Обществознание. 10 класс
Международная защита прав человека
Михайлова Надежда Михайловна
Что такое права человека?
Права человека – это нормативно оформленные (т.е. представленные в виде чётко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются необходимым условием её жизни, её взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Система защиты прав человека
Национальный
Международный
Региональный
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- Национальный уровень - речь идёт о том, как можно защитить свои права, признанные международным правом, в рамках одного государства. Каждый человек, чьи права и свободы оказались нарушенными, имеет право обратиться за защитой в суд, где будет рассмотрена его жалоба.
- В России учреждён пост Уполномоченного по правам человека , не относящийся ни к какой ветви власти.
- Недавно в России учрежден пост Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.
- В субъектах Федерации есть свои уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Целями ее деятельности являются:
- защита и укрепление демократии и прав человека;
- содействие осознанию и развитию
европейской культурной самобытности;
- поиск совместных решений проблем, стоящих перед европейским обществом и т.д.
- Европейская региональная система защиты прав человека сформировалась в рамках Совета Европы.
- В 1949г. десятью странами - Бельгией, Великобританией, Данией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Францией и Швецией была создана региональная международная организация - Совет Европы.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- 4 ноября 1950 г. в Риме была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод . (Россия ратифицировала Конвенцию в 1998 г.)
Конвенция закрепляет право людей на жизнь, на справедливое судебное разбирательство в разумные сроки, право на
уважение частной и семейной жизни, право на свободу слова,
мысли, совести и вероисповедания, право беспрепятственно пользоваться своим имуществом, на образование, свободу передвижения и выбора места жительства.
Конвенцией запрещены:
- пытки, телесные наказания;
- рабство и принудительный труд;
- высылка государством своих граждан или лишение их права на въезд в это государство, а также коллективная высылка иностранцев.
При Совете Европы были образованы Европейская комиссия по правам человека (1954) и Европейский суд по правам
человека (1959). Эти органы наделены правом рассматривать
жалобы государств или отдельных лиц.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Европейская система защиты прав человека
Совет Европы
- Европейская комиссия по правам человека
- Европейский суд по правам человека
- Комитет министров Совета Европы
- Организация по безопасности и сотрудничеству
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Европейская система
защиты прав человека
Совет Европы
Отстаивает ценность законов, демократии и прав человека
Европейский Союз
Способствует экономическому развитию Европы
ОБСЕ
Поддержание мирного сосуществования и защиту прав и свобод человека
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Европейский суд по правам человека
- Европейский суд начал свою деятельность в 1959г
- Он действует не по собственной инициативе, а лишь на основании обращений частных лиц, неправительственных организаций либо на основании обращения государства (межгосударственная жалоба).
- Европейский суд по правам человека работает на постоянной основе, а его судьи избираются сроком на шесть лет, но могут быть переизбраны.
- Европейский суд по правам человека защищает следующие права: на жизнь, свободу от пыток, свободу от рабства, личную свободу, законное судопроизводство, частную жизнь, свободу мысли, свободу выражения, свободу ассоциаций и на создание семьи.
Страсбург, Франция.
Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Условия подачи жалобы в ЕСПЧ
- заявитель исчерпал все возможности защиты прав в своем государстве
- заявитель является жертвой нарушения со стороны государства
- заявитель в установленной форме обратился в Европейский суд не позднее 6 месяцев со времени вынесения национальными органами окончательного решения по делу
- нарушены права, зафиксированные в Европейской конвенции
- нарушение прав произошло позже даты ратификации Конвенции государством
- Жалобы, направляемые в Европейский Суд, должны касаться событий, за которые несёт ответственность государственная власть. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским Судом не принимаются к рассмотрению.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- На международном уровне права человека защищают созданные при ООН различные институты. Крупной международной правозащитной организацией выступает и Международная амнистия, объединяющая свыше 2 млн активистов в 140 странах мира.
- На хельсинкском совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., был утвержден принцип всеобщего уважения прав человека.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- Комбатанты (1977 – дополнительный протокол) – все организованные вооружённые силы, группы и подразделения, находящиеся под командованием лица, ответственного за поведение своих подчинённых. Комбатантам разрешено применять силу, брать противника в плен, убивать вооружённого противника.
- Лица, находящиеся под защитой – раненые, больные, лица, потерпевшие кораблекрушение, как из состава вооружённых сил, так и гражданских, военнопленные, интернированные гражданские лица, гражданские лица на территории противника, гражданские лица на оккупированных территориях.
Субъекты международного гуманитарного права:
- государства;
- комбатанты;
- лица, находящиеся под защитой
(не комбатанты).
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Международное гуманитарное право
В основе международных соглашений и конвенций по правам человека лежит принцип, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты.
Правила и обычаи
ведения войны
ГААГСКОЕ ПРАВО
ЖЕНЕВСКОЕ ПРАВО
Средства и методы ведения боевых действий
Защита жертв войны (больных, раненых, военнопленных)
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Запрещенные методы ведения боевых действий
Вероломное убийство или ранение гражданских лиц
Приказ не оставлять никого в живых
Взятие заложников, убийство сложивших оружие солдат противника
Использование не по назначению международных эмблем, сигналов
Террор против мирного населения
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Запрещенные методы ведения боевых действий
Принуждение граждан противника участвовать в боевых действиях против их страны
Атаки незащищенных населенных пунктов, их разграбление
Разрушение объектов жизнеобеспечения населенных пунктов
Нападение на объекты, обозначенные эмблемой Красного креста и Красного Полумесяца
Разрушение памятников и других культурных ценностей
Запрещенные средства ведения войны
Удушающие, ядовитые газы и жидкости
Разрывные пули
Бактериологическое, токсичное и химическое оружие
Мины-ловушки
Оружие, поражающее осколками, невидимыми рентгеновскими лучами
Зажигательное оружие
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Организация Объединенных Наций
Международная организация, созданная в 1945 году для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
10 декабря 1948 года на третьей Генеральной Ассамблее ООН была принята
«Всеобщая декларация прав человека».
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Организации, входящие в состав ООН
Совет безопасности
Совет по опеке
Экономический и социальный совет
Генеральная ассамблея
Международный суд
Секретариат
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Генеральная Ассамблея является главным совещательным, директивным и представительным органом ООН, который состоит из представителей всех государств-членов (193 государства).
Зал заседания Генеральной Ассамблеи ООН
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС)
Главный орган ООН, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности ООН, а также специализированных учреждений и организаций.
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
Комитет по правам человека
Комитет по правам ребенка
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Международный суд (Гаага, Нидерланды)
Один из шести главных органов ООН.
Разрешение споров и разногласий. Занимается вопросами территориальных и пограничных споров, незаконного применения силы, а также консультирует Совет Безопасности и другие органы ООН.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Совет Безопасности
Постоянно действующий орган ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. В состав Совета входят
15 государств-членов.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Организации, действующие под эгидой ООН
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека
Международная организация по миграции
Агентство по делам беженцев
Всемирная организация здравоохранения
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Организации, действующие под эгидой ООН
Детский фонд
Международная организация труда
Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры
Программа ООН по окружающей среде
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека
Создана в 1993 году. Штаб квартира в Женеве
- Содействие и защита эффективной реализации всех прав человека;
- содействие международному сотрудничеству в целях соблюдения прав человека;
- стимулирование и координация действий в области прав человека в рамках системы ООН;
- оказание помощи в разработке новых стандартов в области прав человека;
- содействие ратификации договоров о правах человека.
Эмблема
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Агентство ООН по делам беженцев
- Координация международных усилий по защите беженцев и решение их проблем во всем мире.
- Защита прав и благосостояния беженцев.
- Обеспечение права беженцев на поиск убежища и обустройство в другой стране.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Международная организация по миграции
Главные цели:
- Управление миграцией, в интересах всех вовлечённых сторон;
- Тесное сотрудничество с правительствами стран, представление и защита интересов людей, выбравших для себя миграцию как единственно правильное решение;
- Предотвращение и борьба с феноменом торговли людьми (международное понятие «трафик»).
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Всемирная организация здравоохранения
Задачи:
- предоставление международных рекомендаций в области здравоохранения;
- установление стандартов здравоохранения;
- сотрудничество с правительствами стран в области усиления национальных программ здравоохранения;
- разработка и передача соответствующих технологий, информации и стандартов здравоохранения.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН
Деятельность ФАО направлена на уменьшение остроты проблемы нищеты и голода в мире путем содействия развитию сельского хозяйства, улучшению питания и решения проблемы продовольственной безопасности.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Детский фонд (ЮНИСЕФ)
Основные цели:
- обеспечение права каждого ребенка расти и воспитываться в семье;
- продвижение здорового образа жизни;
- создание инклюзивного общества.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Международная организация труда (МОТ)
Выработка международной политики и программ, направленных на поддержку основных прав человека, улучшение условий труда и жизни, расширение возможностей занятости.
Увеличение охвата и эффективности социального обеспечения для всех.
Укрепление социального диалога.
ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
Расширение сотрудничества народов в области образования, науки и культуры.
Продвижение универсального доступа к знаниям, укрепление демократических норм в сфере информации и коммуникации.
Поддержка культурного разнообразия, содействие сохранению материального и нематериального культурного наследия.
Развитие образования в области профилактики ВИЧ/СПИД
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)
Работа ЮНЕП ведётся в следующих направлениях:
- Раннее предупреждение и оценка конфликтов
- Имплементация экологической политики
- Технология, производство и экономика
- Региональное Сотрудничество
- Экологическое право и Конвенции
- Защита окружающей среды на глобальном уровне
- Коммуникации и Общественная Информация
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Международный уголовный трибунал (Гаага)
Был создан в 1993 г. решением Совета Безопасности ООН для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Международный уголовный
суд
Компетенция суда ограничена тремя видами преступлений:
Геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.
Преступления против человечества
— часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Международный уголовный
суд
Военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Домашнее задание
§ 29
Задание: изучите презентацию по теме, выпишите какие организации и на основе каких документов производят м/д защиту прав человека
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»