Просмотр содержимого документа
«Межпредметное проектирование на примере историко-технологического проекта Памятные места Советского райога. Микрорайон ОбьГЭС»
МЕЖПРЕДМЕТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«ПАМЯТНЫЕ МЕСТА СОВЕТСКОГО РАЙОНА.
МИКРОРАЙОН ОБЬГЭС»
Ковальчук Сергей Михайлович, учитель истории
Санарова Татьяна Александровна, учитель технологии
МБОУ СОШ 165 имени В.А. Бердышева
Возможно ли совместить в рамках одного проекта историю и технологию? С одной стороны нет - разные предметы. По опыту текущего учебного года мы доказали, что возможно. Доказательством тому - проект “Памятные места Советского района. ОбьГЭС” стал призером на районном этапе городского конкурса проектов и победа на фестивале для 5 классов.
Знают ли дети, какие памятные места есть в том месте, где они живут? Как показал опрос, больше половине ориентируются только в пределах своего школьного двора. Соответственно целью являлось познакомить школьников с памятниками своего района.
Изначально идея сделать карту памятников города родилась у Сергея Михайловича Ковальчука на Школе инженерного мышления в рамках форума “Новосибирск Город Безграничных Возможностей” в 2016 году, тем более, что она предназначалась для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Карта должна была помочь людям с ограниченным зрением познакомиться с достопримечательностями города через специальные элементы (например, шрифт Брайля, голосовая информация). Аудитория проекта в связи с этим возрастала в несколько раз.
Если для кого делать было решено, то основные задачи у учителя истории, как и из чего делать, были под вопросом. Выбор пал на бумагу. В том же учебном году начался реализовываться данный проект на деле. Ученикам параллели 5-х классов было предложено создать бумажный вариант, а сам проект назвали “Карта памятников Советского района”. Дети на ватмане нанесли контур района и в строго определенных местах расставляли фигурки достопримечательностей, выполненных из картона. Получилась мобильная версия карты, которую можно легко переносить и рассматривать с разных сторон, она выглядела как 3D модель. Это был самый простой проект. Кстати, одним из учеников было предложен электронный вариант с гиперссылками в формате PowerPoint. Проблема, которую учитель истории не может решить - это процесс создания макета из иных материалов, кроме бумаги. А это компетенция уже учителя технологии.
В декабре 2017 года к данному проекту присоединилась учитель технологии Санарова Татьяна Александровна. В ходе обсуждения были предложены несколько вариантов реализации макета. Роль учителя истории в данном случае сводилась к объяснению идеи проекта, целей и задач, консультации по историческому компоненту работы. Задача выбора материала - на “скелет” нарастить мышцы- пала на учителя технологии.
Перед созданием макета была проведена основательная работа: анкетирование на знание памятников, изучение всех памятных мест ОбьГЭСа и их классификация (памятники и памятные знаки, арт-объекты, мемориальные доски, здания, памятные аллеи), основательное историческое погружение в историю микрорайона, посещая местный музей. Для макета был подобран такой материал как строительный пеноплекс в виде плиты. Далее на форму был перенесен контур района, изготовлен каркас, затем произошло выравнивание поверхности штукатуркой, раскрашивание карты, и окончательная отделка и создание картотеки.
В конечном итоге получилась объемная рельефная модель микрорайона, где дети узнают знакомые места, а для себя открывают памятники, о которых ранее и не догадывались. Наша совместная цель - историка и технолога стала достижимой. Таким образом, мы показали, что благодаря технологии удается материализовать идею, а к предметам повышается интерес
В перспективе у нас усложнение проекта, расширение его функционала. Но об этом в будущих публикациях.