СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе»

Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.

Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность.

Существуют требования к речи:

  • правильность;

  • ясность, чистота;

  • точность;

  • выразительность;

  • богатство.

В работе над развитием речи выделяют следующие направления:

– работа над звуковой стороной речи,

– словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса),

– работа над предложением и словосочетаниями в плане развития речи,

– развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по картинам),

– богатство и культура речи;

Ежегодно возникает необходимость исправления речевого развития у детей, пришедших для обучения;

  • Воспитание звуковой культуры речи

  • Уточнение словарного запаса

  • Выявление уровня сформированности фразовой речи

  • Совершенствование речевого общения

Использование возможностей урока и внеурочной работы для развития речевой деятельности детей.

– Обязательное введение новых слов и лексическое их значение;

– Введение в урок пословиц и поговорок, крылатых фраз и выражений, потешек, стихов.

– организация диалога, т. к. монологическая речь формируется на основе речевого общения,

– проведение дидактических игр.

Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе. Упражнения, которые способствуют развитию речи, необходимо проводить на разных уроках. Постепенно усложняются по мере перехода учеников в следующий класс.

С целью активизации словарного запаса детей можно использовать целый ряд различных упражнений, в том числе

  • знакомство учащихся с новыми для них словами и выяснение смысла непонятных слов;

  • наблюдение за словами в контексте и толкование новых значений уже известных слов (многозначность слова);

  • подбор синонимов и антонимов и т. д.

При работе со словами применяются такие приёмы, как

  • демонстрация предмета,

  • рисунки,

  • показ действий,

  • введение слова в предложение;

  • раскрытие значения слова при помощи толкования;

  • подбор однокоренных слов;

  • отгадывание загадок;

  • составление предложения с данными словами;

  • подбор к словам, которые обозначают предметы, однокоренных со значением действия или приметы предмета (праздник, праздновать, праздничный) и другие.

Вот, например, работа со словом «яблоко».

1.Отгадывание загадок. (Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки).

2. Показ рисунка с изображением яблока.

3. Введение слова в предложение (В саду поспели сладкие яблоки).

4.Подбор словосочетаний (яблочный вкус, яблочное варенье и т. д.) 5.Характеристика слова яблоко по его приметах (яблоко какое? румяное, сладкое, кислое, зелёное, спелое и т. д.)

6. Когда так говорят? (Яблоку негде упасть.)

Обогащение и активизация словарного запаса учащихся осуществляется не только путём раскрытия значения неизвестного слова, но и с помощью проникновения в смысловые секреты неизвестного. Последнее помогает детям свободно, точно и метко высказывать свои мысли в устной и письменной форме. Читаем предложение «Звенит песня жаворонка». Спрашиваем у детей: почему «звенит»? Как можно сказать иначе? Большой интерес у детей вызывают задания, связанные с подбором слов с близким значением (синонимов) и противоположным значением (антонимов). Ученики с удовольствием «придумывают»: ходить-идти, мчаться-нестись, ходить-бегать, гореть- гаснуть, конец- начало.

При чтении текстов на уроке нужно использовать все случаи, которые дают возможность попрактиковаться в подборе синонимов и антонимов. Работу с синонимами и антонимами широко использую при изучении частей речи. Например: -к выделенному существительному подберите слова с близким значением.

-заменить словосочетание одним словом.

-с глаголом в скобках выбрать наиболее подходящее. (Налетел сильный ветер, но быстро (утих, стих, смолк)).

Хотелось бы подчеркнуть, что синонимы и антонимы необходимо подбирать не для отдельно взятого слова, для слова, употребляемого в контексте.

Очень здорово если учитель постоянно на уроках применяет разные формы работы с пословицами:

– собрать пословицу из слов;

– соединить одну часть пословицы с другой;

– вставить пропущенные буквы, вспомнив орфограмму;

– найти пословицы, которые имеют одинаковый смысл.

Очень важно уметь правильно в логических и грамматических отношениях строить предложение. Предложение — основа для проведения всей орфографической и словарной работы.

Выделяют такие виды конструктивных упражнений:

– восстановление деформированного текста;

– деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;

– ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения;

– то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста;

– соединение 2–3 предложений в одно;

– построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами); – выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла.

Детям предлагаются самые разные виды работ:

  • Подбор сказуемого к подлежащему, подлежащего к сказуемому.

Мама … бельё. Кошка …… мышку.

  • Дописать незаконченное предложение, руководствуясь вопросам. На суку сидит (кто?)… Подбежала (какая?)… собака.

  • Используя словосочетания составить предложения. За сосновый бор (Солнце спряталось за сосновый бор). К лесному озеру (Тропинка привела нас к лесному озеру).

  • Составление текста по опорным словосочетаниям. Золотая осень, высокие ели, разноцветный лес, весёлые деньки. Восстановление деформированного текста (на первое место ставят слово, с которого начинается предложение). осенью, помогли, рабочим, дети; в, работали, колхозном, саду, ученики; они, деревьев, яблоки, снимали, с.

Для правильного восстановления деформированного предложения важно выделить, про кого или про что нужно сказать, потом назвать главные члены предложения, а затем, с учётом смысла, разместить остальные слова. Этот вид работы особенно ценен при изучении окончания.

В развитии речи младших школьников важную роль играет изложение. Оно обогащает словарный запас, развивает навык самостоятельной передачи мысли, закрепляет знания по грамматике и орфографии. Дети излагают текст по вопросам, выделяют главную мысль текста, находят предложения, которые могут быть ответами на поставленные вопросы, подбирают заголовок ко всему тексту или его части. Обязательным условием логического, последовательного изложения я считаю умение составить план будущей письменной работы, представить её содержание и структуру. При обучении детей написанию изложений нужно придерживаться следующей последовательности:

1.Знакомство с текстом.

2.Анализ текста по вопросам с целью проверки восприятия прочитанного.

3.Деление текста на части и составление плана его изложения.

4. Словарная работа (выяснение смысла отдельных слов, орфографическая подготовка).

5.Устный пересказ текста учениками.

6. Запись текста.

Сначала дети учатся излагать небольшие тексты по вопросам или по плану, который состоит из 2–3 пунктов. Постепенно дети овладевают умением отвечать на один вопрос несколькими предложениями.

Почётное место в работе по развитию речи занимают сочинения. Они как бы суммируют всё, что делалось на уроках чтения и грамматики. Понятно, что на начальном этапе детям тяжело подбирать нужные слова, составлять предложения и размещать в правильном порядке. Поэтому в 1–2 классах, и даже в 3-ем, текст сочинения составляется коллективно. Виды сочинений:

  • Сочинение по серии рисунков.

  • Сочинение по картинке.

  • Сочинение по рисунку (описание предмета).

  • Сочинение на основе прочитанного произведения.

  • Сочинение на основе собственных наблюдений.

Словесное рисование.

Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.

В программе для начальных классов дается большой перечень речевых умений с последовательным возрастанием их сложности от класса к классу. В их числе и такие:

– умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся;
– умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;
– умение устного словесного описания предмета.

Именно эти умения необходимо развивать целенаправленно и в системе.

Сейчас это делать становится все труднее, т.кколичество часов на уроки литературы сокращены до минимума. И все-таки стараюсь хотя бы часть лирических произведений изучать с детьми, используя четыре группы упражнений.

Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.

Для усиления эмоционального восприятия необходимы такие задания:

  • Какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

  • Обратите внимание на слова, которые выбирает автор для передачи радости при виде необыкновенной красоты.

  • Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора.

  • Придумайте ( подберите) мелодию к этому стихотворению.

Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование). Задания:

  • Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д.

  • Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему;

  • Какие звуки повторяются в этой строке и что они “рисуют”?

  • Подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку.

  • Какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?

Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре. Задания:

  • Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими.

  • Изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору.

  • Найдите в тексте стихотворения образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору.

  • Найдите эпитет и слово, которое он определяет.

Четвертая группа упражнений – на выражение личностного отношения:

  • Какие настроения автора вы почувствовали?

  • Поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном.

  • Выразите возникшие у вас чувства.

  • Расскажите о своем отношении к воображаемой картине.

Результатом работы по словесному рисованию станет то, что значительно увеличится группа детей, обладающих образной речью, активизируется словарных запас.


выводы:

  • 1. В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических  и методологических основ  формирования связной речи младших  школьников.

  • 2. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи.

  • 3. Работа по развитию речи учащихся на уроках   вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

  •   4. Использование ИКТ в работе учителя дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего образовательного процесса в целом











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!