СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Медиапроект "Наша КЛАССная газета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная проектная работа представляет одно из актуальных направлений в работе с детьми школьного возраста. Можно трансформировать содержание для работы с детьми разных возрастных категорий.

Просмотр содержимого документа
«Медиапроект "Наша КЛАССная газета"»



10


Введение

Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходится без выпуска собственной газеты, журнала. Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому в нашем классе возникла идея выпуска своей газеты.
Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Конечно, соперничать с центральными изданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в классе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов одноклассников, их забот, поисков, их общие печали и радости, их сомнения и открытия…

В силу объективных причин (жесткого учебного плана) сегодня наиболее благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала личности школьника предоставляются при проведении внеклассной работы. Различные формы регулярной внеклассной работы (например, клубы, студии, кружки) - это «полигон для испытаний» различных возможностей ребенка, своеобразный социально-психологический тренинг, постоянный, новый опыт, расширение представлений о себе и других людях, прекрасная возможность творческой самореализации личности. Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов - создание пресс-центра в классе, где будет выпускаться печатная школьная газета. Выпуск школьной газеты, выполняющей функцию своеобразного общественного контролера, является также одним из первых опытов участия детей в демократическом самоуправлении школы, в реализации их права на свободу слова.

В результате анализа состояния образовательного процесса в нашем классе, выявлены следующие противоречия между:

  • необходимостью создания пресс-центра в классе и отсутствием единой программы по его функционированию;

  • пониманием того, что у школьников существуют различия в творческом потенциале (творческих возможностях), и созданием условий для его развития у каждого обучающегося.

Этим обусловлен выбор темы проекта: «Наша КЛАССная газета»

Объект исследования: отражение классной жизни и образовательного процесса класса.

Предмет исследования: условия, способствующие творческой самореализации личности в издательской деятельности.

Цель проекта: создание условий для творческой самореализации личности в издательской деятельности.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  • разработать систему диагностики интересов, склонностей и способностей школьников;

  • разработать функциональную и организационную структуру управления проектом.

  • сотрудничать с писательским сообществом «Содружество» для стимулирования самостоятельности и креативности школьников.

Гипотеза: если в классе создать условия для успешного функционирования школьного пресс-центра, то это будет способствовать раскрытию творческих способностей обучающихся и в целом творческой самореализации личности в рамках деятельности классного пресс-центра.

Методы исследования:

Основные методы – это наблюдение, опрос в форме раздаточного анкетирования, анализ, сравнение, обобщение, моделирование.

Вспомогательный метод – метод теоретического анализа и обобщения данных научно – педагогической литературы. Творческое самоосуществление личности подростка - актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Досуг для детей и подростков - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна функция самореализации.




Теоретическая часть

«Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media – средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.).Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [Российская педагогическая энциклопедия, 1993, c.555]. Актуальность выбранной темы очевидна.

Выпуск школьной газеты в качестве альтернативы социальным сетям, выполняющей функцию своеобразного общественного контролера, является также одним из первых опытов участия детей в демократическом самоуправлении школы, в реализации их права на свободу слова. Большую помощь с точки зрения профессиональной ориентации с содержанием разных видов журналистской деятельности – проектной, авторской, аналитической, редакторской, организационно-управленческой, производственно-технологической можно получить, выпуская школьную газету.

Известна нелюбовь детей ко всякого рода «обязаловке», поэтому в нашем классе максимально использованы возможности выбора и «свободы передвижения» в организации внеклассной работы. Принцип добровольности, пожалуй, самое важное условие успешной самореализации ребенка в творческой деятельности. Один из таких клубов на принципе добровольности появился и у нас в 5 классе. Это - «Клуб юного читателя».

















Практическая часть

Создание «Клуба юного читателя»

Началось всё с того, что одна девочка принесла в школу книгу и показала картинки классу, зачитывая вслух отдельные эпизоды. На следующий день другой мальчик принес свою любимую энциклопедию о животных, и ребята на переменах бурно обсуждали информацию, изложенную в книге. Видя, насколько ребята увлечены чтением, классный руководитель предложила нескольким девочкам идею организовать «Книжный клуб юного читателя». Девочки на классном часе пригласили одноклассников вступить в данный клуб, разработали анкету о предпочтениях в чтении, разработали «Устав клуба». Самое интересное, даже «троечники» с упоением рассказывали о своей любимой книге, забыв на время о своем любимом занятии - игре в телефоне. Работа в клубе требовала выхода на литературное сообщество. Так возникла социальное партнерство с литературным сообществом «Содружество».

Выдержка из статьи. «Нашему 6 В классу, который очень любит читать, очень повезло: так случилось, что мы имеем возможность живого общения с писателями. Со Светланой Викторовной Рамазановой мы знакомы с первого класса. Для нас она не просто писатель, а мама одного из наших одноклассников. И на самый первый классный час в 5 классе, посвященный Дню Знаний, Светлана Викторовна пришла к нам в качестве писателя. Мы читали её стихи, знакомились с творчеством других нижневартовских писателей, некоторые дети читали свои стихи… Так в нашем классе появился Книжный клуб. На заседаниях литературного клуба ребята делились впечатлениями от прочитанных книг, читали вслух отрывки их любимых литературных произведений. Так, между литературным сообществом «Содружество» и обучающимися 6 В класса было заключено социальное партнёрство.

Очень серьёзно ребята подготовились к встрече с Р. А. Салах, но, к сожалению, встреча была перенесена из-за болезни писателя. Но мы всё-таки надеемся на скорую встречу…» Не пропустили ребята и встречу с нашим «школьным» автором, учителем русского языка и литературы Р. Ш. Сарьяновой, побывав на презентации её новой книги… Встречи с писателями не прошли бесследно. С начала этого учебного года в нашем классе выходит классная газета. Было уже 4 выпуска.

Кадровое обеспечение проекта

Группа

Функции

Состав

Административно -координационная

Осуществление общего контроля руководством.

Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.

Классный руководитель

Консультативная, научно-методическая

Координация реализации проекта.

Проведение семинаров, консультаций.

Аналитическая деятельность. Издательская деятельность.

Организатор проекта – член писательского сообщества «Содружество», член Российского союза писателей – Рамазанова Светлана Викторовна.

Педагоги школы

Осуществление проекта в системе.

Организация издательской деятельности учащихся.

Классный руководитель Кобылина Ольга Владимировна, учитель русского языка Мацепура Анна Евгеньевна, учитель литературы Мухамадиева Анфиса Расимовна.






Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся класса

Форма

Задачи

Встреча с писателями Нижневартовска

  • Учет индивидуальных возможностей обучающихся.

  • Повышение степени самостоятельности обучающихся.

  • Расширение познавательных возможностей обучающихся.

  • Формирование навыков издательской деятельности.

  • Содействие в профессиональной ориентации.

  • Развитие творческих способностей обучающихся.

  • Самореализация обучающихся во внеклассной работе.

Создание, организация и проведение заседаний «Клуба юного читателя»

  • Представление широкого спектра форм деятельности школьного пресс-центра.

  • Выявление читательских интересов обучающихся.

  • Повышение мотивации учеников к работе в школьном пресс-центре.

  • Развитие творческих способностей обучающихся.

Организация издательской деятельности обучающихся с 5 по 11 класс

5 класс

Подготовительный этап:

  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Выявление способных обучающихся.

Формы: 
Внеклассная работа.
Кружки эстетического цикла.

6 -7 классы

Творческий этап:

  • Формирование навыков издательской деятельности.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Творческое развитие обучающихся.

  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы: 
Внеклассная работа. 
Кружки.
Студии.

8 - 9 классы

Развивающий этап: совершенствование навыков издательской деятельности.

  • Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся.

  • Формирование исследовательских навыков.

  • Развитие информационной культуры обучающихся.

Формы: 
Внеклассная работа.
Элективный курс

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выпусков газет.

10 – 11 классы

Исследовательский этап:

  • Совершенствование навыков издательской деятельности.

  • Совершенствование информационной культуры обучающихся.

  • Самостоятельное применение обучающимися знаний, умений и навыков.

Формы: 
Эл. курс

Внеклассная работа.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выпусков газет.

Ожидаемые результаты:

Критерии

Показатели

1. Выявление склонностей, способностей и интересов ребят.

Наличие:

  • Собственных стихов, прозы

  • банк данных;

2. Творческая самореализация выпускника школы.

Наличие:

  • различных форм внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы;

  • издательской деятельности (школьной газеты);

  • роста уровня развития творчества в деятельности обучающихся.

  • развитой творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения и применять их в жизни.

3. Преемственность в работе средней и старшей школы.

Наличие:

  • организации издательской работы обучающихся в школе;

  • мотивации обучающихся к обучению;

  • умения выстраивать свой индивидуальный маршрут обучения.

Прогноз негативных последствий и устойчивости проекта

Негативные последствия:

  • недостаточность материально-технического обеспечения.

Устойчивость проекта:

  • положительная мотивация участников образовательного процесса на реализацию проекта;

  • повышение качества образования;

  • удовлетворённость результатами со стороны родителей.



Бюджет проекта

п/п

Перечень статей расходов и требующихся ресурсов

Общая сумма, руб.

1

Оборудование:

персональный компьютер; МПУ; фотоаппарат цифровой;
носители информации  flash.

 


50000

2

Расходы на деятельность:

бумага для офисной техники;
канцелярские товары;
расходные материалы для принтера;
организация и проведение творческих встреч.

 


3000


 

ИТОГО:

53000




Вывод.

Создание условий для внеклассного общения детей способствовало раскрытию их творческих способностей, самореализации в умении поделиться своими читательскими предпочтениями, профессиональной ориентации. Так, несколько человек в классе решили стать журналистами, начав с выпуска классной газеты. Конечно же, выпуск газеты вызван глубокой заинтересованностью ко всему, что происходит в школе, в классе…

Не быть равнодушным - не это ли основная черта современного человека? Впереди предстоит огромная работа, которая заключается в том, чтобы «каждому обучающемуся дать правильное воспитание и тогда каждый займет свое правильное место в жизни». Задачи, поставленные в работе, реализованы, цель достигнута. Гипотеза в процессе исследования подтвердилась.





Список литературы:

  1. Лукина М. М., Некляев С. Э. «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: ИЗДАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ», Москва, 2009;

  2. Федоров А.В., Левицкая А.А, Челышева И.В. и др. «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ», монография, Москва, 2012.

  3. Интернет-ресурсы.

  4. Российская педагогическая энциклопедия, 1993.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!