СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметные проекты на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продуктивное проектное образование представляет обучающимся возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам...

Просмотр содержимого документа
«Метапредметные проекты на уроках истории и обществознания»

Метопредметные проекты на уроках истории и обществознания.

Метопредметные проекты на уроках истории и обществознания.

Проектно-исследовательское образование Продуктивное проектное образование предоставляет учащимся возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, учит их самостоятельно решать возникающие при этом проблемы – ученик сам открывает путь к познанию. История и обществознание тесно связана со всеми предметами социально-гуманитарного цикла, что позволяет создавать метапредметные проекты, которые отражают интеграцию предмета в другие области наук.

Проектно-исследовательское образование

  • Продуктивное проектное образование предоставляет учащимся возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, учит их самостоятельно решать возникающие при этом проблемы – ученик сам открывает путь к познанию.
  • История и обществознание тесно связана со всеми предметами социально-гуманитарного цикла, что позволяет создавать метапредметные проекты, которые отражают интеграцию предмета в другие области наук.
Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека: Информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); Компетенции самоорганизации ( умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы); Компетенции самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

  • Информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • Компетенции самоорганизации ( умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);
  • Компетенции самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ Метапредметные - освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;   Предметные - усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ

  • Метапредметные - освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;

  • Предметные - усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.
Достижение высоких метапредметных компетентностей осуществляется через: усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках одного предмета и трансляция его в различные жизненные ситуации; навыки самостоятельного создания и обновления персональных страниц в сети Интернет, участие в On-line конференциях, дистанционном обучении; повышение коммуникативных способностей, умений диспутировать, выделять главное, отстаивать свою точку зрения; умение использовать различные источники информации, анализировать и структурировать полученную информацию; широко и разнообразно преподносить и интерпретировать полученные данные исследований через проектную деятельность

Достижение высоких метапредметных компетентностей осуществляется через:

  • усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках одного предмета и трансляция его в различные жизненные ситуации;
  • навыки самостоятельного создания и обновления персональных страниц в сети Интернет, участие в On-line конференциях, дистанционном обучении;
  • повышение коммуникативных способностей, умений диспутировать, выделять главное, отстаивать свою точку зрения;
  • умение использовать различные источники информации, анализировать и структурировать полученную информацию; широко и разнообразно преподносить и интерпретировать полученные данные исследований через проектную деятельность
Из истории… Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859—1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.  Проект (от лат. брошенный вперед) — 1) план, замысел, 2) разработанный план, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия, 3) предварительный текст какого- либо документа. — Советский энциклопедический словарь. — М.: «Советская энциклопедия», 1983. — С. 1061.

Из истории…

  • Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859—1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.
  • Проект (от лат. брошенный вперед) — 1) план, замысел, 2) разработанный план, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия, 3) предварительный текст какого- либо документа. — Советский энциклопедический словарь. — М.: «Советская энциклопедия», 1983. — С. 1061.
Что такое проект Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки.   Проект - это разовая деятельность , которая:  имеет конечную цель и промежуточные задачи;  производит хорошо определенный конечный результат, который может быть оценен;  состоит из последовательности взаимосвязанных работ;  имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания;  использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, временных, информационных и человеческих.   имеет конечную цель и промежуточные задачи;  производит хорошо определенный конечный результат, который может быть оценен;  состоит из последовательности взаимосвязанных работ;  имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания;  использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, временных, информационных и человеческих.    Проект-  это лестница приставная,  где нельзя перепрыгивать через ступеньки.

Что такое проект

Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки.

Проект - это разовая деятельность , которая:

  • имеет конечную цель и промежуточные задачи; производит хорошо определенный конечный результат, который может быть оценен; состоит из последовательности взаимосвязанных работ; имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания; использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, временных, информационных и человеческих.
  • имеет конечную цель и промежуточные задачи;
  • производит хорошо определенный конечный результат, который может быть оценен;
  • состоит из последовательности взаимосвязанных работ;
  • имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания;
  • использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, временных, информационных и человеческих.

Проект-

это лестница приставная,

где нельзя перепрыгивать через ступеньки.

Проектный метод позволяет …  научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;  размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;  принимать самостоятельные аргументированные решения;  научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Проектный метод позволяет

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Основные этапы проекта… 1.  Учитель выбирает тему проекта, его тип, количество участников. 2. Учитель продумывает возможные варианты проблем, но проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (мозговая атака). 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Самостоятельная работа участников по своим исследовательским, творческим задачам под контролем учителя. 5. Промежуточное обсуждение полученных данных в группах под контролем учителя. 6. Подготовка к защите. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Основные этапы проекта…

1. Учитель выбирает тему проекта, его тип, количество участников.

2. Учитель продумывает возможные варианты проблем, но проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (мозговая атака).

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников по своим исследовательским, творческим задачам под контролем учителя.

5. Промежуточное обсуждение полученных данных в группах под контролем учителя.

6. Подготовка к защите.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Параметры внешней оценки проекта 1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем. 2. Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов. 3.Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями. 4. Коллективный характер принимаемых решений. 5.Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта. 6.Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.  7.Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.  8.Эстетика оформления результатов выполненного проекта.  9.Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Параметры внешней оценки проекта

1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем.

2. Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.

3.Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

4. Коллективный характер принимаемых решений.

5.Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта.

6.Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей. 7.Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы. 8.Эстетика оформления результатов выполненного проекта. 9.Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Виды проектов По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты. По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев). По использованию нескольких видов – смешанные. По объему информации –  мини-проекты.

Виды проектов

  • По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.
  • По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
  • По использованию нескольких видов – смешанные.
  • По объему информации мини-проекты.
Творческий проект Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция…

Творческий проект

Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция…

Игровой (ролевой) проект  В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности является игровая.

Игровой (ролевой) проект

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности является игровая.

Информационный проект Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.), презентация.

Информационный проект

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.), презентация.

Практико-ориентированный (прикладной) Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Практико-ориентированный (прикладной)

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Исследовательский проект Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Исследовательский проект

  • Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
  • Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!