Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения социализации в современном обществе.
Базовая проблема инклюзивного образования - создать комфортную и адаптивную образовательную среду для детей с ОВЗ. В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию согласно нормам ФГОС и СанПин.
Просмотр содержимого документа
«Методология личностно-ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ»
Методология личностно-ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ
Подготовил: учитель информатики СОШ №30
Павловский Виталий Сергеевич
Дети с ОВЗ
это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети ” , ” особенные дети ” .
Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению.
Такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели и результаты обучения.
Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и направлен процесс обучения.
- Цель личностно-ориентированного подхода состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
- Это в полной мере относится к школам для детей с овз потому, что их воспитанники более всего нуждаются в выработке этих механизмов.
- Задача личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, адаптировать его к школе.
Для полноценного развития ребенка с ОВЗ необходимо работать по следующим направлениям:
- необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания;
- необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий , нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик;
- необходимо внедрение и использование индивидуальной карты психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ;
- необходимо постоянное проведение оценки состояния ребенка и динамики его развития , для корректировки нагрузок;
- необходимо обеспечить активное вовлечение семьи ребенка в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение; проводить консультирование родителей; обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи; организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.
Эффективные приемы коррекционно - стимулирующего воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии:
- игровые ситуации ;
- дидактические игры , которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги , способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация , позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
При составлении плана урока необходимо :
- подбирать творческие задания, вопросы, учитывая индивидуальные задания;
- продумывать создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока;
- обсуждать с детьми в конце урока, что «мы узнали», что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз;
- анализировать работу учащихся;
- выставлять оценки ученикам в конце урока по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
- поощрять творческую и интеллектуальную активность учащихся.
-
-
-
-
Создание ситуации успеха
- применение «оживленной реплики»;
- отслеживание продвижения ученика;
- оказание помощи слабоуспевающим детям;
- организация взаимопомощи;
- создание благополучного микроклимата в группе;
- подбор материала с интересными привлекательными моментами;
- частое поощрение: словесно и при помощи средств общения (взглядом, жестами, мимикой).
Спасибо за внимание!