СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы развития мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы развития мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников.»

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»




Специальность 44.02.02.Преподавание в начальных классах





ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Методы и приёмы развития мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников.







Выполнила:

студентка 2«А» группы

Усаева К.Ю.
Преподаватель:

Канаева Т.Н.



Астрахань, 2020

Мотивация - процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации - это изучение того, как и почему люди приступают к действиям, направленным на достижение цели, и почему они проявляют в них настойчивость.

Для повышения мотивации учеников учителя обычно предлагают:

  • обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;

  • использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;

  • организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение класса к предмету и учебе в целом;

  • самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах, иметь авторитет;

  • видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на уже имеющиеся у ученика мотивы;

  • некоторых учеников приходится заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей для совместного контроля.


В перечисленных предложениях намечены основные направления работы по развитию внутренней мотивации учеников с использованием системы стимулирования.

Внутренняя мотивация предполагает развитие собственных мотивов школьника, в первую очередь - самоуважения в деятельности, познавательных и социальных мотивов.

Внешней мотивацией часто называют использование внешних стимулов, подход «кнута и пряника».

Индивидуальные различия в потребностях и мотивах учеников

Источником активности человека являются его потребности.

Мотив - побуждение к активности в определенном направлении. Мотив появляется, если человек видит способ удовлетворения потребности. Уровни развития потребностей у людей различаются.

Классификация потребностей и мотивы учения (по Маслоу)

Потребности

Мотивы учения

Самоактуализация, самоосознание

Самопознание, развитие представлений о себе и своих возможностях

Эстетические и творческие потребности

Творческие: приятно творческое озарение, приведение в порядок взгляда на мир

Развитие интеллектуального уровня: понимание и объяснение

Интересно учиться

Самоуважение, самопринятие

Достижения: учиться хорошо, чтобы уважать себя

Принадлежность: любовь, принятие группой

Социальные: учиться, чтобы уважали и любили

Безопасность: физическая и психологическая

Под угрозой наказаний: учиться, чтобы не наказывали

Потребности выживания: пища, вода, жилье...

Материальные: учиться, чтобы получить вознаграждение

Согласно А. Маслоу, в течение жизни существует последовательность в возникновении потребностей: высшие потребности возникают при удовлетворении низших; в случае конфликта потребностей побеждают низшие; жизнь на высоком уровне развития потребностей более продуктивна, субъективно более счастлива; «хорошее» общество состоит из «зрелых» личностей, т. е. личностей с высоким уровнем развития потребностей и мотивов.

В классе присутствуют ученики с разным уровнем развития потребностей и мотивов учения. Проанализируйте, каково примерное соотношение детей на разных уровнях развития мотивов учения. Успешный педагог должен учитывать, что главный «возрастной» мотив школьников - мотив достижения. Что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, ребенком, увлеченно играющим в компьютерные игры, и учеником, стремящимся учиться все лучше и лучше? У каждого из них активизирован мотив достижения успеха, стремление к повышению уровня собственных возможностей, связанное со стремлением личности добиваться успехов и избегать неудач.

Мотив достижения - стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности. Уровень развития мотива, баланс стремления к успеху и желание избегать неудач может различаться: одни люди больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое. Индивидуальные различия проявляются в следующих вариантах поведения:

Характеристики деятельности

Лица с мотивом стремления к успеху

Лица с мотивом избегания неудач

Ситуация достижения

Активно ищут ситуации соревнования, риска случайной ответственностью за исход

Избегают рискованных ситуаций, «плывут по течению»!

Цель

Выбирают цели несколько выше средней степени трудности, успех в которых позволяет подтвердить самооценку

Ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку

Действия

Настойчивы и упорны в достижении и цели, действуют самостоятельно

Склонны к поиску помощи и поддержки, к отвлечению от деятельности

(фантазированию)

Результат

Эффективны, в случае неудачи сохраняют или снижают уровень сложности, в случае удачи- повышают

Эффективны в случае легких целей. При неудаче отказываются от реалистичной стратегии

Оценка окружающих

Стремятся к получению обратной связи и реагируют на нее

Не стремятся получить инфор­мацию или игнорируют ее

Самооценка и

атрибуция

причин

Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств

Чаще, заниженная, неустойчивая самооценка, успех рассматривается как случайный, а неудача как проявление плохих способностей

Планирование

временной

перспективы

Умеренное, реалистичное планирование, при высоком достижений включается ориентация на отдаленное будущее

Глобальное либо очень узкое планирование, уклонение от реалистичного планирования

Мотив достижения может рассматриваться как система самооценки. Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, оценка своих качеств, отражает степень развития самоуважения и отношения ко всему, что входит в сферу «Я». Самооценка в деятельности - оценка своих возможностей в данном виде деятельности, например, в изучении математики. Самооценка связана с уровнем притязаний личности, который определяется степенью сложности целей, поставленных личностью перед собой. Уровень притязаний может быть реалистичным (соответствующим возможностям) и нереалистичным (завышенным или заниженным). Самооценка меняется в зависимости от успеха или неудачи в деятельности и связана с начальным уровнем притязаний. В.У. Джеймс описал изменение самооценки в деятельности с помощью следующей формулы:

Самооценка = успех: уровень притязаний.

При завышенном уровне притязаний очень трудно поддержать высокую самооценку, так как любой успех будет казаться незначительным. При низком уровне притязаний успех резко повышает самооценку (поэтому слабые ученики так рады малейшему успеху). Однако долговременные и стабильные усилия появляются в том случае, если человек имеет реалистичный уровень притязаний, ставит достижимые цели и периодически переживает успех в деятельности.X. Хекхаузен выделил дополнительные факторы, влияющие на самооценку в деятельности: используемые человеком нормы оценивания и интерпретация им причин происходящего. Чтобы оценить результат деятельности, его, во-первых, надо соотнести с нормой, стандартом, увидеть, хуже он или лучше того, что получалось у меня раньше или получается у других людей. Во-вторых, оценка может быть более или менее значима в зависимости от приписывания причин происходящего самому себе (это результат моих усилий) или внешним факторам (мне помешали внешние обстоятельства).При самооценке деятельности люди используют различные нормы. Индивидуальная норма проявляется в применении к ситуации. Оценивания индивидуальных эталонов - сравнения результата деятельности каждого человека с его же предшествующими достижениями: «Сегодня у меня получается лучше, чем вчера».

Социальная норма используется в ситуации оценивания социальных эталонов - сравнения своих успехов с успехами других людей: «А у Саши получается лучше». Индивидуальные нормы оценивания позволяют переживать свой успех при малейшем улучшении в деятельности. При использовании социальных норм оценивания, как бы человек ни старался, всегда можно найти того, у кого результат еще лучше. Появляются чувства зависти и высокомерия, которые разрушают внутреннюю мотивацию. Причины происходящего люди интерпретируют по-разному. В зависимости от того, видит человек причины происходящего в себе или вне себя, различают людей-«источников» и людей-«пешек» (Де Чармс).


Страх заставляет ученика выполнить действие (имеет сиюпоминутный позитивный эффект), но в долговременном плане эффект отрицательный - вся ситуация учебной деятельности окрашивается негативными эмоциями, снижается мотивация в целом. Установлено, что информация, связанная с негативными эмоциями, непреднамеренно забывается, поэтому учебный материал, рассказанный нелюбимым учителем, не запоминается. Отдельные ученики испытывают сильную тревогу даже при доброжелательном и не угрожающем поведении учителя. Во время контрольной эти ученики делают в 3 раза больше ошибок и тратят в 2 раза больше времени на решение каждой задачи, чем их одноклассники. Тревожные ученики с самого начала пропускают Умного информации, потому что их мысли сосредоточены на личных переживаниях. Учебный материал им кажется ужасно трудным, и они не верят, что справятся с контрольной работой. Таким детям может понадобиться помощь при выполнении контрольных работ. Они работают или быстро, совершая большое количество глупых ошибок, или слишком медленно, не успевая закончить выполнение задания.

Советы учителю:

Чтобы у учеников не возникало чувство тревожности:

* не используйте угрозы для мотивирования, это абсурдно.

*пытайтесь вызвать приятные ассоциации при обучении.

*создайте позитивную атмосферу и комфорт во время занятий.

*постепенно вовлекайте ученика в пугающие его действия, если вы уверены в позитивных последствиях (например, попросите робко объяснить то, что он хорошо знает).

*помогайте ученикам опознавать и предотвращать пугающие ситуации. Заранее расскажите им о них.

*соревнования используйте осторожно.

*наблюдайте за работой группы, убедитесь что никто из учеников не находится под чрезмерным давлением, не унижается товарищами.

*во время соревнований между группами убедитесь, что все вовлеченные ученики имеют шанс добиться успеха.

*избегайте ситуации, когда очень тревожные ученики должны выступать перед большими группами.

*задавайте таким детям вопросы, на которые можно просто ответить «да» или «нет», или другой короткой репликой, давайте им возможность практиковаться перед небольшими группами.

*перед контрольной или тестированием убедитесь, что все указания ясны. *вместо простого произнесения вслух напишите пояснения к тексту на доске. *спросите учеников, все ли им понятно.

*поинтересуйтесь у нескольких школьников, как они будут выполнять первое задание в упражнении.

*избегайте не нужных временных ограничений.

«Источник» - это человек, который ищет причины внутри себя, воспринимает их как контролируемые, имеет чувства самоуважения, гордости, вины или стыда, считает себя ответственным за свою судьбу, полагается на собственные усилия, умения и навыки.

«Пешка» - это человек, который ищет причины происходящего вне самого себя, считает причины стабильными, не зависящими от него, не контролирует ситуацию.

Восприятие причины происходящего как контролируемой связано с уверенностью в себе и высокой оценкой вероятности достижения успеха.

«Учителя-источники» воспитывают «учеников-источников», «учителя-пешки» воспитывают «учеников-пешек». Дети подражают учителю, перенимают его способ интерпретации причин происходящего. Поэтому важна работа с людьми, воспитывающими ребенка: обучение развитию саморегуляции, тренингу мотивации достижения, умению эффективно поощрять, тренингу личностной причинности, тренингу внутренней мотивации.

Таким образом, развитие мотива достижения проявляется в укреплении чувства компетентности и ответственности, что включает умение использовать индивидуальные нормы оценивания и находить причины происходящего внутри себя (чувствовать ответственность за происходящее). Многие считают, что чувство ответственности – ключ к мотивации. Серии неудач снижают самоуважение, человек, пытаясь сохранить ее отношение к себе, начинает неадекватно относиться к деятельности, мотив достижения меняется.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!