СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы финансового анализа

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы финансового анализа»

МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

Методика абсолютных показателей отчетности

Метод анализа это системный, комплексный подход к изучению результатов деятельности организации, измерению влияния на них отдельных факторов, обобщению материалов анализа виде выводов и рекомендаций на основе обработки специальными методическими приемами (методиками).

Методика анализаэто система алгоритмов и правил, гарантирующих эффективное приложение метода. К наиболее часто используемым методическим приемам анализа бухгалтерской отчетности относят:

- методику абсолютных, относительных и средних показате-лей отчетности;

- методику финансовых коэффициентов;

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- трендовый анализ.

Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете используют три вида измерителей: натуральные, трудовые и стоимостные (денежные). Стоимостной измеритель является обобщающим, обеспечивающим сопоставимость разнородных объектов учета, на его основе построена информация бухгалтерской отчетности организации. Следовательно, методика абсолютных показателей представляет собой непосредственное изучение данных, представленных в отчетности. Абсолютные показатели отчетности являются фактическими данными. Кроме того, для целей учета и анализа рассчитываются аналогичные показатели, которые могут быть нормативными, плановыми, учетными, аналитическими.

Абсолютные показатели получаются не только непосредственно из отчетности, но и расчетным путем. Расчетным абсолютным показателем является, например, абсолютное отклонение, рассчитываемое как разница между двумя одноименными показателями:


±А = А1 – А0,


где А1 – значение абсолютного показателя в отчетном периоде;

А0 значение абсолютного показателя в базисном периоде;

      • – абсолютное отклонение (изменение) показателя.

К абсолютным показателям относят также алгебраическую сумму фактических данных отчетности, которая рассчитывается случаях агрегирования статей баланса, определения показателей-нетто и т.п.


А= А1 ± А2 ± … ± Аn.


Исходя из баланса, можно определить важнейшие абсолютные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия.


Методика относительных показателей отчетности

В финансовом анализе относительные показатели можно рассматривать как альтернативу абсолютным показателям. Относительные величины рассчитываются как отношение абсолютных и других относительных показателей, показывают количество единиц одного показателя, приходящееся на единицу другого. Два основных вида:

1. Относительные показатели динамики. Характеризуют изменение процесса во времени, выражаются в виде темпов роста или прироста. Темпы прироста представляют, как правило, в процентном выражении, темпы прироста – в процентах, когда базовое значение принимается за 100% и в долях единицы, когда базисное значение принимается за 1.

    • относительным показателям динамики относят индексы, которые характеризуют явление за различные периоды. Чаще всего используются индексные ряды, т.е. рассчитанные к определенной базовой величине. Индексы бывают базисные, когда все показатели относят к одному и тому же базовому показателю, или цепные, когда каждый последующий показатель относится к предыдущему, рассчитываются в виде темпов роста или темпов прироста, выражаются и в процентах, и в долях единицы

2. Относительные показатели структуры. С помощью этих показателей измеряется удельный вес, или доля составных частей в целом. Рассчитывается как отношение числа единиц (объема) части совокупности к общей численности единиц (или объема) всей совокупности:

Удельный вес (доля), % = (Пi / Пn) × 100%,

где Пi – величина части совокупности;

Пn – величина всей совокупности.

Абсолютное содержание одного процента меняется с течением времени, поэтому показатели структуры надо применять в сочетании с абсолютными величинами.

Средние величины. Применяются для общей характеристики анализируемого явления, особенно для отражения массовых явлений. В средней величине отражаются типичные черты изучаемых явлений по соответствующему признаку. Средняя величина – это показатель «середины» или «центра» исследуемых данных, их можно использовать для сопоставления показателей ряда предприятий, структурных подразделений одного предприятия и т.д. Примеры средних величин: средний баланс, средняя величина дебиторской и кредиторской задолженности, средняя выработка, среднесписочная численность рабочих.

  • финансовом анализе средние величины используют при расчете многих показателей, но чаще всего применяют среднюю арифметическую (простую и взвешенную) и ее разновидность среднюю хронологическую.


Методика финансовых коэффициентов

Финансовые коэффициенты рассчитываются как отношение двух взаимосвязанных абсолютных показателей отчетности и выражаются в долях единицы, определяют взаимосвязи показателей. Подразделяются на два вида – коэффициенты распределения (структуры) и коэффициенты координации.

Коэффициенты распределения (структуры) рассчитываются в том случае, когда определяют долю того или иного абсолютного показателя в общем итоге включающей его группы. В строгом статистическом смысле коэффициенты координации показывают взаимосвязь между частями одного целого, однако в финансовом анализе данную группу коэффициентов рассматривают как соотношение неоднородных абсолютных показателей.

Финансовые коэффициенты, будучи относительными характеристиками, позволяют сопоставить результаты деятельности разных организаций , независимо от масштаба абсолютных показателей, а также во временном разрезе. Они играют определяющую роль в финансовом анализе и дают возможность выделить факторы, влияющие на величину результативного показателя; установить причинно-следственные связи между факторами и анализируемым показателем.

Аналитические финансовые коэффициенты характеризуют соотношения между различными статьями бухгалтерской отчетности. В европейских странах, в США, а в последние годы и в России применяется практика сравнения коэффициентов со среднеотраслевыми значениями. Отклонение значений коэффициентов от среднеотраслевого уровня является предпосылкой для более детального анализа финансового состояния организации.

Коэффициенты платежеспособности характеризуют платежеспособность и ликвидность предприятия. Анализу платежеспособности отводят первостепенное значение. Показатели характеризуют способность организации превращать активы в деньги для погашения обязательств по мере их возникновения.

Коэффициенты финансовой устойчивости характеризуют структуру капитала, его источников и степень обеспеченности активов источниками формирования. О финансовой устойчивости можно судить, например, по допустимой доле заемных и собственных средств. Устойчивость финансового положения предприятия – фактор его застрахованности от возможного банкротства.

Коэффициенты рентабельности позволяют получить обобщенную оценку способности предприятия генерировать достаточный уровень прибыли. Показатели данной группы относятся к показателям эффективности, рассчитываются как отношение тех или иных показателей прибыли к затратам или ресурсам.

Коэффициенты оборачиваемости характеризуют способность активов (пассивов) трансформироваться в денежную форму, а следовательно предназначены для оценки эффективности использования предприятием имеющихся у него активов. Бывают двух видов – показатели скорости оборота и показатели времени оборота.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!