СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы проектирования и проектная работа в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Построения и обоснования системы знаний.

Метод (в широком смысле) - способ познания явлений природы и общественной жизни с целью Построения и обоснования системы знаний.

Метод (в узком смысле) - регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием.

Решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского

Просмотр содержимого документа
«Методы проектирования и проектная работа в школе»

Методы проекта

Построения и обоснования системы знаний.

Метод (в широком смысле) - способ познания явлений природы и общественной жизни с целью Построения и обоснования системы знаний.

Метод (в узком смысле) - регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием.

Решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского

Характера.

1. Творческие методы проектирования:

аналогии, ассоциация, неологии, эвристическое комбинирование, антропотехника, использование передовых технологий.

Аналогии- используются уже существующие решения в других областях (биоформа, архитектура, инже­нерные решения и т. п.). Таким образом, аналогии становятся творческим источ­ником. Интерпретация творческого источника и превращение его путем транс­формации в проектное решение собственной задачи — суть этого метода. Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функ­циональному проектированию, то есть проектированию не предмета (вещи), а способа (функции).

Ассоциации- метод формирования идеи. Творческое воображение обраща­ется к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоци­ативного мышления учащегося, приведение его мыслительного аппарата в по­стоянную «боевую готовность» — одна из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации.

Неологии - метод использования чужих идей. Например, можно осуществ­лять поиск формы на основе пространственной перекомпоновки некоего прото­типа. Но в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: Что нуж­но изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу? Заимствование идеи без изменений может привести к обвинению в плагиате.

Эвристическое комбинирование - метод перестановки, предполагающий из­менение элементов или их замену. Его можно охарактеризовать как комбинатор­ный поиск компоновочных решений. Этот метод может дать достаточно неожи­данные результаты.

Антропотехника- метод, предполагающий привязку свойств проектируе­мого объекта к удобству человека, к его физическим возможностям. Например, при проектировании сумок есть правило: замок должен быть удобен для открывания его одной рукой; зонт должен раскрываться нажатием на кнопку тоже од­ной рукой. Вспомните, как сейчас автолюбители открывают машину — нажатием одной кнопки на брелке. Все это — антропотехника.

2. Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, «мозго­вая атака», «мозговая осада», карикатура, бионический метод.

Инверсия (перестановка) — метод проектирования «от противного». Это кажущаяся абсурдная перестановка — «переворот». Такой подход к проектированию основан на развитии гибкости мышления, поэтому он позволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные решения (напри­мер, одежда швами наружу и т. п.). Интересно использование декора по методу инверсии: детали, выхваченные из другого изделия, укрупнение декора, смеше­ние видов и стилей декоративных элементов, применение их в самых неожидан­ных местах и т. д.

Мозговая атака -коллективное генерирование идей в очень сжатые сроки. Метод основан на интуитивном мышлении. Главное предположение: среди боль­шого числа идей может оказаться несколько удачных. Главные условия: коллек­тив должен быть небольшой; каждый участник «атаки» по очереди выдает идеи в очень быстром темпе; всякая критика запрещена; процесс записывается на магнитофон. Затем идеи анализируются.

Мозговая осада - это также метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний. Но в отличие от предыдущего, каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным во времени, отсюда и название «осада».

Карикатура— метод доведения образного решения продукта дизайна до гротескного, абсурдного; приводит к нахождению нового неожиданного решения, способствует развитию творческого воображения.

3. Методы, связанные с пересмотром постановки задачи: наводящая за­дача-аналог, изменение формулировки задачи, наводящие вопросы, перечень недостатков, свободное выражение функции.

Наводящая задача-аналог. Этим эвристическим методом часто пользуются при проектировании. Он основан на первоначальном поиске чужих идей (в журналах, специальной литературе, на выставках, в магазинах и т. п.) и тщательном анализе их достоинств и недостатков. Применение этого метода позволяет решить проект­ную задачу, используя предыдущий (чужой) опыт проектирования. Это может на­толкнуть на видоизменение или совершенно новые идеи для решения постав­ленной проблемы, находясь в русле профессионального решения подобных задач. Учащиеся могут пользоваться этим методом на этапе предпроектного анализа.

Изменение формулировки задачи. Изменение формулировки расширяет гра­ницы поиска решения.

Хотя при изменении формулировки ставятся нетривиальные, порой абстракт­ные условия, но этим, тем не менее, может быть достигнуто неожиданное реше­ние прагматично поставленной задачи. Применение этого метода развивает мо­бильность мышления учащегося.

Наводящие вопросы помогают уменьшить психологическую инерцию и упо­рядочить поиск вариантов. Ставятся вопросы следующего характера: что можно в объекте уменьшить, увеличить, разъединить, объединить, добавить, миними­зировать и т. д.,

Перечень недостатков - метод заключается в составлении полного развер­нутого перечня недостатков работы. Перечень недостатков дает ясную картину, какие из недостатков подлежат изменению. Здесь учащийся (он же проектиров­щик) должен перевоплотиться в потребителя объекта.

Свободное выражение функции - метод поиска «идеальной» вещи. Основ­ная цель метода состоит в такой постановке задачи, при которой главное вни­мание уделяется назначению объекта. Функциональность является маяком по­иска решения. Например, если проектируется идеальная игрушка для малыша, то она должна удовлетворять ряду условий: быть занимательной, яркой и выпол­нять развивающую функцию; быть из экологически чистого материала; быть безопасной для малыша: ею нельзя пораниться и ее нельзя проглотить — это са­мое главное. В русле «функции» и пойдет поиск решения.

4. Методы научного познания. Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы:

Методы эмпирического исследованиянаблюдение, сравнение, измерение, эксперимент;

Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Наблюдение как метод познания действительности применяется либо там, где невозможен или очень затруднен эксперимент (в астрономии, вулканологии, гидрологии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное функционирование или поведение объекта (в этологии, социальной психологии и т.п.). Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов, принятых концепций. Частными случаями метода наблюдения являются измерение и сравнение.

Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект. Проводя эксперимент, исследователь сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс. Для того, чтобы проследить ход процесса в чистом виде, в эксперименте отделяют существенные факторы от несущественных и тем самым значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более глубокому пониманию явлений и создает возможность контролировать немногие существенные для данного процесса факторы и величины.

Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, сравнительный метод; и др.;

Анализ– расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения). Расчленение имеет целью переход от изучения целого к изучению его частей и осуществляется путем абстрагирования от связи частей друг с другом. Анализ - органичная составная часть всякого научного исследования, являющаяся обычно его первой стадией, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков. Так может использоваться: сравнительно-правовой анализ (например, сравниваются правовые системы России и Франции), статистический анализ (динамика рассматриваемого явления за определенный период) и т.д.

Синтез– процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. В синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Положения, получаемые в результате синтеза, включаются в теорию объекта, которая, обогащаясь и уточняясь, определяет пути нового научного поиска.

Аналогия - основывается на сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете.
Чрезвычайно важно четко выявить условия, при которых этот метод работает наиболее эффективно. Однако в тех случаях, когда можно разработать систему четко сформулированных правил переноса знаний с модели на прототип, результаты и выводы по методу аналогии приобретают доказательную силу.

Дедукция– вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев. Умозаключение по дедукции строится по следующей схеме: все предметы класса А обладают свойством В, предмет, а относится к классу А, значит, а обладает свойством В. В целом дедукция как метод познания исходит из уже познанных законов и принципов. Поэтому метод дедукции не позволяет получить содержательно нового знания. Дедукция представляет собой лишь способ логического развертывания системы положений на базе исходного знания, способ выявления конкретного содержания общепринятых посылок.

Индукция - формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. Заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого множества единичных фактов. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины или эмпирические законы.

Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция строит общий вывод на основании изучения всех предметов или явлений данного класса. В результате полной индукции полученное умозаключение имеет характер достоверного вывода. Суть неполной индукции состоит в том, что она строит общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди последних не встретились такие, которые противоречат индуктивному умозаключению. Поэтому естественно, что добытая таким путем истина неполна, здесь мы получаем вероятностное знание, требующее дополнительного подтверждения.

Классификация– разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особое значение имеет в описательных науках: геологии, географии, некоторых разделах биологии).

Моделирование– изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта. В качестве модели могут быть использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения. При моделировании очень важно наличие соответствующей теории или гипотезы, которые строго указывают пределы и границы допустимых упрощений. Современной науке известно несколько типов моделирования:

1) предметное моделирование, при котором исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта-оригинала;

2) знаковое моделирование, при котором в качестве моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Важнейшим видом такого моделирования является математическое моделирование, производимое средствами математики и логики;

3) мысленное моделирование, при котором вместо знаковых моделей используются мысленно-наглядные представления этих знаков и операций с ними;

4) в последнее время широкое распространение получил модельный эксперимент с использованием компьютеров, которые являются одновременно и средством, и объектом экспериментального исследования, заменяющими оригинал. В таком случае в качестве модели выступает алгоритм (программа) функционирования объекта.

Обобщение– прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

Прогнозирование– специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

Экстраполяция– метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть.

Методы теоретического исследования: восхождение от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического, абстракция и конкретизация, и др

Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств предметов или признаков предмета от самого предмета, от других его свойств. Абстракция может быть в форме чувственно-наглядного образа (модель межличностных взаимоотношений в группе), в форме суждения («У этого человека темперамент меланхолический»), в форме понятия (когда абстрагирована совокупность признаков, свойств, сторон и связей предмета или класса предметов: «мотив», «одарённость», «проблема»), в форме категории (наиболее широкого понятия определённой науки: «воспитание», «обучение», «развитие»).

Гипотетико-дедуктивный метод – способ научного исследования, при котором вначале высказывается несколько гипотез о причинах изучаемых явлений, а затем дедуктивным путём выводятся из гипотез следствия. Если полученные результаты соответствуют всем фактам, которых касается гипотеза, то последняя признаётся достоверным знанием.

Конкретизация – логическая форма, являющаяся противоположностью абстракции. Конкретизацией называется мыслительный процесс воссоздания предмета из вычлененных ранее абстракций. Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от абстрактного к конкретному, которое является всеобщей формой развертывания научного знания, систематического отражения объекта в понятиях.

Метод исторических реконструкций - деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий, объектов и т. д.




Активные методы обучения:

Неимитационные

Имитационные

Имитационные

 

Неигровые

Игровые

Проблемное обучение. Лабораторная работа. Практическое занятие. Эвристическая лекция, семинар. Тематическая дискуссия. Курсовая работа. Программированное обучение. Дипломное проектирование. Научно-практическая конференция. Занятие на производстве. Стажировка без выполнения ролей.

Анализ конкретных ситуаций. Имитационное упражнение. Действия по инструкции. Разбор документации.

Деловая игра. Разыгрывание ролей. Игровое проектирование. Стажировка с выполнением ролей.

Деловая игра — имитационный игровой коллективный метод активного обучения. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, и при критике решений других групп. Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.


Типы проектов:


По доминирующей деятельности

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.

Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.

Творческиепроекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).

Участники ролевых, игровых, приключенческих проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце.

По предметно-содержательной области

Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

По характеру координации

Проект с открытой, явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.

Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников, когда практическая задача решается сетевыми коллективами учащихся, работающими независимо от фактора расположения или фактора времени.

По количеству участников

•         Личностные (индивидуальные)- один участник.

•         Парные- два участника.

•         Групповые (коллективные)- более двух участников.

По продолжительности выполнения

•         Краткосрочные- до недели

•         Средней продолжительности- от недели до месяца.

•         Долгосрочные- от одного до нескольких месяцев.

По объекту проектирования

•         Морфологические - проектирование вещей

•         Социальные- проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов.

•         Экзистенциальные- проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы.

2. Виды проектов в школе

Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Виды монопредметных проектов:

  • Литературно-творческие проекты (рассказ, статья, стихи);

  • Естественно-научные проекты (имеют четкую исследовательскую задачу: состояние лесов, самая лучшая зубная паста и т.д.);

  • Экологические проекты (использование знаний из разных областей: флора и фауна, исторические памятники и т.д.);

  • Языковые проекты (изучение иностранных языков);

  • Культуроведческие проекты (истории и традиции разных стран);

  • Спортивные проекты (объединяют детей, занимающихся каким-либо видом спорта);

  • Географические проекты (исследовательские, приключенческие);

  • Исторические проекты (исследование, прогнозирование и анализ каких-либо исторических событий);

  • Музыкальные проекты (объединяют детей, занимающихся музыкой).

Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Метод проектов особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей. проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Работа над созданием индивидуального межпредметного проекта имеет ряд особенностей:

1. Подготовительный этап. А) выбор темы, позволяющей привлечь знания из двух или более предметов. Этот этап представляется одним из самых важных, так как мотивирует учащихся к деятельности, поэтому необходимо, чтобы тема была интересна и актуальна. Б) постановка задач исследования, исходя из выбранной темы. В данном случае задачи следует сгруппировать в соответствии с предметной областью, таким образом, в отличие от других проектов межпредметный будет содержать две или более группы задач. В) определение методов исследования – как и в предыдущем случае, если науки не являются смежными, то методы исследования могут не совпадать.

2. Планирование работы планирование итогового продукта (формы представления результата); планирование способов сбора и анализа информации; составление плана. В том случае, если предметы не являются смежными, целесообразно разбить проект на отдельные направления (главы) в соответствии с предметами, в процессе исследования консультируют учащегося учителя – предметники.

3. Исследовательская деятельность. Сбор информации, решение промежуточных задач идет под непосредственным руководством научных руководителей Основные формы работы: интервью, опросы, рассчеты, изучение источников, исторического материала.

4. Оценка результатов работы происходит на этапе защиты проекта. Так как на первом этапе выделяли несколько групп задач, то и этап оценивания предусматривает рефлексию в соответствии с этими группами – насколько были реализованы поставленные цели, правильно применены методы исследования, успешно прошла защита проекта.

Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА

(Критерии в баллах. Максимальный результат - 34 балла, минимальный – 10 баллов)

Критерии

Показатели

Индикаторы (в баллах)

1.Структура описательной части проекта

Титульный лист, содержание; обоснование проблемы и постановка задач; выдвижение идей, гипотез, выбор одной идеи и ее проработка; исследования, сбор и оформление материала; реализация проекта; аналитическая часть; список литературы, приложения

3

Основные требования выполнены не в полной мере

2

Отсутствует стройность и последовательность, слабо просматриваются цели, задачи, выводы

1

2.Обоснование проблемы

Собственная постановка проблемы, выбор актуальной темы проекта, личная заинтересованность в затронутой проблеме, новизна и научность проектной деятельности по решению данной проблемы, названы противоречия, лежащие в основе проблемы, указаны возможные последствия проблемы

4

Новое представление или видение известной проблемы на основе анализа и обобщения

3

Проблема повторяет известные вопросы, отдельные аспекты представляют интерес для рассмотрения

2

Проблема актуальна только для самого автора

1

3.Цели и задачи

Соответствие целей и задач решению поднятой проблемы, четкое формулирование путей реализации проекта

3

Цели и задачи не полностью соответствуют проблеме, полученным результатам проектной деятельности

1

4.Значимость исследований

Достоверность полученных фактов, доказательность результатов, приведены несовпадения или противоречащие сведения, наглядность полученных результатов, грамотность использования средств фиксации результатов исследования, знание основных положений в избранной и сопредельной областях знаний

5

Посредственное проведение исследований, малая осведомленность в избранной проблеме

3

Слабое ориентирование в заданной области

1

5.Практическая значимость проекта

Социально значимый проект

4

Проект может быть рекомендован для публикации, использован в практической деятельности

3

Может быть использован для последующей научной деятельности автора, в работе школьного научного объединения, служить в качестве наглядного пособия, экспоната выставок и т.д.

2

Имеет частично прикладной характер, имеет значение только для автора

1

6.Эстетика оформления результатов проектной деятельности

Продукт проектной деятельности выглядит эстетично, оригинально оформлен, доступен для использования заинтересованных лиц

4

Имеются незначительные замечания к оформлению

3

Выполнен неаккуратно

1

7.Качество выступления

Выразительное, логичное, компактное, с элементами риторики, имеет навыки публичного выступления

3

Упорядоченное, более или менее связанное, но лексика маловыразительная, допускаются паузы, обращение к тексту доклада

2

Доклад зачитывается по подготовленному тексту

1

8.Умение отвечать на вопросы оппонентов

Приводит доказательства, факты, не прозвучавшие во время презентации, приводит анализ альтернативных точек зрения, кратко, но доказательно отвечает на вопросы, задает встречные вопросы для уточнения

3

Теряется при ответе на вопросы, отвечает по наводящим вопросам, с трудом делает самостоятельные выводы, подыскивает аргументы

2

С трудом отвечает на наводящие вопросы

1

9.Наглядность представления проекта

Выступление сопровождается качественной презентацией, текст выступления не совпадает с надписями на слайдах, представлены графики, схемы, таблицы, фотоматериалы, карты и т.д.

3

Маловыразительная, малоинформативная наглядность, выступление дублирует текст слайдов

2

Презентация неэффективная

1

10.Особое мнение эксперта*

Активное участие в работе конференции (задает вопросы выступающим, является оппонентом)


Большой личный вклад при разработке и реализации проекта


* В графе «Особое мнение эксперта» может быть выставлено по одному баллу дополнительно за каждый показатель

Критерии оценки краткосрочных проектов в начальной школе.

Согласно ФГОС, школа должна способствовать формированию активной, инициативной личности. Трудно сделать это, если на уроке дети выполняют роль пассивных слушателей, зубрят правила и решают задачи по образцу. Поэтому педагоги учат ребят работать над различными видами проектов. В начальной школе сделать это сложнее, так как дети еще маленькие. Однако многие педагоги справляются с поставленной целью.

Определение. Решение дидактических задач через самостоятельную разработку проблемы учащимися - в этом заключается суть метода проектов в начальной школе. Виды проектов бывают различными, но всегда предполагают оформление результатов в виде конечного продукта. Им может стать макет, книга, презентация, видеофильм, инсценировка и т. д.

Цели проектной деятельности:

-контроль знаний и умений по пройденному материалу

-развитие исследовательских умений

-развитие умений поиска и обработки информации

-развитие самостоятельности

-работа по новым технологиям

-умение слушать и уважать мнения других



Важно, чтобы тема проекта вызывала у школьников интерес и не предполагала наличия готового ответа. Дети должны провести собственное исследование, собрать и проанализировать информацию, самостоятельно сделать выводы. При этом особую ценность представляет не полученный результат, а опыт, приобретенный ребенком в процессе работы.

Учет возрастных особенностей. Виды проектов в начальной школе по ФГОС должны подбираться с учетом детских возможностей. Чем младше ученики, тем проще будут поставленные задачи. Если в средних и старших классах чаще используются долгосрочные проекты, то в младшей школе предпочтение отдается коротким исследованиям. Иначе обучающиеся устают, теряется мотивация и работа остается незаконченной.

В помощи взрослых учащиеся нуждаются на каждом этапе деятельности. Поэтому большая часть работы над проектом проводится в школе, в присутствии учителя. В противном случае вся нагрузка ляжет на родителей, которые не всегда умеют правильно организовать процесс. Чаще всего они выдают ребенку уже готовую информацию, тогда как школьники должны учиться искать ее самостоятельно. Хорошо, если работа над проектом превратится для детей в веселую игру.

Цели учебного проекта в начальной школе. Применение этого метода на уроках и во внеурочной деятельности позволяет педагогу научить детей: самостоятельно формулировать задачи и решать их; искать информацию, анализировать ее, выделять главное; применять на практике знания, приобретенные на уроках; творчески подходить к решению проблем; эффективно распределять свое время; сотрудничать с другими учащимися, взрослыми; осваивать незнакомые технологии во время изготовления конечного продукта; проводить исследование (выдвигать гипотезу, изучать теорию, ставить опыты, организовывать опросы, собирать доказательства, делать выводы); анализировать ход работы, ее результаты и успешность; демонстрировать полученный продукт, лаконично, но полно рассказывать о нем; выступать перед публикой, аргументированно доказывать свое мнение.

Классификация учебных проектов. В начальной школе исследовательская работа детей может быть весьма разнообразной. Проекты классифицируют по нескольким признакам:

1)по количеству учащихся: они разграничиваются на индивидуальные, парные и групповые;

2) по продолжительности выделяют: мини-проекты (1-2 урока), краткосрочные (1-2 недели), средние (от 1 до 2 месяцев) и долгосрочные (годовые) проекты. Для младших школьников больше подходят два первых варианта;

3) по содержанию: все работы делятся на монопроекты (вытекают из содержания 1 учебного предмета) и межпредметные проекты, предполагающие интеграцию знаний из 2-3 областей;

4) по месту проведения: исследовательской деятельностью можно заниматься в классе, а можно перенести ее во внеурочное время. Тогда сбор информации, подготовка презентации, изготовление конечного продукта проводится детьми дома. Во время урока учитель координирует деятельность школьников, помогает решить возникшие проблемы.

Виды проектов по доминирующей деятельности. Эта классификация считается основной, так как отражает содержательную специфику работы. Согласно ей, выделяют следующие виды проектов в начальной школе по ФГОС:

  1. Практико-ориентированный. Работа ведется в соответствии с четким заказом на конечный продукт. Предполагается, что он будет использоваться для решения каких-то проблем. Например, обучающиеся должны изготовить учебные пособия для всего класса или кормушки для птиц.

  2. Исследовательский. Выполняя его, обучающиеся превращаются в настоящих ученых. Они выдвигают гипотезы, проводят эксперименты и социологические опросы, сооружают действующие модели, исследуя выбранную проблему.

  3. Информационный. Школьники собирают достоверные данные о каком-то объекте или событии, оформляют их в виде статьи, реферата, книги и представляют широкой аудитории.

  4. Творческий. Результаты проведенного исследования оформляются нетрадиционно. Это может быть поделка, рисунок, видеофильм, театрализованная сценка, игра, стихи и сказки собственного сочинения.

  5. Ролевой. Для младших школьников это самый сложный вид проекта. Дети берут на себя роль определенного персонажа и действуют в обозначенной ситуации. Так могут создаваться сказки на новый лад, обыгрываться исторические события.

Выбор темы. Проекты младших школьников обычно тесно связаны с содержанием учебных предметов. Дети этого возраста очень любопытны, им нравится заниматься творческой и исследовательской деятельностью. Желательно, чтобы тема была актуальной, соприкасалась с жизнью ребенка. Например, учащиеся с удовольствием изучают собственную родословную, рассказывают о профессиях родителей, ставят эксперименты на кухне. Интересен им и окружающий мир. Школьники создают фантастические проекты ("Автомобиль будущего", "Город на Марсе"), изучают теоретические проблемы ("Как придумали цифры?"), проводят собственные исследования ("Можно ли в домашних условиях изготовить духи?"), участвуют в играх ("Путешествие по странам"). Однако самостоятельно придумать интересную тему им сложно. Родители тоже не всегда способны помочь в этом вопросе. Лучше, если выбор темы возьмет на себя педагог, знакомый с основами технологии проектов в начальной школе.

Этапы работы. Организация метода проектов в начальной школе строится по правилу "пяти П":

1.Проблема. Учитель в игровой форме погружает детей в тему, используя сказки, легенды, видеофильмы или театрализованные сценки. Затем очерчивается проблема. Ученики выдвигают гипотезы о том, как можно ее решить.

2.Планирование. Педагог вместе со школьниками формулирует задачу, определяется план дальнейших действий, распределяются роли.

3.Поиск информации. Дети изучают литературу, проводят опросы среди одноклассников, родителей. Полученные данные анализируются, делаются выводы.

4. Продукт. Результаты оформляются в виде готового изделия. Это может быть поделка, реферат, макет, иллюстрированный альбом, компьютерная презентация, карта, газета, постановка, спектакль, экскурсия, игра.

5.Презентация. Школьники представляют проекты, рассказывают о проведенной работе, ее результатах. Здесь уместно использование игровых форм: отчет об экспедиции, рекламная кампания проекта, телепередача, защита макета на Совете Ученых.

Иногда выделяют еще одно "П" проекта - портфолио. Это папка, в которой собираются все рабочие материалы, включая черновики и ксерокопии.

Использование метода в 1 классе. Учителя, согласно указаниям ФГОС, организуют работу над разными видами педагогических проектов в начальной школе. Больше всего проблем возникает у них с первоклассниками, которые еще плохо читают и пишут, не умеют работать с информацией. На этом этапе рекомендованы мини-проекты, занимающие 1-2 урока. Предполагается, что ребенок будет исследовать один несложный объект. Информацию лучше собирать путем опроса, наблюдения. Например, детям предлагается нарисовать собственный режим дня, подготовить фотоальбом "Моя семья", всем классом придумать сборник загадок о животных, подобрать интересный материал для каждой буквы алфавита. Основная работа проводится в классе. Школьников можно разделить на группы, каждой из которых поручена своя задача. Либо ученики работают индивидуально в рамках одной темы. Требований к оформлению проекта в 1 классе не предъявляется. Чаще всего он состоит из картинок и рисунков с короткими подписями.

Проекты во 2-4 классах. Во втором классе детей нужно учить находить информацию, работать с познавательной литературой, решать творческие задачи. Важно, чтобы результат проекта был осязаемым и его можно было использовать в обычной жизни. Например, дети создают интерактивную энциклопедию для сверстников, взвешивают свои ранцы и сравнивают эти результаты с действующими нормами, изготавливают открытки для ветеранов. Продолжительность проекта не должна превышать 1-2 недель. В 3-4 классах деятельность ребят становится более обдуманной, целенаправленной. Проекты могут готовиться от 1 до 2 месяцев. Темы становятся сложнее: "Как заставить воду течь вверх?", "Веселые задачки про сказочных героев", игра по теме "Однородные члены предложения". Педагог учит школьников формулировать цели, выдвигать гипотезы, обрабатывать информацию, находить собственное решение проблемы. Проекты выполняются как в группах, так и индивидуально. При этом недопустим элемент соревновательности между детьми.

Критерии оценки. На основании чего выставляются отметки за разные виды проектов в начальной школе? Критерии могут отличаться в зависимости от возраста учащихся. Так, в 1-2 классах они предельно просты: Соблюдение всех намеченных этапов работы, ее законченность. Оригинальность и качество выполнения изделия. Полнота раскрытия выбранной темы.

В 3-4 классах критериев становится больше: актуальность темы; глубина и самостоятельность исследования; оригинальность решений; качество готового продукта; степень раскрытия темы во время презентации, ее убедительность.

Современные учителя активно осваивают проектную деятельность в начальной школе. Отзывы их неоднозначны. С одной стороны, дети с интересом включаются в исследование, выдвигают гипотезы, с азартом проверяют их, получают неожиданные результаты. У многих повышается мотивация. Групповые и коллективные проекты получаются особенно удачными. А вот индивидуальные исследования вызывают затруднения у большинства младших школьников. Они требуют активной помощи родителей, но не все мамы и папы готовы после рабочего дня готовить проект. Им проще скачать из интернета уже готовый материал. Поэтому этот вид работы лучше использовать выборочно с заинтересованными детьми и родителями. Большие проблемы у младших школьников возникают и с правильным оформлением работ, что связано с возрастными особенностями. Таким образом, работа над разными видами проектов в начальной школе возможна, но с некоторыми ограничениями. Ребята только учатся ориентироваться в информационном пространстве, мыслить самостоятельно, поэтому им необходима помощь взрослых. При этом данный вид деятельности интересен им и вызывает массу положительных эмоций.

Критерии оценивания краткосрочных проектов

п/п

Критерий

Баллы

(от 0 до 3)

Оценка представленной работы: (тема)

1.

Обоснование выбора темы.

Соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам

1– не было обоснования темы, цель сформулирована нечетко, тема раскрыта не полностью

2– был обоснован выбор темы цель сформулирована нечетко, тема раскрыта не полностью

3-было обоснование выбора темы, цель сформулирована в соответствии с темой, тема раскрыта полностью

2.

Рефлексия

Владение рефлексией; социальное и прикладное значение полученных результатов (для чего?, чему научились?), выводы


0 – нет выводов

1 – выводы по работе представлены неполно

2 – выводы полностью соответствуют теме и цели работы

Оценка выступления участников:

3.

Качество публичного выступления, владение материалом

1-участник читает текст

2-участник допускает речевые и грамматические ошибки

3-речь участника грамотная и безошибочная, хорошо владеет материалом

4.

Качество представления продукта проекта. (Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, поделки, реферата, макета, иллюстрированного альбома, компьютерной презентации, карты, газеты, постановки, спектакля, экскурсии, игры. Обеспечение объектами наглядности, творческий подход в подготовке наглядности)

1 – участники представляют продукт

2- оригинальность представления продукта

3 –оригинальность представления и качество выполнения продукта

5.

Умение вести дискуссию, корректно защищать свои идеи, эрудиция докладчика

1-не умеет вести дискуссию, слабо владеет материалом

2-участник испытывает затруднения в умении отвечать на вопросы комиссии и слушателей

3-участник умеет вести дискуссию. Доказательно и корректно защищает свои идеи

6.

Дополнительные баллы (креативность - новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст , особое мнение эксперта)

0-3


ИТОГО




Приложение

п/п

Критерий

Баллы

(от 0 до 3)

Оценка представленной работы: (тема)

1.

Обоснование выбора темы.

Соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам


2.

Рефлексия

Владение рефлексией; социальное и прикладное значение полученных результатов (для чего?, чему научились?), выводы



Оценка выступления участников:

3.

Качество публичного выступления, владение материалом


4.

Качество представления продукта проекта. (Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, поделки, реферата, макета, иллюстрированного альбома, компьютерной презентации, карты, газеты, постановки, спектакля, экскурсии, игры. Обеспечение объектами наглядности, творческий подход в подготовке наглядности)


5.

Умение вести дискуссию, корректно защищать свои идеи, эрудиция докладчика


6.

Дополнительные баллы (креативность - новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст , особое мнение эксперта)



ИТОГО



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!