СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы работы на уроках

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

методика развития критического мышления через чтение и письмо

Просмотр содержимого документа
«Методы работы на уроках»

Методы и приёмы развития критического мышления

Технология развития критического мышления предлагает определённые методы, приёмы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия. Существуют конкретные приёмы и стратегии работы на этапе вызова, на этапе осмысления и на этапе рефлексии.

Система приёмов организации стадий урока включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и её сочетание с парной и групповой работой.

Необходимо заметить, что в выборе приёмов для урока должны соблюдаться определённая последовательность и логика. Например, если на этапе вызова применялись «ключевые термины» или «перепутанные логические цепочки», то на этапе рефлексии целесообразно вернуться к выполненным до чтения текста заданиям и предложить учащимся повторно выстроить предложенные события или понятия в хронологической или причинно - следственной последовательности.

Разумеется, не все приёмы могут быть использованы в повседневной работе, но, вооружившись даже несколькими из них, учитель может повысить результативность учебного процесса, его эмоционально - мотивационный уровень.

Методы и приёмы стадии вызова

Мозговой штурм

Цель метода - активизация имеющихся знаний. Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме или проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Учитель записывает все идеи на доске.

Карта памяти

Цель метода - систематизация материала или сбор необходимого языкового материала. Запись мыслей, идей происходит быстро, ассоциативно.

Тема: записывается в центре. Идёт поток идей, их количество неограниченно и они все фиксируются. Карта памяти может являться индивидуальным продуктом одного человека или одной группы.

Кластер

Кластер (гроздь) - графический приём систематизации материала до знакомства с основным источником (текстом). Мысли располагаются в определённом порядке. Ключевое слово (тема) записывается в середине, а вокруг него крупные смысловые единицы, которые в свою очередь образуют новые ядра, вызывающие новые ассоциации.

Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Это позволяет установить причинно-следственные связи между «гроздями». Концептуальное колесо

Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса.

Перепутанные логические цепочки

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.

Метод «Знаю, хочу узнать, узнал(а)»

Учитель объявляет тему или название произведения, предлагает учащимся вспомнить информацию, которой они владеют по данной теме. Учащиеся заполняют первую часть таблицы (Знаю). Учитель предлагает учащимся высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме или из данного текста. Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (Хочу узнать). Во время изучения темы или чтения текста заполняется третья часть таблицы (Узнал(а)). Данное задание может выполняться индивидуально, в парах и группах. В конце каждого этапа проводится коллективное обсуждение. Важная информация и наиболее интересные высказывания записываются в сводной таблице на доске или плакате. Данный прием обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.


Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)




Методы и приёмы стадии осмысления.

Инсерт («Insert»)

I - интерактивная «V» - уже знал

N - размечающая «+» - новое

S - система для «-» - думал иначе

E - эффективного «?» - не понял, есть вопросы

R - чтения и

T - размышления

Это маркировка текста значками по мере его чтения. Во время чтения учащиеся делают на полях пометки. В таблицу выписываются основные сведения из текста.

Таблица "Инсерт"


   " V "
   поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

   " + "
   поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

   " - "
   поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

   " ? "
   поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.



V

+

-

?





Приём - таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией. Поработав с текстом, учащиеся заполняют таблицу информацией из текста.


Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?






«Тонкие» и «толстые» вопросы. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если пользоваться этим приёмом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учитель записывает на доске вопросы и просит учащихся (индивидуально или в группах) на них ответить, аргументируя свои предположения. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления приём служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии - для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии даётся задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с ними в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.


Таблица " толстых " и " тонких " вопросов


Толстые ?

Тонкие ?

   Дайте 3 объяснения, почему...? 
   Объясните, почему...?
   Почему Вы думаете ...?
   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...? 
   Предположите, что будет, если... ?
   Что, если ... ?

   Кто ?
   Что ? 
   Когда ?
   Может ..?
   Будет ...?
   Мог ли ... ?
   Как звать ...? 
   Было ли ...?
   Согласны ли Вы ...?
   Верно ли ...?


По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа. 



Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:


Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

   

   


   Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться. 

Двухчастный дневник

Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции, Делаются записи в дневнике. Этот приём даёт возможность увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно продуктивно работает этот приём, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объёма дома. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками

Этот приём эффективен во время чтения текста проблемного содержания и при работе с аудио- и видео - пособиями. Приём помогает прорабатывать материал детально. Учащиеся могут пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Все имеющиеся лексико-грамматические навыки востребованы, т.к. от учащихся требуется связное монологическое высказывание. «Карусель» Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Для работы необходимы цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами (по одному на каждом). По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Методы и приёмы стадии рефлексии Стратегия «Галерея» После «Карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдаёт свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, определяется, какая группа дала лучший ответ. «Последнее слово за мной» На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Учащийся читает цитату вслух, оппонент комментирует её. Затем ученик читает своё объяснение. На этом спор заканчивается. «Синквейн» Синквейн - это стихотворение, «представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И. Викентьева). Синквейн состоит из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на написание синквейна. Затем вместе с партнёром они из двух синквейнов составляют один, с которым будут согласны. После вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.

На первых порах предложите учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой - поможет выбрать наиболее точные.

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо, в течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть 5-минутное эссе и 10-минутное эссе.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя - это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли письменно. Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма - не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

Анализируя уроки, проведенные с применением данной технологии или её элементов, можно отметить положительные моменты:

1. Практически все учащиеся включены в работу. Дети с низким уровнем познавательной активности с увлечением выполняют задания, отвечают.

2. Заинтересованность учащихся в результате своей работы делает их сплочёнными, способствует тому, что сильные учащиеся помогают слабым, так как учителем оценивается не только индивидуальная работа каждого ученика, но и работа группы в целом.

3.Каждому даётся возможность мыслить, планировать, рассуждать, рефлексировать.

4. Учитель становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.

5. Урок с применением данной технологии представляет собой опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

6. Методы, используемые в технологии развития критического мышления, способствуют переходу ученика из фазы заучивания, или ещё хуже, зазубривания материала к сознательному и целенаправленному осмыслению информации, её интерпретации. А это в свою очередь приведёт к развитию познавательных навыков,

Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Обучая школьников думать подобным образом, учителя тем самым поощряют их к самостоятельному решению проблем, к поиску необходимых сведений.













































МКОУ «Озоно-Чепецкая школа-интернат»















Доклад по теме:

«Приемы технологии развития

критического мышления через чтение и письмо»













Выполнила: Луппова Валентина

Александровна, учитель

первой категории.









с. Чепца, 2018г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!