СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методология исследования вирусов в рамках школьного обучения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные: Познакомить учащихся с историей открытия вирусов; Изучить строение и классификацию вирусов; Познакомить с особенностями жизнедеятельности вирусов их значением; Способствовать формированию знаний о разнообразии вирусных заболеваний и методах их профилактики.

Метапредметные: Формировать умение учащихся работать с учебником и компьютерными средствами; Развивать учебно-организационные умения: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; Развивать коммуникативные умения; Развивать память, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, подводить итоги.

Личностные: Формировать знания об ответственном отношении к своему здоровью; Научить учащихся выражать своё точку зрения на определенные явления; Воспитывать культуру общения и уважительное отношение учащихся к одноклассникам; Способствовать формированию у учащихся самостоятельной поисковой творческой деятельности, навыков самоорганизации. Учащиеся научатся  применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых вирусами; Раскрывать значение вирусов в природе и деятельности человека; Тип урока: урок изучение нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Методология исследования вирусов в рамках школьного обучения»

Тема: Методология исследования вирусов в рамках школьного обучения

Предметные: Познакомить учащихся с историей открытия вирусов; Изучить строение и классификацию вирусов; Познакомить с особенностями жизнедеятельности вирусов их значением; Способствовать формированию знаний о разнообразии вирусных заболеваний и методах их профилактики.

Метапредметные: Формировать умение учащихся работать с учебником и компьютерными средствами; Развивать учебно-организационные умения: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; Развивать коммуникативные умения; Развивать память, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, подводить итоги.

Личностные: Формировать знания об ответственном отношении к своему здоровью; Научить учащихся выражать своё точку зрения на определенные явления; Воспитывать культуру общения и уважительное отношение учащихся к одноклассникам; Способствовать формированию у учащихся самостоятельной поисковой творческой деятельности, навыков самоорганизации. Учащиеся научатся применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых вирусами; Раскрывать значение вирусов в природе и деятельности человека;
Тип урока: урок изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, рисунки по теме «Вирусы», учебник «Биология» 10-11 класс.

Ход урока

  1. Организационная часть урока.

Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель предлагает ответить на следующие вопросы: (учащиеся отвечают фронтально)

1.Что изучает биология? (Живые организмы)

2.Что является основой строения жизнедеятельности любого организма? (Клетка).

3.Наука, изучающая клетку (Цитология)

4.Какая структура является носителем наследственной информации в клетках живых организмов (ДНК)

5.Какие типы клеточной организации вы знаете? (прокариотические и эукариотические клетки). В чем проявляется основное отличие?

6.Какие организмы относят к эукариотам (животные, растения, грибы) и какие к прокариотам (бактерии)?

Целеполагание: Наша планета уникальна, кроме клеточной на ней существуют еще и неклеточные формы жизни, которые ученые назвали стихийным злом эволюции. Это одни из самых мельчайших организмов на земле, название которых переводится как «яд».

Деятельность этих организмов вызывает множество заболеваний и известна уже многие тысячелетия, но открыты были только в 19 столетии. Как вы считаете, что это за организмы? (Вирусы)

3. Изучение новой темы.

1.Организация работы в парах – проведение исследовательской работы. Учитель дает задание учащимся вспомнить, обсудить и записать все, что они знают о вирусах в первую графу таблицы.

2.Учащиеся заполняют первую графу и устно отвечают.

ЗНАЮ

КАТЕГОРИИ ИНФОРМАЦИИ

УЗНАЛ

 

Открытие

Особенности вирусов

Строение

Проникновение в клетку

Происхождение

Значение

 

3.Учитель обобщает информацию учащихся о вирусах и задает проблемный вопрос.

Проблемный вопрос: Почему с вирусами-возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? (Чтобы ответить на этот вопрос нужно узнать о составе, строении, особенностях жизнедеятельности вирусов).

Какой информации нам не хватает?

В тексте учебника нет информации об истории открытия вируса.

4.Работа в парах. Прочитайте параграф учебника и заполните по категориям информации третью графу таблицы.

Категории информации

Узнал

Открытие

Открыты в 1892 г. Д.И. Ивановским.

Открытие вирусов положило начало новой науке – вирусологии, изучающей неклеточные формы организмов.

Особенности











-малы и проходят через фильтры, задерживающие бактерии;

-не имеют клеточного строения и являются внутриклеточными паразитами;

-могут воспроизводить себя только внутри живой клетки;

-вне клетки вирусы называют вирионами, неактивны и существуют в кристаллической форме;

-каждый вид вируса имеет строго определенного хозяина;

-невозможно выращивать на искусственных питательных средах;

-стратегия вирусов- безудержное размножение;


Строение
















По строению вирусы делят на две группы: простые и сложные.

Простое строение вирусов:.

Каждая вирусная частица состоит из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), заключенную в белковую оболочку - капсид (с лат. футляр). (вирус табачной мозаики)

Капсид состоит из молекул белка, уложенных по спирали или в виде многогранника, что определяет форму вируса(палочковидная или сферическая). Капсид защищает нуклеиновую кислоту от неблагоприятных условий. На его поверхности расположены белки-рецепторы, с помощью которых вирусная частица узнает клетку хозяина. Сложные вирусы кроме того имеют внешнюю липопротеидную мембрану состоящую из липидов, белков, углеводов, ферментов (герпеса, гриппа, ВИЧ) Наиболее сложное строение имеют вирусы бактерий-бактериофаги.


Проникновение в клетку

Вирусы попадают внутрь клетки вместе с капельками межклеточной жидкости или с помощью пиноцитоза и фагоцитоза.

Процесс взаимодействия вируса с клеткой имеет несколько стадий:

-сначала он закрепляется на поверхности клетки

-затем проникает в нее путем растворения покровов или впрыскивания нуклеиновой кислоты внутрь клетки (белковый капсид остается снаружи)

-в клетке синтезируются нуклеиновая кислота вируса и белки капсида

-происходит сборка вирусных частиц

-в результате в одной клетке образуется большое число вирусов

Происхождение








Гипотезы:

1. Вирусы – результат дегенерации клеток (упрощения их строения и функций) в связи с переходом к паразитическому образу жизни.

2. Происходят от элементов генетической программы клеток-хозяев, которые приобрели самостоятельность - защитные оболочки и механизмы для проникновения в клетку.

Значение

-Возбудители заболеваний (СПИД, оспа, грипп энцефалит, корь, свинка, краснуха, гепатит, бешенство, собачья чумка, ящур, ОРЗ и т.д.)

Используются в генетике, селекции, медицине, для получения вакцин против вирусных заболеваний.

-Бактериофаги или пожиратели бактерий.

-Информация о вироидах.

5. Обсуждение результатов работы. Учитель дополняет ответы учащихся.


Учитель задает вопрос:: Какие способы распространения вирусных заболеваний вы знаете? (уч-ся отвечают)

Наиболее опасное вирусное заболевание в настоящее время это СПИД.

Заслушивается сообщение уч-ся о ВИЧ, вызывающего заболевание СПИД. ( с показом анимации вируса ВИЧ). ВИЧ имеет сферическую форму, диаметром от 100 – 150 нм. Наружная оболочка вируса состоит из мембраны, образованной из клеточной мембраны клетки-хозяина. В мембрану встроены рецепторные образования, напоминающие по внешнему виду грибы. Под наружной оболочкой располагается капсид вируса, образованный особыми белками, внутри которого находятся две молекулы вирусной РНК. Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент, синтезирующий ДНК с молекулы вирусной РНК.
СПИД — синдром приобретённого иммунного дефицита, тяжёлое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и характеризующееся подавлением всех функций иммунной системы человека. Пути передачи ВИЧ-инфекции: половой, инъекционный (особенно в среде наркоманов), через грудное молоко, при манипуляциях с заражённой кровью и другими биологическими жидкостями. Не передаётся при бытовых контактах. Больные СПИДом погибают от неспособности организма противостоять каким бы то ни было инфекциям или от развития раковых опухолей. С больным СПИДом можно есть за одним столом, жить в одной квартире — он фактически не заразен, но иметь детей и быть донором он не имеет права. Лечить иммунодефицит врачи пока ещё не научились, и, как правило, это страшное заболевание через несколько лет приводит к смерти. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7 – 10 лет. В настоящее время число людей во всем мире живущих с ВИЧ/СПИДом более 40 миллионов человек. Количество ВИЧ инфицированных в России 589581 человек Хабаровском крае 1622 человека по данным за 2010 год

3. Учащиеся работают с тестами по теме.

Вопросы и задания:

1.Внеклеточная форма вируса- (вирион)

2. Зарисуйте на доске строение бактериофага (по желанию 1 ученик)

3.Нуклениновая кислота вируса заключена в белковую оболочку (капсид)

4.Вирусную природу не имеет заболевание- (холера)

5.Установите последовательность процесса взаимодействия вируса с клеткой.

Дополните предложения письменно:

1.Вирусы проявляют свойства живого (только проникая внутрь живой клетки)

2.Вирусы это исключительно (паразитические формы)

3. Вирусную природу имеет заболевание (оспа)

4.Функция капсида вируса (защита нуклеиновой кислоты)

5. Наиболее сложное строение имеют вирусы (бактерий)

4. Составление синквейна:

Вирусы
Маленькие, опасные
Размножаются, приспосабливаются, несут болезни
Вирусы – неклеточные организмы
Паразиты.

  1. Рефлексия:

- Что нового узнали на уроке?

-Пригодятся ли полученные знания в жизни?

2. Выставление и комментирование отметок.

3.Домашнее задание: Изучить новый материал, зарисовать в тетрадь схему: «Проникновение вируса в клетку».

Ответить на вопрос: Почему то, что поражает компьютерные программы тоже назвали вирусом?

(Все очень просто, дело в том, что вирус поражает организм человека очень быстро и если сразу ты не защитился от него, то времени на это после того, как он проник в организм практически не остается, тоже самое происходит и компьютерными вирусами, если он проникает в систему, то, прежде чем от него получится избавиться, он уничтожит либо всю систему, либо часть файлов, восстановить которые будет очень сложно, а порой даже невозможно.)











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!