СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Примечания

 

Кейс-стади традиционная тактика качественного исследования; метод, ориентированный на глубокое изучение современного феномена, необязательно количественное, в реальном жизненном контексте. Кейс-стади применяется в образовании, социологии, менеджменте, как метод обучения в бизнес-школах и как исследовательский метод. Качественные кейс-стади в зависимости от области применения имеют свою специфику. Так, в фокусе психологического case study находится человек. Наиболее известный прецедент case study в психологии был создан Фрейдом в начале 1900-х годов. Его интенсивный самоанализ, в совокупности с case studies нескольких индивидов, привел к открытию подсознательной жизни, которая подавляется, но управляет поведением. Необходимо отметить, что в психологии кейс-стади не получил широкого распространения частично из-за критики относительно валидности, надежности метода, а также его нерепрезентативности. Впрочем, известный исследователь Р.Йин предлагает конкретные пути решения проблемы валидности и надежности, одним из них является триангуляция данных. Что касается генерализации, то кейс-стади имеет дело не со статистической, а аналитической генерализацией. Интересно отметить, что кейс-стади играет важную роль как в социальных науках, так и в естественных. Многие области исследования, такие как астрономия, геология, биология не соглашаются на научное исследование посредством контролируемого эксперимента. Так, теория эволюции Дарвина была основана, по сути, на исследовании кейс-стади, а не на эксперименте. Метод сase-study переводится с английского разными исследователями по-разному. Так, в литературе встречаются такие формулировки, как "исследование отдельной общности", "изучение случаев", "кейс-стади", "метод штудирования отдельных случаев" иногда его называют "монографический подход". Предметом изучения в кейс-стади могут быть как социально-психологические особенности отдельной личности, представляющей самостоятельный интерес как "клинический" случай, так и сложные социальные единицы, состоящие из множества переменных. Как правило, проблема сравнения, сопоставления с другими "случаями" является второстепенной по сравнению с изучением структуры данного уникального объекта. Использование метода кейс-стади зависит от характера вопросов, которые ставит исследователь. Р.Йин (1994) считает, что case study обладает преимуществом в том случае, если необходимо ответить на вопросы описательного характера (что произошло?) или объяснительного характера (как/почему что-то случилось?). Кроме того, case study оптимален тогда, когда исследователь имеет незначительный контроль над "текущим рядом событий" и/или когда переменные настолько внедрены в ситуацию, что их невозможно определить заранее. Считается, что сase study является особенно подходящий формой исследования, если вас интересует процесс. Также case study может быть выбран в силу своей уникальности, в силу того, что он может рассказать о явлении, к которому в противном случае не был бы получен доступ. Итак, существуют определенные условия, при которых метод штудирования случаев является наиболее адекватным : 1) исследователь задается вопросами "как?" и "почему?"; 2) феномен исследуется в его реальном жизненном контексте - не в экспериментальных, а в полевых условиях; 3) граница между феноменом и контекстом не очевидна. Метод штудирования случаев может быть направлен на решение трех главных задач, по мнению Р.Йина: качественное описание наблюдаемых явлений; проверка теорий; создание новых теорий. В методе штудирования отдельных случаев обычно используют такие способы сбора данных, как анализ архивов, интервью, опросники и наблюдение. Данные также могут включать биографические описания, семейную историю, медицинские записи, результаты разных психологических тестов. Возможно использование функциональных личных документов (расписаний, планов работы) и физических артефактов. Самой фундаментальной техникой в кейс-стади является интервью. По многим параметрам кейс-стади как исследовательский метод не отличается от других исследовательских методов. Здесь также требуется обзор литературы, также есть этап определения исследовательских вопросов и аналитических стратегий, требуется строгая регистрация данных (протокол), результатом также является отчет. Как продукт исследования case-study является интенсивным, холистическим описанием и анализом отдельной личности, явления или социальной единицы. Источниками и руководством к проведению кейс-стади могут быть работы Hamel (Hamel et al., 1993), Stake (1995), and Yin (1984, 1989a, 1994), Bromley D.B.

 

Кейсы, как известно, бывают разные – большие и маленькие, сложные и простые, специализированные и не очень. Это дает нам возможность подобрать подходящий инструмент для самых разнообразных оценочных задач.

  

Существует несколько типологий кейсов, основанных на различных признаках:

  

1. По задачам:

   «Кейс предприятия»: дается характеристика предприятия и ставится задача проанализировать ситуацию по определенным параметрам. Как правило, в этих кейсах не ставится задача принятия решения. Оптимален для оценки аналитиков любой специализации, должностные обязанности которых не предполагают принятия решений. Возможно использование кейсов этой категории для оценки навыков регулярного менеджмента – например, HR-менеджеру можно предложить оценить соответствие штатного расписания актуальным задачам компании или эффективность используемой системы материального стимулирования.

    «Кейс-ситуация»: дается описание проблемной ситуации и необходимая информация о предприятии, отрасли, персоналиях. Требуется найти оптимальное решение и способ его реализации. Выбор решения должен быть обоснован, должны быть просчитаны возможные последствия и выявлены возможные препятствия. Используются для оценки как руководителей всех уровней, так и специалистов, от которых компания ожидает определенной самостоятельности и инициативности.

 

2. По объему и структуре информации:

  Комплексные кейсы: «классика жанра». Они достаточно объемны (от 15 страниц), содержат много подробной информации, первичных данных, мнений, образцов документов, причем эта информация может быть избыточной и слабо структурированной. Решающий должен самостоятельно разобраться, какая информация ему необходима, каким образом ее анализировать, что определяет выбор решения. Кейс может содержать несколько вариантов решения, из которых предлагается выбрать лучший, но в ряде случаев все предлагаемые решения не оптимальны, и единственный способ успешно решить кейс – это предложить свое решение.

Преимуществом этого типа кейсов является возможность одновременно оценить большинство ключевых параметров, однако следует учитывать, что их решение требует значительного времени, поскольку здесь важнее оценить не скорость, а качество принимаемого решения.     

   Мини-кейсы: практические ситуации, описывающие определенную бизнес-проблему в краткой форме (1-4 страницы). Объем информации достаточен для того, чтобы человек, обладающий необходимыми знаниями и навыками, мог принять обоснованное решение. Если предлагаемая проблема выходит за рамки предоставленной информации, решающий может ограничиться описанием стратегии решения проблемы.

 Этот тип кейсов позволяет сосредоточиться на главном, оценив именно те компетенции, без которых успешная работа в данной должности невозможна – поэтому мини-кейсы удобно использовать для отбора наиболее перспективных кандидатов – впоследствии у Вас будет возможность оценить их более тщательно и Вам не придется тратить время на заведомо неподходящие кандидатуры.

 . По источнику исходной информации

   Большинство кейсов разрабатываются на основе информации о реальных компаниях и событиях. Внутренние специалисты по оценке персонала могут использовать кейсы, разработанные на основе информации о своей компании – это повысит достоверность прогноза и облегчит оценку решения, конфиденциальность информации при этом может быть защищена при помощи кодирования информации, не влияющей на принятие решения (замена названия компании, имен руководителей и.т.д.).

    Допустимо использование и «симулированных» кейсов, описывающих определенную ситуацию в вымышленной компании. Однако кейс, основанный на вымышленных данных, как правило, не обеспечивает достаточного правдоподобия и конкретизации ситуации – в большинстве случаев этот вариант используется при разработке мини-кейсов. 

       Для кейсов по стратегическому менеджменту, маркетингу, финансовому планированию, включающих большой объем дополнительной информации, числовых показателей, динамику рынка, историю компании, лучше использовать информацию о реальной организации – это дает возможность сделать кейс более достоверным и избежать несогласованности.

 

 4. По тематике:

Существуют специализированные кейсы по менеджменту, маркетингу, финансам, экономическому анализу, управлению персоналом, юриспруденции, IT-технологиям, бизнес-консультированию, производственным технологиям и другим сферам бизнеса

 При использовании специализированных кейсов особенно важно учитывать соответствие задачи содержанию работы на определенной должности. 

Рассматривая основные структурные составляющие педагогической технологии реализуемые в комплексе можно оценить эффективность технологии кейс-стади:

Первая составляющая: Концептуальность и новизна: применение кейс-стади заменяет пассивный тип обучения, в котором студенту отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и т.п., активным обучением, при котором студент является активным творцом знаний, решений, информации и т.п.

Вторая составляющая: Содержательная часть обучения: технология кейс –стади создает условия для превращения знаний из обезличенной информации, полученной путем механического заучивания, в личностный опыт студентов, а также для стимулирования у студентов ценностного субъективного отношения к овладению знаниями.

Третья составляющая: Процессуальная часть - технологический процесс: совершенствование способностей к обучению и повышение результативности через постановку цели и определения желаемого результата, выделения приоритетов и умения анализировать ситуацию, изменяя ее в нужном направлении в любой момент; умение организовывать деятельность и выбирать формы достижения результатов, максимально используя желания и способности людей.

При реализации работы с кейсами акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Происходит развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

Отсюда принципиальное отличие кейс-стади - демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы. При этом результатом применения технологии кейс-стади являются не только знания, но и овладение учебно–познавательными компетенциями. [11, 54]

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!