Статья
по вопросам обучения и воспитания школьников
в условиях внедрения федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС)
Шагов Сергей Николаевич
учитель высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ №5» имени Воинов 100 и 101 отдельных
стрелковых бригад
Данной статьёй я начинаю представлять различные методологические подходы в обучении по предмету «физика». Методологические подходы можно применить и в других предметах школьного курса и во внеурочной деятельности. В дальнейшем будут представлены ещё несколько статей по данному вопросу. В каждой будет теоретический материал и практическое его применение.
На протяжении многих лет в обучении и воспитании используются различные концепции, технологии, методы и методики, способствующие продуктивности передачи знаний.
Начиная с 2004 года в российское образование стали внедряться федеральные государственные стандарты образования. Введение стандартов предполагает значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
На данном этапе уже успешно работает федеральный государственный стандарт второго поколения (ФГОС) и на подходе внедрение федерального государственного стандарта третьего поколения.
Как же с помощью предлагаемых ФГОС повысить качество обучения и воспитания? Ответ на поставленный вопрос я нашёл в новой отрасли психолого-педагогического знания – психодидактике, – которая берёт на себя функции осуществления взаимосвязи психологических и дидактических концепций обучения и внедрения их в школьную практику путём разработки психодидактических технологий, доведённых до уровня раздаточного дидактического материала, подготовленного для каждой темы конкретного учебного предмета.
Потребность соединения психологического и дидактического знания в единую систему воздействия на личность отмечалась неоднократно в трудах педагогов и психологов С.П.Баранова, Л.С.Выгодского и др. На мой взгляд, психодидактика является средством устранения неразрешимых обычным способом противоречий в цепи психолого-педагогических наук. Вопросы проблемного, программированного обучения, межпредметных связей, дидактических игр и других дидактических структур были отнесены в область методик учебных предметов, где они оказались чужеродными, и им не уделялось должного внимания. Учителя в условиях неудовлетворительной психодидактической подготовки и отсутствия соответствующих дидактических материалов лишились мощного арсенала средств активизации обучения.
Психодидактика родилась не на пустом месте. Работы классиков (К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, Л.С.Выгодского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, В.П.Зинченко) заложили устойчивую тенденцию к интеграции психологического и дидактического знания. Просматривая различные источники по методикам и методам обучения, я нашёл теоретический материал по психодидактике в работе учителей образовательных учреждений Алтайского края. Основываясь на их опыте работы я стал использовать на своих уроках физики методологические подходы, которые имеют три основные составляющие: психологическую, дидактическую и методическую. Своей основной задачей и конечной целью ставлю соединение психологических и дидактических концепций в школьном процессе обучения посредством психодидактических пакетов по каждой теме учебного предмета, в которых реализуются методологические подходы.
Методологические подходы в области преподавания физики в школе
Методологическим подходом в обучении называют психолого-дидактическую структуру, основанную на оперативной переработке учебного материала в соответствии с выделенными психологическими целыми и на системе дидактических методов и средств их достижения.
Процесс обучения основан на следующих методологических действиях:
а) постановка конкретных дидактических целей;
б) выявление психических функций личности, способствующих достижению этих целей;
в) оперативное преобразование учебного материала к виду, дающему возможность реализовывать выбранные психические функции личности и достигать дидактических целей;
г) выбор методов и средств, дающих возможность приведения обучающихся в психическое состояние, способствующее с помощью преобразования учебного материала в оптимальном режиме усваивать нужные знания и формировать понятия.
Дискретный подход
Сущность дискретного подхода состоит в следующем. На каждом уроке совместно с обучающимися проводится анализ структуры учебного материала. В учебном материале выделяются главные и второстепенные элементы знаний. Главные элементы образуют содержание функционирующей системы знания, а второстепенные связывают их в логически целое образование. Главными элементами знания на данном уроке считаются те, которые вводятся впервые и без которых невозможно усвоение последующих элементов знания. Каждый новый элемент вводится с помощью целого ряда вспомогательных, связующих элементов, которые были главными на предыдущих уроках. С другой стороны, каждый функционально доминирующий на данном уроке элемент на следующих уроках превратится во второстепенный. Таким образом, каждый элемент знания лишь на одном уроке , где он вводится впервые, может быть главным. На всех же последующих уроках он используется для образования новых элементов знания и превращается в связующий. Выделив главные «доминирующие элементы знания» (ДЭЗ) на каждом из последовательных уроков, можно организовать относительно автономную систему обучения, в максимальной степени способствующую осмысленному и прочному запоминанию учебного материала.
Доминирующие элементы знания выделяются по трём критериям:
а) элемент знания входит в число основных понятий, которые необходимо усвоить на данном уроке, и без него невозможно дальнейшее понимание материала;
б) элемент знания встречается впервые в курсе учебного предмета;
в) элемент знания имеет большое мировоззренческое значение.
Методические приёмы работы с ДЭЗ:
– проверка усвоения ДЭЗ одного урока в порядке их логического следования (устный пересказ);
– выборочная проверка знаний в пределах ДЭЗ одного урока;
– письменный опрос по карточкам в пределах ДЭЗ одного или нескольких уроков;
– включение вопросов по знанию ДЭЗ в контрольные и лабораторные работы;
– проведение зачётных уроков по знанию ДЭЗ пройденной темы;
– взаимоконтроль знаний ДЭЗ в пределах изучаемой темы;
– проверка усвоения ДЭЗ после уроков как средство работы со слабыми обучающимися и в дистанционном режиме;
– проверка усвоения ДЭЗ по теме в случае конфликтной ситуации при выставлении отметок за четверть (триместр, полугодие);
– годовое повторение материала по ДЭЗ.
К достоинствам такого подхода следует отнести, прежде всего, возможность включать всех обучающихся в деятельность по усвоению программного материала в строгой логической последовательности. Здесь удачно реализуется принцип систематичности обучения. Обучающийся обязан проработать весь материал без каких-либо пропусков. Обучающиеся приобретают навыки самостоятельного анализа учебного материала (это очень удобно и эффективно при дистанционном обучении), учатся выделять главное и систематизировать материал в своей логике.
Ниже предлагаю элемент урока с доминирующими элементами знания ДЭЗ по предмету «физика» для 7 класса.
Таблица 1. ДЭЗ урока «Физика – наука о природе».
(Учебник физики для 7 класса, автор А.В.Пёрышкин)
№ | вопрос | Стр. | краткий ответ |
1 | Что такое наука «физика»? | 3 | Это одно из основных наук о природе. В переводе с греческого «фюзис» - природа. |
2 | Когда впервые появилось слово «физика» вообще? В русском языке? | 3 | В сочинениях древнегреческого философа Аристотеля, IV век до н.э. В русском языке в работах М.В.Ломоносова. |
3 | Что называют физическим явлением? | 3 | Изменения, происходящие в окружающем нас мире (падение тел, горение лампочки, звук камертона). |
4 | Классификация явлений. | 3-4 | Механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые. |
5 | Какова основная задача физики? | 4 | Открывать и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе. |
6 | Какие науки используют законы физики? Примеры. | 4 | Биология, география, химия и др. |
7 | Что называют физическим телом? Примеры. | 5 | Каждое из окружающих нас тел (шар, лист бумаги, ложка, ручка). |
8 | Что называют веществом? Примеры. | 5 | То, из чего состоят физические тела (железо, резина, воздух и т.п.) |
9 | По каким признакам можно различать физические тела? | 5 | По форме, объёму, веществу и др. |
10 | Что такое материя? | 5 | Всё, что реально существует во Вселенной, независимо от нашего сознания. |
Источники при подготовке теоретического материала:
1.Бабанский Ю.К. Теоретическое и методологическое значение основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, – Советская педагогика, 1984, №10.
2.Крутский А.Н., Стукалова И.Н., Филонова М.А. Психодидактика: Ч.3 Дискретный подход к усвоению знаний, – Новосибирск-Барнаул, 1995.
3.Пёрышкин А.В., учебник физики для 7 класса, М.: Дрофа, 2017.