СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Международный конкурс методических разработок « Уроки Победы» Методическая разработка на тему: « Песенное эхо войны»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки подойдёт для обучающихся 5-11 классов, а так же как классный час. Ребята пройдутся по песням ВОВ.

Просмотр содержимого документа
«Международный конкурс методических разработок « Уроки Победы» Методическая разработка на тему: « Песенное эхо войны»»


Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа № 1512



Международный конкурс методических разработок « Уроки Победы»



Методическая разработка на тему: « Песенное эхо войны»

(региональный этап)

Номинация « Лучший урок музыки»











Автор составитель: Князева Н.А

учитель музыки Высшей категории

















Москва, 2019





Оглавление

  1. Пояснительная записка методической разработки.

  2. Содержание.

  3. Список литературы.































































1.Пояснительная записка к методической разработки.

Данный урок имеет нравственно – патриотическую направленность. Знакомит учащихся с известными военными песнями. Он содержит новые интересные материалы о песнях. Формирует у учащихся чувство патриотизма как свойства личности и как духовного состояния члена современного общества. Урок повышает интерес ребят к пению песен, обеспечивает возможность приобретения новых знаний, знакомит с историей создания песен, с авторами и исполнителями.

Учитывая особую роль подросткового возраста в создании устойчивых представлений и установок, урок включает ребят в процесс патриотического воспитания на этапе взросления, используя для этого интересный наглядный материал.

Через события прошлого восстанавливаются связи духовного развития современного общества с историческим бытиём страны.

Урок актуален, так как формирует у учащихся знания о самоотверженной борьбе русского народа в годы ВОВ, о любви к песне, о подвигах нашего народа в годы войны. Урок проходит в преддверии 75 -летия победы нашего народа в ВОВ. Является важным для формирования активной, мыслящей и сознательной личности.

Цели и задачи урока соответствуют российским традициям и современным требованиям образования.

Методическая разработка будет полезна не только учителям музыки, но и другим педагогам для проведения классных часов, музыкальных гостиных и вечеров памяти.



























2. Содержания.



Цель: 

  • Патриотическое и нравственное воспитание учащихся;

  • Знакомство с песнями Великой Отечественной войны;

  • Расширить представление детей о композиторах и поэтах, написавших песни военных лет.

  • Представление истории страны через песню, и связь музыки с историей и литературой.

  • Развитие творческой деятельности учащихся.

  • увековечение памяти о Победе в Великой Отечественной войне, повышение исторической грамотности и патриотическое воспитание молодежи.

Задачи: 

  • показать  межпредметную связь истории, литературы и музыки;

  • Научить  слушать и слышать музыку той поры;

  • Знать и любить песни того времени;

  • Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, любовь к Родине  и  чувство гордости за свою Страну;

  • Раскрыть перед детьми значение песен военной поры;

  • Сообщить элементарные сведения о войне;

  • Формировать патриотическое сознание и уважение к истории своей страны.





Ход урока.

Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о военных песнях той поры. Мы послушаем эти песни, узнаем об их создателях и исполнителях. Попробуем на мгновение оказаться в том далёком времени.

Мы будем говорить о тех песнях, которые помогали людям совершать подвиги. О песнях, которые помогли отстоять и защитить нашу Родину от врага.

Как Вы думаете, ребята, такое может быть? Неужели песня обладает такой силой?

Мы познакомимся с некоторыми песнями, которые очень любили бойцы на фронте, с песнями, которые были очень любимы всеми людьми.

Военные песни занимают особое место в репертуаре россиян. Их поют не только 9 мая, когда не петь их просто невозможно. Но и в горе, и в радости, и всегда, когда душа просит. За дружескими застольями, на корпоративах, на свадьбах, в путешествиях по другим странам, когда вдруг резко захочется на родину. Особое отношение к песням Великой Отечественной и у иностранцев: китайский хор поёт «Священную войну» так, что мурашки по коже. А немцы - те вообще стараются не ездить в теплые страны на 9 мая, так как песни, исполняемые нашими соотечественниками по случаю Дня победы, настолько поднимают в россиянах патриотические чувства, что певцы забывают о том, что за 75 с лишним лет мир поменялся, и будто возвращаются в сороковые-боевые...

В общем, «Смуглянка», «Тёмная ночь», «Катюша» и другие песни живут по сей день: их помнят, любят, слушают и поют.

( на фоне музыкального фона песни « Журавли» звучат слова

«Я бы с песни начала рассказ, пусть узнают юные ребята.

Как однажды, в предрассветный час, песни взяли в руки автоматы.

С этой песни первый бомбы свист, наша сила, мужество и горе,

И неслось как лозунг ,как призыв над страной в одном едином хоре.»

Итак, мы начинаем…

«ЖДИ МЕНЯ, И Я ВЕРНУСЬ» (звучит песня слайд 1)

 Музыка несет в себе дух того времени, в котором она создавалась. А песни военных лет особенно сильно бьют по струнам нашей души. Годы проходят, люди уходят, но с нами остаются фотографии, кинохроника, воспоминания и книги о войне... И все же. Атмосферу и ощущение людей – то, с чем они жили, о чем думали, что творилось в их сердцах – более всего передают песни. «Жди меня, и я вернусь» - одна из моих любимых.



ИСТОРИЯ ПЕСНИ:

Константин Симонов написал стихотворение «Жди меня» любимой женщине с фронта. И сначала не думал публиковать – слишком личное. Но 9 декабря 1941 года он читает его в радио-эфире. Затем пытается опубликовать в газетах «На штурм» и в «Красной звезде», но оба издания ему отказали: «нужно что-то героическое, а не интимно-лирическое». В редакции газеты «Правда» так не считали и напечатали стихотворение 14 января 1942 года на третьей полосе. Во время контрнаступления на Москву. И оно сразу же стало необычайно популярным среди солдат. Врач Слава Менделевна Бескина, работавшая во время войны во фронтовых госпиталях, вспоминала, что раненые солдаты, когда им было особенно больно, читали наизусть «Жди меня», как заклинание. Оно имело терапевтический эффект. На музыку «Жди меня» положено многими композиторами — и профессиональными, и самодеятельными. Наиболее известна музыка Блантера. В 1943 году стихотворение было переведено на иврит Авраамом Шлёнским и положено на музыку Соломоном Дойчером. Существует так же украинский перевод песни и три перевода на турецкий язык.















«ЗА ДАЛЬНЕЮ ОКОЛИЦЕЙ» (звучит песня слайд 2)

 Я родилась после войны, но моё поколение знает, что такое потери, что такое победа, и какой ценой нам дался мир. Нас воспитывали в духе любви к Родине. Мы поём военные песни, потому что обязаны своей жизнью тем, кто был на войне. Эти мелодии и слова делают нас добрее и терпимее. В этих песнях мы высказываем нашим героям – дедушкам и бабушкам – своё почтение. Военные песни сквозь всю нашу жизнь идут лейтмотивом.

«За дальнею околицей»: у неё чудесные музыка и слова. Когда жены, девушки провожали своих любимых, они клялись им в вечной любви за дальнею околицей…

Премьера этой песни состоялась зимой 1942 года в осажденном фашистами Ленинграде.

История песни:


Песня была написана в довоенном 1940 году. Однако популярность к ней пришла во время войны, когда автора ее стихов — Глеба Акулова — уже не было в живых (он погиб на фронте в июне 1941 года). А в 1942 году композитор Николай Будашкин предложил эту песню в числе других своих произведений оркестру Балтийского флота, выступавшему перед моряками и воинами, защищавшими осажденный Ленинград. И первые же выступления с этой лирической довоенной песенкой о прощании с любимым и надеждой на скорую встречу с ним после разлуки вдруг обнаружили, как нужна она людям. Песня стала повсеместно известной, в особенности после того, как была напета на грампластинку замечательной ленинградской эстрадной певицей Зоей Рождественской.









Как однажды, в предрассветный час, песни взяли в руки автоматы.

С этой песней первой бомбы свист, наша сила, мужество и горе,

И неслось, как лозунг, как призыв над страной в одном едином хоре.»

«В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ»

( звучит песня и слайд 3 фрагмент фильма « Бери шинель


- Одна из моих любимых военных песен «В лесу прифронтовом». Когда-то меня задела там одна строчка «Если придётся в землю лечь, так это ж только раз». Легкий вальсовый мотив и эти строки – наверное, успокаивали бойцов, которые со смертью встречались не раз, не бояться смерти.
Мне в голову засели эти строки. Ведь, получается, что фронтовые песни писались в экстремальное время, когда на величайшем подъеме были чувства, восприятие жизни, мира или войны, на очень высоком уровне. Поэтому те песни пробирают до мурашек. Заданная в военные годы планка в мирное время не достижима. Поэтому те песни до сих пор воспринимаются как очень эмоциональные, тёплые душевные, лиричные. Если уж в войну, в грязных окопах, сочиняли песни о светлой жизни – это шло из души, из сердца, они были неформальные эти песни, почему они и нравились всем. Поэтому они и нравятся нам сейчас.



ИСТОРИЯ ПЕСНИ:

«Стихи к этой песне написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шёл второй год войны, - рассказывал поэт Исаковский. - Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь…

Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песню исполняет Ефрем Флакс».
Блантер избрал для песни форму вальса. «В лирических песнях, которые мы писали во время войны, - вспоминал Блантер, - хотелось дать возможность солдату «пообщаться» с близкими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за тридевять земель, в далеком тылу».







«СИНИЙ ПЛАТОЧЕК»

(звучит песня в исполнении Клавдии Шульженко слайд 4)




 Когда мы поём песни о войне, в которых «закодированы» память о трагических и великих событиях, свидетельства подлинного героизма, рассказы о тяжёлых сражениях, и о радости долгожданной победы, мы словно становимся участниками всех этих событий, произошедших десятилетия назад. Эти песни кровью вписаны в нашу историю, и когда мы поём их, в нас просыпаются патриотические чувства. Они объединяют нас в нашей любви к родине, к нашей стране. Это великие песни. Пойте их!

История песни:

Эта песня родилась дважды. В 1939 году в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». На одном из их концертов побывал поэт Я. М. Галицкий. Одна импровизация особенно понравилась ему. И он тут же сочинил к ней стихи про синий платочек. После концерта поэт показал композитору набросок своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера песни «Синий платочек» в сопровождении «Голубого джаза».
Фронтовой вариант «Синего платочка» исполнила певица Клавдия Шульженко. А фронтовой вариант стихов для неё написал в 1942 году литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Максимов.
Песня особенно полюбилась пулеметчикам: «Строчит пулеметчик за синий платочек…»







«НА СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНОЧКЕ»

(звучит песня в исполнении Валерия Золотухина слайд 5)



- Война - это одно из событий в истории народа, которое обнажает характеры, обнажает историю, показывает человека таким, какой он есть. Произошла кристаллизация характеров человеческих, душ, каких-то понятий, любви к Родине, у кого-то наоборот – нелюбви, может быть. В этих песнях передаются переживания народной души, народного характера нашего многонационального российского народа. Как их не петь?!

История песни:

Летом 1942 года состоялось знакомство композитора Василия Соловьева-Седова и поэта Алексея Фатьянова. «Не думал я тогда, не гадал, что этому парню суждено навсегда войти в мою жизнь, - позже писал Соловьев-Седой. - На второй день он принес мне стихотворение, старательно выписанное на листе, вырванном из какой-то амбарной книги. Оно меня сразу обворожило... Стихи пели, в них уже была мелодия». 
Вскоре стихотворение Фатьянова «На солнечной поляночке» было напечатано в областной армейской газете «За Родину». Не разделяя восторгов композитора, советская цензура произведение «забраковала». На фоне тяжелейшего положения на фронтах, стихотворение Фатьянова сочли чересчур лиричным и легкомысленным. В 1943 году Соловьев-Седой написал для «Тальяночки», так называли песню в период Войны, вальсовую мелодию, но она ему не понравилась, и он написал новую – ту самую, которую мы все знаем. Песня с легкой руки ленинградского певца Ефрема Флака ушла в народ. А в некоторых фронтовых газетах появилась рубрика «На солнечной поляночке», в которой помещались заметки о том, как бойцы проводят краткие часы отдыха, о письмах, полученных от любимых… 















«КАТЮША»

(звучит песня на разных языках слайд 6)


- Песни военных лет – это память. В них живет история – даже та, которую не рассказали нам наши родные.

Песни военных лет будут жить вечно – пока существует человечество. А чтобы оно не исчезло, и в мирное время нужно помнить о том, что такое война. Мы слушаем эти песни, и в нас поднимается гордость за родину, уверенность в том, что добро всегда побеждает зло.


История песни:




Знаменитая «Катюша» появилась на свет в 1938 году. Усилиями поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера был создан хит на века. Первой исполнительницей песни стала солистка джаз-оркестра Валентина Батищева.
Легкая и запоминающаяся мелодия быстро стала популярной и ушла в народ. Через несколько лет с этим ласковым женским именем стали прочно ассоциировать боевые установки времен Великой Отечественной войны, наводившие ужас на гитлеровские войска. Окрестили их так уже задним числом. «Катюша» поднимала боевой дух, укрепляя в бойцах веру в неизбежную победу. Говорят, ею «подзаряжались» даже гитлеровцы.





Заключение.

Вот такие удивительные песни были написаны в те времена. И нам сегодня представилась возможность ещё раз послушать эти прекрасные песни. А, некоторые ребята даже нам подпевали свои любимые песни. Надеюсь, они останутся в вашей памяти.

Для закрепления материала учащимся даётся домашнее задание составить музыкальный кроссворд по прослушанным песням.







3. Литература

1. Апостолов П. Война и музыка, 1946 год

2. Апостолов П. О военной музыке, 1947 год

3. Бирюков, Ю. Синий платочек / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1985. – 17 март.

4. Звоницкий, Э. Песня, которая звала в бой / Э. Звоницкий // Юный ленинец . – 1986 . – № 24 . – С . 24.

5. Военная музыка / Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз -- И.А. Ефрон (Петербург) в 1890--1907 года.

6. Военная музыка России, Воениздат, 2007 год

7. Военно-энциклопедический словарь / Воениздат, 1983 год

8. Данилевич Л. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны, 1948 год

9. Завадская Н. Любимые песни военных лет, 1987 год

10.Луковников, А. Песни военных лет / А. Луковников // Культпросвет

работа . – 1973. – № 4. – С. 47-50.

11.Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / сост. С. Красильщик. – М. : АПН, 1985. – 343 с. : ил. – (Библиотечка АПН).

12. Матвеев В. Русский военный оркестр, 1965 год; Военная музыка 1968 год

13. Музыкальная энциклопедия. Советская энциклопедия, 1973 год

14. Очаковская Рассказы о песнях Москва Музыка 1985 год

15. Великая Победа [Электронный ресурс] // Великая победа. – Режим доступа: http://pobeda1945-art.ru/.









11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!