СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы, формы организации деятельности учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы, формы организации деятельности учащихся»

Мои формы и методы организации деятельности учащихся

Одним из основных направлений в своей педагогической деятельности считаю постоянное повышение своего образовательного уровня, совершенство методов преподавания и воспитания, диагностики и прогнозирования.
Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроке включать каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. К тому же в современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно. Немаловажная роль отводится информационным и телекоммуникационным технологиям, так как они позволяют решить проблему перехода от традиционной формы обучения, направленной на усвоение учеником фиксированной суммы знаний, к новой, где основной упор сделан на освоение способов деятельности. В понятие же “новое качество” образования вкладывается, прежде всего, способность самостоятельно учиться и добывать знания.

В своей педагогической деятельности я ставлю цель, чтобы с помощью средств новых педагогических и информационных технологий увеличивать свой дидактический потенциал, позволяющий осуществлять обратную связь, открывать ученику возможность обучаться по своим природным способностям, по своему темпу работы. Это способствует и выдвигаемой сегодня концепции школы, провозгласившей личностно-ориентированный принцип главным, в которой особая роль отводится дифференцированному обучению.

Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Формировать интерес к предмету у ребенка нужно через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Чтобы знания учащихся стали результатом их собственных поисков, необходимо организовывать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Важно сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Рассмотрим пример: при изучение темы «Сложение отрицательных чисел» перед учащимися ставится проблема, как сложить два отрицательных числа без координатной прямой. Дети предлагают разные варианты, и догадываются, что нужно сложить модули этих чисел. Затем проверяем это правило с помощью координатной прямой, формулируем его и сравниваем с учебником. Конечно, чтобы получить ожидаемое, необходимо вести целенаправленную работу на предыдущих уроках. Каждый учитель знает индивидуальные особенности своих детей и может определить степень помощи ученикам в виде наводящих вопросов, в виде подборки устных упражнений и т.д. С помощью наводящих вопросов я побуждала учащихся самих сформулировать определение пропорции, самих находить неизвестный член пропорции, используя основное свойство пропорции (6 класс); выполнять действия с одночленами, формулировать свойства степени с натуральным показателем (7 класс) и т.д.

Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся. Учащимся 6 класса при изучении темы «Координатная плоскость» предлагаю творческие задания с помощью координатной плоскости составить свои различные рисунки по координатам. Учащиеся с удовольствием выполняют их, в ходе такой работы отрабатываются умения и навыки. Учащимся 8 класса предлагаю практические работы по теме «Симметрия», 9 класса по теме «Параллельный перенос», «Поворот», изготовление различных правильных вписанных и описанных многоугольников, учащимся 10-11 классов – модели геометрических тел.

Алгоритмическая деятельность учащихся является важной составной частью математического образования. Она должна охватывать не только выполнение указанных алгоритмов и предписаний, но и помогать им в выборе алгоритма для решения конкретной задачи, учить составлению из множества изученных правил последовательности шагов, приводящих к решению задачи, применять известные алгоритмы к решению нестандартных задач. Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности учащихся. Их лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении. Очень хорошо выполняется такая работа в группах. Каждая группа создает свою модель, фиксирует на листах, которые по окончании работы крепятся к доске. В ходе межгрупповой дискуссии выделяется лучшая модель или корректируются предложенные, или создается новая. При обобщении пройденного материала составляется наиболее краткий конспект, который учащиеся записывают в отдельную тетрадь «справочник», который начинаем заполнять с 6 класса. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно. Памятки по работе с различными типами заданий можно рассматривать как алгоритм, который поможет избежать потери времени на экзамене, повысить осознанность действий и концентрацию внимания на ключевых моментах каждого задания. Выполнение заданий с опорой на эти «пошаговые рекомендации», чёткое следование им ведёт к формированию необходимого навыка, то есть автоматизма. В любой области деятельности возникает потребность в составлении определённых инструкций, предписаний, правил. Но если составляет эти предписания не каждый, то строго придерживаться установленных правил должен каждый человек, так как на каждом шагу он выполняет какие-то правила, отражающие организацию общественной жизни. Они приучают ученика и чётко формулировать правила, и строго выполнять их.

Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждать в правильности полученных результатов. Большое внимание на уроках уделяю устному счету, различным приемам устной работы. Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. В ходе устного счета развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений. Мною созданы листы для устной работы по многим темам.

В своей педагогической деятельности применяю дифференцированный и индивидуальный подход, так как классы малочисленные. Промежуточный контроль провожу в виде математических диктантов, тестов, самостоятельных работ. Эти работы выполняются в отдельных тетрадях, что позволяет проводить систематическую индивидуальную работу по устранению пробелов. Мною разработана зачётная система. В своей методике использую тематические, полуустные, минизачёты, зачеты по решению уравнений и задач и т.д. Зачетные задания дифференцированные, состоят из двух частей: обязательной (базовый уровень) и дополнительной (повышенный уровень). Учащиеся в зависимости от подготовки выбирают уровень сложности. Зачёты провожу и по алгебре, и по геометрии, начиная с 6 класса. Итоги подвожу в диагностических картах, которые позволяют следить за продвижением, ликвидацией пробелов в знаниях, составлении индивидуального плана работы с учащимся. Учащимся даю возможность подготовиться и пересдать зачёт в определённый срок. Неудовлетворительные оценки не выставляются в журнал. Считаю, что зачётная система даёт хорошие результаты. Применение личностно-ориентированной технологии в обучение позволяет повысить знания учащихся. Также в своей деятельности применяю элементы модульной технологии. Мною разработаны уроки по алгебре в 7 классе по темам «Одночлены. Арифметические действия над одночленами», «Многочлены. Арифметические действия над многочленами»

Итоговая аттестация в форме ЕГЭ активно внедряет в образование современные технологии оценки учебных достижений. Я использую тестирование по разделам, отдельным темам, отрабатывая технологию проведения итоговой аттестации в формате ГИА и ЕГЭ. Метод тестирования позволяет объективно определить результаты обучения, выявить проблемы и недостатки обучения как целого класса, так и каждого ученика в отдельности. С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро “диагностировать” овладение учебным материалом большого количества учащихся. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого. При подготовке к ГИА и ЕГЭ учащиеся выполняют тренировочные и диагностические работы Статграда, варианты работ на сайте Решу ОГЭ, ЕГЭ. Мною накоплен материал при работе в Статграде с 2009 года. Работа в Статграде дисциплинирует и стимулирует учащихся к самостоятельному повторению. Последние пять лет я работаю по своей методике подготовки выпускников к экзаменам по математике. Она заключается в следующем: в 11 классе преподавание алгебры в первом полугодие ведется четыре часа в неделю за счёт часа для подготовки к экзамену, во втором полугодие начинается интенсивная подготовка к ЕГЭ, одновременно проводятся консультации во внеурочное время, что позволяет повторить большой объём материала. Также при подготовке к экзамену важную роль играют опорные конспекты, которые мы составляем с пятого класса. При обучении в 6 -11 классах особое внимание уделяю индивидуальным занятиям и консультациям, я разработала индивидуальные карты контроля, в которых отражаю все выполненные задания и подвожу итоги по каждому выполненному КИМу, соответственно составляем индивидуальный план повторения с каждым выпускником. Проведя сравнительную диагностику по результатам ГИА и ЕГЭ убеждена, что данная система даёт хорошие результаты. В этом учебном году при подготовке к экзаменам используем онлайн- тесты на сайте Skysmart , РЭШ и другие, выполнение кимов в онлайне, что вызывает интерес у учащихся.

Оживляет урок и использование различных форм ИКТ, но наиболее простой из них является презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Использование этой формы дает ряд преимуществ. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков в разных классах и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач. Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам.

Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора, как в мире знаний, так и в становлении у ученика целостного качества быть личностью. Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, “как лучше рассказать материал”, к тому, “как лучше показать”. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. В связи с ограниченными техническими возможностями школы я использую компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения. Так, например, для устного счёта в 7 – 8 классах удобно использовать мультимедийное пособие «Математика. Тренажёр», соответствующие темы на онлайн-платформе «Учи.ру». На каждом конкретном уроке используются определённые фрагменты. Каждый ученик работает индивидуально, с помощью проб и ошибок приходит к правильному ответу. В итоге нет в классе такого ребёнка, который бы не справился с заданием, или был бы пассивен. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. При закреплении изучаемого материала использую компьютерные презентации. Каждый комплект слайдов позволяет отработать прочные навыки по изучаемой теме. К тому же слайды можно использовать во время проверочной работы. Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. Многие презентации к урокам создаю сама. Использование же компьютера позволяет стимулировать интерес и желание работать именно на протяжении всего урока.

Моя методическая система работы основывается на теории педагогики сотрудничества. Данная технология привлекает тем, что позволяет органично соединять элементы других педагогических технологий, а именно: технология дифференцированного обучения, индивидуализации обучения, модульная технология.

Моя педагогическая система включает в себя следующие компоненты:

1. Система уроков традиционной и нетрадиционной формы обучения: межпредметная интеграция, практикумы, учебно-исследовательская деятельность и т.д., дающие возможность повышать мотивацию и развивать познавательный интерес у учащихся к математике.

2. Система контроля и оценивания деятельности учащихся, предусматривающая сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, снятие страха перед низкой оценкой: разноуровневые зачёты по модулям, разноуровневые тесты, разноуровневые контрольные и самостоятельные работы.

3. Система внеурочной работы: проведение предметных недель, олимпиад, квестов, учебно-исследовательская деятельность, подготовка к ЕГЭ и ГИА.

4. Разработка авторских программ с учётом ФГОСов нового поколения.

Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений школы. Мною накоплен опыт организации исследовательской деятельности . Три исследовательские работы учащихся были рекомендованы на Республиканскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!