Коротаева Наталья Вячеславовна, заместитель директора по УВР, Демержи Евгения Емануиловна, учитель английского языка,
Кеня Надежда Александровна, учитель географии и экономики Костоломова Оксана Анатольевна, учитель начальных классов, Самарская Снежана Владимировна, учитель изобразительного искусства,
Шаяхметова Нажия Джиганшевна, учитель биологии
МБОУ «СОШ №2 им. А.И. Исаевой» г. Нефтеюганск
Межпредметное интегративное Погружение по теме «Преобразование»
Аннотация. В статье представлен практический опыт работы учителей школы по реализации межпредметного интегративного погружения по теме «Преобразование» для учащихся 1 – 11 классов.
Ключевые слова. Погружение, межпредметное интегративное погружение, преобразование.
этом учебном году в МБОУ «СОШ №2 им. А.И. Исаевой» было организовано межпредметное интегративное Погружение по теме «Преобразование» для учащихся 1- 11 классов. Данное Погружение учителя разрабатывали под руководством Валерия Юрьевича Пузыревского, кандидата философских наук, доцента СПбАППО, эксперта Школьной лиги Роснано. Неделя погружения была спланирована таким образом, что погружение в тему проходило не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях. Помимо необычных уроков неделя погружения состояла из различных внеклассных мероприятий: зажигательный флеш – моб, участие в интерактивных играх, квестах. Были разработаны и реализованы четыре игровых сюжета.
Ребятам начальной школы было дано задание: придумать имя, дать характеристику и создать из подручных материалов совершенно нового, своего фиксика, который отличался бы от своих мультипликационных «собратьев» внешним видом и родом деятельности, но также самоотверженно и неустанно заботился обо всѐм вокруг, был добрым, активным и сообразительным, готовым помочь в любой момент.
Совместно и дружно дети решили, что их фиксик будет создан из мусора и тех материалов, которые засоряют окружающую среду. «Спасѐм Мир От Грязи!» - таков был девиз. Из аббревиатуры и сложилось основное название фиксика - СМОГ.
Дети настолько были воодушевлены и решительно настроены, что их семьи не смогли остаться равнодушными. Каждая семья объединилась в команды и дружно приступила к созданию фиксика. Один член семьи подбирал материалы, другой рисовал эскиз, а кто-то придумывал имя и характер своему новому
герою. Во многих семьях есть малыши, которые наверняка бегали вокруг, забирали самые нужные в данный момент детали, кричали: «Моѐ!» и убегали. Было всем весело, смешно и забавно.
Выполнив основную и главную подготовку дома, дети принесли свои заготовки фиксиков в школу и уже в классе под руководством своих учителей, собирали в группах своего, особенного фиксика. Получились фиксики-мальчики и фиксики-девочки, большие и маленькие, цветные и просто белые, символизирующие чистоту…Дети очень старались, переживали, чей же фиксик будет лучшим и какую из поделок выберут для демонстрации на общешкольной выставке. Радости ребятишек не было предела, когда они узнали, что всех их фиксиков покажут на выставке!
общем и целом мероприятие с «сухим» названием «Межпредметное интегративное погружение» оказалось весѐлым и интересным. Учащимся понравилось играть и учиться в необычной форме. Родители остались довольны тем, что цели школы и педагогов направлены на снижение перегрузок учащихся, расширение сферы
получаемой информации, подкрепление мотивации к обучению.
Для учащихся 5-6 классов школа преобразовалась в «Наноакадемию», где каждый из учащихся стал изобретателем, а учителя - профессорами наук. За время обучения в «Наноакадемии» школьники вели зачетные книжки,
лингвистика, математика, астрология, археология, картография, цистология, рoemystic, подвижное оригами и живопись.
Для поступления в «Наноакадемию» будущим студентом необходимо было пройти вступительные испытания. Учащимся 5а (6а) класса предложили преобразоваться в квадрат, 5б (6б) в треугольник. 5в (6в) в круг, 6г в многоугольник. После чего всей параллели было предложено
преобразоваться в символ бесконечности-символ безграничных, неисчерпаемых преобразований предметов и явлений в жизни.
На протяжении Погружения учащиеся 5-6 классов работали в научных
исследовательских лабораториях, раскрывали понятие «Преобразование» с точки зрения разных наук. Затем каждый школьник в своем классе защитил свое видение темы «Преобразование» и представил научное изобретение. Научные сотрудники вручили юным студентам патенты на изобретение.
Самые креативные изобретения были представлены на следующий день на параллели. Во время рефлексии школьники поведали, что с нетерпением ждут следующего Погружения и работы в «Наноакадемии», ведь для них это погружение в мир новых открытий и ярких событий в течение всех дней обучения!
параллелях 7-8 классах погружение основывалось на игровом сюжете «Мы дети галактики!». Подбор информации на предметах осуществлялся по заданному игровому сюжету. Цель: ознакомить учащихся с понятием преобразование через освоение космоса на различных предметах. Учащимся в теории и на практике (эксперименты) предлагалось узнать о функциях и принципах действия преобразования на различных дисциплинах (возникновение, существование, исчезновение) по теме Вселенная. Затем попытаться сконструировать миры галактик, смоделировать правила жизни и в игровом моделировании прожить по этим правилам
Основные события: на открытии погружения, учащиеся получили задания в виде зашифрованного письма из космоса с просьбой о помощи. После расшифровки письма учащиеся приступили к работе в лабораториях: «Траектория планет» (физика), «Межгалактические игры» (физическая культура), «Хаус во вселенной» (история), «Космография» (география), «Органика в космосе» (биология), «Язык других миров» (английский язык), «Преобразование» (математика).
Свои знания школьники продемонстрировали в ходе викторины «Мы дети галактики!». Затем в своих классных лабораториях по группам создали проект моделей 4 галактик и представили своим одноклассникам. Лучшую модель галактики представили на защите перед учащимися всей параллели.
Впервые в нашей школе было организовано межпредметное интегративное погружение для учащихся старших классов (9-11 классы). Тема данного погружения «Преобразование» была определена, исходя из основных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при сдаче ЕГЭ по математике. Было принято решение провести данное погружение в рамках подготовки к ГИА по обязательным предметам и по предметам по выбору. Для этого был проведен анализ выбранных предметов и, на основе полученных данных, в реализации межпредметного погружения были задействованы те учителя, которые обеспечивают подготовку к ГИА по выбранным предметам.
Целью межпредметного погружения является не только освоение предметного содержания, но и практическая реализация полученных данных учащимися. Поэтому
межпредметном погружении «Преобразование» учащимся старших классов, объединившимся в фирмы, предлагалось создать экспонаты для STA-студии, которая открывается в нашей школе. В своем видеообращении директор школы определила «требования» к создаваемым экспонатам: отражение преобразованных знаний и
умений, приобретенных в ходе погружения, в одном экспонате; создание такого «средства», которое поможет и другим учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации. Также ребятам были предложены: идея по определению темы погружения; маршрутные листы и дорожная карта погружения для более эффективной работы по созданию экспоната.
Далее «фирмы» посещали занятия по предметам. Каждый учитель на своих занятиях рассматривал с учащимися ту тему кодификатора, которая наиболее точно
ярко представляла «преобразование» и позволяла разработать некий алгоритм по эффективной подготовке к ГИА. На мастерских каждый отдел фирмы (отдел проектирования, отдел рекламы, отдел дизайна, научный
отдел, экономический отдел) решал свою задачу по созданию экспоната.
В последний день погружения фирма, объединив усилия всех отделов, подготовила защиту своего экспоната и представила его на закрытии погружения. Во время закрытия погружения работал «открытый микрофон». Ребятам была предоставлена возможность выразить свой взгляд на проведение погружения «Преобразование» и на необходимость реализации такого вида образовательного события в старших классах. По итогам погружения была организована рефлексия, учащиеся заполняли листы самооценки.
Недели погружений – это уникальная возможность создать условия для того, чтобы взглянуть на изучаемый предмет с разных, иногда неожиданных сторон, сломать стереотипы его изучения, увидеть, насколько разнообразны способы познания действительности.
На сегодняшний день детей интересуют знания, которые они смогут применять ежедневно уже сейчас, а затем
во взрослой жизни. В связи с этим школа не стоит на месте, развивает новые
способы обучения детей; подача информации проводится в более удобной форме и становится интересной для детей всех возрастных групп.
Список литературы:
Виденкова Г.В., Владимирская Е.В., Пузыревский В.Ю.. Деловая игра «Нанотехнологии: от создания до внедрения», 8-11 классы. Методическое пособие.-СПб: Издательство «ЛЕМА», 2015.-64с.
Дорогами межпредметной интеграции в школьном образовании. Из методического опыта «Школьной лиги»/ Под ред.В.Ю.Пузыревского.-СПб.:Школьная лига, 2015.-160с.
Кондратенко Е., Проектирование системы внутреннего мониторинга качества образования»//Управление школой,2015, №12, с.35-37.
Остапенко А.А., Терскова С.А. «Погружение» в образ как природосообразная модель концентрированного обучения для начальной школы // Школьные технологии. – 2008. – № 1. – С. 116-118.
Официальный сайт «Школьная лига РОСНАНО». Доступ: http://schoolnano.ru/schools. Страница школы на сайте: http://schoolnano.ru/node/17541
Пузыревский В.Ю., Эпштейн М.М. и др. Межпредметные интегративные погружения. Из опыта работы «Эпишколы» Образовательного центра «Участие»-СПб.: Школьная лига, Лема, 2012.-232 с.
Раенко Т.В., Межпредметная неделя. Организация проекта в условиях реализации ФГОС основного общего образования/ Т.В.Раенко.-Волгоград: Учитель,
2015.-62с.