СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ментальная карта - как средство развития мышления, памяти и речи обучающихся в современной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  статье   доклада  раскрывается   тема  значения   использования   ментальной  карты   на  уроках  русского   языка  по  обновлённой   программе   содержания   образования.

Просмотр содержимого документа
«Ментальная карта - как средство развития мышления, памяти и речи обучающихся в современной школе»

Ментальная карта - как средство развития мышления, памяти и речи обучающихся в современной школе

Учительница русского языка

и литературы КГУ СОШ № 44

Абышева Б.Б.

Если раньше ведущая роль на уроке отводилась учителю, то в соответствии с новыми стандартами эта роль переходит к учащимся. Учитель является организатором, координатором. Универсальные учебные действия направлены на способность школьников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Вследствие этого нужна новая теоретическая модель образования: ученик – предметно-информационная среда – учитель. [1; с.6 ]

Сегодня в педагогике большое многообразие методов и приёмов для развития логического мышления и памяти учащихся. Каждый из них направлен на то, чтобы обучающийся сам мог достичь вершины знаний путём своих собственных усилий. На этом основаны и новые формы оценивания (критериальное) и программы (обновлённое содержание образовательной программы). Опираясь на опыт зарубежных педагогов, теоретиков и практиков, вспоминая более ранние труды «наших» методистов можно сделать вывод, что новое очень тесно переплетается с уже известными подходами и методами в обучении.

Сейчас на уроках по обновлённому содержанию образования используют так называемую «ментальную карту, схему или таблицу». Значение этого слова в Толковом словаре С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова означает: «-ая, -ое; -лен, -льна (книжн.). Относящийся к уму, к умственной деятельности. Ментальные способности».

В философском словаре это понятие даётся так: «(от лат. mens - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное.» или же « … устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности; совокупность сознательных и бессознательных установок и предрасположенностей индивидов, социальных общностей к определенному типу ценностей, мышления и действия.» То есть, говоря другими словами: умственный, мыслительный, интеллектуальный, психический.

Ментальность это такой способ мироощущения, в котором мысль непосредственно не отделена от эмоций (переживания и радости). Тем самым реакция поведения человека на изменение внешнего и внутреннего мира в каждой культурной среде носит свои особенности.

Ментальность начинает формироваться при воспитании, когда человек получает первый жизненный опыт. Поэтому люди, приобретшие примеры поведения в разных культурах, могут иметь совершенно противоположный образ мышления.

Ментальные карты схожи с другими методами кодирования учебной информации, таких, как опорные схемы, таблицы и алгоритмов. Применение алгоритмов, схем, таблиц как форм наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач. Это  позволяет добиваться высокой активности учащихся при изучении теоретического материала и готовит их к усвоению рациональных приемов применения правил. Появляется возможность экономии времени при работе с обширными комплексами понятий, возможность дифференциации процесса обучения, возможность использовать различные виды работ: индивидуальную, фронтальную, групповую, возможность обеспечения активной самостоятельной работы ученика, а как следствие самореализации ученика (в том числе в сотрудничестве с учителем и другими учащимися).

Использование данной методики при изучении русского языка и литературы, несомненно, даёт определённые результаты.

Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.

Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.

Использование опорных схем на уроках литературы помогает учащимся освоить навыки аналитической работы не только при изучении биографии поэта или писателя, но и при изучении творчества, развивает логическое мышление, помогает определить авторский замысел и высказать свою точку зрения по поводу прочитанного произведения. Ученики научились работать с текстом (определять тему и идею произведения, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы), приобрели умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, логично излагая свою мысль. [2 ; с.80]

Наглядность как один из важнейших дидактических принци­пов разрабатывается и реализуется в теории и практике препода­вания русского языка на всех этапах развития школьного образо­вания. … Наиболее распространенным и традиционным средством зри­ тельной наглядности на уроках русского языка являются таблицы. Основная дидактическая функция таблиц - вооружение учащихся ориентиром применения правила, раскрытие закономерности, лежащей в основе правила или понятия, облегчение запоминания конкретного языкового материала. В связи с этим они делятся на языковые и речевые. В языковых таблицах отражена закономерность, сущ­ность какого-либо правила или понятия, что способствует наи­более быстрому усвоению этого понятия, запоминанию правила, определенной нормы и т.п. Речевые таблицы содержат конкретный речевой матери­ал (слова, словосочетания), который требуется запомнить. Таблицы могут быть использованы на этапе осознания, ос­мысления правил, определений, понятий, на этапе закрепления изученного, при повторении и систематизации материала. [3 ; с.80-83]

Во избежание перегрузки учащихся особое внимание при планировании учебного материала следует уделить рациональному использованию материала, предлагаемого в учебниках. [4 ; с.14 ]

В своём методическом пособии Жумадилова Г.Н. пишет: «Познавательная деятельность школьников … включает следующие методы: лингвосмысловой анализ учебно-научного текста (УНТ), перекодирование УНТ, продуцирование УНТ.» [5 ; с.41 ] Особым методом хочется выделить второй метод - перекодировку.

«Перекодирование содержания текста является основным методом осуществления реконструктивной деятельности, которая направлена на формирование умений представлять вербальный учебно-научный текст в ином графическом коде (в форме таблицы, схемы, графика, рисунка, карты, перевода на второй язык и др.), а также умений читать таблицы, схемы, графики, карты, то есть переводить их в слово…

Перекодирование текста рассматривается как метод обучения, направленный на поиск адекватной формы представления содержания учебно-научного текста с целью обеспечить его полное и точное понимание.». [5 ; с.43]

Ментальную карту можно сравнить также как с алгоритмом, так и с методом проектирования, так как и те и другие принципы включают в себя логику мышления, последовательность изложения и творческий подход в кодировке текста и информации.

Алгоритм (по Викикпедии) –набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата. набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата. Другими словами – это программа, план действий. Который рассчитан на передачу более точной и подробной информации.

Что касается проектной деятельности: «… работа над проектами позволяет организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Растёт коммуникабельность учеников и умение искать пути решения поставленных задач.» [6 ; с.183]

Калейдоскоп событий и фактов, лиц и феноменов, предстающих перед ребёнком в используемых текстах, снимает проблему однообразия деятельности. Палитра мыслей и чувств по поводу не «адекватной возрасту» познавательной, художественной информации, как предписано «методизмом», а такой, которая постоянно приводит ребёнка в состояние недоумения, удивления, непонимания, «латентного состояния вопросительного знака», одним словом, делает каждый урок письма неповторимым и волнующим событием, приводящим сознание в режим поисковой активности [7 ; с.110]

В конспекте, опорной схеме при помощи условных сигналов, языковых терминов в определенной логической последовательности излагается главная информация по теоретическим блокам всей темы, разделов лингвистики.

По опорному конспекту ученики составляют связный рассказ по теории на лингвистическую тему. Алгоритм помогает отработать ход рассуждений при использовании того или иного правила. Активизируется мыслительная деятельность, идет развитие логического мышления.

Общеизвестно, что эффективно усваивается то содержание, которое стало предметом активных действий. Поэтому особенность приема состоит в том, что знания могут не только передаваться детям в готовом виде, а приобретаться ими в процессе изучения нового материала. В результате такой работы у детей формируются умения анализировать, сравнивать, наблюдать и обобщать; развивается интерес к предмету.

Так же, как и при составлении опорных схем и таблиц, алгоритмов, создаются и ментальные карты:

1. Подбор фактического материала.

Материал отбирается из разных источников: программ, учебников, справочной и методической литературы, периодических изданий и т.д.

2. Отработка материала.

На этом этапе происходит обобщение содержания, отбор необходимого материала, отбрасывание второстепенного. Содержание опорного конспекта, алгоритма, схемы определяется содержанием теоретического материала по данной теме.

Определение материала, который дети уже знают;

  • в новом материале выделяется второстепенная и главная информация;

  • определение порядка изложения материала, примеров, иллюстрирующих материал, перспектив заполнения опорного конспекта при последующем изложении.

3. Кодирование материала, составление конспекта, алгоритма, схемы.

В уже систематизированном и сжатом материале необходимо выделить опорные сигналы, совокупность которых и составит, например, опорный конспект по теме. Он будет состоять из ключевых слов, аббревиатур, компактных записей определений и формулировок, графических сигналов, цифрового материала, стрелок, условных обозначений.

Итак, ментальная схема, карта или алгоритм как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.

Работа со схемой с ментальной картой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

Ментальная карта, как и схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.

Ментальная карта уместна на разных этапах обучения : при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материа. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.

Не менее важно использование средств наглядности в виде обобщающих и тематических схем на уроках литературы. Схема требует от школьника самостоятельного размышления и приводит к обобщению, устанавливает связи и взаимосвязи между явлениями, позволяет систематизировать, обобщать изучаемый материал. Схема на уроках литературы является средством активизации познавательной деятельности учащихся, средством целостного осмысления материала.

При такой организации работы развивается не только мышление, но и язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом. Следовательно, сознание находится в непрерывном развитии. Воздействие произведения становится эффективнее, так как ученик сам выходит на нравственные проблемы и решает их в кругу сверстников при участии учителя, а не под его давлением.

И тогда произойдёт то самое событие, когда, как писал один из наших современников: «Однажды ребёнок не ограничится простым переложением событий и выразит тем или иным образом своё личное отношение к фактам, информации, персонажам или языковм средствам, тем самым «прорастает» как автор интерпретаций». [7 ; с.126]

Примерными образцами ментальных карт на уроках русского языка и литературы могут быть работы учащихся такого плана:

Ментальная карта по теме «Русские народные сказки: "Колобок»





Ментальная карта на текст «Маркакольский заповедник»








Библиографический список:

  1. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. - М., Просвещение, 1984.

  2. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку.-М., Педагогика, 1992.

  3. «Методика преподавания русского языка в школе» под ред. Баранова М.Т., Москва, 2001 г.

  4. Жумадилова Г.А., Джамбаева Ж.А., Демежанов Т.М. «Педагогическая практика по русскому языку и литературе», Семей, 2012 г.

5. Жумадилова Г.А. «Интеллектуально-речевая деятельность школьников в условиях полилингвизма», Семей 2012 г.

6. Мурашковска и.Н. «Неделя проектов»// «Школьные технологии», 2001, № 1.

7. Кушнир А. «Педагогика грамотности» // «Школьные технологии», Россия, 1996, № 4-5






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!