СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и упражнения по преодолению нарушений предметного гнозиса

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и упражнения по преодолению  нарушений предметного гнозиса.

Просмотр содержимого документа
«Методы и упражнения по преодолению нарушений предметного гнозиса»

Статья «Упражнения на преодоление нарушений предметного и симультанного гнозиса»

1 -й вид упражнений. Анализ зрительного образа.

Выделение существенных признаков и их рисованных изображений, его категориальную принадлежность и функциональное значение.

Например: стул :4 ножки, спинка, горизонтальная поверхность для сидения.

Если спинка отсутствует ,то это не стул а табурет.

Затем подают изображения стола и стула и задается вопрос : «Покажи ,на чём сидят»

На основании проведенного анализа делается вывод о категориальной отнесенности данного предмета к классу однородных предметов, в частности мебели, а также о функциональном назначении.

Далее задания усложняются.



2-й вид упражнений.

Сравнительный анализ зрительных образов предметов одного класса с выделением дифференциальных признаков, например ,изображений чашки и стакана, куста и дерева, собаки и кошки

3-й вид упражнений.

Идентификация зрительных изображений , разностильных и способу изображения .

А) Задание: выбери из набора картинок изображения кошек, домов людей и .т.д .

Больной должен выделить существенные детали предмета, уточнить их функциональную роль предмета и его деталей ,подробно анализе формы предмета и деталей ,места их расположения и т.д.

Б) Дано изображение различных по способу изображения рисунка чайника .

Задание : один и тот же предмет нарисован или разные ,укажи одинаковые детали на обоих изображениях (носик, крышку, ручку),опиши словами, для чего каждая из них предназначена

Фиксируется внимание на форме той или иной детали, на расположении снизу, сверху, сбоку.

Преодоление нарушений симультанного гнозиса

1-й вид упражнений - выработка умения непосредственной ориентации в пространстве. В качестве главной компенсаторной опоры используется речь. Предлагается запомнить путь из одного места в другое; оживляются в памяти известные приемы ориентации на местности по солнцу, звездам, растительности и т.п.

2-й вид упражнений - восстановление способности к симультанному восприятию пространственной ситуации. Так же, как и в предыдущем случае, в качестве компенсаторной опоры используется речь. Предъявляется текст, содержащий определенную пространственную ситуацию, например: «Мама с сыном пошли гулять. Мальчик убежал от мамы и спрятался за деревом. Мама ищет мальчика» Соответствующая иллюстрация, подготовленная содержанием текста, воспринимается целиком. На последующих этапах работы фактор предварительной установки с помощью текста играет все меньшую роль. Предъявляется, например, тот же рисунок с лаконичной надписью «спрятался» или «где шалун?», а затем -- без всякой подписи. По мере восстановления способности к симультанному восприятию реальных пространственных ситуаций, следует перейти к абстрактным ситуациям («крест под кругом», «круг над квадратом», «круг между треугольником и квадратом» и пр.).

3-й вид упражнений - восстановление способности к симультанному восприятию предмета:

- восприятие реальных предметов с привлечением различных компенсаторных опор, например, ощупывания;

- восприятие рисованных изображений предметов, на которых специально выделены их дифференциальные признаки, например, «у кружки ручка» (в отличие от изображенного рядом стакана без ручки);

- преодоление игнорирования правой стороны зрительных образов;

- работа на листах, специально разделенных пополам жирной чертой или с половинами разных цветов (левая -- окрашенная, правая -- белая);

- рисование или письмо с правой стороны листа с предварительной установкой на это;

- анализ изображений предметов, имеющих симметричный правую и левую стороны, например, человека, циферблата часов, кастрюли и т.д.;

- фиксация внимания больного на том, что обе стороны изображения идентичны;

- верификация специально искаженных изображений, устранение обнаруженных искажений;

- преодоление апраксии одевания: выполнение больным различных операций одевания с предварительным анализом действия, их вербализацией, рассматриванием соответствующих схем (сами операции одевания предъявляются по принципу «от высокоавтоматизированных, до выполняемых редко, мало привычных).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!