СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет провести  урок по теме "Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг."

Просмотр содержимого документа
«Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг.»

История России , 11 класс Тема урока: «Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг.»

История России , 11 класс

Тема урока:

«Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг.»

Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг.

Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг.

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор. Одна из важнейших составляющих при строительстве настоящего федеративного государства – это наделение субъектов федерации широкими правами. Понимая необходимость смягчения жёсткой централизации,  Борис Ельцин  в преддверии президентских выборов 1991 года призвал автономии РСФСР к большей суверенизации. Он предложил заключить с Центром Федеративный договор. Благодаря такому заявлению он заручился поддержкой региональных лидеров на предстоящих президентских выборах.

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор.

  • Одна из важнейших составляющих при строительстве настоящего федеративного государства – это наделение субъектов федерации широкими правами. Понимая необходимость смягчения жёсткой централизации,  Борис Ельцин  в преддверии президентских выборов 1991 года призвал автономии РСФСР к большей суверенизации.
  • Он предложил заключить с Центром Федеративный договор. Благодаря такому заявлению он заручился поддержкой региональных лидеров на предстоящих президентских выборах.
Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор. В канун президентских выборов 1991 г. Б. Ельцин призвал руководителей регионов брать как можно больше самостоятельности и заключить Федеративный договор. Это дало ему поддержку на выборах, но вместе с тем привело к усилению сепаратистских тенденций. В некоторых республиках были изданы собственные законы в нарушение Конституции России.

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор.

В канун президентских выборов 1991 г. Б. Ельцин призвал руководителей регионов брать как можно больше самостоятельности и заключить Федеративный договор. Это дало ему поддержку на выборах, но вместе с тем привело к усилению сепаратистских тенденций. В некоторых республиках были изданы собственные законы в нарушение Конституции России.

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор.    Татарские, башкирские, а также якутские национальные организации в конце 1991 – начале 1992 года провели свои съезды. На них был поставлен вопрос о выходе этих национальных образований из состава РСФСР. Так, в конце 1991 года прошёл Общенациональный конгресс чеченского народа . На нём было объявлено о разделении Чечено-Ингушетии на Чечню и Ингушетию, а также о выходе Чечни из состава России.

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор.

   Татарские, башкирские, а также якутские национальные организации в конце 1991 – начале 1992 года провели свои съезды. На них был поставлен вопрос о выходе этих национальных образований из состава РСФСР. Так, в конце 1991 года прошёл Общенациональный конгресс чеченского народа . На нём было объявлено о разделении Чечено-Ингушетии на Чечню и Ингушетию, а также о выходе Чечни из состава России.

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор. В конце 1991 г. так называемый конгресс чеченского народа провозгласил независимую Чеченскую Республику Ичкерия и заявил о её выходе из состава России. Сепаратисты захватили находившиеся на территории региона армейские склады .

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор.

В конце 1991 г. так называемый конгресс чеченского народа провозгласил независимую Чеченскую Республику Ичкерия и заявил о её выходе из состава России. Сепаратисты захватили находившиеся на территории региона армейские склады .

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор. В Татарстане в противовес Верховному Совету Республики Татарстан был созван «курултай татарского народа». В начале февраля 1992 г. он незаконно провозгласил государственную независимость. Страна оказалась на грани распада.

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор.

В Татарстане в противовес Верховному Совету Республики Татарстан был созван «курултай татарского народа». В начале февраля 1992 г. он незаконно провозгласил государственную независимость. Страна оказалась на грани распада.

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор.

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор.

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор.  Это поставило перед центральной властью задачу ускорить заключение Федеративного договора. Речь шла о предоставлении национальным регионам широких прав при чётком разграничении полномочий. Федеративный договор и отдельные соглашения были подписаны в марте 1992 г. представителями всех регионов, кроме Татарстана и Чечни.

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор.

Это поставило перед центральной властью задачу ускорить заключение Федеративного договора. Речь шла о предоставлении национальным регионам широких прав при чётком разграничении полномочий. Федеративный договор и отдельные соглашения были подписаны в марте 1992 г. представителями всех регионов, кроме Татарстана и Чечни.

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор. Президент Республики Татарстан М. Шаймиев (слева) и Президент России Б. Ельцин во время церемонии подписания договора о разграничении полномочий между органами государственной власти России и Татарстана. 1994 г. Документ дал региону исключительное право распоряжаться землёй и ресурсами, создавать систему госорганов, формировать бюджет, иметь своё гражданство и участвовать в международных отношениях. Впоследствии договоры с Центром заключили ещё 45 регионов. 31 августа 2000 г. Президент России В. Путин назвал несоответствие федеральных и местных законов «миной замедленного действия», которая должна быть «изъята и уничтожена».

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор.

Президент Республики Татарстан М. Шаймиев (слева) и Президент России Б. Ельцин во время церемонии подписания договора о разграничении полномочий между органами государственной власти России и Татарстана. 1994 г.

Документ дал региону исключительное право распоряжаться землёй и ресурсами, создавать систему госорганов, формировать бюджет, иметь своё гражданство и участвовать в международных отношениях. Впоследствии договоры с Центром заключили ещё 45 регионов. 31 августа 2000 г. Президент России В. Путин назвал несоответствие федеральных и местных законов «миной замедленного действия», которая должна быть «изъята и уничтожена».

Федеративным договором национальные районы России наделялись более широкими полномочиями. В них перераспределялась государственная собственность и власть. Уже 31 марта 1992 года Федеративный договор подписали представители всех республик, краёв и областей в составе РСФСР, кроме Татарстана и Чечни. Согласно Договору: Россия становилась федерацией независимых национальных государств; преимущественные права на землю, недра, производственные мощности в национальных государствах передавались народу данных государств; родному языку предоставлялся статус государственного.
  • Федеративным договором национальные районы России наделялись более широкими полномочиями. В них перераспределялась государственная собственность и власть.
  • Уже 31 марта 1992 года Федеративный договор подписали представители всех республик, краёв и областей в составе РСФСР, кроме Татарстана и Чечни.
  • Согласно Договору: Россия становилась федерацией независимых национальных государств; преимущественные права на землю, недра, производственные мощности в национальных государствах передавались народу данных государств; родному языку предоставлялся статус государственного.
Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор.  После принятия Конституции с субъектами были подписаны двусторонние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. Однако и позднее некоторые регионы продолжили включать в свои конституции и уставы положения, противоречащие Конституции России.

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор.

После принятия Конституции с субъектами были подписаны двусторонние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. Однако и позднее некоторые регионы продолжили включать в свои конституции и уставы положения, противоречащие Конституции России.

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор.  Так, тогдашнее руководство Чечни выбрало курс на конфронтацию, отказавшись от заключения любых договорённостей. Ситуацией в Чечне воспользовались исламские фундаменталисты и террористы. Центральная власть постепенно склонялась к силовому решению «чеченской проблемы».

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор.

Так, тогдашнее руководство Чечни выбрало курс на конфронтацию, отказавшись от заключения любых договорённостей. Ситуацией в Чечне воспользовались исламские фундаменталисты и террористы. Центральная власть постепенно склонялась к силовому решению «чеченской проблемы».

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор. Заседание Совета Федераций  С ослаблением власти Центра, национальный вопрос приобрел особую остроту - над Россией нависла угроза распада. Дотации центра в основном касались национальных образований, возникла проблема русскоязычных беженцев - это привело к появлению национально-радикальных организаций («РНЕ»). Неспособность Центра решить проблему Чечни привела к призывам создать республики на Дальнем Востоке,Алтае и Урале.

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор.

Заседание Совета

Федераций

С ослаблением власти Центра, национальный вопрос приобрел особую остроту - над Россией нависла угроза распада. Дотации центра в основном касались национальных образований, возникла проблема русскоязычных беженцев - это привело к появлению национально-радикальных организаций («РНЕ»). Неспособность Центра решить проблему Чечни привела к призывам создать республики на Дальнем Востоке,Алтае и Урале.

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор.  Федеративный договор и Конституция 1993 года не смогли устранить всех противоречий между Центром и регионами. Одним из главных неразрешённых вопросов оставалось неравенство субъектов Федерации. Так, в Башкортостане управление республиканской собственностью осуществлялось исключительно местным законодательством. Здесь были введены свои налоги, а их отчисления в государственный бюджет не производились  Башкортостан объявил себя самостоятельным участником международных отношений и внешнеэкономических связей. Были созданы независимые от федеральных органов судебная система, прокуратура. Кроме этого, в Татарстане, Чечне, Якутии, Тыве было принято республиканское гражданство, а также объявлено о праве самостоятельно решать вопросы войны и мира. О готовности следовать их примеру заявляли другие республики и области. В ответ на это экономически развитые регионы с преобладанием русского населения стали протестовать против неравенства субъектов Федерации.

Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор.

Федеративный договор и Конституция 1993 года не смогли устранить всех противоречий между Центром и регионами. Одним из главных неразрешённых вопросов оставалось неравенство субъектов Федерации. Так, в Башкортостане управление республиканской собственностью осуществлялось исключительно местным законодательством. Здесь были введены свои налоги, а их отчисления в государственный бюджет не производились

Башкортостан объявил себя самостоятельным участником международных отношений и внешнеэкономических связей. Были созданы независимые от федеральных органов судебная система, прокуратура. Кроме этого, в Татарстане, Чечне, Якутии, Тыве было принято республиканское гражданство, а также объявлено о праве самостоятельно решать вопросы войны и мира. О готовности следовать их примеру заявляли другие республики и области. В ответ на это экономически развитые регионы с преобладанием русского населения стали протестовать против неравенства субъектов Федерации.

Одной из характерных черт развития России первой половины 1990-х годов стали процессы суверенизации краёв и областей. Так, о разработке собственной конституции заявили в Тульской и Кировской областях. В границах Свердловской области хотели создать Уральскую республику. На Дальнем Востоке предлагали воссоздать Дальневосточную республику, в Сибири – Енисейскую. Однако наиболее остро процессы суверенизации проявились в Татарстане и Чечне. И если руководству Татарстана удалось взять ситуацию под контроль, то руководство Чечни выбрало другой путь.    После обострения ситуации на Северном Кавказе летом 1994 года Москва пришла к выводу о необходимости силового решения «чеченской проблемы».

Одной из характерных черт развития России первой половины 1990-х годов стали процессы суверенизации краёв и областей. Так, о разработке собственной конституции заявили в Тульской и Кировской областях. В границах Свердловской области хотели создать Уральскую республику. На Дальнем Востоке предлагали воссоздать Дальневосточную республику, в Сибири – Енисейскую.

Однако наиболее остро процессы суверенизации проявились в Татарстане и Чечне. И если руководству Татарстана удалось взять ситуацию под контроль, то руководство Чечни выбрало другой путь.

   После обострения ситуации на Северном Кавказе летом 1994 года Москва пришла к выводу о необходимости силового решения «чеченской проблемы».

Военно-политический кризис в Чеченской Республике.  Законный парламент Чеченской Республики был разогнан. Российские правоохранительные органы не имели возможности действовать на территории региона. Власти Ичкерии смотрели сквозь пальцы на захват заложников, финансовые махинации, терроризм, контрабанду. Здесь скрывались уголовники и террористы, совершавшие набеги на другие регионы России.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике.

Законный парламент Чеченской Республики был разогнан. Российские правоохранительные органы не имели возможности действовать на территории региона. Власти Ичкерии смотрели сквозь пальцы на захват заложников, финансовые махинации, терроризм, контрабанду. Здесь скрывались уголовники и террористы, совершавшие набеги на другие регионы России.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике . Его возглавил бывший генерал советских Военно-воздушных сил   Джохар Дудаев.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике .

  • Его возглавил бывший генерал советских Военно-воздушных сил   Джохар Дудаев.
Военно-политический кризис в Чеченской Республике.  Часть территории Чечни отказалась подчиняться мятежному генералу Д. Дудаеву, провозгласившему себя президентом Ичкерии. Российское руководство поддержало чеченскую оппозицию. Летом 1994 г. в республике началась гражданская война. На требование Москвы сдать всё оружие последовал отказ. В этих условиях было принято решение о вводе в Чечню Российской армии.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике.

Часть территории Чечни отказалась подчиняться мятежному генералу Д. Дудаеву, провозгласившему себя президентом Ичкерии. Российское руководство поддержало чеченскую оппозицию. Летом 1994 г. в республике началась гражданская война. На требование Москвы сдать всё оружие последовал отказ. В этих условиях было принято решение о вводе в Чечню Российской армии.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике.  В декабре 1994 г. российские войска двинулись на Грозный. Российское командование во главе с министром обороны П. Грачёвым плохо подготовилось к ведению военных действий. Грозный удалось взять только после ожесточённых боёв, в которых Российская армия понесла большие потери.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике.

В декабре 1994 г. российские войска двинулись на Грозный. Российское командование во главе с министром обороны П. Грачёвым плохо подготовилось к ведению военных действий. Грозный удалось взять только после ожесточённых боёв, в которых Российская армия понесла большие потери.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике.  Несмотря на то что к весне 1995 г. над большей частью Чечни был установлен контроль федеральных властей, война затянулась — дудаевцы перешли к террору. Они хорошо ориентировались в горах и пользовались поддержкой части местного населения. В июне 1995 г. группа террористов во главе с Ш. Басаевым скрытно проникла в город Будённовск в Ставропольском крае.  Они согнали более 1,5 тыс. жителей в городскую больницу и в обмен на их освобождение потребовали вывести войска из Чечни. По официальным данным, в результате теракта погибли 129 человек, сотни были ранены. После шести дней переговоров, в которых участвовал лично Черномырдин, была достигнута договорённость, что боевики освободят заложников и возвратятся в Чечню.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике.

Несмотря на то что к весне 1995 г. над большей частью Чечни был установлен контроль федеральных властей, война затянулась — дудаевцы перешли к террору. Они хорошо ориентировались в горах и пользовались поддержкой части местного населения. В июне 1995 г. группа террористов во главе с Ш. Басаевым скрытно проникла в город Будённовск в Ставропольском крае.

Они согнали более 1,5 тыс. жителей в городскую больницу и в обмен на их освобождение потребовали вывести войска из Чечни. По официальным данным, в результате теракта погибли 129 человек, сотни были ранены. После шести дней переговоров, в которых участвовал лично Черномырдин, была достигнута договорённость, что боевики освободят заложников и возвратятся в Чечню.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике. В конце 1995 г. боевые действия возобновились. В апреле 1996 г. Дудаев был уничтожен в результате специальной операции. Однако в августе того же года отряды боевиков под командованием А. Масхадова сумели захватить большую часть Грозного, а также Аргун и Гудермес. После этого в Хасавюрте между полномочным представителем президента А. Лебедем и Масхадовым было заключено перемирие. По его условию российские войска выводились из Чечни; статус республики оставался неурегулированным.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике.

В конце 1995 г. боевые действия возобновились. В апреле 1996 г. Дудаев был уничтожен в результате специальной операции. Однако в августе того же года отряды боевиков под командованием А. Масхадова сумели захватить большую часть Грозного, а также Аргун и Гудермес. После этого в Хасавюрте между полномочным представителем президента А. Лебедем и Масхадовым было заключено перемирие. По его условию российские войска выводились из Чечни; статус республики оставался неурегулированным.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике.  Реальная власть оказалась в руках полевых командиров, которых активно поддерживали международные террористические организации. Это было выгодно Западу, поскольку вело к дальнейшему ослаблению России. В западных СМИ развернулась широкая кампания в поддержку чеченских сепаратистов. В Чечне насаждался ислам самого радикального толка. Террористы практиковали захват заложников, при этом постоянно получая значительную финансовую помощь из-за рубежа.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике.

Реальная власть оказалась в руках полевых командиров, которых активно поддерживали международные террористические организации. Это было выгодно Западу, поскольку вело к дальнейшему ослаблению России. В западных СМИ развернулась широкая кампания в поддержку чеченских сепаратистов. В Чечне насаждался ислам самого радикального толка. Террористы практиковали захват заложников, при этом постоянно получая значительную финансовую помощь из-за рубежа.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике.  В августе 1999 г. отряд Басаева вторгся в Дагестан. Целью было объявлено создание «исламской республики». Однако местные жители восприняли это как агрессию. В её отражении активно участвовали не только федеральные силы, но и местные ополченцы. Совместными силами нападавшие были разбиты. Вскоре после этого последовала новая серия террористических актов, в том числе в Москве.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике.

В августе 1999 г. отряд Басаева вторгся в Дагестан. Целью было объявлено создание «исламской республики». Однако местные жители восприняли это как агрессию. В её отражении активно участвовали не только федеральные силы, но и местные ополченцы. Совместными силами нападавшие были разбиты. Вскоре после этого последовала новая серия террористических актов, в том числе в Москве.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике. В октябре 1999 г. российские войска снова вошли в Чечню. Всю ответственность за операцию взял на себя молодой премьер В. Путин. Боевики несли большие потери. В начале 2000 г. был взят Грозный. Части боевиков удалось уйти, но в целом в ситуации произошёл перелом. Большинство жителей Чечни не хотели больше терпеть беззаконие, терроризм, разруху. Федеральный центр и авторитетные лидеры Чечни вышли на путь примирения и развития республики в составе России.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике.

В октябре 1999 г. российские войска снова вошли в Чечню. Всю ответственность за операцию взял на себя молодой премьер В. Путин. Боевики несли большие потери. В начале 2000 г. был взят Грозный. Части боевиков удалось уйти, но в целом в ситуации произошёл перелом. Большинство жителей Чечни не хотели больше терпеть беззаконие, терроризм, разруху. Федеральный центр и авторитетные лидеры Чечни вышли на путь примирения и развития республики в составе России.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике. В. В. Путин на церемонии вывода из Чечни 331-го гвардейского парашютно-десантного полка. Ханкала, 20 марта 2000.

Военно-политический кризис в Чеченской Республике.

В. В. Путин на церемонии вывода из Чечни 331-го гвардейского парашютно-десантного полка. Ханкала, 20 марта 2000.

Результаты федеративного строительства в 1990-е годы. Результаты федеративного строительства в 1990-е годы были противоречивы. С одной стороны, удалось укрепить границы Российской Федерации, а также утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Отношения Центра и регионов стали более равноправными. Главным положительным итогом федеративного строительства стало утверждение принципов, которые учитывали тенденции современного развития многонациональных государств. С другой стороны, преодолеть все противоречия и проблемы не удалось. Роль федерального центра в отношениях с регионами была ослаблена. В то же время более значимым стал национальный вопрос. Появились русские националистические движения. Их приверженцы были недовольны невниманием власти к проблемам русских. России требовалось решительное изменение национальной политики. Задача сохранения территориальной целостности России по-прежнему являлась одной из самых острых.

Результаты федеративного строительства в 1990-е годы.

  • Результаты федеративного строительства в 1990-е годы были противоречивы. С одной стороны, удалось укрепить границы Российской Федерации, а также утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Отношения Центра и регионов стали более равноправными.
  • Главным положительным итогом федеративного строительства стало утверждение принципов, которые учитывали тенденции современного развития многонациональных государств.
  • С другой стороны, преодолеть все противоречия и проблемы не удалось. Роль федерального центра в отношениях с регионами была ослаблена.
  • В то же время более значимым стал национальный вопрос. Появились русские националистические движения. Их приверженцы были недовольны невниманием власти к проблемам русских. России требовалось решительное изменение национальной политики.
  • Задача сохранения территориальной целостности России по-прежнему являлась одной из самых острых.
Вывод  В 1990-е гг. удалось сохранить целостность России, утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Однако разрешить целый ряд противоречий в условиях тяжёлого экономического кризиса было невозможно. События в Чечне привели к трагическим последствиям, преодоление которых потребовало больших жертв. По-прежнему была актуальной задача сохранения территориальной целостности нашей страны.

Вывод

В 1990-е гг. удалось сохранить целостность России, утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Однако разрешить целый ряд противоречий в условиях тяжёлого экономического кризиса было невозможно. События в Чечне привели к трагическим последствиям, преодоление которых потребовало больших жертв. По-прежнему была актуальной задача сохранения территориальной целостности нашей страны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!