ТЕМА: МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОНЦЕ СЛОВА У СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Ж.Р. (НОЧЬ) И ЕГО ОТСУТСТВИЕ У СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ М.Р. (НОЖ)
Цель: Создание условий для знакомства с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имен существительных.
Предметные:
- знать различия существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящую от существительных женского рода;
- уметь различать роль мягкого знака;
- применять полученные знания на практике, использовать правило;
- анализировать проделанную работу;
- оценивать содержание правила для применения в практике.
Личностные:
- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний;
- развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Метапредметные:
УУД:
Познавательные:
развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Регулятивные:
формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.
Коммуникативные:
развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Логопед: Написание какой буквы мы сегодня повторим вы узнаете из загадки.
Эта буква – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Ответ: мягкий знак
Вызвать ребёнка к доске.
Задание: запиши слова на доске под диктовку: рожь, ёж, мышь, ночь, камыш, плащ, врач, вещь.
Логопед: что общего у этих слов? А чем они отличаются?
Почему в одних словах Ь пишется после шипящих, а в других не пишется?
Логопед: Определи род имён существительных.
Сделай вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.
ПРАВИЛО!
На конце существительных женского рода после шипящих пишется Ь знак: мышь, печь, ложь, мощь. На конце существительных мужского рода после шипящих Ь знак НЕ пишется: гараж, борщ, камыш, ключ. |
ЗАДАНИЕ №1. Ромашки ж.р. и м.р.
Женский род | Мужской род |
В ещь, дочь, дрожь, помощь, брошь, молодёжь | Товарищ, кирпич, нож, ковш, грач, овощ |
ЗАДАНИЕ №2. Единственное и множественное число
1. Скрипачи – 5. Обручи –
2. Моржи – 6. Гуаши –
3. Печи – 7. Ключи –
4. Ночи – 8. Вещи –
ЗАДАНИЕ №3. Замени одним словом. Определи род
Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
Футбольное соревнование (Матч)
Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
Без него не откроешь замок (Ключ)
Его надевают в дождь (Плащ)
Маленький ребёнок (Малыш)
Добыча охотника. (Дичь)
Середина ночи. (Полночь)
Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь)
Тихая безветренная погода. (Тишь)
Мелкие деньги. (Мелочь)
ФИЗМИНЦУТКА. ДЫХАНИЕ
ЗАДАНИЕ №4. Антонимы
Подберите к каждому имени существительному антоним. Запишите слова парами
1. День - ____________ 4. Смех - _______________
2. Правда - ____________ 5. Шум - _______________
3. Старт - ______________ 6. Полдень – _____________
ЗАДАНИЕ №5. Из слов составь предложения
1. по, малыш(?), берегу, бегал, реки. | 4. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит. |
2. на, веселилась, площадке, молодёж(?). | 6. плащ(?), от, защитил, дождя, меня. |
3.отец, багаж(?), вещи, в, сдал. | |
ИТОГ ЗАНЯТИЯ. РЕФЛЕКСИЯ
Формирование умений соотносить цель и результат.
Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
– Мы с вами хорошо потрудились.
– Понравился ли вам урок?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Какие задания вы выполняли с удовольствием?
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
Продолжите мои предложения:
– Я понял, что…
– Было интересно…
– Было трудно…
– Мне захотелось…
– У меня получилось…
– На следующем уроке мы…
Молодцы! Спасибо за урок.
4