Введение
Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходится без выпуска собственной газеты, журнала. Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому в нашем классе возникла идея выпуска своей газеты.
Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Конечно, соперничать с центральными изданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в классе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов одноклассников, их забот, поисков, их общие печали и радости, их сомнения и открытия…
В силу объективных причин (жесткого учебного плана) сегодня наиболее благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала личности школьника предоставляются при проведении внеклассной работы. Различные формы регулярной внеклассной работы (например, клубы, студии, кружки) - это «полигон для испытаний» различных возможностей ребенка, своеобразный социально-психологический тренинг, постоянный, новый опыт, расширение представлений о себе и других людях, прекрасная возможность творческой самореализации личности. Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов - создание пресс-центра в классе, где будет выпускаться печатная школьная газета. Выпуск школьной газеты, выполняющей функцию своеобразного общественного контролера, является также одним из первых опытов участия детей в демократическом самоуправлении школы, в реализации их права на свободу слова.
В результате анализа состояния образовательного процесса в нашем классе, выявлены следующие противоречия между:
необходимостью создания пресс-центра в классе и отсутствием единой программы по его функционированию;
пониманием того, что у школьников существуют различия в творческом потенциале (творческих возможностях), и созданием условий для его развития у каждого обучающегося.
Этим обусловлен выбор темы проекта: «Наша КЛАССная газета»
Объект исследования: отражение классной жизни и образовательного процесса класса.
Предмет исследования: условия, способствующие творческой самореализации личности в издательской деятельности.
Цель проекта: создание условий для творческой самореализации личности в издательской деятельности.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
разработать систему диагностики интересов, склонностей и способностей школьников;
разработать функциональную и организационную структуру управления проектом.
сотрудничать с писательским сообществом «Содружество» для стимулирования самостоятельности и креативности школьников.
Гипотеза: если в классе создать условия для успешного функционирования школьного пресс-центра, то это будет способствовать раскрытию творческих способностей обучающихся и в целом творческой самореализации личности в рамках деятельности классного пресс-центра.
Методы исследования:
Основные методы – это наблюдение, опрос в форме раздаточного анкетирования, анализ, сравнение, обобщение, моделирование.
Вспомогательный метод – метод теоретического анализа и обобщения данных научно – педагогической литературы. Творческое самоосуществление личности подростка - актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Досуг для детей и подростков - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна функция самореализации.
Теоретическая часть
«Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media – средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.).Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [Российская педагогическая энциклопедия, 1993, c.555]. Актуальность выбранной темы очевидна.
Выпуск школьной газеты в качестве альтернативы социальным сетям, выполняющей функцию своеобразного общественного контролера, является также одним из первых опытов участия детей в демократическом самоуправлении школы, в реализации их права на свободу слова. Большую помощь с точки зрения профессиональной ориентации с содержанием разных видов журналистской деятельности – проектной, авторской, аналитической, редакторской, организационно-управленческой, производственно-технологической можно получить, выпуская школьную газету.
Известна нелюбовь детей ко всякого рода «обязаловке», поэтому в нашем классе максимально использованы возможности выбора и «свободы передвижения» в организации внеклассной работы. Принцип добровольности, пожалуй, самое важное условие успешной самореализации ребенка в творческой деятельности. Один из таких клубов на принципе добровольности появился и у нас в 5 классе. Это - «Клуб юного читателя».
Практическая часть
Создание «Клуба юного читателя»
Началось всё с того, что одна девочка принесла в школу книгу и показала картинки классу, зачитывая вслух отдельные эпизоды. На следующий день другой мальчик принес свою любимую энциклопедию о животных, и ребята на переменах бурно обсуждали информацию, изложенную в книге. Видя, насколько ребята увлечены чтением, классный руководитель предложила нескольким девочкам идею организовать «Книжный клуб юного читателя». Девочки на классном часе пригласили одноклассников вступить в данный клуб, разработали анкету о предпочтениях в чтении, разработали «Устав клуба». Самое интересное, даже «троечники» с упоением рассказывали о своей любимой книге, забыв на время о своем любимом занятии - игре в телефоне. Работа в клубе требовала выхода на литературное сообщество. Так возникла социальное партнерство с литературным сообществом «Содружество».
Выдержка из статьи. «Нашему 6 В классу, который очень любит читать, очень повезло: так случилось, что мы имеем возможность живого общения с писателями. Со Светланой Викторовной Рамазановой мы знакомы с первого класса. Для нас она не просто писатель, а мама одного из наших одноклассников. И на самый первый классный час в 5 классе, посвященный Дню Знаний, Светлана Викторовна пришла к нам в качестве писателя. Мы читали её стихи, знакомились с творчеством других нижневартовских писателей, некоторые дети читали свои стихи… Так в нашем классе появился Книжный клуб. На заседаниях литературного клуба ребята делились впечатлениями от прочитанных книг, читали вслух отрывки их любимых литературных произведений. Так, между литературным сообществом «Содружество» и обучающимися 6 В класса было заключено социальное партнёрство.
Очень серьёзно ребята подготовились к встрече с Р. А. Салах, но, к сожалению, встреча была перенесена из-за болезни писателя. Но мы всё-таки надеемся на скорую встречу…» Не пропустили ребята и встречу с нашим «школьным» автором, учителем русского языка и литературы Р. Ш. Сарьяновой, побывав на презентации её новой книги… Встречи с писателями не прошли бесследно. С начала этого учебного года в нашем классе выходит классная газета. Было уже 4 выпуска.
Кадровое обеспечение проекта
Группа | Функции | Состав |
Административно -координационная | Осуществление общего контроля руководством. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | Классный руководитель |
Консультативная, научно-методическая | Координация реализации проекта. Проведение семинаров, консультаций. Аналитическая деятельность. Издательская деятельность. | Организатор проекта – член писательского сообщества «Содружество», член Российского союза писателей – Рамазанова Светлана Викторовна. |
Педагоги школы | Осуществление проекта в системе. Организация издательской деятельности учащихся. | Классный руководитель Кобылина Ольга Владимировна, учитель русского языка Мацепура Анна Евгеньевна, учитель литературы Мухамадиева Анфиса Расимовна. |
| | |
Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся класса
Форма | Задачи |
Встреча с писателями Нижневартовска | Учет индивидуальных возможностей обучающихся. Повышение степени самостоятельности обучающихся. Расширение познавательных возможностей обучающихся. Формирование навыков издательской деятельности. Содействие в профессиональной ориентации. Развитие творческих способностей обучающихся. Самореализация обучающихся во внеклассной работе. |
Создание, организация и проведение заседаний «Клуба юного читателя» | Представление широкого спектра форм деятельности школьного пресс-центра. Выявление читательских интересов обучающихся. Повышение мотивации учеников к работе в школьном пресс-центре. Развитие творческих способностей обучающихся. |
Организация издательской деятельности обучающихся с 5 по 11 класс
5 класс | Подготовительный этап: Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных обучающихся. | Формы: Внеклассная работа. Кружки эстетического цикла. |
6 -7 классы | Творческий этап: Формирование навыков издательской деятельности. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие обучающихся. Индивидуальная работа со способными школьниками. | Формы: Внеклассная работа. Кружки. Студии. |
8 - 9 классы | Развивающий этап: совершенствование навыков издательской деятельности. Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры обучающихся. | Формы: Внеклассная работа. Элективный курс Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выпусков газет.
|
10 – 11 классы | Исследовательский этап: Совершенствование навыков издательской деятельности. Совершенствование информационной культуры обучающихся. Самостоятельное применение обучающимися знаний, умений и навыков. | Формы: Эл. курс Внеклассная работа. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выпусков газет.
|
Ожидаемые результаты:
Критерии | Показатели |
1. Выявление склонностей, способностей и интересов ребят. | Наличие: |
2. Творческая самореализация выпускника школы. | Наличие: различных форм внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы; издательской деятельности (школьной газеты); роста уровня развития творчества в деятельности обучающихся. развитой творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения и применять их в жизни. |
3. Преемственность в работе средней и старшей школы. | Наличие: организации издательской работы обучающихся в школе; мотивации обучающихся к обучению; умения выстраивать свой индивидуальный маршрут обучения. |
Прогноз негативных последствий и устойчивости проекта
Негативные последствия:
Устойчивость проекта:
положительная мотивация участников образовательного процесса на реализацию проекта;
повышение качества образования;
удовлетворённость результатами со стороны родителей.
Бюджет проекта
№ п/п | Перечень статей расходов и требующихся ресурсов | Общая сумма, руб. |
1 | Оборудование: персональный компьютер; МПУ; фотоаппарат цифровой; носители информации flash. | 50000 |
2 | Расходы на деятельность: бумага для офисной техники; канцелярские товары; расходные материалы для принтера; организация и проведение творческих встреч. | 3000
|
| ИТОГО: | 53000 |
Вывод.
Создание условий для внеклассного общения детей способствовало раскрытию их творческих способностей, самореализации в умении поделиться своими читательскими предпочтениями, профессиональной ориентации. Так, несколько человек в классе решили стать журналистами, начав с выпуска классной газеты. Конечно же, выпуск газеты вызван глубокой заинтересованностью ко всему, что происходит в школе, в классе…
Не быть равнодушным - не это ли основная черта современного человека? Впереди предстоит огромная работа, которая заключается в том, чтобы «каждому обучающемуся дать правильное воспитание и тогда каждый займет свое правильное место в жизни». Задачи, поставленные в работе, реализованы, цель достигнута. Гипотеза в процессе исследования подтвердилась.
Список литературы:
Лукина М. М., Некляев С. Э. «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: ИЗДАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ», Москва, 2009;
Федоров А.В., Левицкая А.А, Челышева И.В. и др. «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ», монография, Москва, 2012.
Интернет-ресурсы.
Российская педагогическая энциклопедия, 1993.