СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Евгений Онегин" чувствами П.И.Чайковского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное воспитательное мероприятие для учащихся старших классов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Евгений Онегин" чувствами П.И.Чайковского"»

МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа










«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» ЧУВСТВАМИ ЧАЙКОВСКОГО


Методическая разработка внеклассного мероприятия

(для учащихся старших классов)












Костакова О.В.

Учитель русского языка и литературы МОУ Детчинская СОШ


























«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» ЧУВСТВАМИ ЧАЙКОВСКОГО

Методическая разработка внеклассного мероприятия

(для учащихся старших классов)

Цель: познакомить с оперой П.И.Чайковского «Евгений Онегин»

Планируемые результаты: 
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, формулировать замысел, составлять план, строить связное высказывание в соответствии с коммуникативной установкой и выбором соответствующих средств.

Личностные: развивать эмоциональную сферу личности, формировать любовь, уважение к музыкальному и литературному наследию как отражению материальной и духовной культуры русского народа, активизация исследовательского, творческого потенциала учащихся, развитие художественных способностей.

Познавательные: вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

Регулятивные: работать в паре (по предварительному заданию), договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга,
формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

– воспитание любви к музыке, к красоте родного края.
Методическое обеспечение:

  • Выставка книг и репродукций с портретами П.И.Чайковского. («Орлеанская дева» Ф.Шиллера в переводе В.А.Жуковского,  А.С. Пушкин «Пиковая дама», «Полтава», «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», А.Н.Островский "Cнегурочка", «Гроза», У.Шекспир "Ромео и Джульетта",Э. Гофман «Щелкунчик»; портрет П.И.Чайковского художников Н.Д.Кузнецова,  Н.К. Бодаревского).

  • Учащимся предварительно распределяется индивидуальное групповое задание: 1-2 учащиеся – сообщение о жизни и творчестве П.И.Чайковсого, сообщение 3 учащегося: « Родная природа – источник вдохновения композитора» (по рассказу К.Г.Паустовского «Скрипучие половицы»), 4 учащийся – история создания оперы «Евгений Онегин» , 5 учащийся (девочка) – выразительное чтение наизусть письма Татьяны Лариной, 6 и 7 учащийся (девочка и мальчик) - подготовка инсценировки заключительной сцены из либретто к опере «Евгений Онегин».

  • Средства мультимедиа.

Ход внеклассного мероприятия

1.Организационный момент.

Учащиеся заходят в аудиторию под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» и рассаживаются.

2. Мотивация к учебной деятельности, подведение к теме внеклассного мероприятия.

Беседа по вопросам:

  • Здравствуйте, ребята! Какая мелодия встретила вас в нашем зале, кто ее автор?

  • Какие музыкальные произведения, написанные П.И.Чайковским, вы можете назвать? Что знаете о самом композиторе?

  • Как вы думаете, почему мы сегодня говорим об этом гениальном человеке?

  • В этом году, 25 апреля, выдающемуся  русскому композитору, дирижёру, педагогу, музыкально-общественному деятелю, Петру Ильичу Чайковскому, исполняется 175 лет.

  • Обратите внимание на выставку книг в нашем зале, как эти произведения связаны с именем великого композитора? (Все они положены на музыку композитором)

3. Слово о композиторе.

А) Жизнь и творчество П.И.Чайковского. (Выступление 1-2учащихся).

Приложение 1(презентация).

Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе. Уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.

Обучение. Первоначальное образование Чайковским было получено дома. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. Смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. После окончания училища в 1859 году Петр стал служить в Департаменте юстиции. В свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер Моцарта и Глинки.

Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Петра Ильича у великолепных преподавателей Н. Зарембы, А. Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.

Творческая и личная жизнь. Многие концерты Чайковского были написаны во время работы в консерватории. Опера «Ундина»(1869) не была поставлена, автор уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как балет Чайковского «Лебединое озеро». В 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. В то же время Чайковский близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой поклонницей его музыки. Она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально.

За двухлетнее время проживания в Италии, Швейцарии появляются новые великолепные произведения Чайковского – опера «Евгений Онегин», Четвертая симфония.

В мае 1878 года Чайковский делает вклад в детскую музыкальную литературу – пишет сборник пьес для детей под названием «Детский альбом».

После материальной помощи Надежды фон Мекк, композитор много путешествует. С 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. В частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты.

Наконец в биографии Петра Чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах.

Умер Чайковский в Петербурге 25 октября (6 ноября) 1893 от холеры. Его похоронили в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Именем великого композитора названы улицы, консерватории в Москве и Киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища школы) во многих городах бывшего СССР. В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.

Б) Родная природа как источник вдохновения композитора (По рассказу К.Г.Паустовского «Скрипучие половицы»). Выступление 3 учащегося (примерный текст для выступления:

Главный герой рассказа К.Г.Паустовского, Петр Ильич Чайковский, живет в летнем рассохшемся от старости доме среди соснового леса, почти в безлюдье сочиняющий музыку. Образ композитора дан в нерасторжимой духовной связи и даже зависимости от природы, от леса. Чайковский у Паустовского одухотворенно и тонко воссоздает тихую прелесть среднерусской природы во всех неуловимых оттенках красоты леса.
Мы можем восхищаться, с какой творческой свободой, с каким страстным желанием еще и еще проникнуть в тайны творчества, выявить тончайшую взаимосвязь природы и души стремится создатель великих симфоний.
Чайковский написан эскизно, как персонаж литературного произведения. Он участник конфликта. Слепые, глухие, немые палачи природы быстро и споро «налаживали» дело наживы. Им безразлично, в какой духовной связи находятся человек и природа. Но не безразличны размеры прибыли. Этих подрядчиков, таких как «добытчик» Трощенко, ничуть не волновала роль леса, как хранителя влаги, защитника полей от беспощадных ветров и солнца. А уж тем более им не было дела до мучительных чувств, владевших душой, отражающей в произведениях все звуки родной природы.

Слово учителя: П.И.Чайковский - самый известный и великий русский композитор 19 века, которого знал весь мир. А в литературе это место принадлежит…..Назовите вершину русской литературы 19 века. (А.С.Пушкин)

  • Какие произведения связывают двух гениев? («Борис Годунов», «Пиковая дама», «Евгений Онегин»).

  • В письме к своему ученику, известному композитору С. И. Танееву, Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». Этот роман был для композитора идеалом такой драмы. О какой опере из перечисленных произведений Пушкина идет речь? («Евгений Онегин»)

  • Интересна история создания этой оперы.

4.Знакомство с оперой П.И.Чайковского «Евгений Онегин»

История создания оперы «Евгений Онегин» (выступление 4 учащегося):

Вершиной оперных исканий раннего Чайковского стал «Евгений Онегин», к работе над которым он приступил весной 1877, а последняя точка в партитуре была поставлена в начале следующего, 1878 года. Наряду с Четвертой симфонией, создававшейся в это же самое время, «Онегин» приобрел рубежное значение в развитии композитора, ознаменовав наступление его полной творческой зрелости. Посоветовала Чайковскому написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина» певица Е. А. Лавровская. Вначале эта мысль показалась композитору, по его словам, дикой, но вскоре он так увлекся ею, что в одну ночь написал сценарий и принялся за музыку. Чайковский преклонялся перед Пушкиным. Его знание жизни, характера русского человека, тонкое понимание русской природы, музыкальность стиха вызывали у композитора восхищение. Либретто было им написано в сотрудничестве с К. С. Шиловским (1849—1893). Из пушкинского романа в стихах — «энциклопедии русской жизни», как назвал его В. Г. Белинский, — Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами».

В письме к своему ученику, известному композитору С. И. Танееву, Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». «Евгений Онегин» был для композитора идеалом такой драмы. Чайковский волновался за судьбу своей оперы, в которой не было традиционных сценических эффектов, а исполнение требовало максимальной простоты и искренности. Поэтому он решил поручить первое ее исполнение молодежи — ученикам Московской консерватории. 17 (29) марта 1879 года состоялась премьера «Евгения Онегина». Вскоре с большим успехом опера была поставлена на сценах Большого театра в Москве (1881), где в 1963 году состоялся ее 1500-й спектакль, и Мариинского в Петербурге (1884) и стала одним из самых популярных произведений.

Разрабатывая сценарий оперы, композитор стремился быть возможно ближе к поэтическому оригиналу. От многого в пушкинском тексте Чайковский вынужден был отказаться по условиям сценического жанра, обладающего своими законами, отличными от законов повествовательного рода. Впервые на русской оперной сцене появились люди пусть не «сегодняшнего», но еще недалекого времени, образ мыслей и чувствования которых был близок и понятен зрителю.

Слово учителя:

-Роман «Евгений Онегин» - это не просто энциклопедия русской жизни, это роман о любви, об искреннем, сильном и настоящем чувстве героев. Как любит Владимир Ленский Ольгу? Послушайте его признание в исполнении Сергея Лемешева.

(Звучит ария Ленского (Приложение 2.1.)

-Каким предстает Владимир Ленский в опере Чайковского? (Он влюблен, у него очень сильное и глубокое чувство, он признается в нем своей возлюбленной Ольге. Это яркий романтический герой)

-О чувствах Татьяны Лариной мы узнаем из ее письма.

Выступление 5 учащегося – выразительное чтение наизусть письма Татьяны Лариной под музыкальное сопровождение из оперы Чайковского (Приложение 2.2.)

-Какую отповедь дал Онегин на признание Татьяны вы все знаете, а как это звучит в опере?

Прослушивание арии Онегина в исполнении Павла Лисициана. (Приложение 2.3.)

-Каким предстает Онегин? (Онегин назидательно дает отповедь Татьяне и в то же время, стараясь не задеть ее чувства, говорит: «Напрасны ваши совершенства: Их недостоин вовсе я»)

- Насколько же ошибался, главный герой понимает, когда уже поздно что-либо менять. Патетически, трагично звучит заключительная сцена из оперы композитора. Инсценировка отрывка из заключительной сцены оперы «Евгений Онегин» (Выступление6 и 7 учащегося) под музыкальное сопровождение (Приложение 2.4.).

Оперное либретто («Евгений Онегин» П. И. Чайковского (отрывок)

Заключительная сцена.

Онегин и Татьяна

Счастье было так возможно,
Так близко, так близко, близко!

Татьяна

Но судьба моя уж решена,
И безвозвратно!
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить!

Онегин

Оставить?! Оставить?! Как, вас оставить?!
Нет! Нет! Поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в страстных муках замирать,
Бледнеть и гаснуть: вот блаженство,
Вот одна мечта моя,
Одно блаженство!

Татьяна

Онегин, в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь...

Онегин

Я не могу оставить вас!

Татьяна

Евгений, вы должны,
Я вас прошу, меня оставить!

Онегин

О, сжальтесь!

Татьяна

Зачем скрывать, зачем лукавить!
Ах! Я вас люблю!..

Онегин

Что слышу я?!
Какое слово ты сказала?!
О, радость! Жизнь моя!
Ты прежнею Татьяной стала!..

Татьяна

Нет, нет!
Прошлого не воротить!
Я отдана теперь другому,
Моя судьба уж решена:
Я буду век ему верна!

Онегин

О, не гони! Меня ты любишь,
И не оставлю я тебя;
Ты жизнь свою напрасно сгубишь...
То воля неба: ты моя!
Вся жизнь твоя была залогом
Соединения со мной,
И знай: тебе я послан богом,
До гроба я хранитель твой!
Не можешь ты меня отринуть,
Ты для меня должна покинуть
Постылый дом и шумный свет, —
Тебе другой дороги нет!


Татьяна

Онегин! Я тверда останусь:
Судьбой другому я дана,
С ним буду жить и не расстанусь,
Нет, клятвы помнить я должна!

(Про себя.)

Глубоко в сердце проникает
Его отчаянный призыв,
Но, пыл преступный подавив,
Долг чести суровый, священный
Чувство побеждает!

Онегин

Нет, не можешь ты меня отринуть!
Ты для меня должна покинуть все, все!
Постылый дом, и шумный свет, —
Тебе другой дороги нет!
О, не гони меня, молю!
Ты любишь меня!
Ты жизнь свою напрасно сгубишь!
Ты моя, навек моя!

Татьяна

Я удаляюсь!

Онегин

Нет, нет, нет, нет!

Татьяна

Довольно!

Онегин

О, молю: не уходи!

Татьяна

Нет, я тверда останусь!

Онегин

Люблю тебя, люблю тебя!

Татьяна

Оставь меня!

Онегин

Люблю тебя!

Татьяна

Прощай навеки!

Онегин

Ты моя!

(Татьяна уходит.)

Позор!.. Тоска!..
О, жалкий жребий мой!


5. Заключительное слово учителя.

Академик Д.С.Лихачев писал: "История культуры - это история человеческой памяти, история развития памяти, ее углубления и совершенствования». Мы должны помнить о великих личностях, оставивших нам такое великолепное культурное наследие. Музыка Чайковского занимает очень большое место в нашей духовной жизни, и мы по праву гордимся нашим величайшим композитором.

Литература:

  1. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов, издание 5. – Л.: «Музыка», 1982

  2. Глазунов А. К. Мое знакомство с Чайковским // Воспоминания о П. И. Чайковском. Ред. В. В. Протопопов, сост.: Е. Е. Бортникова, К- Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина, 2-е изд. М., 1973

  3. Ладвинская А. А. 70 знаменитых композиторов: судьба и творчество. – Ростов н/Д: «Феникс»; Донецк: «Кредо», 2007

  4. 166 биографий знаменитых композиторов / Автор – составитель Л. В. Михеева. – СПб.: Композитор, 2000

Интернет-источники:

http://www.belcanto.ru/onegin.html

http://all-biography.ru/alpharu/ch/chajkovskij-petr-ilich-tchaikovsky-petr-ilyitch





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!