Тема: Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.
Цели и задачи: дать представление о международном положении после окончания Гражданской войны в России; определить и представить положение Советской России на Генуэзской конференции; совершенствовать навыки самостоятельной работы с историческими документами и понятиями; помочь учащимся осознать характер советской внешней политики в 20-е гг. ХХ в.;
Планируемые результаты: предметные: описывать предпосылки создания и укрепления экономических отношений РСФСР и СССР с капиталистическими странами; познакомить с итогами Генуэзской конференции и Рапалльского договора; показать особенности договоров, заключённых РСФСР со странами Востока;
Метапредметные УДД: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находить в тексте необходимую информацию; 2) регулятивные: составлять план действий; соотносить свои действия с планируемым результатом; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, использовать таблицы и схемы для получения информации; анализировать материал учебника;
Личностные результаты УДД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению прошлого своей страны, уважительное отношение к историческому наследию.
Ресурсы: учебник; карта; проектор; схемы и документы к уроку.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: беседа
Понятия: автономия, унитарное государство, федеративное государство
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивационно-целевой этап
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим знакомиться с международным положением и внешней политикой СССР в 1920-е гг. Но, чтобы полнее понять эту тему, надо вспомнить Версальско-Вашингтонскую систему и те международные отношения, которые сложились в Европе и мире в 1920-е гг. (слайд 1)
Текущий контроль знаний и умений:
Давайте повторим материал прошлого урока. Внимание на экран (слайд 2).
Задание 1. Разминка. Приём «Скачки». https://learningapps.org/watch?v=pd7du3don22
Слайд 3. Задание 2. Задание 2. Совпадали ли «пункты» В. Вильсона с планами других великих держав? (вопросы по документу) (с. 57). Задание 3. ВОПРОСЫ (с. 56-57). 2, 4, 5, 6.
Слайд 4. К началу 1920-х гг. положение в мире определялось продолжавшимся формированием новой системы международных отношений, получившей позднее название Версальско-Вашингтонской. Её основу составляли Версальский мирный договор 1919 г. и связанные с ним другие международные договоры.
Слайд 5. В 1921-1922 гг. в Вашингтоне были заключены также договоры о поддержании мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Все эти соглашения делали послевоенный мир весьма неустойчивым, так как не учитывали интересов не только стран, проигравших в Первой мировой войне, но и Советской России и вновь возникших в Европе новых государств.
США исходили из необходимости меньше влиять на развитие Европы политическими способами, но при этом усиливать своё экономическое влияние. Превратившись за годы войны из должника стран Европы в их кредитора, США предложили для усиления своей роли в европейской экономике две стратегические программы.
Слайд 6. План Дауэрса (1924) и план Янга (1929) были рассчитаны на восстановление германской экономики с целью ускорения выплаты репараций странам-победительницам. Это, в свою очередь, позволяло Англии, Франции и другим странам выплатить их долги США.
Советская Россия, вышедшая из мировой бойни, революции и Гражданской войны ослабленной, могла рассчитывать лишь на собственные силы. Но не менее важным представлялось и нарушенных связей с другими странами. Это всё сегодня мы затронем.
Тема урока: Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. (слайд 7).
План (слайд 8):
Международное положение после окончания Гражданской войны в России
Советская Россия на Генуэзской конференции
«Полоса признания»
Отношения со странами Востока
Создание и деятельность Коминтерна
Дипломатические конфликты с западными странами
Проблемный вопрос (слайд 9)
Каковы были основные направления советской внешней политики в 1920-е гг.?
III. Введение в новый материал (слайд 10).
1. Международное положение после окончания Гражданской войны в России
Вопрос к классу:
С какими странами в 1920 г. РСФСР подписал мирные договоры?
Что этому способствовало?
IV. Работа по теме урока.
2. Советская Россия на Генуэзской конференции (слайд 11)
ТЕКСТ. Работая с п. 2 § 13 (с. 116-117) учебника, охарактеризуйте итоги Генуэзской конференции. Каково значение Рапалльского договора? (учащиеся читают и отвечают по вопросам).
Слайд 12. Расшифруйте цифры и допишите.
4,2 млрд - 7 млрд - 5,7 млрд - 1,6 млрд - | 39 млрд - |
ВОПРОСЫ К КЛАССУ (слайд 13)
Почему именно Германия первой из европейских стран пошла на подобное соглашение?
Почему участники конференции расценили его как попытку пересмотреть принципы послевоенного устройства? Вспомните из курса Новейшей истории, в чём состояли эти принципы? (учащиеся выдвигают свои версии).
3. «Полоса признания» (слайд 14). Работа по группам.
1 ГРУППА - Выписать годы дипломатического признания;
2 ГРУППА - Как складывались отношения СССР с Германией?
3 ГРУППА - Как складывались отношения СССР с американским бизнесом?
Учащиеся выступают со своими версиями.
4. Отношения со странами Востока (слайд 15)
Прочитать текст на с. 117-118 (п. 4) и ответить на вопрос: В чём особенности договоров, заключённых РСФСР со странами Востока?
5. Создание и деятельность Коминтерна (слайд 16)
РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ НА С. 118-119 (отвечаем на вопросы).
Приём «ФИШБОУН» (слайд 17)
Групповая работа (с. 119). Найти, как менялась политика Коминтерна? (слайд 18)
Разжигание революций (ФАКТЫ)
Формирование положительного образа СССР (ФАКТЫ)
Учащиеся приводят факты.
6. Дипломатические конфликты с западными странами
Задание. Укажите причины конфликтов с западными странами и попробуйте их интерпретировать с разных позиций (стран Запада и СССР).
IV. Закрепление (слайд 20)
Платформа РЭШ. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6088/main/282990/
V. Подведение итогов урока
Оценки.
Рефлексия (слайд 21)
Обсуждение результатов работы на уроке. Формулирование основных выводов при консультативной помощи учителя.
Домашнее задание: Параграф 13, вопросы и задания для работы с текстом параграфа на с. 120 (5 вопрос –письменно) (слайд 22).