Урок русского языка.
Тема: «Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих»
Цели:
Предметные: формировать навыки грамотного правописания имён существительных с шипящими на конце.
Метапредметные: развивать критическое мышление: определять тему урока, формулировать правило правописания имён существительных с шипящими на конце, делать выводы, оценивать работу на уроке; учить продуктивному общению в парах, группах.
Личностные: воспитывать умение слушать и слышать, договариваться, корректно высказывать и доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.
Оборудование: учебник русского языка В.П.Канакиной, приложение на электронном носителе, рабочая тетрадь на печатной основе В.П.Канакиной, карточки для работы в группах и парах.
Ход урока:
I. Организационный момент. Этический заряд.
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Александр Иванович Куприн
- Как вы понимаете эти слова? Объясните.
- Поставим цель …
- Вот и сегодня на уроке мы вместе сделаем ещё один шаг в освоении нашего родного русского языка.
Оформляем тетрадь к работе, контролируем правильную посадку при письме.
II. Орфографическая разминка.
У детей на карточках слова с пропущенными орфограммами, учитель зачитывает слово, дети вставляют пропущенные буквы.
К…ртоф…ль, ст…льной, извес…ная, п…м…дор, ска…ка, цв…тёт, доро…ка.
Проверяем: дети читают слово, называют букву, указывая правило.
Оцените свою работу.
Встаньте у кого всё верно. Молодцы.
Назовите глаголы (имена существительные, имена прилагательные).
III. Чистописание.
Жж Шш Чч Щщ
-Какие звуки обозначаются данными буквами? (Согласные, шипящие)
- На какие две группы их можно разделить? (Обозначающие парные и непарные согласные по звонкости-глухости; твёрдые и мягкие непарные согласные звуки)
IV. Самоопределение к деятельности. Определение темы урока:
Спишите слова:
тишь, калач, стриж, мышь, мяч, плющ, дичь, ложь
- Что общего в словах? (два признака)
- В чём отличие? (два признака)
Ответы детей записываются схемой на доске.
- Вывод.
- Сформулируйте тему урока.
Укажем род имён существительных, подчеркнём мягкий знак на конце существительных женского рода (с комментированием).
- Оцените свою работу в тетради на полях условным знаком.
V. Работа по теме урока.
- Электронное приложение к учебнику. Слушаем объяснение.
- Откройте учебник на с. 31 упр.51.
- Прочитайте про себя, вслух.
- Кому не понятно задание?
- Выполняем самостоятельно.
При необходимости работают консультанты.
- Проверяем фронтально.
- Оцените свою работу в тетради условным знаком на полях.
- с. 31 – правило читаем про себя, вслух.
- с.32 упр. 55. Прочитайте задание про себя, вслух.
- Какие слова являются антонимами?
- Выполняем с комментированием.
- Обменяйтесь тетрадями, оцените работу соседа по парте в тетради по упр. 55 условным знаком на полях.
VI. Физ. минутка.
- Определив наличие в слове мягкого знака хлопаем в ладоши над головой.
Дочь, печь, ландыш, мышь, карандаш, чиж, вещь, молодёжь, кирпич, брошь.
VII. Работа в парах.
Работаем на карточках. (Ученик без пары работает по электронному приложению к учебнику за столом учителя).
Замените каждое слово синонимом с шипящим звуком на конце, укажите род имён существительных:
доктор – (врач)
неправда – (ложь)
друг - (товарищ)
родник – (ключ)
сила – (мощь)
безветрие – (тишь)
- Проверяем фронтально, дети объясняют выбор синонима и правописание существительных с шипящими на конце.
- Оцените работу в парах условным знаком.
VIII. Работа в группах.
Дети получают задание на листах. Следует собрать пословицы и объяснить значение одной из них (начало пословицы обозначено знаком «галочка»).
Речь вести - берись за дело.
Рожь поспела - не лапти плести.
Умный товарищ - хороша на своём месте.
Ложь половина дороги.
Всякая вещь человека не красит.
- Проверим по мере выполнения фронтально.
IX. Физ. минутка.
Игра на внимание «Пожалуйста». Дети действуют по заданию учителя только в том случае, если звучит слово «пожалуйста».
X. Самостоятельная работа.
Тетрадь на печатной основе с. 26 упр. 53.
- Прочитайте слова в столбиках, что заметили? (В словах каждого столбика пропущены одни и те же звуки).
- Впишите в слова пропущенные буквы, укажите род имён существительных.
Сотрудничество. Дети, успешно выполнившие работу, консультируют.
- Оцените свою работу на полях условным знаком.
XI. Итог урока. Рефлексия.
- Какое правило учились применять на уроке?
Анализ самооценки на полях тетради:
- Поднимите руку те ребята, у кого есть знак «?»…
- Встаньте, у кого только знак «+», молодцы.
- Встаньте, у кого 1-2 знака «+», хорошо.
Надеюсь, что вы оценили свою работу адекватно.
- Кто по вашему мнению был самый активный и успешный на уроке?
- Над чем необходимо поработать?
- Какую цель для себя поставите.
Оценки за урок.
XII. Домашнее задание:
- Учебник с. 31-32 правила знать, упр. 53 по заданию.
- Возвращаемся к словам А.И.Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
- Учите, познавайте и развивайте день ото дня наш родной русский язык.