СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интегрированного урока-игры по литературе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие по таинственному острову» (по роману Ж. Верна «Таинственный остров»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка интегрированного урока-игры по литературе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие по таинственному острову» (по роману Ж. Верна «Таинственный остров»)

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного урока-игры по литературе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие по таинственному острову» (по роману Ж. Верна «Таинственный остров»)»

3


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска

«Средняя школа № 74»







Методическая разработка

Интегрированного урока-игры

по литературе

с использованием здоровьесберегающих технологий

для 6 класса



Учитель русского языка и литературы: Алферьева Марина Борисовна



«Путешествие по таинственному острову»

(по роману Ж. Верна «Таинственный остров»)



















Ульяновск, 2017.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Аннотация:


Интегрированный урок-игра по литературе «Путешествие по таинственному острову» проводится после изучения тем «Таинственный остров Ж. Верна», «Своеобразие сюжета и жанра произведения», «Таинственный остров. Робинзонада» в рамках раздела учебника «Мир приключений и путешествий».

Форма урока: интегрированный урок

Учебный материал, литература: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях. Часть II / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2014.


Раздаточный материал: Шаблоны и заготовки для эмблем игровых команд, шаблоны карты острова, 3 кроссворда, шаблон-кинолента и карточки-иллюстрации к роману на 3 команды, индивидуальные оценочные карточки.

Цель занятия: Соотношение теоретического материала художественного текста с практическими знаниями учащихся в области литературы, географии и геометрии; создание учебно-игрового процесса, способствующего развитию интеллекта, логики и мышления.


Используемая литература:


  1. Горев П.М. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения (ФГОС). Учебно-методическое пособие / П.М. Горев, В.В. Утёмов. – СПб.: ЛитРес, 2015. – 277 с.

  2. Карпушина Н.М. Любимые книги глазами математика. Занимательные задачи и познавательные истории для взрослых и детей/ Н.М. Карпушина. – СПб.: ЛитРес, 2016. – 169 с.

  3. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А.М. Митяева. – М.: Академия, 2016. – 192 с.







Технологическая карта урока-игры



Этап

Слайда


Содержание задания


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Здоровьесберегающие педагогические технологии

УУД

Л −Личностные

М – Метапредметные

П − Предметные


I. Организационный момент


Учитель приветствует класс.


II. 1) Определение темы, постановка цели и задач.


Видеофрагмент №1

Ответить на вопросы: как называется художественное произведение, кто его автор, какое значение данное событие имеет для развития сюжета?

Учитель показывает видеофрагмент, задаёт вопросы.

Отвечают на вопросы, высказывают своё понимание прочитанного.


Л − освоение социальных норм, правил поведения

М − умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

П − знание содержание произведения

1



Учитель знакомит с формой и целями проведения урока-игры.



III. Распределение на команды


2


Разгадать ребусы.


1 Ребус – Искатели

2 Ребус – Колонисты

3 Ребус – Островитяне


Учитель объясняет первое задание; подводит итоги: начисляет баллы.

Разгадывают ребусы, коллективное совещание.

Здоровьесберегающая технология заключается в развитии и совершенствовании психических познавательных процессов, а игровая форма обеспечивает положительные эмоции учащихся.


Л − инициатива, находчивость, активность при решении проблемных ситуаций

М − умение управлять своей познавательной деятельностью

П – знание основ построения ребусов.




Конкурс 1. «Визитка»

Сделать эмблему команды, используя шаблон.

Учитель объясняет задание; подводит итоги, начисляет баллы.

Изготовить эмблему команды.

Посовещавшись, назначить счетовода и капитана.

Творческие задания – необходимый элемент на уроке с использованием здоровьесберегающих технологий, поскольку данный вид деятельности способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху учащихся.

Л − сотрудничество со сверстниками

М – умение выбирать стиль художественной выразительности

П – умение составить художественную композицию










IV. Актуализация знаний, работа в командах

























Работа в командах


























Работа в командах



3


Учитель готовит команды к литературному конкурсу.

Учащиеся слушают выступление учителя.


Л − освоение социальных норм, правил поведения


Конкурс 2. Блиц-турнир


1 Команда:

Сколько людей оказалось на воздушном шаре? Почему стал снижаться воздушный шар?

2 Команда:

Что было прикреплено к воздушному шару?

Что делали путники, чтобы  облегчить вес гондолы?

3 Команда:

После того, как были выброшены все вещи, находившиеся в гондоле, а она по-прежнему продолжала снижаться,? Все ли  потерпевшие крушение добрались до берега?



Учитель знакомит с правилами конкурса, подводит итоги, начисляет баллы.

Учащиеся совещаются, отвечают на вопросы.

Счетоводы подсчитывают количество баллов за 2 конкурса, записывают на табло.

Здоровьесберегающая технология − развитие быстроты реакции достигается за счёт актуализации знаний о романе, командного настроя на победу.

Л − инициатива, находчивость, активность

М − умение управлять своей познавательной деятельностью, определять её цели и задачи

П – . владеть прочитанной информацией по теме


4

Конкурс 3. «Назовите героя романа»


Учитель объясняет условия конкурса.

Учащиеся слушают объяснения учителя.

Здоровьесберегающая технология − развитие внимания и быстроты реакции − достигается за счёт удержания внимания учащихся (слайды мультимедийной презентации), смены деятельности, позитивного командного настроя и соперничества.

Л − сотрудничество со сверстниками и учителем

М − формирование навыков коллективного взаимодействия

П – анализировать и сопоставлять учебную информацию

5-13

Определить по описанию героя романа

Учитель зачитывает цитаты из романа, описывающие героев; подводит итоги, начисляет баллы.

Учащиеся совещаются, отвечают на вопросы. Счетоводы подсчитывают количество баллов.

14

Конкурс 4. «Кто сказал»


Определить по аудиореплике героя романа


Учитель объясняет условия конкурса, ставить поочерёдно аудио с репликами героев; подводит итоги, начисляет баллы.

Учащиеся слушают аудиофайлы, совещаются, определяют героев.

Счетоводы подсчитывают количество баллов.

Здоровьесберегающая технология – аудиолизация (работа с аудиоматериалами) – позволяет «погрузить» учеников в мир конкретного фрагмента произведения, тем самым развивая такие когнитивные умения, как наблюдение, выбор, выдвижение гипотез. и т.д.

Л − формирование навыков иссле­довательской деятельности

М − формирование навыков коллективного взаимодействия

П – . анализировать и сопоставлять учебную информацию

15

16

17

Конкурс 5. «Составьте карту острова»

Необходимо заполнить карту. Всего на карте 14 мелких и 22 крупных локации (+название океана и самого острова). Время для выполнения данного задания – 5 минут. Все участники команды подписывают карту (печатными разборчивыми буквами).

Учитель объясняет условия конкурса, раздаёт шаблоны карты, показывает заполненную карту, проверяет карты команд; подводит итоги, начисляет баллы.

Учащиеся совещаются, составляют карту.

Счетоводы подсчитывают количество баллов.

Здоровьесберегающая технология коллективной мыследеятельности.

Данная модель воплощается в режиме коллективной деятельности, где все функционально связаны друг с другом общим познавательным интересом. Коллектив становится механизмом развития личности. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого. Сущность технологии заключается в том, чтобы развивать ученика, его потребности, и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно.

Л − формирование навыков иссле­довательской деятельности, устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

М − умение управлять своей познавательной деятельностью, определять её цели и задачи

П – знание топонимов произведения.

V. Физкультминутка для глаз.


Видеофрагмент №2


Учитель ставит видеотренажёр для зоркости зрения.

Учащиеся выполняют упражнения.

Упражнения для улучшения остроты зрения.







VI. Работа в командах






























VI. Работа в командах



































VI. Работа в командах


















VI. Работа в командах


18

19

20

21

Конкурс 6. «Кроссворд»


Решить кроссворд на время.


Учитель раздаёт кроссворды, показывает ответы, подводит итоги, начисляет баллы.

Учащиеся совещаются, решают кроссворд.

Счетоводы подсчитывают количество баллов.

На данном этапе урока реализуется здоровьесберегающая технология сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса. При работе над заданием в командах отсутствует фактор «прямого принуждения» к учебной деятельности. Результат командной работы − демократизация отношений между учениками, что оказывает благоприятное воздействие на микроклимат класса, способствует формированию здоровой психики учащихся и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Л − инициатива, находчивость, активность при решении проблемных ситуаций

М − умение работать с информацией

П – владение информацией по тексту.

22

23

24

25


Конкурс 7. «Восстановите ход событий на Таинственном острове»


Нужно приклеить к шаблону-киноплёнке кадры (иллюстрации к основным событиям), назвать часть романа, в которой происходили данные события.

Учитель раздаёт командам шаблоны, карточки, объясняет задание, подводит итоги, начисляет баллы.

Учащиеся совещаются, восстанавливают ход событий в хронологичес-ком порядке.

Здоровьесберегающая технология - «секвенция» − позволяет с помощью визуализированных отрывков из художественного произведения (иллюстраций) и тезисов к ним тренировать долговременную память.


Л − умение контролировать процесс и результат учебной деятельности

М − умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии её решения, осознавать конечный результат.

П – знать хронологию событий романа

26



Учитель ставит аудиофрагмент.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Счетоводы подсчитывают количество баллов.


Л − самоанализ

М – умение анализировать

П – знать содержание произведения

27

28

Конкурс 8. «Ящик капитана Немо»

1. Определить лишний предмет, которого не могло быть в XIX веке.

2. Назвать назначение приспособления.


Учитель объясняет условия конкурса, ставит задачу найти командам лишние предметы на слайде, подводит итоги, начисляет баллы.

Учащиеся находят лишние предметы, определяют какие измерительные приборы изображены на слайде.


Отвечают на вопросы о назначении приборов.

Счетоводы подсчитывают количество баллов.

Здоровьесберегающая технология – визуально-информационное упражнение «найди лишнее» достигается через развитие концентрации внимания и тренировку сообразительности.

Л − формирование навыков иссле­довательской деятельности, устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

М – уметь строить сообще­ние исследовательского характера в уст­ной форме, выделять и формулиро­вать познавательную цель

П – знать содержание произведения

29

30

Конкурс 9. «Географический задачник»

Задача 1: определить стороны света по тени.


Учитель зачитывает условия задачи, начисляет баллы

Учащиеся совещаются, решают задачу.

Здоровьесберегающая технология – «оценка собственных образовательных достижений» достигается через развитие концентрации внимания и тренировку сообразительности.

Л − сотрудничество со сверстниками

М – умение управлять своей познавательной деятельностью, определять её цели и задач

П – знание сторон света (география).

31

Задача 2: определить что в иллюстрации нарисовано неверно.

Учитель зачитывает условия задачи, подсказывает командам (если те затрудняются ответить), начисляет баллы.

Учащиеся совещаются, решают задачу.

Здоровьесберегающая технология – критическое мышление – достигается за счёт развития способности анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода.

32

Конкурс 10. «Геометрический задачник»

Задача: необходимо определить высоту скалы, если известна высота шеста.


Учитель зачитывает условия задачи, подсказывает командам (если те затрудняются ответить), начисляет баллы.

Учащиеся совещаются, решают задачу.


Здоровьесберегающая технология – «оценка собственных образовательных достижений» достигается через развитие концентрации внимания и тренировку сообразительности.

Здоровьесберегающая технология – «оценка собственных образовательных достижений» достигается через развитие концентрации внимания и тренировку сообразительности.

Л − самоанализ

М – умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

П – знание формулы сторон и соотношения треугольников (геометрия)

33

34

35

36

Конкурс 11. «Конкурс капитанов»

Объяснить, как из подручных средств герои соорудили приборы и инструменты.

Учитель объясняет условия конкурса, подводит итоги, начисляет баллы.

Капитаны команд объясняют, как герои сделали приборы из подручных средств.

Л − самоанализ

М – умение выбирать средства реализации цели

П – знать содержание романа

VII. Подведение итогов игры

37



Учитель награждает грамотами команды




VIII. Итог урока

Видеофрагмент №3


Учитель подводит итоги урока-игры

Ученик читает урок стих В.Брюсова « Я мальчиком мечтал, читая Жюля Верна»



XIX. Рефлексия.



Учитель раздает оценочные карточки.

Учащиеся заполняют оценочные карточки.


Л − формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания»

М – уметь формулировать собственное мнение и позицию

П – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

XX. Домашнее задание.


38


Учитель зачитывает домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!