СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект для урока по истории России в 10-м классе. 

Просмотр содержимого документа
«Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.»

Тема: Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.

Цели и задачи: дать представление о международном положении после окончания Гражданской войны в России; определить и представить положение Советской России на Генуэзской конференции; совершенствовать навыки самостоятельной работы с историческими документами и понятиями; помочь учащимся осознать характер советской внешней политики в 20-е гг. ХХ в.;

Планируемые результаты: предметные: описывать предпосылки создания и укрепления экономических отношений РСФСР и СССР с капиталистическими странами; познакомить с итогами Генуэзской конференции и Рапалльского договора; показать особенности договоров, заключённых РСФСР со странами Востока;

Метапредметные УДД: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находить в тексте необходимую информацию; 2) регулятивные: составлять план действий; соотносить свои действия с планируемым результатом; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, использовать таблицы и схемы для получения информации; анализировать материал учебника;

Личностные результаты УДД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению прошлого своей страны, уважительное отношение к историческому наследию.

Ресурсы: учебник; карта; проектор; схемы и документы к уроку.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: беседа

Понятия: автономия, унитарное государство, федеративное государство

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивационно-целевой этап

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим знакомиться с международным положением и внешней политикой СССР в 1920-е гг. Но, чтобы полнее понять эту тему, надо вспомнить Версальско-Вашингтонскую систему и те международные отношения, которые сложились в Европе и мире в 1920-е гг. (слайд 1)

Текущий контроль знаний и умений:

Давайте повторим материал прошлого урока. Внимание на экран (слайд 2).

Задание 1. Разминка. Приём «Скачки». https://learningapps.org/watch?v=pd7du3don22

Слайд 3. Задание 2. Задание 2. Совпадали ли «пункты» В. Вильсона с планами других великих держав? (вопросы по документу) (с. 57). Задание 3. ВОПРОСЫ (с. 56-57). 2, 4, 5, 6.


Слайд 4. К началу 1920-х гг. положение в мире определялось продолжавшимся формированием новой системы международных отношений, получившей позднее название Версальско-Вашингтонской. Её основу составляли Версальский мирный договор 1919 г. и связанные с ним другие международные договоры.

Слайд 5. В 1921-1922 гг. в Вашингтоне были заключены также договоры о поддержании мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Все эти соглашения делали послевоенный мир весьма неустойчивым, так как не учитывали интересов не только стран, проигравших в Первой мировой войне, но и Советской России и вновь возникших в Европе новых государств.

США исходили из необходимости меньше влиять на развитие Европы политическими способами, но при этом усиливать своё экономическое влияние. Превратившись за годы войны из должника стран Европы в их кредитора, США предложили для усиления своей роли в европейской экономике две стратегические программы.

Слайд 6. План Дауэрса (1924) и план Янга (1929) были рассчитаны на восстановление германской экономики с целью ускорения выплаты репараций странам-победительницам. Это, в свою очередь, позволяло Англии, Франции и другим странам выплатить их долги США.

Советская Россия, вышедшая из мировой бойни, революции и Гражданской войны ослабленной, могла рассчитывать лишь на собственные силы. Но не менее важным представлялось и нарушенных связей с другими странами. Это всё сегодня мы затронем.

Тема урока: Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. (слайд 7).

План (слайд 8):

  1. Международное положение после окончания Гражданской войны в России

  2. Советская Россия на Генуэзской конференции

  3. «Полоса признания»

  4. Отношения со странами Востока

  5. Создание и деятельность Коминтерна

  6. Дипломатические конфликты с западными странами

Проблемный вопрос (слайд 9)

Каковы были основные направления советской внешней политики в 1920-е гг.?

III. Введение в новый материал (слайд 10).

1. Международное положение после окончания Гражданской войны в России

Вопрос к классу:

  • С какими странами в 1920 г. РСФСР подписал мирные договоры?

  • Что этому способствовало?

IV. Работа по теме урока.

2. Советская Россия на Генуэзской конференции (слайд 11)

ТЕКСТ. Работая с п. 2 § 13 (с. 116-117) учебника, охарактеризуйте итоги Генуэзской конференции. Каково значение Рапалльского договора? (учащиеся читают и отвечают по вопросам).

Слайд 12. Расшифруйте цифры и допишите.

4,2 млрд -

7 млрд -

5,7 млрд -

1,6 млрд -

39 млрд -

ВОПРОСЫ К КЛАССУ (слайд 13)

  • Почему именно Германия первой из европейских стран пошла на подобное соглашение?

  • Почему участники конференции расценили его как попытку пересмотреть принципы послевоенного устройства? Вспомните из курса Новейшей истории, в чём состояли эти принципы? (учащиеся выдвигают свои версии).

3. «Полоса признания» (слайд 14). Работа по группам.

1 ГРУППА - Выписать годы дипломатического признания;

2 ГРУППА - Как складывались отношения СССР с Германией?

3 ГРУППА - Как складывались отношения СССР с американским бизнесом?

Учащиеся выступают со своими версиями.

4. Отношения со странами Востока (слайд 15)

Прочитать текст на с. 117-118 (п. 4) и ответить на вопрос: В чём особенности договоров, заключённых РСФСР со странами Востока?

5. Создание и деятельность Коминтерна (слайд 16)

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ НА С. 118-119 (отвечаем на вопросы).

Приём «ФИШБОУН» (слайд 17)

Групповая работа (с. 119). Найти, как менялась политика Коминтерна? (слайд 18)

  • Разжигание революций (ФАКТЫ)

  • Формирование положительного образа СССР (ФАКТЫ)

Учащиеся приводят факты.

6. Дипломатические конфликты с западными странами

Задание. Укажите причины конфликтов с западными странами и попробуйте их интерпретировать с разных позиций (стран Запада и СССР).

IV. Закрепление (слайд 20)

Платформа РЭШ. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6088/main/282990/

V. Подведение итогов урока

Оценки.

Рефлексия (слайд 21)

Обсуждение результатов работы на уроке. Формулирование основных выводов при консультативной помощи учителя.

Домашнее задание: Параграф 13, вопросы и задания для работы с текстом параграфа на с. 120 (5 вопрос –письменно) (слайд 22).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!