Методы коррекции агрессивности дошкольников .
Подготовила: Алимбаева Ирана
Агрессивное поведение – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Виды агрессии:
физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций; По направленности она может быть внешней и направленной на себя ( аутоагрессия ).
Впервые агрессия у детей появляется в конце 1-го года жизни, когда ребенок уже в состоянии связывать свои чувства гнева, злости со взрослым, их вызывающим. Его направленный гнев является формой протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением. Ненависть , ярость, задиристость, желание отомстить могут быть формой самозащиты – доброкачественно-адаптивная агрессия.
Причины агрессивного поведения:
1. Образец агрессивного поведения. Дисгармонические отношения родителей, жестокое обращение с детьми или к другим людям. Разрешение на агрессию, одобрение агрессивного поведения.
2. Воздействие средств массовой информации. Систематический просмотр фильмов-ужасов, фильмов со сценами жестокости, насилием, агрессивных компьютерных игр.
3. Проявление психического заболевания. (психопатии, нарушения интеллекта, РАС…)
Особенности поведения агрессивного ребенка
Отказывается от коллективной игры; Слишком говорлив; Чрезмерно подвижен; Не понимает чувств и переживаний других детей; Часто ругается со взрослыми; Создает конфликтные ситуации; Перекладывает вину на других; Суетлив; Импульсивен; Часто дерется; Не может адекватно оценить свое поведение; Имеет мускульное напряжение; Часто специально раздражает взрослых; Мало и беспокойно спит.
Профилактика агрессивного поведения
«Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, потому что всё равно они будут похожи на вас».
Ограничьте поступление в жизнь ребёнка сцен агрессивного поведения (дайте пример эффективного поведения)
Коррекция агрессивного поведения
Научить чувствовать состояние гнева, выражать своё состояние и выплёскивать напряжение на неживой объект (отреагирование , перенос, сублимация)
Выявление и устранение причины
Формирование способов эффективного поведения (беседы, сказкотерапия, драматизации, игровые технологии)
Обязательно запрет на физическую агрессию и наказание (но не физическое).
Обучение релаксации и саморегуляции состояния
Приемы снятия агрессивного поведения:
Физическая активность физические силовые упражнения, топать ногами, надуть шарик, покричать в мешочек, «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»);
Кропотливая деятельность (рвать бумагу на мелкие части, полить цветы, собрать конструктор);
Длительные прогулки с лазаньем по всему, на что он может залезть без риска для жизни, спортивная секция, домашний гимнастический уголок для такого ребенка просто необходимы.
Приучайте ребенка нести ответственность – «отрабатывать» за свое агрессивное поведение (А теперь иди извинись, погладь по голове, пожми руку, предложи игрушку обиженному тобой ребенку).
Рекомендации для воспитателей и родителей по эффективному взаимодействию с детьми с агрессивным поведением
- Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая личный (положительный) пример.
- Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
- Дайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой он есть.
- Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
- Направьте его энергию в положительное русло: в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (бокс, ушу, рисование, пение, плаванье, бег)
- Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
- Старайтесь избегать обидных высказываний в собственной речи и правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение.
- Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
- Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
- На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением»
Рекомендации педагогам:
Необходимо сообщить о подобном поведении родителям и предложить консультацию психолога Контролировать конфликтные ситуации среди сверстников Сохранять спокойствие и объяснить недопустимость такого поведения Показать, что Вы понимаете эмоции ребёнка: «Ты рассердился потому что…» Предложить конструктивный вариант решения конфликта, учить выражать недовольство словами и контролировать агрессию Не навешивать на ребёнка ярлык «монстра, изгоя» в группе, а постараться помочь ему. Поощрять за малейшие проявления позитивного общения.
Спасибо за внимание!