Метод проектов — один из ведущих методов обучения
в условиях реализации ФГОС.
Козьменко И. В.
Преподаватель английского языка
ОГАПОУ «БСК»
Рассматривается один из ведущих методов обучения, отвечающий современным требованиям и условиям при изучении иностранного языка в ссузах.
Ключевые слова: педагогическая технология, разработка проблемы, совместная деятельность, познавательная деятельность, система обучения, самостоятельное планирование, приобретение знаний, творческие способности, сотрудничество, инновационные технологии, проектная методика.
Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, были направлены на то, чтобы найти способы развития активного самостоятельного мышления подростка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им учебное заведение, а уметь применять их на практике. Первоначально метод проектов назывался проблемным. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Метод проектов −один из ведущих методов обучения, отвечающий современным целям образования. Основные цели обучения практически во всех развитых странах мира формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых. Как утверждает Евгения Семёновна Полат, (профессор Института средств и методов обучения Российской академии образования, доктор педагогических наук.) «Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения проектов. При этом при использовании этого метода важна роль педагога в организации и управлении всей познавательной деятельностью обучающихся, так как иногда они выбирают замысел проекта, который им не под силу, а педагог помогает объективно оценивать свои возможности. Поэтому метод проектов - это совместная деятельность педагога и обучающихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы.
Основатели проектного метода - Джон Дьюи и Уильям Херд Килпатрик предложили строить обучение на активной основе, через практическую деятельность обучающегося, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. Грамотное, осознанное применение метода проектов в совместной деятельности преподавателя и обучающихся может привнести в учебный процесс принципиально иной подход к познавательной деятельности обучающихся, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении.
Метод проектов отражает основные принципы личностно-ориентированного подхода и гуманистической педагогики, которые заявлены в качестве приоритетных во всех нормативных документах. Цель проектной технологии - это самостоятельное постижение обучающимися различных проблем, имеющих для них жизненный смысл.
Основными требованиями к использованию метода проектов являются:
Наличие значимой проблемы или задачи.
Практическая, теоретическая и познавательная значимость
предполагаемых результатов.
Самостоятельная деятельность обучающихся.
Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов, предусматривающих
ряд действий.
Последнее требование имеет определённую последовательность действий:
Определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;
Обсуждение способов оформления конечных результатов;
Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
Подведение итогов, оформление результатов и их презентация;
выводы и выдвижение новых проблем исследования.
Говоря о типологиях проектов, по доминирующей деятельности обучающихся они определяются на:
практико-ориентированный;
исследовательский;
информационный;
творческий;
ролевой проект.
Классификация типов проектов определяется:
по продолжительности времени на:
краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках);
средней продолжительности (занимают изучение одной, двух тем);
долгосрочные (разрабатываются в
по уровню интеграции на:
монопроекты - проекты с привлечением только содержания изучаемого учебного предмета;
межпредметные, учитывающие содержание многих учебных предметов.
по количеству участников на:
индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним ребёнком;
коллективные проекты: парные и групповые.
по способу преобладающей деятельности на:
исследовательские; 4. практико-ориентированные;
игровые; 5. познавательные.
творческие;
Остановлюсь на двух видах проектов, которые наши преподаватели иностранных языков любят использовать в свое работе.
Первый вид - Игровые проекты. В процессе работы над такими проектами студенты принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, и такая деятельность помогает раскрыть им свои способности и умения.
Второй вид - Творческие проекты, названия которых говорят сами за себя, и которые подразделяются на:
проведение различных праздников;
создание газет, журналов, видеофильмов;
конкурс рисунков;
оформление тематических газет и плакатов и др.
выставка поделок и др. виды проектов.
Превращая занятие по иностранному языку, в дискуссионный клуб, конференцию или круглый стол, метод проектов способствует формированию и совершенствованию основных речевых умений и навыков. Важно поощрять речевую активность обучающихся. На занятии должна быть создана дружеская атмосфера общения, атмосфера поддержки и взаимопонимания. Именно в таких условиях происходит реализация коммуникативного подхода к обучению иноязычному общению.
Свободный и оперативный доступ к информации при использовании компьютерных средств обеспечивает возможность формирования у студентов умения добывать и анализировать информацию из разнообразных источников, а также сократить время на сбор информации при работе над проектом.
Педагогу необходимо владеть определенными компетенциями при использовании проектной технологии. Он должен уметь:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов;
организовать исследовательскую деятельность обучающихся;
организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
направлять обучающихся на поиск решения поставленной проблемы;
интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
В тоже время эта технология помогает студентам:
учится самостоятельному овладению знаниями и использованию их для решения новых практических задач;
приобретать коммуникативные навыки и умения;
овладевать практическими умениями исследовательской работы;
собирать необходимую информацию;
учится анализировать факты;
делать выводы и заключения.
Оценка результата и оценка продвижения обучающихся в проекте должна быть качественная, а не количественная. Результат является средством для решения значимой для студента проблемы, поэтому после его получения очень важно организовывать рефлексию, которая является внутренней и неотъемлемой составляющей проектной методики. Проектная технология помогает педагогу организовать увлекательное и интересное занятие для обучающихся.
Современный подход к обучению иностранному языку заключается в включении обучающихся в диалог культур. Важно предоставить им возможность творчески мыслить, решать актуальные проблемы, рассуждать над возможными способами решения этих проблем. Приоритетность данного метода также проявляется в учете индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, в обучении в сотрудничестве и взаимодействии, в применении современных инновационных технологий, а также в развитии творческих и поисково-исследовательских способностей студентов. Проектная технология - это интересный и современный метод, но его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.
Список использованных источников:
1. Лазарев В.С. «Новое понимание метода проектов в образовании» // Проблемы современного образования. – 2011. - №6. - С. 35-43.
2. Метод проектов. Д.п.н., проф. Полат Е.С., ИОСО РАО URL:https://docs.google.com/document/d/13xOCJ50yaEkIzYq2kuRf3nbzVDewud6fcIkMzFqyrq4/edit?pli=1#
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2014. – 80 с.