СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы организации ситуации успеха, как одно из направлений повышения социализации обучающихся»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации рассказывается о создании условий для формирования образовательного пространства, главной ценностью которого является успешность ребёнка в различных формах учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы организации ситуации успеха, как одно из направлений повышения социализации обучающихся»»

Доклад на тему: «Методы и приемы организации ситуации успеха, как одно из направлений повышения социализации обучающихся»

Подготовила: учитель Комарова О.В.

Март 2021

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий
энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
В. А. Сухомлинский.

Цель:
создание условий для формирования образовательного пространства, главной ценностью которого является успешность ребенка в различных формах учебной деятельности и различных ситуациях социального взаимодействия, что будет способствовать повышению качества образования.

1. Определение успех, ситуация успеха.

В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших – это проблема ориентации всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. О том, что здоровье детей в последние годы явно ухудшается, говорится часто. И одной из причин заболеваемости школьников является частое пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха.

Чтобы выйти из такого положения необходимо на своих уроках применять методы и приемы, которые помогут детям почувствовать себя успешным.
Беседы, наблюдения и опыт помогают понять, что большинство детей теряют интерес от того, что испытывают на занятиях трудности. Поэтому занятия должны быть нацелены на создание условий для успеха каждого ребенка, через успех – к самосовершенствованию и заботе о здоровье каждого обучающегося.
Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. А сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать педагог: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны.

Многие современные педагоги высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание ребенком ситуации успеха:
– повышает мотивацию к обучению и развивает познавательные интересы, позволяет почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
– стимулирует к высокой результативности труда;
– корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
– развивает инициативность, креативность, активность;
– поддерживает в группе благоприятный психологический климат

В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей вы работаете

Среднее звено. Ведущая деятельность – общение, общественно-полезная активность. Условия для личностного развития создаются преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности. Личностное развитие происходит на занятиях с использованием многообразных групповых форм обучения (игровых, проблемных, проектных). Развитие личности происходит преимущественно через межличностное развитие. Предпочитаемым педагогом считается тот, который демонстрирует высокие коммуникативные возможности, создавая благоприятные условия общения в учебной деятельности. Достижения обучающихся на этапе их обучения в среднем школьном звене связаны с созданием и поддержанием условий активной реализации детей в общении и социально направленной активности.

Старшеклассники смотрят на себя как бы извне, сопоставляют себя с другими - взрослыми и сверстниками, ищут критерии такого сравнения. Постепенно происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о «Я»- идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой «Я»-концепции школьника. Формируется новый уровень самосознания, под влиянием ведущих потребностей возраста в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.

Факторы, создающие ситуацию успеха

  • Соответствие материала по сложности и типу класса;

  • Применение уровневого деления обучающихся;

  • Учет психофизического развития каждого ребенка;

  • Ориентация на зону «ближайшего» и «дальнего» развития ребенка;

  • Оптимальный темп занятия;

  • Межпредметная связь;

  • Опора на знания обучающихся;

  • Выбор действия в соответствии с возможностями детей;

  • Индивидуальные задания для слабых и сильных обучающихся;

  • Использование здоровьесберегающих технологий;

  • Создание положительного психологического климата на занятии;

2. Типы ситуаций успеха
Неожиданная радость - чувство удовлетворения от того, что деятельность обучающегося превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога.
Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Ребенок достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.
Радость познания. Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.
Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы педагога, формирующего радость познания.

3. Технологии ситуации успеха.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для ребенка ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей

4. Приемы создания ситуации успеха.
1. "Эмоциональное поглаживание".
Педагог с легкостью раздает комплименты. На занятии много раз говорит "молодец", "умница ". Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, – в этом залог успешного воспитания.
2. «Холодный душ»
На занятиях у способных детей можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие дети очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, одногруппников, педагогов. Ахиллесова пята этих обучающихся – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких детей педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
3. «Умышленная ошибка»
Мы ведь привыкли, что только педагог может указывать обучающимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется обучающемуся, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого педагога!
Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном ребенку материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.
4. «Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
5. «Эскалатор»

Педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
6. «Шанс»
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации педагог может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.
7. «Сопереживание»
Этот прием взывания к чувствам ребенка можно применять в том случае, когда есть надежда, что искреннее обращение педагога к лучшим чувствам детей получит понимание.
8. «Взлет»
Главная роль отведена педагогу. Интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ребенке, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово педагога рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.
9. «Следуй за нами»
Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль обучающегося, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий
10. «Обмен ролями»
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей обучающихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».
11. «Заражение»
В случае, если успех отдельного ребенка станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп обучающихся. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях ребенка окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».
12. «Горизонт»
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, обучающийся может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
13. «Отсроченная отметка»
Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка – зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о движении вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!
14. «Интеллектуальная инверсия»
(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)
Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: педагог получает знания, передает их обучающимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у детей тоже формируется свой интеллектуальный потенциал. Можно даже говорить о потенциале класса.
Формула: потенциал педагога рождает группу потенциалов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» ученические потенциалы, педагог должен неустанно пополнять свой, а стимулом для этого процесса служит умственный рост обучающихся, «подключаясь» к которому педагог получает новый заряд энергии.
Использование ситуации успеха должно помочь обучающимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
Исходя из этого, ситуация успеха становится условием воспитания такого отношения к учению, которое способствует проявлению и развитию активности обучающихся в процессе обучения, их самопознанию, самообучению и самоформированию.

5.Система методов создания ситуации успеха на занятии.

Методы дифференцированного обучения:Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что обучающиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача педагога состоит в том, чтобы дать возможность обучающимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ребенку работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. Созданию ситуации успеха благоприятствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение на занятии коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, педагог предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей обучающихся.

Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения.

Наиболее эффективным для создания на занятии ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Педагог создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет детям почувствовать свою причастность к происходящему на занятии.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством педагога. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.

Диагностика эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в коллективе и насколько успешно оценивают свои достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит обучающихся, подводя итоги занятия, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга.

(например)

Это «Шкала успеха».

Я мог (ла)  бы  работать  лучше.

Сегодня я  понял(а), чего  мне  не  хватает  для  успешной  работы.

Сегодня я работал (а) в  полную  силу. У  меня всё  получилось.

Я   очень старался (ась), но  у  меня   не всё  получилось.

Я сегодня плохо  работал.

Данная методика  помогает  обучающимся  фиксировать  свой  результат  и  сравнивать  его  с  предыдущим.
6. Правила, обеспечивающие ситуацию успеха.
Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ребенка.
Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими обучающимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
Своевременно отметить успехи и достижения детей во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ребенка.
Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за качество результата.
Известно, что успех - это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

И самое главное, «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя…. Радость успеха может померкнуть» - В. А. Сухомлинский








































Решение МО(проект).

1. Применять ситуации успеха в учебно-воспитательной деятельности как развитие компетенции личностного самосовершенствования и ценностно-смысловых компетенций учителя.

2. Использовать различные формы работы в классных коллективах по формированию адекватной реакции на ситуации неуспеха.

3. Формировать компетенции учащихся в учебно- воспитательной деятельности через сопровождение их ситуацией успеха.

4. Провести мастер - классы среди педагогов школы по теме «Отражение ситуации успеха в педагогической деятельности».





Доклад

«Создание проблемных ситуаций и приемы целеполагания на уроках истории.»

Январь 2021

Подготовила Комарова О.В.

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.

Используя проблемный метод, я учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну задругой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.

При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения проблемное изложение и поисковую беседу.

В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.Проблемное изложение можно использовать при изучении истории государственной символики. Спорным, например, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двухглавого орла? Учащимся предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Например, в начале обобщающего урока в 9-м классе по теме “СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” даю задания проблемного характера: “В чем источники и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему такой дорогой ценой была достигнута победа?”

Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. В процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется.

Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.

Решение проблемной задачи может осуществляться с помощью учебного фильма, медиапособий и т.п.

Пример. В 7 классе на уроке по теме “Куликовская битва” используются фрагменты фильма “Дмитрий Донской” (сражение), через проектор на экране высвечивается эпиграф к уроку:

Лучше пасть,
достойно смерть приемля,
Чем позором
жизнь свою сберечь,
Чтобы защитить
родную землю,
Мы готовы в эту землю лечь!

Н. Старшинов

Формулируется проблемный вопрос: “Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?”. Затем дается характеристика Дмитрия Донского и предлагается серия проблемно-поисковых вопросов:

-Почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое
русская рать смогла выиграть?-

-Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?-

- Почему местом сражения князь Дмитрий Донской выбрал именно Куликово поле? Ведь оно неровное, изрытое оврагами, перелесками, речушками.

(На экран проецируются иллюстрации по теме урока: репродукция картины Бубнова “Утро на Куликовом поле”, видеоизображения вооруженных русских воинов).-

- Почему Князь Дмитрий принял решение переправиться через
Дон?

(На экране схема расстановки войск, зачитываются фрагменты из поэмы “Задонщина” - эпизоды боя).

- Какую тактику использовал Дмитрий?

(Зачитать финал сражения из поэмы

-Чем вы объясните успех русских?

-Каково значение Куликовской битвы?

И теперь учащиеся, рассмотрев серию наводящих вопросов, будут готовы ответить на главный проблемный вопрос.

Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.

Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументированно отстаивать свою

Проблемное обучение поддерживает интерес учащихся к истории как к предмету и к истории как к науке. Создавая на уроках истории проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого по частям и наоборот и т.п.).точку зрения, т.е. вести дискуссию.

Создав проблемную ситуацию, необходимо поставить учебную цель и включить в работу учащихся. 

Для чего педагогу необходима постановка цели урока?

  • Цель является мативатором деятельности.

  • Цель определяет направление движения.

  • Цель формулирует ключевые результаты деятельности.

  • Цель позволяет определить необходимое содержание, технологии и методы обучения и воспитания.

  • Цель является индикатором результативности деятельности педагога и учащихся.

Главным принципом постановки цели – удивляй. На своих уроках я использую следующие приемы нестандартного входа в урок:

  • Постановка цели через расшифровку ребусов.

Изучая тему учащимся можно предложить решить ребус и, исходя из получившегося слова, определить цель урока.

  • Постановка цели через решение кроссвордов. С помощью современных интернет-программ легко можно составить кроссворд с использованием нужных именно вам слов. Определив ключевое слово, учащиеся формулируют цель урока.

  • приём постановки цели «Собери пазлы». При изучении темы «Отечественная война 1812 года» в 8 классе, учащимся предлагается собрать пазл, определить событие, которое изображено на репродукции, и поставить цель урока. В качестве картинки для пазлов можно использовать репродукцию картины баталиста Василия Верещагина «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г).

  • Прием «Отсроченная тема» через постановку проблемного вопроса, стихотворение и т.д.  При изучении темы «Смутное время» учащимся предлагаю прочитать отрывок стихотворения, определить, о чём идёт речь и сформулировать цель урока.

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой, как пред битвой

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен.

При изучении темы «Культура и искусство Киевской Руси» перед учащимися можно поставить вопрос «Зачем нужны церкви и храмы?» и, исходя из этого, определить цель урока.

Приём «Яркое пятно» подразумевает просмотр видеофрагмента в начале урока и на основании увиденного формулирование цели урока.

        Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут.   Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным. Приёмы целеполагания формирует мотив, потребность действия.

 



















Доклад

«Роль педагога в реализации коррекции поведения агрессивного ребенка.»

Декабрь 2020-2021 уч.год.

Подготовила: Комарова О.В.

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в области профилактики и преодоления отклоняющихся, негативных форм поведения.

Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических состояний среди детей. Кроме того, дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, демонстрируя их в детском саду.

В настоящее время повышенная агрессивность – одна из частых проблем детского коллектива. Те или иные ее формы характерны для большинства школьников. В норме проявления агрессивности не считаются нарушением: она выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Однако настороженность должна вызывать ситуация, когда агрессия становится надситуативным, постоянным переживанием ребенка. У определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. В этой ситуации возрастает значение воспитательной работы с агрессивными школьниками.

Факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения детей.

Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

У психологов и педагогов нет однозначного мнения о природе агрессии. В ряде исследований (К.Лоренц, З.Фрейд и др.), посвященных изучению агрессивного поведения детей, в качестве источников называются биологические, характерологические особенности, эмоциональная возбудимость. Другие исследователи (А.Бандура, В.С.Мухина) отмечают социальные причины: положение в коллективе, семье, умение общаться со сверстниками, развитие игровых навыков и степень владения другими видами деятельности,

ценящимися в группе. Среди всех перечисленных факторов, влияющих на формирование агрессивного поведения детей значительное место занимают особенности социальной среды. Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников.

Первый – семья, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессивного поведения у себя дома. Подробнее рассматривая семейный фактор, следует отметить, что на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного воспитания. Дети из конфликтных, отчужденных, авторитарных семей более склонны к агрессивному поведению.

Агрессивности дети также обучаются при взаимодействии со сверстниками – это второй источник. Проявление агрессивных реакций у школьников в ответ на насмешки детей, конфликты с другими людьми и прочих ситуациях – явление достаточно распространенное. В его основе лежит целый комплекс личностно значимых переживаний, которые могут быть связаны с обидой, ущемлением самолюбия и др. Реакции такого типа всегда имеют определенную избирательную направленность.

Кроме того, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых средствами массовой информации - из-за постоянного просмотра мультфильмов соответствующего содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия.

Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части.

Характеристика агрессивного поведения школьников.

Об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, надо выявить ее мотивы, сопутствующие ей переживания, что необходимо как для своевременной диагностики, так и для разработки коррекционных программ. Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации. Среди ситуаций, провоцирующих

агрессивность можно выделить:

-желание привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает предметы, чем привлекает к себе внимание);

-ущемление достоинств другого, с тем чтобы подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);

-защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие предмета дети отвечают яркими вспышками агрессии);

-стремление быть главным (например после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

-стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной вещью, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели – будь то внимание сверстников или желаемого предмета, - после чего агрессивные действия прекращаются.

Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия имеют инструментальный, или реактивный характер. В тоже время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Физическая боль или унижение вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что вызывает особую тревогу.

Причем агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Психологи выделяют несколько возрастных периодов «естественной» повышенной агрессивности у детей: возраст 3-х лет, 6-7 лет и подростковый возраст.

Проявления агрессии бывают разными:

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Словесная агрессия – использование бранных слов.

Ребёнок достаточно много времени проводит в стенах школы, здесь он общается с детьми, учится строить взаимоотношения с ними и поэтому главная цель педагога- научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации.





Что делать если у ребёнка агрессивное поведение?

1.Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.

2. Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.

3. Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

4. Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.

5. Обсуждать поведение только после успокоения.

6. Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.

7. Учить нести ответственность за свои поступки.

8. Пусть за что-нибудь отвечает в школе и дома.

9.Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.

10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.

11.Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.

12.Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки.

13.Сохранять спокойный эмоциональный тон.

14. Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем.

15. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

16. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.

17. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т.п.)

18. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.

19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

20. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.

Психологи также рекомендуют педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом педагог должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а видя в процессе игры, как другие дети избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!