Просмотр содержимого документа
«Методы исследования биологии»
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В БИОЛОГИИ
Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира.
Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Методы биологии:
- Наблюдение
- Описание
- Сравнение
- Исторический метод
- Эксперимент
Наблюдение
Описательный метод
Сравнительный метод
Исторический метод
Эксперимент
Наблюдение Эксперимент
Проверенные результаты
Научный факт
Наблюдение - преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств;
Описательный метод - заключается в описании объектов и явлений;
Сравнение - сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий;
Исторический метод – сопоставление результатов наблюдений с ранее полученными результатами;
Эксперимент - целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления.
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Проводится наблюдение над объектом или явлением
На основе полученных данных выдвигается гипотеза (предположение)
Проводится научный эксперимент (с контрольным опытом)
Проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа теорией или законом
Порядок проведения биологического опыта:
Этап работы
Осуществление
1. Постановка проблемы
Выработка четкой постановки проблемы
2. Предполагаемое решение, формулировка гипотезы
Формулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже известные данные
3. Планирование
Мысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных этапов исследования)
4. Проведение опыта
Подбор необходимых биологических объектов, приборов, реактивов. Проведение опыта. Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов
5. Обсуждение
Сравнение полученных результатов с гипотезой, научное объяснение результатов
Задание:
Рассмотреть и описать научный эксперимент «Влияние азота на растения» (стр. 10).
Домашнее задание:
§ 2
Опишите поэтапно проведение биологического опыта на тему:
I вариант: «Влияние загрязнения водоёма на численность животных и растений»;
II вариант: «Влияние различных видов и доз удобрений на определённые сорта культурных растений».