СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Международное гуманитарное право"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет глубже разобраться в успехах человечества, по развитию гуманности и миролюбия

Просмотр содержимого документа
«"Международное гуманитарное право"»

Тема «Международное гуманитарное право».

Цели:



Образовательные:

помочь учащимся получить знания об основополагающих принци­пах и положениях международного гуманитарного права;

воспитательные:

способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, со­действовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству;

развивающие:

продолжить формирование умений анализировать источники и пред­ложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательст­ва, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегри­ровать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, работать над понятиями, извлекать необходимую ин­формацию из справочной и учебной литературы, схем и таблиц.



Основные понятия:

международное гуманитарное право; жертвы вооруженного кон­фликта; международный и немеждународный вооруженные конфлик­ты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях; лица, прекратившие «принимать участие в военных действиях.





Структура урока



1. Ознакомление учащихся с целями изуче­ния международного гуманитарного права. Ознакомление с планом изучения темы урока.

2. Изучение нового материала. Текущий контроль.

3. Обобщающий контроль.

4. Комментирование домашнего задания.

5. Рефлексия,

Оборудование:

современная политическая карта мира, раздаточный материал: ксерокопии учебных материалов для учащихся, словари, источники (извлечения), компьютер

План изучения темы

1. Жестокое лицо войны.

2. Сущность и принципы международного гуманитарного права.

3. Источники и основные положения международного гуманитарного права.

4. Дети и война.

5.Международное движение Красного Креста и Красного полумесяца

6. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарно­го права.



«Война незаживающая рана, которую получил мир».

(Дж. Пристли)



«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы,

плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно -

научиться жить на Земле, как люди». (Б. Шоу.)





Ход урока

Мотивационная беседа .



Сегодняшний урок начнём с притчи из «Евангелии от Луки».

В ней рассказывается, что один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попал в руки к разбойникам, которые сорвали с него одежду, избили и ушли, оставив его полумертвого, лежать на земле. Случайно той же дорогой проходил священник. Увидев, избитого, он ушел прочь и не остановился, чтобы помочь ему. Пришел на то место другой священнослужитель и поступил также. Однако некий самарянин (самаряне - арамейское племя, находившееся во вражде с иудеями), проходя мимо и увидев этого человека, сжалился над ним. Подойдя к нему, он перевязал ему раны, омыв их оливковым маслом и вином, а затем, посадив его на своего осла, привез на постоялый двор и позаботился о нем. На следующий день он вынул два динара, дал хозяину постоялого двора и сказал:

« Позаботься об этом человеке. И если истратишь на него денег сверх этого, то отдам тебе, когда вернусь»».

Эта притча является примером милосердного отношения к человеку.

Как вы понимаете слово « милосердие»?

(Милосердие: в основе этого чувства лежит сострадание, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.)

Мы хотим, чтобы люди нашей планеты были поняты и приняты человеческим обществом. Всем нам жить будет легче и приятней, если мы будем лучше понимать друг друга. И это все актуально для мирного сообщества людей.

Милосердие и толерантность особенно нужны во время войны.

Современная история России богата не только красивыми праздниками, исследования космоса, трудовыми свершениями. Нередко мы слышим о вооруженных конфликтах и террористических актах, захватах заложников и горе людей. Больше всего в этих ситуациях страдают невинные люди. Путь к всеобщему ми­ру долог и труден. И если нельзя добиться мира, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Это можно сделать с помощью норм права. Тема нашего урока – международное гуманитарное право. Она актуальна в современном мире.

 Сегодня мы рассмотрим сущность МГП, источники, основные положения, проанализируем несколько ситуаций.)

Перед вами 2 эпиграфа, (читает) подумайте, какой из них больше подходит к теме сегодняшнего урока.

1. Жестокое лицо войны.

Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от вооруженных конфликтов.

Когда противоборствующие стороны не могут или не хо­тят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращают­ся к оружию. И тогда люди сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями.

Вспомните, из курса истории, какие мы изучали войны?

А также много локальных войн в Европе, Азии, Африке. Ежегодно в мире их происходит более тридцати. Эти войны унесли миллионы жизней.

 Жестокая правда войны, судьба её рядовых участников стала содержанием картины В.В Верещагина «Апофеоз войны». На раме знаменитой картины начертаны слова:

« Посвящается всем великим завоевателям – прошлым, настоящим и будущим». Послушаем статистические данные.

(выступление ученика)

За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

В наполеоновских войнах число убитых составило около милли­она человек.

 Первая мировая война повлекла за собой 10 миллионов смертей в пропорции 20 воинов на 1 гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий.

Во второй мировой войне погибло свыше 62 млн чел. приблизительно в равном соотношении воинов и гражданских лиц.

В современной войне, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на одного военнослужащего.



Военные действия происходят и в наше время. На карте показаны некоторые горячие точки современности.

Человечество всегда стремилось найти способы смягчить бедствия. На партах у вас документы. Прочитайте текст №1 и затем ответьте на вопросы:



1. Какие предпринимались попытки уменьшить бедствия, причиняемые вооружёнными конфликтами?

2А заключали ли соглашения? Какие? Назовите первый письменный договор.

Конвенция – документ, имеющий обязательную силу (записать в тетради)

Так было положено начало МГП.

2. Сущность и принципы международного гуманитарного права.



Прежде всего, выясним, что означает понятие гуманитарный? Вы дома должны были поработать со словарём. Как объясняется это понятие в словаре Ожегова?

(Гуманитарный – обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека.)

Международное право регулирует межгосударственные отношения.

Запись в тетради. Международное гуманитарное право - отрасль международного права, представляющего собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.

Слово учителя: Еще в глубокой древности некоторые военачальники, следуя обычаю, не позволяли своим подчиненным казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Эти обычаи со временем оформились в нормы обычного права, которыми руководствовалисьпротивоборствующие стороны. В ряде случаев воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником. Однако вплоть до второй половины XIX века такие соглашения не носили всеобщего характера и, как правило, действовали лишь во время одного сражения или одной войны. Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам. Отныне государства, присоединившиеся к конвенции, брали на себя обязательство относиться к раненым на поле боя с уважением и оказывать им помощь, даже если они принадлежат к стороне противника.

Запись в тетради.

Военнопленные — участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

Жертвы войны — раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.

Слово учителя: Какие же источники приняты за основу международного гуманитарного права?

(По ходу повествования учащиеся заполняют таблицу).

Основные источники современного гуманитарного права

Основные положения

1949 г. — Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными.

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны.

1972 г.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Открыта к подписанию в Лондоне, Москве и Вашингтоне 10 апреля 1972 г.

1977 г. — Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.,

Касается защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Принят на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 г.

В 1960 году возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного Креста. Деятельность этой организации направлена на контролировании соблюдения положений международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов. А также помощи гражданским лицам, которые пострадали в войнах.

Некоторые положения международного гуманитарного права закреплены и в Конституции РФ 1993 г.

Конституция Российской Федерации

(извлечение)

Статья 15

(...) 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Уголовный кодекс Российской Федерации

(извлечение)

Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны 1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированнойтерритории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Групповая работа учащихсяКаждая группа получает задание сформулировать правовые положения, защищающих жертв войны:

1-я – защита раненых и больных;

2-я – потерпевших крушение;

3-я – защита военнопленных;

4-я – защита гражданского населения.

Результаты обобщаются и сравниваются с конвенциями приятными в Женеве в 1949 и 1977 годах, а также со схемой на доске.

Схема 1. Сущность международного гуманитарного права.

Выводы по второму вопросу учащиеся записывают схематически

IV. Дети и война.

Вопрос учителя: «Что вам известно о проблемах детей в условиях вооруженного конфликта»?

Обсуждаются ответы учащихся и приводятся основные положения Международного гуманитарного права касающиеся участия детей в вооруженных конфликтах, как то - защиту двух видов: общую и особую.

Слово учителя: Общая – как часть гражданского населения они имеют право на уважительное отношение к себе во время вооруженного конфликта.

Особая – так как в силу своего возраста они наиболее уязвимая часть населения, то во время войны им предоставляется дополнительно ряд прав:

  • во время войны дети должны быть эвакуированы из районов боевых действий;

  • если дети остались на оккупированной территории, то они не должны зачислятся в зависящие от оккупирующей стороны военные формирования или организации;

  • дети, не достигшие 18 лет не должны в принудительном порядке привлекаться к трудовой повинности;

  • дети, не достигшие 15 лет не могут быть призваны или зачислены добровольно в армию.

Вопрос учителя: «Необходима ли особая защита детей в вооруженном конфликте? Ответ обоснуйте».

Выводы по третьему вопросу: МГП обеспечивает защиту детей как части гражданского населения, однако как наиболее уязвимой части населения им предоставляются особые права.

 

V. Значение международного гуманитарного права.

Учащиеся анализируют связь между международным гуманитарным правом и Всеобщей декларацией прав человека. Подчеркивается, что и первая и вторая группы документов строятся на гуманистических началах.

Группы делятся на «оптимистов» и «скептиков» и получают задание: «оптимисты» - привести аргументы, подтверждающие необходимость норм МГП, «скептики» - приводят аргументы, подтверждающие. что во время войны МГП практически не соблюдается.

После обсуждения и анализа аргументов обеих сторон, учитель говорит о международных военных трибуналах, которые судят военных преступников.

Слово учителя: Первый такой трибунал состоялся в 1949 году над нацистскими преступниками в Нюрнберге. По решению ООН в 90-х годах работали международные военные трибуналы по разбору преступлений в Руанде и Югославии.

Выводы по четвертому вопросу: Да, положения международного гуманитарного права соблюдаются не всегда, однако в МГП предусмотрена личная уголовная ответственность за нарушения МГП и если участники вооруженного конфликта осознают, что за совершаемые преступления они понесут наказание, то это заставляет их задуматься.

 

VI. Обобщающие выводы.

Учитель задает классу вопросы:

1.    Имеет ли смысл пытаться установить правила ведения войны?

2.    Каковы причины побуждающие воюющие стороны соблюдать положения международного частного права?

3.    Почему международное гуманитарное право содержит положения по необходимости изучать это право не только военным, но и гражданским лицам?

4.    Каково ваше отношение к существованию в жизни правил? Всегда ли вы их соблюдаете?

VII. Домашнее задание.

1.    Познакомиться с текстом §43.

2.    Поразмышлять над заданиями к параграфу на странице 205.

VIII. Рефлексия.

Учащиеся продолжают следующие предложения:

Я узнал на уроке _____________________________________________.

Меня удивило, что ___________________________________________.

Мне кажется _________________________________________________.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!