Тема: «Международная защита прав человека»
Цели занятия:
1. Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм Международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству.
2. Помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях Международного гуманитарного права.
3. Продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.
Учебник: «Обществознание» (базовый уровень) для 11 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова издательство М: «Просвещение» 2006 год.
Основные понятия:
Международное гуманитарное право; жертвы вооруженного конфликта; международный и немеждународный вооруженные конфликты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях, лица, прекратившие принимать участие в военных действиях
ПЛАН УРОКА
Жестокое лицо войны.
Сущность международного гуманитарного права.
Международная защита прав человека.
ХОД УРОКА
Сегодня мы изучаем тему: «Международная защита прав человека». Война.…Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий.
Мировое сообщество вступает в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков – вооруженных конфликтов. Путь ко всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.
Как известно ООН возникла в ответ на агрессию против человечности. Всталанеобходимость поощрять и развивать уважение к правам и основным свободам человека.
Жестокое лицо войны.
Вспомните определение понятия «война»-…
Что интересует, что хотели бы узнать дополнительно?
Учащиеся задают вопросы:
Кто участвует? Какое оружие можно применять? Какое отношение должно быть к военным (людям с оружием), гражданским, медперсоналу, военным объектам, раненым, военнопленным.
Словарь
ВОЕННОПЛЕННЫЕ — участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.
ГРАЖДАНСКИЕ ЛИЦА — лица, не входящие в состав вооруженных сил.
ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ — раненые, больные, военнопленные.
ЛИЦА, НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ УЧАСТВУЮЩИЕ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ - медицинский персонал, гражданское население, духовный персонал.
ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ — объект, который в силу своего расположения, назначения, использования вносит эффективный вклад в военные действия (военный завод, ж/д вокзал, аэропорт).
КОНВЕНЦИЯ — международное соглашение, договор по конкретному вопросу, имеющий обязательную силу для тех государств, которые присоединились к нему.
Международное гуманитарное право представляет собой совокупность правовых норм основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение силовых средств в вооруженных конфликтах.
Учащимся предлагается раскрасить полоски бумаги тем цветом, которым, на их взгляд, наиболее точно передает цвета войны. Далее учащиеся определяют, какие цвета являются доминирующими и что они передают. Потом они называют слова, отражающие сущность войны (учитель эти слова записывает на доске).
Можно попросить привести примеры из курса истории и материалов СМИ, свидетельствующие о жесткости войны.
Ознакомление со статистическими данными (развитие военного искусства и вооружений и связь с ростом числа погибших в каждой последующей войне).
Вывод этой части урока: во все времена вооруженные конфликты причиняли человечеству страдания. Всегда война – это трагедия и, осознавая это, человечество всегда стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые войной.
2. Сущность международного гуманитарного права.
Деятельность учащихся: постановка проблемы совместимости понятий «война» и «право». Высказывание И. Канта к размышлению: «Право наций в ходе военных действий – это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?»
Дать определение терминам: международное право и покровительствуемое лицо.
После записи определений поставить задачу «Почему эта отрасль права (МГП) получила именно такое название?»
Обсуждение отличий МГП и международных прав человека (например, Декларация прав человека).
Вывод этой части урока: МГП призвано регулировать поведение участников вооруженных конфликтов с целью смягчения последствий этих конфликтов.
3. Международная защита прав человека.
Работа в группах. Класс делится на три группы. Работа ведется поэтапно.
1 этап. Задание группам: не обращаясь к источникам, сформулировать правовые положения, защищающие права и свободу человека средствами ООН (1 группа), Европейской региональной системой защиты прав человека (2 группа), Европейским судом по правам человека (3 группа). Записать в тетрадь.
2 этап. Учитель предлагает группам найти соответствующие источники в Интернете (Европейская система защиты человека, Международные преступления, Женевская конференция).
3 этап. Учащиеся сопоставляют положения о защите прав человека, самостоятельно выработанные и выписанные из источника.
4 этап. Представление классу результатов работы.
5 этап. Первичная проверка результатов работы.
Главные идеи темы. Подумайте над эпиграфом к изученному материалу.
Обсудим, какой из предложенных эпиграфов подходит к изученной теме.
«Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту»
«Хочешь мира – блюди справедливость»
« Война – незаживающая рана, которую получил мир»
«Мы должны быть рабами закона, чтобы стать свободными»
Информация о домашнем задании.
Поразмышлять над вопросом: « Как вы думаете, является ли актуальным ознакомление школьниками с МГП?» Обоснуйте вашу точку зрения.
Рефлексия
В конце урока можно предложить учащимся продолжить следующие фразы, например, «я узнал на уроке…..», «меня удивило, что…..», «мне кажется…..».