В процессе обучения химии важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала является систематизация и обобщение знаний учащихся. Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация.
Урок этого типа нацелен на решение двух дидактических задач:
- на проверку и установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями ключевых вопросов учебного материала;
- на повторение, коррекцию, более глубокое осмысление материала по этим вопросам и взаимосвязь его отдельных элементов.
Уроки этого типа стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков, позволяют осознать их системный характер, позволяют раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладеть опытом их переноса в нестандартные ситуации.
Уроки обобщения и систематизации знаний обладают особой спецификой. Обычно учитель заранее называет вопросы для повторения, указывает источники, предварительно проводятся беседы, групповые консультации, индивидуальные собеседования. Наиболее распространенными видами уроков обобщения и систематизации знаний являются уроки-дискуссии, уроки-семинары, уроки решения творческих заданий, урок – игра, урок – обзор.
В настоящее время необходимо осуществлять переход от информационно – объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам.
Методы:
Проблемный,
Исследовательский,
Объяснительно иллюстративный,
Поисковый;
Частично-поисковые;
индивидуальная работа учащихся.
Словесный,
Наглядный – опорные схемы «Классификация неорганических веществ», «Электрохимический ряд напряжений металлов», дидактические карточки, таблицы, ПСХЭ.
Видеометод – использование презентации.
Активные методы: а) игровой момент - раскрытие практической значимости темы.
Современные методы обучения должны предполагать переход по схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания в жизни».
Приемы систематизации
Под систематизацией понимают мыслительную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе избранного принципа. Ушинский писал о систематизации знаний так: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями». Систематизация знаний в педагогическом словаре означает «составленное из частей, соединение». Метод этот позволяет более продуктивно использовать память, упорядочивает знания учащихся и вместе с тем служит источником новых знаний. Используемые мной приемы систематизации знаний учащихся коротко можно изложить так:
1. Изучение темы я начинаю с обзора, отражающего основное содержание изучаемого материала, для чего составляю план и раскрываю суть и связь каждого пункта плана, показывая их взаимозависимость.
2. При изучении темы (раздела) учащиеся готовят письменные и устные ответы обобщающего характера.
3. С целью систематизации знаний для учащихся составляю дидактический материал карточки, схемы, таблицы (классификационные, обобщающие, сводные)- так как это является частью средством повторения.
4. Проведение уроков с целью обобщения изученного материала (темы, раздела)
Таблицы, схемы.
Таблицы в процессе систематизации знаний играют неоценимую роль. Когда нужно усвоить обширный по объему материал, выделить несколько линий для сопоставления и сравнения отдельных его элементов, учащиеся испытывают затруднения. Частично эти затруднения можно снять при использовании групп демонстраций, кино- и видеофильмов, а также путем составления схем и таблиц. Составление схем и таблиц обобщающего характера дает возможность учащимся более эффективно обобщать, систематизировать знания, понимать взаимосвязь между изученными фактами и явлениями. При этом схемы и таблицы должны способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся. Например: Систематизация и обобщение знаний по главе «Атомы химических элементов» повторение темы: Типы химической связи учащимся дается пустая таблица, они должны её заполнить.
Виды химической связи | Ионная связь | Ковалентная связь | Металлическая связь |
неполярная | полярная |
Между атомами каких элементов возникает | | | | |
Схема образования | | | | |
Примеры веществ | | | | |
Виды химической связи | Ионная связь | Ковалентная связь | Металлическая связь |
неполярная | полярная |
Между атомами каких элементов возникает | Типичный металл + типичный неметалл | Между атомами неметаллов с одинаковой электроотрица-тельностью | Между атомами неметаллов с разной электроотрица-тельностью | Между атомами металлов |
Схема образования | . . N a . + .Cl : . . . . Na+ [:Cl:]- . . | Н . + .Н Н : Н | . . Н . + .Cl : . . ЭО= 2,1 2,8 . . Нб+ :Cl: б- . . | Связь между положительными ионами металлов в кристалличес-кой решетке и отрицательным облаком из свободных электронов |
Примеры веществ | NaCl, KBr,CaF2 | O2, N2, S, P4 | Н2О, NO2, CH4 | Mg, Fe, Cu, Al |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ - это пособие с частью информации, заданий, вопросов, она содержит основные сведения и вспомогательные решения, с помощью которых ученики индивидуально, группами или всем классом на уроке, на экскурсии или во время практической работы выполняют задания с целью накопления знаний. ДК могут использоваться на сам. работе, во время изложения нового материала, при закреплении и обобщении знаний, на практических занятиях. Например: Задание: угадайте химический элемент.
1 вариант: | а) 3-й период III группа ______; | б) 20 p+ , 20 n0 , 20 e- ________; |
| в) 3717 Э ____; | г) 1s22s22p5_______. |
2 вариант: | а) 2-й период IV группа ______; | б) 12 p+ , 12 n0 , 12 e- ________; |
| в) 4019 Э ____; | г) 1s22s22p3_______. |
2 задание: Заполните таблицу. Каждый участник команды выполняет одно задание и карточку передает другому ученику.
Знак | Название | Число протонов | Число нейтронов | Число электронов |
S | | | | |
| алюминий | | | |
| | 14 | | |
| | | | 20 |
К | | | | |
Задание: Укажите знаком “”
А) усиление неметаллических свойств:
S | N | O |
As Se Br | Si P S | P S Cl |
Te | As | Se |
Б) усиление металлических свойств:
B | Mg | Be |
Mg Al Si | K Ca Se | Na Mg Al |
Ga | Sr | Ca |
Работа выполняется у доски и в тетрадях учащихся, за правильно выполненное задание вручаются баллы
Задание: Определите виды химической связи в веществах и обведите в таблице соответствующие цифры. Порядковому номеру какого элемента равна сумма этих цифр? Каждый участник команды выполняет одно задание и карточку передает другому ученику. Капитан выполняет подсчет (26 - железо).
| PCl3 | N2 | H2O | NaCl | Al | MgO |
Ионная связь | 1 | 5 | 1 | 5 | 1 | 5 |
Ковалентная неполярная связь | 2 | 6 | 2 | 6 | 2 | 6 |
Ковалентная полярная связь | 3 | 7 | 3 | 7 | 3 | 7 |
Металлическая связь | 4 | 8 | 4 | 8 | 4 | 8 |
Тесты в обучении - это специальные задания, по результатам выполнения которых можно судить об уровне знаний и умений учащихся. Тестирование формирует навыки самоконтроля и самокоррекции, способствует активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся, выявлению пробелов в усвоении ими изученного материала, позволяет рационально использовать время на уроке. Тест сокращает время проверки и оценки ответа. Задания «по ключу» могут проверять и сами учащиеся. Оценка учащимися своей работы позволит учителю видеть их критическое отношение к своим знаниям. Но, разумеется, окончательные оценки выставляет только учитель.
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая текущую и итоговую оценку результатов деятельности школьников; оценку деятельности педагогов и школы, оценку результатов деятельности системы образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- «зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
- «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
- Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им Требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).
Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.
Основным объектом оценки результатов служат следующие три основные блока:
- самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
-смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя»); понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва;
- морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; способность к учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Я полностью согласна с тем, что традиционная пятибалльная система отметок не является совершенной, так как часто искажает учебную мотивацию, вызывает сомнения по поводу объективности отслеживания динамики успешности ученика. Не формирует в нужной мере оценочной самостоятельности у школьника и повышает тревожность у детей, и кроме того учащиеся всё чаще заинтересованы не в том, чтобы что-то выучить, а в том, чтобы получить хорошие оценки. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с её процесса и результата на отметку, которая может добиваться нечестными способами, а это приводит к угасанию мотива образовательной деятельности и к деформации развития личности школьника.