СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интегрированного урока во 2 классе (русский язык и краеведение) по теме «Имя существительное. Зима на Алтае»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На материале интегрированного урока совершенствуются представления учащихся об имени существительном, о зимних изменениях в живой и неживой природе Алтайского края

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного урока во 2 классе (русский язык и краеведение) по теме «Имя существительное. Зима на Алтае»»

Методическая разработка интегрированного урока во 2 классе

(русский язык и краеведение)


Учитель: Ершова Т. А.


Тема: «Имя существительное. Зима на Алтае».

Цели: 1. Создать условия для совершенствования знаний учащихся об имени существительном, для совершенствования умений распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Способствовать уточнению и углублению знаний учащихся о зимних изменениях в живой и неживой природе родного края.

2. Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, познавательную активность учащихся; развивать умения сравнивать, делать выводы.

3. Воспитывать у учащихся чуткое, ответственное отношение к природе родного края; воспитывать коммуникативную культуру в процессе работы в парах.


Оборудование: наглядное пособие «Времена года. Зима»;

звукозапись А. Вивальди «Времена года. Зима»; магнитофон;

разноцветные конверты с заданиями для учащихся;

слова из словаря на доске;

кормушка; фотографии зимующих птиц;

рисунок тучки; разноцветные снежинки у учащихся.


Ход урока

I. Оргмомент.


II. Эмоциональный настрой.

Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года. Зима». На фоне музыки учитель читает стихотворение А. С. Пушкина:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.


III. Каллиграфическая минутка. Определение темы и учебных задач урока.

На доске дан показ:

з м зи ма зима

Учитель чётко проговаривает написание и выполняет показ на доске.

- Спишите красиво. Соблюдайте наклон, высоту букв, обратите внимание на соединение.

- Что можете сказать об этом слове? (Имя существительное, неодушевлённое, в слове 2 слога и т. д.)

- Как вы думаете, почему это слово появилось на уроке?

- Ребята, урок сегодня немного необычный, вместе с совершенствованием знаний об имени существительном, мы расширим знания о зимних изменениях в природе родного края. А для этого будем выполнять задания из разноцветных конвертов.


IV. Работа по теме урока.


1. Словарная работа.

- Сыплет, сыплет снег охапками. Смотрите, снежинки засыпали слова. Прочитайте их.

На доске:






- Расскажите, что вы знаете об этих словах? (Имена существительные, одушевлённые и неодушевлённые, с непроверяемой безударной гласной в корне слова и т. д.)


(Работа в парах.)

- Слова даны в голубом конверте. Поработайте и поделите на группы.

(Проверка выполненной работы.)

- По какому признаку поделили на группы? (Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; двусложные слова и трёхсложные слова.)

(На доске карточки переставляются.)

- Докажите, что слова из первого столбика являются одушевлёнными именами существительными.

- Докажите, что слова из второго столбика – неодушевлённые имена существительные.

(Выставляются вопросы.)


Кто?


Что?




м*дведь вет*р

за*ц п*года

в*р*бей б*рёза

с*рока м*роз

- Запишите слова в тетрадь (по вариантам), вставляя пропущенные буквы.

- Обменяйтесь тетрадями со своим напарником.

- Теперь подуем, изобразим ветер. Снежинки слетают. Проверьте правописание слов у своего товарища.

(Снежинки убраны. Взаимопроверка в парах.)

(Учитель выставляет карточки.)




без ошибок 1 – 2 ошибки более 2-х ошибок


2. Физминутка.

Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу!

3. Работа с деформированным текстом.

Зимние изменения в неживой природе.

- Следующее задание в розовом конверте. Используя данные слова, составьте предложения. Расположите предложения так, чтобы получился текст.

(Работа в парах.)









(Учитель вывешивает наглядное пособие «Времена года. Зима».)

- Прочитайте. Докажите, что это - текст.

- Назовите имена существительные, которые встретились в тексте.

- Докажите, что это имена существительные.

- Какие это имена существительные: одушевлённые или неодушевлённые? Докажите.

- О каких признаках зимы говорится в этих предложениях?

(С опорой на наглядность.)

- Какие календарные месяцы включает в себя зима?

- Учёные-фенологи, которые изучают изменения в природе по сезонам года, выделяют 3 периода зимы:






с 27 ноября



с 22 декабря


с 15 февраля по 17 марта


Народный календарь определяет начало зимы с заморозков, а окончание – по капелям.

- Как изменилась температура воздуха с приходом зимы на Алтай?

- Что можете сказать о долготе дня?

- Сокращение светового дня, понижение температуры воздуха объясняется тем, что

Солнце находится над горизонтом очень низко. Небо часто затянуто облаками, солнце показывается редко, оно почти не греет и светит неярко.

(Показ по рисунку.)

- Студёный режим устанавливается не сразу. Самые сильные морозы на Алтае в январе – крещенские, когда столбик термометра опускается ниже – 30 ° С. В феврале морозы сменяются снегопадами, метелями, а порой и оттепелью.

Русский народ издавна внимательно следил за зимними изменениями в природе. Свои наблюдения он передал в поговорках, пословицах, народных приметах. Поэт Владимир Степанов переложил народные приметы в стихотворную форму.


(Выходят 4 ученика. Чтение стихотворений наизусть.)


Если ночь морозная,

Тихая и звёздная,

Дым из труб идёт столбом –

Значит, ясно будет днём.

Пятна синие над лесом.

Снега мелкого завеса.

Чуть морозы ослабели.

Ветер с юга. Жди метели.

Если рыба зимним днём

Ходит прямо подо льдом,

Ходит прямо подо льдом

И о лёд стучит хвостом –

Значит, без сомнения,

Ждите потепления.

Если вечером закат

Был слегка зеленоват.

Если лёг на ветки иней,

На стекле – букет из роз.

Если дым ладошкой синей

Достаёт до самых звёзд

И не свищет ветер грозно –

Будет ярко и морозно.


4. Самостоятельная работа по карточкам.

Как зимуют животные.

- С глубокими снегами и морозами приходит зима в наш край. Но не боятся животные зимы. Выполнив задания из белого конверта, вы вспомните, как они приспособились к обитанию в условиях алтайской зимы.

Вариант 1

1. Прочитай. Спиши предложения, вставляя нужные имена существительные. Используй слова для справок.

что?

Заяц грызёт осины. медведь

что?


Белка на зиму сушит . кора


В

кто?

сю зиму спит в берлоге. грибы


2. Подчеркни одушевлённые имена существительные.


Вариант 2

1. Прочитай. Спиши предложения, вставляя нужные имена существительные. Используй слова для справок.


г

Кто?

рызёт кору осины. белка


н

Кто?

а зиму сушит грибы. зима

что?


Всю спит медведь в берлоге. заяц


2. Подчеркни одушевлённые имена существительные.


(Для проверки открывают карточку. Самопроверка.)

- Назовите одушевлённые имена существительные.

- Докажите, что они являются одушевлёнными.

- Прочитайте первое предложение.

- Заяц относится к числу животных, которые запасов на зиму не делают, в спячку не впадаю, так как они в состоянии найти корм в это время года. Вспомните, какие ещё животные вынуждены добывать корм? (Лисица, рысь, лось, волк…)

- Почему зимующие птицы не улетели с наступлением холодов? (Они питаются почками, семенами, плодами.)

- Назовите известных вам зимующих птиц. (Сойка, ворона, сорока, воробей, синица, поползень, снегирь…)

(Показ рисунков зимующих птиц.)

- Зимой птицы погибают не от холода, а от голода. В поисках пищи они подбираются ближе к жилью человека. Как мы можем помочь птицам? (Подкармливать их.)

(Показ кормушки.)


5. Физминутка.

Белым снегом всё покрыло, (руки в стороны и вверх)

И деревья, и дома. (руки в стороны)

Свищет ветер легкокрылый, (ножницы)

Здравствуй, зимушка-зима! (руки в стороны)

Вновь для птиц кормушки ставят, (руки вверх)

Насыпают в них корма. (руки вверху, движения кистями)

Здравствуй, зимушка-зима! (руки в стороны)

(Ладонщиков Г.)


6. Продолжение работы.

- Прочитайте второе предложение.

- Какие ещё животные, обитающие на территории нашего края, делают запасы на зиму? (Бурундук, мышь-полёвка, сойка…)

- Прочитайте последнее предложение.

- Медвежьего корма зимой в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит в берлоге всю зиму и ничего не ест. А какие животные Алтайского края впадают в зимнюю спячку? (Барсук, бурундук, ёж, насекомые, ящерицы, лягушки.)


7. Игра «Крестики – нолики».

У детей карточки с числами от 1 до 6. Учитель читает высказывания. Если высказывание верно, дети ставят – х, если неверно – 0.


1. Ежи и лягушки зимой спят.

х

2. Зимой продолжительность дня короче, чем продолжительность ночи.

х

3. Скворцы, ласточки – это зимующие птицы.

0

4. Слова заяц, медведь, лось – одушевлённые имена существительные.

х

5. Зайцы, рыси, лисицы запасают на зиму корм.

0

6. Слова сосна, ель, берёза – неодушевлённые имена существительные.

х

Самопроверка.


V. Рефлексия.

- Что запомнилось и заинтересовало на уроке?

- Алтайская зима несёт с собой обильные снегопады. Давайте и мы устроим небольшой снегопад из ваших снежинок. Выберите ту снежинку, которая соответствует вашему ощущению от урока:

голубая – радость

белая – грусть

синяя - безразличие

(Учащиеся прикрепляют снежинки.)


VI. Домашнее задание.

Составить и записать рассказ «Жизнь в зимнем лесу», используя одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!