СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и технологии розничной продажи товаров

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция №13 курса Основы коммерческой деятельности

Просмотр содержимого документа
«Методы и технологии розничной продажи товаров»

Лекция №13

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ


В розничной торговле используются следующие методы продажи товаров.

  1. Продажа товаров на основе самообслуживания предполагает, что покупатели самостоятельно осматривают, выбирают и доставляют товары к расчетному узлу.

Технология продажи товаров методом самообслуживания включает в себя полную предварительную подготовку товаров к продаже и выкладку их в торговом зале, получение покупателем корзины или тележки для отбора товаров, самостоятельный отбор товаров и доставку их к расчетному узлу, оплату за отобранные товары в узлах расчета, укладку приобретенных товаров и возврат инвентарной тележки или корзины.

Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Метод не подходит для продажи технически сложных товаров (например, бытовой техники), крупногабаритных товаров (мебели), мелких товаров (пуговицы и т. п.), дорогих товаров (ювелирные изделия, сувениры), хрупких товаров (фарфор, хрусталь) и некоторых других. Функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Преимущества данного метода в повышении пропускной способности магазина, возможности для покупателя познакомиться со всем ассортиментом, самостоятельно осмотреть товар, изучить упаковку, сравнить альтернативы. Недостатки состоят в риске хищений или повреждений товара, в возможной сложности для покупателя найти нужный товар, в напряженности работы расчетного узла в «часы пик», в отсутствии индивидуального подхода к

покупателю.

  1. Индивидуальное обслуживание через прилавок - традиционный метод продажи. Он предполагает, что продавец обслуживает каждого покупателя, помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах использования товара, упаковывает и отпускает товар.

При выявлении покупательского намерения продавец определяет отношение покупателей к видам, сортам и т. п. При показе продавец обращает внимание на особенность товаров, предлагает взаимозаменяемые и сопутствующие товары. Если потребуется, продавец обязан дать квалифицированную консультацию покупателю о назначении товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления, соответствии моде и др. Завершается продажа расчетом с покупателями и выдачей им покупок.

Достоинства этого метода состоят в том, что обеспечивается помощь продавца в подборе нужного товара, а также существует возможность подтолкнуть покупателя к совершению покупки. Недостатки заключаются в том, что на консультацию и отпуск товара затрачивается много времени, что может вызвать очереди и раздражение других покупателей. Кроме того, покупатели, как правило, не могут долгое время рассматривать и сравнивать товары. При использовании этого метода необходимы высокая профессиональная квалификация и хорошие коммуникативные качества продавца.

  1. Продажа товаров с открытой выкладкой и свободным доступом. Этот метод продажи характеризуется тем, что товар открыто выставляется на торговом месте продавца (на прилавках, горках, вешалках и т. д.). Покупатель имеет возможность самостоятельно осмотреть и выбрать нужный товар. Продавец осуществляет консультирование покупателей помощь в отборе товаров, проверку качества, упаковку и отпуск товаров. Расчет осуществляется в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Этот метод более удобен по сравнению с продажей через прилавок, поскольку покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на показ товаров. В основном он используется при продаже одежды, тканей, обуви и др.

  2. Продажа товаров по образцам. В этом случае в торговом зале выставляется большое количество образцов товаров. Покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с этими образцами. Продавцы-консультанты должны помогать покупателям при выборе. После выбора товара и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам, или же организуется доставка товара покупателю на дом. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Метод удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы широкого ассортимента товаров. Этим методом осуществляют продажу бытовой техники, мебели, ковров, обоев и других товаров.

  3. Торговля по предварительным заказам. В этом случае покупатели предварительно заказывают товар лично, по телефону, почте или через Интернет и оплачивают его, а товар доставляется на дом, рабочее место или ожидает заказчика в магазине. Такая форма продажи удобна для покупателей, поскольку экономится время на приобретение товаров. Проблемы могут возникнуть тогда, когда выбор товара осуществлялся покупателем по каталогу и реальный товар, доставленный покупателю, оказывается не таким или не совсем таким, как его описание в каталоге продавца.

При осуществлении коммерческой деятельности одной из важнейших задач является изучение потребительского спроса. Информация об объеме и структуре спроса позволяет обосновывать решения по формированию товарного ассортимента магазина. Если предлагаемые товары по количеству, качеству и ассортименту соответствуют потребностям населения, это способствует увеличению выручки, росту товарооборачиваемости и повышению прибыли магазина.

При проведении анализа спроса учитываются специфика товара и характер спроса на товар в зависимости от уровня удовлетворения покупателей.

В зависимости от особенностей товара выделяют:

    • твердо сформулированный спрос, не допускающий замены одного товара другим;

    • конкретизированный спрос, при котором намерения покупателя выражены в поиске товара с конкретными потребительскими свойствами (например, цвет и размер обуви, одежды).

    • альтернативный спрос, допускающий замену одного товара другим, поскольку пожелания покупателей выражены в общих чертах (например, зимнее пальто, вечерние туфли и т. д.); цвет, фасон, отделка и т. п. окончательно определяются в процессе выбора товара, причем потребитель ожидает наличия широкого ассортимента таких товаров в продаже;

    • импульсный спрос, возникающий спонтанно под воздействием рекламы на месте продажи, увиденного товара или в результате влияния продавца, предлагающего товар. По уровню удовлетворения покупателей выделяют:

    • реализованный спрос, завершившийся покупкой товара, т. е. спрос, удовлетворенный и в объеме, и в ассортименте проданных товаров;

    • неудовлетворенный спрос - спрос на товары, в данный момент отсутствующие в продаже; возникает в результате просчета в заявках торговых предприятий, недостатков в организации товароснабжения или по той причине, что имеющиеся в продаже товары не удовлетворяют покупателей по качеству, свойствам, оформлению, упаковке и т. д.;

    • отложенный спрос, возникающий из-за временного отсутствия условий для приобретения товара (например, при отсутствии у покупателя времени для посещения магазина); он не связан с уровнем товарного предложения;

    • формирующийся спрос - спрос на новые или малоизвестные товары, которые готовятся к выпуску или только появились в продаже; необходимо выявить отношение к ним потенциальных покупателей.

Для изучения потребительского спроса широко используется внутренняя информация магазина об объеме и структуре продаж, а также могут проводиться маркетинговые исследования покупателей.

Важное значение при изучении покупательского спроса придается анализу реализованного спроса. Анализ реализованного опроса заключается в изучении ассортиментной структуры проданных товаров и позволяет определить, сколько и каких товаров продано. Учет продажи товаров должен вестись постоянно, а полученные данные необходимо учитывать для составления заявок поставщикам. Методы изучения реализованного спроса можно условно разделить на две группы: методы непосредственной регистрации продажи товаров и методы, основанные на балансовых расчетах.

Методы непосредственной регистрации продажи товаров предполагают учет всех проданных товаров, их группировку по сортам, видам, моделям и анализ объема спроса на каждую разновидность товаров.

Учет продажи товаров может вестись, например, по отрывным ярлыкам. С помощью товарных ярлыков можно учитывать спрос по многим признакам (например, по фасонам, размерам, моделям, расцветкам и т. д.). Отрывные ярлыки, накопленные в магазине за день, неделю или какой- нибудь другой период, систематизируют и обрабатывают.

При продаже тканей, одежды, трикотажа, обуви, бытовой техники можно вести учет продажи товаров (по размерам, маркам и другим признакам) по товарным чекам - в тех магазинах,

где принята выписка этих чеков. По окончании рабочего дня чеки группируют по признакам учета, результаты записывают в специальную ведомость и анализируют.

Учет реализованного спроса может также осуществляться по данным продажи. В этом случае заведующие секциями записывают наименования проданных товаров в журнал регистрации, группируя их по видам изделий и учитываемым ассортиментным признакам, и подсчитывают количество. На основании данных регистрации покупок за определенный период подсчитывается объем среднедневной продажи товара.

Для товаров с медленной оборачиваемостью (например, ткани, тюль) можно использовать способ учета реализованного спроса по данным о длительности пребывания товаров в магазине. При этом на каждое наименование товара, поступившего в магазин, заводится ярлык с указанием даты поступления, отпуска в торговый зал и продажи. Сопоставление этих дат позволяет судить об интенсивности спроса.

По товарам с длительными сроками хранения изучение реализованного спроса дополняется анализом состояния товарных запасов. Данные о структуре запасов позволяют судить о тенденциях реализованного спроса и выявлять товары с медленной оборачиваемостью.

Метод учета реализованного спроса при расчетах с покупателями требует современного оснащения узлов расчета - внедрения автоматизированных систем, позволяющих получать детальную информацию о продажах в режиме реального времени одновременно с процессом движения товаров. В настоящее время все шире используются кассовые аппараты, которые дают возможность изучать структуру спроса и динамику покупок, а также работать с пластиковыми картами и собственными дисконтными картами магазинов и вести базу клиентов.

Балансовый метод - достаточно распространенный метод учета реализованного спроса. Он основан на формуле товарного баланса:

Он+П - Q = Ок,

где Он - остаток товаров на начало периода, руб.; П - поступление товаров за период изучения спроса, руб.; Q - реализация за изучаемый период, руб.; Ок - остаток товаров на конец периода, руб.

Отсюда:

Q = Он +П-OK.

Из этой формулы определяется объем продажи (Q). В качестве источников данных о поступлении товаров используются данные товарных накладных, счетов-фактур и других сопроводительных документов. Остатки товаров на начало и конец периода можно получить из карточек количественного учета, а также из инвентаризационных описей, в которых содержится перечень всех товаров, имеющихся в наличии на момент инвентаризации, их количество, артикул, цена и другие данные.

Изучение неудовлетворенного спроса позволяет установить товары и их признаки, на которые был предъявлен спрос покупателей, оставшийся неудовлетворенным. Большое значение при этом имеют наблюдение торгового персонала и учет продавцами отсутствующих в продаже товаров. Один из способов получения информации о неудовлетворенном спросе основывается на использовании карточек учета неудовлетворенного спроса. Карточки заполняются продавцами для учета отсутствующих в продаже товаров, на которые предъявлялся спрос. Данные карточек обобщаются и используются при осуществлении закупок.

Неудовлетворенный спрос и отношение потребителей к магазину и к предложенному товарному ассортименту выявляют также методом опросов.

Опрос - метод сбора маркетинговой информации посредством определения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо товара, фирмы, рекламы и т. д.

Существуют различные формы опросов.

По характеру получаемых данных выделяют:

    • количественные опросы - ориентированные на количественную обработку и получение числовых данных;

    • качественные опросы - ориентированные на получение качественных данных. По типу опрашиваемого субъекта:

    • экспертные опросы (опрашиваются специалисты);

    • потребительские опросы (опрашиваются потребители продукта, посетители магазина). По способу связи с аудиторией:

    • телефонные опросы;

    • почтовые опросы (почта, факс, электронная почта);

    • личные опросы (предусматривающие личный контакт).

Некоторые формы опроса имеют специальные названия: фокус-группа, панельное исследование, анкетный опрос.

Фокус-группа - это форма опроса, предполагающая создание группы потребителей из 6-10 человек, которых просят провести в течение определенного времени всестороннее обсуждение какого-либо вопроса с опытным ведущим. Участники обычно получают материальное вознаграждение. Область применения - изучение запросов, мотивов, выявление отношения к товарам, к магазину и т. п.

Панельное исследование - форма опроса, при которой одна и та же совокупность опрашиваемых лиц подвергается повторяющимся обследованиям, причем предмет обследования остается постоянным. Цель панельных опросов - выявление происходящих изменений в поведении потребителей с течением времени.

Глубинное интервью заключается в последовательном задании респонденту вопросов для выявления, что он думает об определенной проблеме. Метод полезен для изучения влияния эмоциональных и личностных особенностей потребителей, причин покупки того или иного товара, выявления потребностей.

Анкетный опрос - форма исследования, при которой заполняется опросный лист, содержащий перечень вопросов, составленный по определенной программе. Анкетный опрос является весьма распространенным методом исследования. При проведении опросов анкеты могут заполняться самими покупателями или специально выделенным сотрудником. Проведение опроса позволяет получить целый массив информации о требованиях покупателей к ассортимент}', к потребительским свойствам товаров, о среднем размере покупки, частоте обращения в магазин, об уровне цен, отвечающем ожиданиям покупателей, о характеристиках потенциальных покупателей и др.

Формирующийся спрос изучают для выявления отношения покупателей к новым товарам и определения потребностей в них.

Для изучения формирующегося спроса применяют различные методы.

Выставки-продажи позволяют узнать потребительскую оценку ассортимента и качества новых товаров и возможные изменения структуры спроса под влиянием их поступления в продажу. Обычно выставки-продажи приурочивают к началу сезона, каким-либо праздникам и т. п. На таких выставках ведется подробный учет продажи товаров по максимальному количеству признаков, собираются отзывы покупателей.

С целью определения отношения покупателей к новым товарам в магазинах также проводятся дегустации.

Для выявления формирующегося спроса на новые товары целесообразно также использовать опросы покупателей методами фокус-групп, анкетирования, глубинного интервью и др. Анализ результатов опросов позволяет определить наличие спроса, выявить требования покупателей к качеству, ассортименту и внешнему оформлению товаров.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!