Ульяновск, 2017.
Интегрированный урок-игра по литературе «Путешествие по таинственному острову» проводится после изучения тем «Таинственный остров Ж. Верна», «Своеобразие сюжета и жанра произведения», «Таинственный остров. Робинзонада» в рамках раздела учебника «Мир приключений и путешествий».
Этап | № Слайда | Содержание задания | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Здоровьесберегающие педагогические технологии | УУД Л −Личностные М – Метапредметные П − Предметные |
I. Организационный момент | | Учитель приветствует класс. | |
II. 1) Определение темы, постановка цели и задач. | Видеофрагмент №1 | Ответить на вопросы: как называется художественное произведение, кто его автор, какое значение данное событие имеет для развития сюжета? | Учитель показывает видеофрагмент, задаёт вопросы. | Отвечают на вопросы, высказывают своё понимание прочитанного. | | Л − освоение социальных норм, правил поведения М − умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной речи П − знание содержание произведения |
1 | | Учитель знакомит с формой и целями проведения урока-игры. | | |
III. Распределение на команды | 2 | Разгадать ребусы. 1 Ребус – Искатели 2 Ребус – Колонисты 3 Ребус – Островитяне | Учитель объясняет первое задание; подводит итоги: начисляет баллы. | Разгадывают ребусы, коллективное совещание. | Здоровьесберегающая технология заключается в развитии и совершенствовании психических познавательных процессов, а игровая форма обеспечивает положительные эмоции учащихся. | Л − инициатива, находчивость, активность при решении проблемных ситуаций М − умение управлять своей познавательной деятельностью П – знание основ построения ребусов. |
| Конкурс 1. «Визитка» Сделать эмблему команды, используя шаблон. | Учитель объясняет задание; подводит итоги, начисляет баллы. | Изготовить эмблему команды. Посовещавшись, назначить счетовода и капитана. | Творческие задания – необходимый элемент на уроке с использованием здоровьесберегающих технологий, поскольку данный вид деятельности способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху учащихся. | Л − сотрудничество со сверстниками М – умение выбирать стиль художественной выразительности П – умение составить художественную композицию |
IV. Актуализация знаний, работа в командах Работа в командах Работа в командах | 3 | | Учитель готовит команды к литературному конкурсу. | Учащиеся слушают выступление учителя. | | Л − освоение социальных норм, правил поведения |
| Конкурс 2. Блиц-турнир 1 Команда: Сколько людей оказалось на воздушном шаре? Почему стал снижаться воздушный шар? 2 Команда: Что было прикреплено к воздушному шару? Что делали путники, чтобы облегчить вес гондолы? 3 Команда: После того, как были выброшены все вещи, находившиеся в гондоле, а она по-прежнему продолжала снижаться,? Все ли потерпевшие крушение добрались до берега? | Учитель знакомит с правилами конкурса, подводит итоги, начисляет баллы. | Учащиеся совещаются, отвечают на вопросы. Счетоводы подсчитывают количество баллов за 2 конкурса, записывают на табло. | Здоровьесберегающая технология − развитие быстроты реакции достигается за счёт актуализации знаний о романе, командного настроя на победу. | Л − инициатива, находчивость, активность М − умение управлять своей познавательной деятельностью, определять её цели и задачи П – . владеть прочитанной информацией по теме |
4 | Конкурс 3. «Назовите героя романа» | Учитель объясняет условия конкурса. | Учащиеся слушают объяснения учителя. | Здоровьесберегающая технология − развитие внимания и быстроты реакции − достигается за счёт удержания внимания учащихся (слайды мультимедийной презентации), смены деятельности, позитивного командного настроя и соперничества. | Л − сотрудничество со сверстниками и учителем М − формирование навыков коллективного взаимодействия П – анализировать и сопоставлять учебную информацию |
5-13 | Определить по описанию героя романа | Учитель зачитывает цитаты из романа, описывающие героев; подводит итоги, начисляет баллы. | Учащиеся совещаются, отвечают на вопросы. Счетоводы подсчитывают количество баллов. |
14 | Конкурс 4. «Кто сказал» Определить по аудиореплике героя романа | Учитель объясняет условия конкурса, ставить поочерёдно аудио с репликами героев; подводит итоги, начисляет баллы. | Учащиеся слушают аудиофайлы, совещаются, определяют героев. Счетоводы подсчитывают количество баллов. | Здоровьесберегающая технология – аудиолизация (работа с аудиоматериалами) – позволяет «погрузить» учеников в мир конкретного фрагмента произведения, тем самым развивая такие когнитивные умения, как наблюдение, выбор, выдвижение гипотез. и т.д. | Л − формирование навыков исследовательской деятельности М − формирование навыков коллективного взаимодействия П – . анализировать и сопоставлять учебную информацию |
15 16 17 | Конкурс 5. «Составьте карту острова» Необходимо заполнить карту. Всего на карте 14 мелких и 22 крупных локации (+название океана и самого острова). Время для выполнения данного задания – 5 минут. Все участники команды подписывают карту (печатными разборчивыми буквами). | Учитель объясняет условия конкурса, раздаёт шаблоны карты, показывает заполненную карту, проверяет карты команд; подводит итоги, начисляет баллы. | Учащиеся совещаются, составляют карту. Счетоводы подсчитывают количество баллов. | Здоровьесберегающая технология коллективной мыследеятельности. Данная модель воплощается в режиме коллективной деятельности, где все функционально связаны друг с другом общим познавательным интересом. Коллектив становится механизмом развития личности. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого. Сущность технологии заключается в том, чтобы развивать ученика, его потребности, и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно. | Л − формирование навыков исследовательской деятельности, устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. М − умение управлять своей познавательной деятельностью, определять её цели и задачи П – знание топонимов произведения. |
V. Физкультминутка для глаз. | Видеофрагмент №2 | | Учитель ставит видеотренажёр для зоркости зрения. | Учащиеся выполняют упражнения. | Упражнения для улучшения остроты зрения. | |
VI. Работа в командах VI. Работа в командах VI. Работа в командах VI. Работа в командах | 18 19 20 21 | Конкурс 6. «Кроссворд» Решить кроссворд на время. | Учитель раздаёт кроссворды, показывает ответы, подводит итоги, начисляет баллы. | Учащиеся совещаются, решают кроссворд. Счетоводы подсчитывают количество баллов. | На данном этапе урока реализуется здоровьесберегающая технология сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса. При работе над заданием в командах отсутствует фактор «прямого принуждения» к учебной деятельности. Результат командной работы − демократизация отношений между учениками, что оказывает благоприятное воздействие на микроклимат класса, способствует формированию здоровой психики учащихся и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. | Л − инициатива, находчивость, активность при решении проблемных ситуаций М − умение работать с информацией П – владение информацией по тексту. |
22 23 24 25 | Конкурс 7. «Восстановите ход событий на Таинственном острове» Нужно приклеить к шаблону-киноплёнке кадры (иллюстрации к основным событиям), назвать часть романа, в которой происходили данные события. | Учитель раздаёт командам шаблоны, карточки, объясняет задание, подводит итоги, начисляет баллы. | Учащиеся совещаются, восстанавливают ход событий в хронологичес-ком порядке. | Здоровьесберегающая технология - «секвенция» − позволяет с помощью визуализированных отрывков из художественного произведения (иллюстраций) и тезисов к ним тренировать долговременную память. | Л − умение контролировать процесс и результат учебной деятельности М − умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии её решения, осознавать конечный результат. П – знать хронологию событий романа |
26 | | Учитель ставит аудиофрагмент. | Учащиеся отвечают на вопрос. Счетоводы подсчитывают количество баллов. | | Л − самоанализ М – умение анализировать П – знать содержание произведения |
27 28 | Конкурс 8. «Ящик капитана Немо» 1. Определить лишний предмет, которого не могло быть в XIX веке. 2. Назвать назначение приспособления. | Учитель объясняет условия конкурса, ставит задачу найти командам лишние предметы на слайде, подводит итоги, начисляет баллы. | Учащиеся находят лишние предметы, определяют какие измерительные приборы изображены на слайде. Отвечают на вопросы о назначении приборов. Счетоводы подсчитывают количество баллов. | Здоровьесберегающая технология – визуально-информационное упражнение «найди лишнее» достигается через развитие концентрации внимания и тренировку сообразительности. | Л − формирование навыков исследовательской деятельности, устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности М – уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме, выделять и формулировать познавательную цель П – знать содержание произведения |
29 30 | Конкурс 9. «Географический задачник» Задача 1: определить стороны света по тени. | Учитель зачитывает условия задачи, начисляет баллы | Учащиеся совещаются, решают задачу. | Здоровьесберегающая технология – «оценка собственных образовательных достижений» достигается через развитие концентрации внимания и тренировку сообразительности. | Л − сотрудничество со сверстниками М – умение управлять своей познавательной деятельностью, определять её цели и задач П – знание сторон света (география). |
31 | Задача 2: определить что в иллюстрации нарисовано неверно. | Учитель зачитывает условия задачи, подсказывает командам (если те затрудняются ответить), начисляет баллы. | Учащиеся совещаются, решают задачу. | Здоровьесберегающая технология – критическое мышление – достигается за счёт развития способности анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода. |
32 | Конкурс 10. «Геометрический задачник» Задача: необходимо определить высоту скалы, если известна высота шеста. | Учитель зачитывает условия задачи, подсказывает командам (если те затрудняются ответить), начисляет баллы. | Учащиеся совещаются, решают задачу. | Здоровьесберегающая технология – «оценка собственных образовательных достижений» достигается через развитие концентрации внимания и тренировку сообразительности. Здоровьесберегающая технология – «оценка собственных образовательных достижений» достигается через развитие концентрации внимания и тренировку сообразительности. | Л − самоанализ М – умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему П – знание формулы сторон и соотношения треугольников (геометрия) |
33 34 35 36 | Конкурс 11. «Конкурс капитанов» Объяснить, как из подручных средств герои соорудили приборы и инструменты. | Учитель объясняет условия конкурса, подводит итоги, начисляет баллы. | Капитаны команд объясняют, как герои сделали приборы из подручных средств. | Л − самоанализ М – умение выбирать средства реализации цели П – знать содержание романа |
VII. Подведение итогов игры | 37 | | Учитель награждает грамотами команды | | | |
VIII. Итог урока | Видеофрагмент №3 | | Учитель подводит итоги урока-игры | Ученик читает урок стих В.Брюсова « Я мальчиком мечтал, читая Жюля Верна» | | |
XIX. Рефлексия. | | | Учитель раздает оценочные карточки. | Учащиеся заполняют оценочные карточки. | | Л − формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания» М – уметь формулировать собственное мнение и позицию П – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату |
XX. Домашнее задание. | 38 | | Учитель зачитывает домашнее задание. | Учащиеся записывают домашнее задание. | | |