СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методологические подходы к обучению: дискретный подход.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлена информация по психодидактике. Психодидактика в ключает в себя ряд методологических подходов. В публикуемом мной материале рассказывается о методологических подходах и дана подробная информация по дискретному подходу с примером элемента урока по нему.

Просмотр содержимого документа
«Методологические подходы к обучению: дискретный подход.»

Статья

по вопросам обучения и воспитания школьников

в условиях внедрения федеральных государственных

образовательных стандартов (ФГОС)

Шагов Сергей Николаевич

учитель высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ №5» имени Воинов 100 и 101 отдельных

стрелковых бригад


Данной статьёй я начинаю представлять различные методологические подходы в обучении по предмету «физика». Методологические подходы можно применить и в других предметах школьного курса и во внеурочной деятельности. В дальнейшем будут представлены ещё несколько статей по данному вопросу. В каждой будет теоретический материал и практическое его применение.


На протяжении многих лет в обучении и воспитании используются различные концепции, технологии, методы и методики, способствующие продуктивности передачи знаний.

Начиная с 2004 года в российское образование стали внедряться федеральные государственные стандарты образования. Введение стандартов предполагает значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.

На данном этапе уже успешно работает федеральный государственный стандарт второго поколения (ФГОС) и на подходе внедрение федерального государственного стандарта третьего поколения.

Как же с помощью предлагаемых ФГОС повысить качество обучения и воспитания? Ответ на поставленный вопрос я нашёл в новой отрасли психолого-педагогического знания – психодидактике, – которая берёт на себя функции осуществления взаимосвязи психологических и дидактических концепций обучения и внедрения их в школьную практику путём разработки психодидактических технологий, доведённых до уровня раздаточного дидактического материала, подготовленного для каждой темы конкретного учебного предмета.

Потребность соединения психологического и дидактического знания в единую систему воздействия на личность отмечалась неоднократно в трудах педагогов и психологов С.П.Баранова, Л.С.Выгодского и др. На мой взгляд, психодидактика является средством устранения неразрешимых обычным способом противоречий в цепи психолого-педагогических наук. Вопросы проблемного, программированного обучения, межпредметных связей, дидактических игр и других дидактических структур были отнесены в область методик учебных предметов, где они оказались чужеродными, и им не уделялось должного внимания. Учителя в условиях неудовлетворительной психодидактической подготовки и отсутствия соответствующих дидактических материалов лишились мощного арсенала средств активизации обучения.

Психодидактика родилась не на пустом месте. Работы классиков (К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, Л.С.Выгодского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, В.П.Зинченко) заложили устойчивую тенденцию к интеграции психологического и дидактического знания. Просматривая различные источники по методикам и методам обучения, я нашёл теоретический материал по психодидактике в работе учителей образовательных учреждений Алтайского края. Основываясь на их опыте работы я стал использовать на своих уроках физики методологические подходы, которые имеют три основные составляющие: психологическую, дидактическую и методическую. Своей основной задачей и конечной целью ставлю соединение психологических и дидактических концепций в школьном процессе обучения посредством психодидактических пакетов по каждой теме учебного предмета, в которых реализуются методологические подходы.



Методологические подходы в области преподавания физики в школе


Методологическим подходом в обучении называют психолого-дидактическую структуру, основанную на оперативной переработке учебного материала в соответствии с выделенными психологическими целыми и на системе дидактических методов и средств их достижения.

Процесс обучения основан на следующих методологических действиях:

а) постановка конкретных дидактических целей;

б) выявление психических функций личности, способствующих достижению этих целей;

в) оперативное преобразование учебного материала к виду, дающему возможность реализовывать выбранные психические функции личности и достигать дидактических целей;

г) выбор методов и средств, дающих возможность приведения обучающихся в психическое состояние, способствующее с помощью преобразования учебного материала в оптимальном режиме усваивать нужные знания и формировать понятия.

Дискретный подход

Сущность дискретного подхода состоит в следующем. На каждом уроке совместно с обучающимися проводится анализ структуры учебного материала. В учебном материале выделяются главные и второстепенные элементы знаний. Главные элементы образуют содержание функционирующей системы знания, а второстепенные связывают их в логически целое образование. Главными элементами знания на данном уроке считаются те, которые вводятся впервые и без которых невозможно усвоение последующих элементов знания. Каждый новый элемент вводится с помощью целого ряда вспомогательных, связующих элементов, которые были главными на предыдущих уроках. С другой стороны, каждый функционально доминирующий на данном уроке элемент на следующих уроках превратится во второстепенный. Таким образом, каждый элемент знания лишь на одном уроке , где он вводится впервые, может быть главным. На всех же последующих уроках он используется для образования новых элементов знания и превращается в связующий. Выделив главные «доминирующие элементы знания» (ДЭЗ) на каждом из последовательных уроков, можно организовать относительно автономную систему обучения, в максимальной степени способствующую осмысленному и прочному запоминанию учебного материала.

Доминирующие элементы знания выделяются по трём критериям:

а) элемент знания входит в число основных понятий, которые необходимо усвоить на данном уроке, и без него невозможно дальнейшее понимание материала;

б) элемент знания встречается впервые в курсе учебного предмета;

в) элемент знания имеет большое мировоззренческое значение.

Методические приёмы работы с ДЭЗ:

– проверка усвоения ДЭЗ одного урока в порядке их логического следования (устный пересказ);

– выборочная проверка знаний в пределах ДЭЗ одного урока;

– письменный опрос по карточкам в пределах ДЭЗ одного или нескольких уроков;

– включение вопросов по знанию ДЭЗ в контрольные и лабораторные работы;

– проведение зачётных уроков по знанию ДЭЗ пройденной темы;

– взаимоконтроль знаний ДЭЗ в пределах изучаемой темы;

– проверка усвоения ДЭЗ после уроков как средство работы со слабыми обучающимися и в дистанционном режиме;

– проверка усвоения ДЭЗ по теме в случае конфликтной ситуации при выставлении отметок за четверть (триместр, полугодие);

– годовое повторение материала по ДЭЗ.

К достоинствам такого подхода следует отнести, прежде всего, возможность включать всех обучающихся в деятельность по усвоению программного материала в строгой логической последовательности. Здесь удачно реализуется принцип систематичности обучения. Обучающийся обязан проработать весь материал без каких-либо пропусков. Обучающиеся приобретают навыки самостоятельного анализа учебного материала (это очень удобно и эффективно при дистанционном обучении), учатся выделять главное и систематизировать материал в своей логике.

Ниже предлагаю элемент урока с доминирующими элементами знания ДЭЗ по предмету «физика» для 7 класса.

Таблица 1. ДЭЗ урока «Физика – наука о природе».

(Учебник физики для 7 класса, автор А.В.Пёрышкин)

вопрос

Стр.

краткий ответ

1

Что такое наука «физика»?

3

Это одно из основных наук о природе. В переводе с греческого «фюзис» - природа.

2

Когда впервые появилось слово «физика» вообще? В русском языке?

3

В сочинениях древнегреческого философа Аристотеля, IV век до н.э. В русском языке в работах М.В.Ломоносова.

3

Что называют физическим явлением?

3

Изменения, происходящие в окружающем нас мире (падение тел, горение лампочки, звук камертона).

4

Классификация явлений.

3-4

Механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые.

5

Какова основная задача физики?

4

Открывать и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.

6

Какие науки используют законы физики? Примеры.

4

Биология, география, химия и др.

7

Что называют физическим телом? Примеры.

5

Каждое из окружающих нас тел (шар, лист бумаги, ложка, ручка).

8

Что называют веществом? Примеры.

5

То, из чего состоят физические тела (железо, резина, воздух и т.п.)

9

По каким признакам можно различать физические тела?

5

По форме, объёму, веществу и др.

10

Что такое материя?

5

Всё, что реально существует во Вселенной, независимо от нашего сознания.


Источники при подготовке теоретического материала:

1.Бабанский Ю.К. Теоретическое и методологическое значение основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, – Советская педагогика, 1984, №10.

2.Крутский А.Н., Стукалова И.Н., Филонова М.А. Психодидактика: Ч.3 Дискретный подход к усвоению знаний, – Новосибирск-Барнаул, 1995.

3.Пёрышкин А.В., учебник физики для 7 класса, М.: Дрофа, 2017.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!