощь.

В январе 1965года образовалась Народно-демократическая партия. В 1978году небольшая группа коммунистов совершает в Кабуле революционный переворот, в результате которого в стране была свергнута монархия и провозглашена демократическая республика. Первым премьер-министром станет лидер партии Мухаммед Тараки.

О ВВОДЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАН

Впервые вопрос о вводе советских войск в Афганистан был поставлен на повестку дня в марте 1979года, когда вспыхнул мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путём ввода советских войск на территорию республики Афганистан. Советское правительство ответило отказом. С такой просьбой афганские руководители обращались неоднократно, но на все просьбы следовал твёрдый отказ. Вскоре точка зрения изменилась. Причиной стало убийство генерального секретаря народно-демократической партии Афганистана Тараки в октябре 1979года и захват власти его заместителем Амином.

Амину Советское правительство не доверяло, хотя он и выступал за сотрудничество с СССР. Он в любой момент мог переориентироваться на Запад. Наши позиции ослабли на Ближнем и Среднем Востоке и возможность потери Афганистана воспринималась болезненно.

Отсюда последовала идея устранить Амина и заменить его более лояльным деятелем – Бабраком Кармалем. В декабре 1979года Ю.В.Андропов написал Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу письмо, в котором предлагал меры по обеспечению защиты .интересов СССР в Афганистане. 8 декабря в кабинете Брежнева состоялось совещание где приняли участие: Андропов, Устинов , Суслов, Громыко. Политбюро решило:

-руками спецслужб КГБ устранить Амина и передать власть Кармалю

-послать определённое количество войск на территорию Афганистана

Руководство Генерального штаба Вооружённых сил СССР не одобряло ввод войск в Афганистан. Они считали. что Афганское руководство должно разрешить внутренние конфликты самостоятельно, что наше военное присутствие приведет к усилению мятежного движения в стране и будет направлено против советских войск, а слабое знание обычаев и традиций афганцев, ислама поставит наших воинов в тяжелое положение. Но на возражения и доводы военных не обратили внимания.

12 декабря 1979 года на заседании Политбюро в ЦК КПСС по предложению Андропова, Устинова и Громыко принято решение – ввести советские войска в Афганистан.

ПРИЧИНЫ АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ

Официально провозглашенная главная цель советского присутствия в Афганистане звучала так: оказание помощи в стабилизации обстановки и отражение возможной агрессии извне. Советские войска должны были стоять гарнизонами и не ввязываться во внутренние конфликты и боевые действия. Им предписывалось защищать местное население от банд, распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости.

Считалось, что присутствие советских войск обеспечит политическую стабильность в Афганистане. Но, скорее всего, главной целью введения войск было устранение власти Амина.

Существуют различные версии о цели ввода войск в Афганистан. Одна из самых распространенных состоит в том, что советское руководство стремилось к расширению социалистического лагеря путем включения в него Афганистана. Решение о вводе войск было принято без анализа обстановки, прогноза развития событий, оценки способов разрешения конфликтов, без постановки четких стратегических целей.


КТО И КАК С НАМИ ВОЕВАЛ?

Советский Союз столкнулся в Афганистане со множеством оппозиционных партий, организаций и группировок, целью которых было свержение демократического строя в стране. Их лидеры не признавали друг друга и боролись между собой. Но в целом это была высоко подготовленная хорошо вооруженная армия. Базы мятежников находились в труднодоступных горных ущельях. Была создана система военной подготовки мятежников, которая осуществлялась в Пакистане и Иране. Они применяли партизанскую тактику, действуя мелкими группами. Боевые действия вели в сумерках и с наступлением темноты, имели хорошую разведку, применяли мины, реактивные снаряды, хорошо знали местность и своевременно отводили отряды в труднодоступные места.

Особое место в действиях мятежников занимали диверсионно -террористические акции, которые совершали хорошо вооруженные и обученные отряды в Кабуле, Кандагаре, Джелалабаде, Герате и других городах. Они применяли такие методы, как убийство, захват заложников, минирование автобусов, проведение терактов в людных местах.

В стране была создана обстановка страха и недоверия к власти, государственная власть не могла наладить нормальную экономическую жизнь страны, ухудшался жизненный уровень населения.

С таким серьезным противником пришлось столкнуться советским солдатам, не имевшим боевого опыта.

Афганская война имела негативное последствие для мирового сообщества, территория этой страны превратилась в учебный полигон, где проходили и проходят подготовку тысячи боевиков-террористов из исламских организаций многих стран.


УРОКИ АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ.

Афганская война способствовала потере доверия к руководству СССР, росту недовольства политикои Кремля. Это было политическое поражение Советского Союза. Введение войск в Афганистан было крупным просчетом политиков, но войска были введены и поставленные перед ними задачи они выполнили честно и полностью: СССР оказал правительству Афганистана помощь в урегулировании внутриполитической ситуации, в борьбе с вооруженными отрядами оппозиции. Одновременно советские войска помогали строить жилье, промышленные объекты, обучали афганскую армию.

Но Афганистан был войной, а война без жертв не обходится. И тысячи советских воинов погибли или остались инвалидами ради интересов советского государства. Эта война навсегда оставит кровавый отпечаток в истории СССР.

Еще более разрушительными стали последствия для Афганистана. Потребуется немало усилий и средств всего мирового сообщества, чтобы стабилизировать ситуацию в этой стране.

Главным уроком Афганской войны должно стать понимание того, что мира, стабильности, процветания нельзя добиться насильственными методами и тем более с помощью оружия!

Приложение 2.

Стихи.


Всё дальше в прошлое уходит та война,

Что билась по отрогам Гиндукуша…

Далёкая и дикая страна,

Где навсегда остались ваши души.

Как души тех, кто в цинковом гробу

С последней почестью вернулись к маме

И тех, кто вспоминает про Кабул

С протезными ногами и руками

А Гиндукуш стоит, как пьедестал

Под памятник исполненного долга

Взывая к тем, кто вас к нему послал

Запомнить этот ложный долг надолго…

Далёкая и дикая страна

Да, ты права: мы все не из металла…

Как хочется живым, чтоб та война

Для всех для нас последней стала.


------------------------------------------------------------


Русский парень лежит на Афганской земле

Муравей – мусульманин ползёт по скале

Очень трудно ползти…

Мёртвый слишком не брит

И тихонько ему муравей говорит:

«Ты не знаешь, где точно скончался от ран.

Знаешь только одно – где-то родом Иран

Почему ты явился с оружием к нам,

Здесь впервые услышавший слово «ислам»?

Разве мало убитых вам, - чтобы опять

К двадцати миллионам ещё прибавлять?!»



Приложение 3.

Письма.

Письмо матери

Убьют там не за Родину… Тебя убьют неизвестно за что … Разве может Родина посылать на гибель своих лучших сыновей без великой идеи? Что же это за Родина?..

Письмо военного начальника

Понимаете ещё что: я там стрелял, и в то же время я уважаю этот народ. Я даже люблю его. Мне нравятся его песни, его молитвы: спокойные и бесконечные, как его горы. Но вот я – буду говорить только о себе – искренне не верил, что юрта хуже пятиэтажного дома, что без унитаза нет культуры. И мы завалим их унитазами и построим им каменные дома … И мы привезли им столы для кабинетов, графины для воды и красные скатерти для официальных заседаний и тысячи портретов Маркса, Энгельса, Ленина. Они висели во всех кабинетах, над головой каждого начальника. Мы привезли им чёрные «Волги». И наши тракторы, и наших племенных бычков. Крестьяне не хотели брать Землю которую им дарили, потому что она принадлежит аллаху. Как из космоса смотрели на нас проломленные черепа мечетей…

Письмо матери

Это восемьдесят километров от Ашхабада, он расположен в горах. Там они занимались две недели горной подготовкой, тактикой и стрельбой из стрелкового оружия. Я и ещё три человека в лагерь не ездили, остались в расположении части. Нас оставили, потому что вот уже три недели мы работаем на мебельной фабрике, строим цех. А за это нашей роте фабрика сделает столы. Мы выполняем там кирпичную кладку, штукатурные работы, мне известные.

Письмо связиста

Приехал, мать, как маленького, раздела, всего ощупала: «Целенький, родненький». Сверху целенький, а внутри … господи! Всё мне плохо: яркое солнце – плохо, весёлая песня - плохо, чей-то смех – плохо. В моей комнате те же книги, фото, магнитофон, гитара. А я другой … Через парк пройти не могу – оглядываюсь. В кафе официант встанет за спиной: «Заказывайте». А я готов вскочить и убежать, не могу, чтобы у меня кто-то за спиной стоял. Увидишь подонка, одна мысль: «Расстрелять его надо». На войне приходилось делать прямо противоположное тому, чему нас учили в мирной жизни. А в мирной жизни надо было забыть все навыки, приобретённые на войне, Я стреляю отлично, прицельно метаю гранаты. Кому это здесь надо?

Письмо медсестры

В Файзабаде я стала операционной сестрой. Моё хозяйство – палатка «Операционная». Весь медсанбат располагался в палатках. Шутили: «Спустил с раскладушки ноги – и уже на работе». Первая операция – ранение подключичной артерии у старой афганки. Где сосудистые зажимы? Зажимов не хватает. Держали пальцами. Коснулась шовного материала: берёшь одну катушку с шёлком, еще одну, и они тут же рассыпаются в пыль. Видно, лежали на складах ещё с той войны, с сорок пятого года. Но афганку мы спасли. Вечером заглянули с хирургом в стационар. Хотели узнать, как она себя чувствует? Она лежала с открытыми глазами, увидела нас… зашевелила губами… Я думала: она хочет что-то сказать… А она хотела в нас плюнуть… Я тогда не могла понять, что они имеют право на ненависть. Стояла окаменевшая: мы её спасаем, а она …

Письмо солдата

- Сколько можно нас превращать в душевно больных, насильников, наркоманов? Нам там кричали другое: прорабы перестройки, встряхните дома стоячее болото! Мы вернулись, чтобы навести порядок... А нас не пускают… Нам твердят: «Учитесь, ребята… Семьи заводите…» Для меня это было потрясением: кругом спекуляция, мафия, равнодушие – а нас к серьезному делу не подпускают … Я был в растерянности, пока мне один умный человек не объяснил: « А что вы думаете? Только стрелять … А что вы знаете? Что родину только с пистолетом защищают? Что справедливость только с автоматом восстанавливают?» Только тогда я задумался… Сказал себе: будь проклят мой автомат… Он действительно все еще у меня за спиной…

Письмо матери.

Выпускной вечер в училище. Сын – офицер. Но я не понимала, как это Юре надо будет куда-то уехать. Не представляла на миг своей жизни без него.

- Куда тебя могут послать?

- Попрошусь в Афганистан.

- Юра!!!

- Мама, ты меня воспитала таким, теперь не думай перевоспитывать. Ты правильно меня воспитала. Все те выродки, которых я встречал в жизни, - не мой народ не моя Родина. Я поеду в Афганистан, чтобы доказать им, что в жизни есть высокое, что не каждому нужен для счастья только забитый мясом холодильник.

Он не один просился в Афганистан, много мальчиков подавали рапорт. Все они – из хороших семей: то отец – председатель колхоза, то учитель…

Что я могла сказать своему сыну? Что Родине это не нужно? А те, кому он хочет что-то доказать, как считали, так и будут считать, мол, в Афганистан едут только за тряпками, за чеками. За орденами, за карьерой… Для них Зоя Космодемьянская – фанатичка, а не идеал, потому что нормальный человек на такое не способен…

- Юрочка, жизнь совсем не такая, как я тебя учила. И если я узнаю, что ты в Афганистане, выйду на площадь, на лобное место… Оболью себя бензином и сожгу. Тебя убьют там не за Родину… Тебя убьют неизвестно за что… Разве может Родина посылать на гибель своих сыновей без великой идеи? Что же это за Родина?..

Из Ашхабада часто писал нам с бабушкой. Одно письмо наизусть выучила, держала его в руках тысячу раз: «Здравствуйте, мои родные мама и бабушка. Вот уже больше трёх месяцев служу в армии. Служба моя идёт хорошо. Со всеми порученными мне заданиями я пока справляюсь и замечаний со стороны командования не имею. Недавно наша рота ездила в учебно-полевой центр, это восемьдесят километров от Ашхабада, он расположен в горах. Там они занимались две недели горной подготовкой, тактикой и стрельбой из стрелкового оружия.


Приложение 4.

Песня афганского цикла. Здравствуй, мама вот опять пишу письмо

Здравствуй, мама, у меня все хорошо

Светит солнце, все нормально, над горой встает туман

Знаешь, мама здесь не страшно, просто здесь Афганистан

Как там наши, я во сне всех видел вас

Как сестренка, перешла в четвертый класс?

Ты бы мама, Олю в гости к нам почаще бы звала

Ты скажи ей, вернусь к ней, чтоб она меня ждала

Мать читает, а в глазах стоит туман

Мать читает, все здесь правда иль обман

Мать не в силах оторваться от могильного холма

Сын в земле, а на ладони листик этого письма

Лишь вчера проклятым ветром ночью выбило стекло

А сегодня утром почтальон принес письмо

В нем живой он, он смеется и так хочет долго жить

Здравствуй, мама! Здравствуй, вечность

Мы не вправе их забыть.

Список использованной литературы:


1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История Отечества. XX век. Просвещение, 1998.


2. Кредер А. В. Новейшая история. XX век. Учебник для основ­ной школы. М.: ЦГО, 1999.


3. История Современной России. 1985-1994. Экспериментальное учебное пособие. Центр политической и экономической истории России. М.: «Терра»,1995.


4. Митяев А. В. Героические страницы истории Родины. - М.: Просвещение, 1991.


5. Гуляев А. П. Грехи наши тяжкие. - Волгоград. ИПК «Цари­цын», 1992.


6. Проханов А. Записки на броне. - М.: Молодая гвардия, 1988.


7. Олдайник А. Памятник в Кабуле. - М.: Молодая гвардия, 1988.


8. Стрельцов Н. Возвращение из Афганистана. - М.: Молодая гвардия, 1998.


9. Звезда над городом Кабулом. - М.: Молодая гвардия, 1990.


10. Верстаев В. Афганский академик. - М.: Военное издательство, 1991.


11. Сальников Ю. Кандагар. Записки советника посольства. - Вол­гоград, 1995.


12. Дмитренко А. Аист. - Киев, Военное издательство, 1990.


13. Проханов А. Рисунки баталиста. - М.: Молодая гвардия, 1989.


14. Комсомольская правда, 15 февраля 1990.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!