СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межличностные конфликты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Межличностные конфликты»

Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»

Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Задачи: 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

2. Содействовать развитию культуры отношений в паре.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.


Методы и формы обучения:

Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, парная.


Тип урока: усвоение новых знаний


Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.


План:

  1. Понятие «конфликт»

  2. Основные стадии (этапы) конфликта

  3. Виды конфликтов

  4. Способы поведения в конфликтной ситуации.


Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, магнитная доска, раздаточный материал для групповой работы, учебники, рабочие тетради.


Ход урока.



Этап урока ОНЗ

Действия учителя

Действия ученика

I Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Картинки по конфликту. Какая тема присутствует в наших иллюстрациях.

конфликт

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

На слайде слова, какие из них лишние и не подходят к теме: соперничество, столкновение, конфликтная ситуация, компромисс, приспособление, сотрудничество, санкции, избегание, инцидент, подчинение, прерывание, интеграция.

Возникли разногласия, конфликт.

? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?


Разногласия, Возник конфликт

III Выявление места и причины затруднения

Тема урока.

? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?





Конфликт

Узнать определение

Почему возникают? Как развиваются

IV Построение проекта выхода из затруднения

-?Так что же мы можем назвать конфликтом?



А теперь попробуем избежать конфликт. Какие способы вы предлагаете? Предложите проект выхода из затруднения

Мои предложения:

Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.

?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?


Каждая пара будет изучать характеристику одного из этапов конфликтной ситуации.

Вам необходимо прочитать текст, который есть у вас на столах, назвать этап конфликта и дать краткую характеристику поведения людей на данном этапе.


Результаты вашей работы мы оформим в таблицу:


Этап конфликта

Варианты поведения и характеристика

(Проецирует таблицу на слайде на экран)


По мере выступления групп проецирует эталон ответа на экран

Дальнейший этап - практикум.



V Реализация построенного проекта









В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)


Басня Эзопа.

Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)


(РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА)

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие

“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)

“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)

“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)





VI Первичное закрепление во внешней речи


Этап конфликта

Варианты поведения и характеристика

  1. Возникновение конфликтной ситуации

Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать:

Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер


  1. Осознание конфликта

противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам.

Поведение:

Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Компромисс - для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами

Избегание - заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно.


  1. Проявление конфликтного поведения

необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.


  1. Углубление конфликта

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели.

  1. Разрешение конфликта

может быть полным или частичным.

Поведение:

Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной.

Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта

прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих

интеграциянаилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение.






VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Скажем определение понятия «конфликт»

Какое слово лишнее, Почему?

2. Разобрать сюжет из «Ералаша» на стадии.

?какова причина конфликта?


?Каким было поведение участников?

?что послужило инцидентом?

?этот конфликт конструктивный или неконструктивный? Почему?

? каков исход конфликта?




VIII Включение в систему знаний

Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт. (ПРИЧИНА)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

… Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

… Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…
Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старика старуха забранила:
“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”


Р.н.с. “По щучьему веленью”

“Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…”



Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон! В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)


Басня Эзопа.

Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)


(РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА)

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие

“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)

“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)

“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)



Демонстрирует фрагмент м/ф «Возвращение блудного попугая»

-внимательно посмотрите на экран, выделите стадии конфликта и стратегии поведения в соответствии с таблицей

? какова причина конфликта?

? каков характер поведения участников на стадии осознания конфликта?

? что послужило инцидентом?

? каков вид данного конфликта?

? охарактеризуйте поведение на стадии разрешения конфликта




(Различия, связанные с положением в обществе)


(Эмоциональное состояние)















(различные представления о правилах или нормах поведения).







(Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).







(Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)

IX Рефлексия учебной деятельности

На слайде

Продолжи предложение:

Я так и не понял…

Мне стало понятно…

Больше всего понравилось…

Не понравилось…

Оцените свою работу в паре смайликом:

 активно работал

 делал то, о чем просили

 внимательно наблюдал за работой другихобсуждение и запись домашнего задания.









Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

Мотивация

Картинки по конфликту. Какая тема присутствует в наших иллюстрациях.



- драка, ссора, Конфликт



Записывают тему урока в тетради



Формулируют план урока:

- понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте


Проблема

На слайде слова, какие из них лишние и не подходят к теме: соперничество, столкновение, конфликтная ситуация, компромисс, приспособление, сотрудничество, санкции, избегание, инцидент, подчинение, прерывание, интеграция.

Возникли разногласия, конфликт.

? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?





Конфликт






- при общении






Изучение нового материала

-?Так что же мы можем назвать конфликтом?


Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.

?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?

А теперь попробуем избежать конфликт. Какие способы вы предлагаете?



Каждая пара будет изучать характеристику одного из этапов конфликтной ситуации.

Вам необходимо прочитать текст, который есть у вас на столах, назвать этап конфликта и дать краткую характеристику поведения людей на данном этапе.


Результаты вашей работы мы оформим в таблицу:


Этап конфликта

Варианты поведения и характеристика

(Проецирует таблицу на слайде на экран)


По мере выступления групп проецирует эталон ответа на экран


- разногласия между людьми, соперничество, столкновение нескольких участников, каждый из которых отстаивают свою позицию.

- Выписывают определение

нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.


Изучают схему

- ступени конфликта; - этапы конфликта






-5 пар


готовятся к выполнению задания.




выполняют задание.


- один представитель от группы зачитывает название и характеристику этапа, заполняют таблицу на доске

Первичное осмысление и закрепление

1. Давайте разрешим конфликт.


Слово, из-за которого возник конфликт, давайте уберем.

2. Разобрать сюжет из «Ералаша» на стадии.

?какова причина конфликта?


?Каким было поведение участников?

?что послужило инцидентом?

?этот конфликт конструктивный или неконструктивный? Почему?

? каков исход конфликта?


Демонстрирует фрагмент м/ф «Возвращение блудного попугая»

-внимательно посмотрите на экран, выделите стадии конфликта и стратегии поведения в соответствии с таблицей

? какова причина конфликта?

? каков характер поведения участников на стадии осознания конфликта?

? что послужило инцидентом?

? каков вид данного конфликта?

? охарактеризуйте поведение на стадии разрешения конфликта



Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт. (ПРИЧИНА)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

… Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”

(Различия, связанные с положением в обществе)


А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

… Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…
Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старика старуха забранила:
“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)


Р.н.с. “По щучьему веленью”

“Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…”(различные представления о правилах или нормах поведения).



Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).



А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение– приспособление).


В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)


Басня Эзопа.

Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)


(РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА)

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие

“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)

“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)

“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)




Эмоциональное состояние, смысловой барьер

Приспособление


Неконструктивный, закончился дракой


Прерывание конфликтных действий






Противоположные желания и интересы


Избегание

Мальчик обрызгал водой

Неконструктивный

Прерывание конфликта








Различия, связанные с положением в обществе











эмоциональное состояние







различные представления о правилах или нормах поведения


















Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее









поведение– приспособление













компромисс








сотрудничество

Домашнее задание

П.9 прочитать, ответить на вопросы, прочитать сказку Чуковского «Федорино горе», разобрать по стадиям конфликта (№4 с 43-44 р.т)

Записывают д\з в дневники

Рефлексия

На слайде

Продолжи предложение:

Я так и не понял…

Мне стало понятно…

Больше всего понравилось…

Не понравилось…

Оцените свою работу в группе смайликом:

 активно работал

 делал то, о чем просили

 внимательно наблюдал за работой других







Таблица «Этапы конфликтной ситуации»

Этап конфликта

Варианты поведения и характеристика

  1. Возникновение конфликтной ситуации

Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать:

Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер


  1. Осознание конфликта

противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам.

Поведение:

Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Компромисс - для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами

Избегание - заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно.


  1. Проявление конфликтного поведения

необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.


  1. Проявление конфликтного поведения

необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.


  1. Разрешение конфликта

может быть полным или частичным.

Поведение:

Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной.

Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта

прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих

интеграциянаилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение.


























ДЛЯ ГРУПП

  1. Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.

Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.

Еще чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и тоже слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей (специальный жаргон, выражения, имеющие разное значение в разных группах). Несколько лет назад фраза «Кинь мне на мыло» могла вызвать шок. Сейчас многие знают, что это означает «Отправь на мой электронный адрес».

Другой барьер – эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.

Нередко причинами конфликтов могут быть различия, связанные с положением в обществе. Так, например, русская пословица гласит: «Сытый голодного не разумеет».

Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.

















2. Если противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам, наступает вторая стадия развития конфликта. Здесь уместно вспомнить китайскую пословицу: «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони». Конфликтовать в одиночку так же нелепо, как сражаться с ветряными мельницами.

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта:

Сотрудничество,

Компромисс,

Приспособление и

Избегание.

Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.

Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.

Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении.

Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.













3.Для того, чтобы возникла третья стадия развития конфликта, необходим инцидент. Слово это в переводе означает «случай, происшествие, недоразумение». Иными словами, конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.

В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра.













































4.На стадии углубления конфликта возможны различные варианты его развития. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.











































5.Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия - разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

В первом случае одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побежденного не взывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш.

Компромисс вполне соответствует пословице «Худой мир лучше доброй ссоры». В этом случае обоюдные уступки смягчают причины конфликта. Возможно, что такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и продолжение противостояния.

Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из участников уезжает в другой город или переходит в другую школу).

Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию. Слово это обозначает «объединение каких-то элементов в единое целое». Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции, если в результате сформировалось единое мнение. Такой исход можно считать наилучшим.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!