Просмотр содержимого документа
«Методологические основы управления коррекционным учебно-познавательным процессом деятельности обучающихся с нарушением зрения»
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫМ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Короленко Евгения Викторовна
ГБУ КО «Школа-интернат»
г. Калининград
2020 год
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Приложение N 1. Требования к АООП НОО для глухих обучающихся Приложение N 2. Требования к АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся Приложение N 3. Требования к АООП НОО для слепых обучающихся Приложение N 4. Требования к АООП НОО для слабовидящих обучающихся Приложение N 5. Требования к АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Приложение N 6. Требования к АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Приложение N 7. Требования к АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития Приложение N 8. Требования к АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
- Приложение N 1. Требования к АООП НОО для глухих обучающихся
- Приложение N 2. Требования к АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
- Приложение N 3. Требования к АООП НОО для слепых обучающихся
- Приложение N 4. Требования к АООП НОО для слабовидящих обучающихся
- Приложение N 5. Требования к АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
- Приложение N 6. Требования к АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Приложение N 7. Требования к АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития
- Приложение N 8. Требования к АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
http://www.internatsvd.ru
8(4012)215373
8 905 241 36 86
Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования зрительной системы вследствие её поражения. Слабовидение характеризуется показателями остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05-0,4. Слабовидение может быть обусловлено нарушением другой базовой зрительной функции - поля зрения
Три степени слабовидения:
тяжелая, средняя, слабая
Неоднородность группы обучающихся детерминирована
- наличием различных клинических форм слабовидения и особенностей зрительных заболеваний
- возрастом, в котором произошло нарушение (или ухудшение) зрения
- наличием квалифицированной помощи и условий окружения
Несмотря на достаточно низкую остроту зрения и нестабильность зрительных функций, ведущим в учебно-познавательной деятельности данной группы обучающихся выступает зрительный анализатор
Катаракта
Астигматизм
Миопический астигматизм
Косоглазие
Глаукома
Атрофия зрительного нерва
Ретинопатия
Дальтонизм
Программы обучения
- Вариант 4.1
- Вариант 4.2
- Вариант 4.3
- Вариант 3.1
- Вариант 3.2
- Вариант 3.3
- Вариант 3.4
Содержание и организация образовательной деятельности
- итоговые достижения к моменту завершения обучения
- сроки обучения
- Учет ООП
- организация и создание образовательной среды
- психолого-педагогическая поддержка
Психолого-педагогическое сопровождение – организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного достижения результатов АООП каждым обучающимся с ограниченными возможностями здоровья
Традиционные задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Комплексные задачи психолого-педагогического сопровождения в соответствии с ФГОС для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья
И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева
Обучающимся данной группы характерно:
- снижение общей и зрительной работоспособности ;
- замедленное формирование предметно-практических действий ;
- замедленное овладение письмом и чтением;
- снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля;
Л. С. Выготский
А. Г. Литвак
- затруднение выполнения зрительных заданий требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект;
- возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом
Л. И. Плаксина
В. А. Феоктистова
- снижение двигательной активности , своеобразие физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук и др.), трудности формирования двигательных навыков;
- затруднения в темпе зрительного анализа ;
- трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков;
- снижение общей познавательной активности
Л. И. Солнцева, С. М. Хорош,
В. З. Денискина
Слабовидящим характерно своеобразие речевого развития:
- снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений ;
- слабой связи речи с предметным содержанием;
- недостаточный запас слов , обозначающих признаки предметов и пространственные отношения;
- трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми и неязыковыми средствами общения
Л.М.Воронцова, В. А. Феоктистова,
В. З. Денискина, Г.В.Григорьева
Слабовидящим обучающимся характерны:
- снижение уровня развития мотивационный сферы ;
- снижение регуляторных образований (самоконтроль, самооценка, воля);
- снижение рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения);
- особенности качеств личности : недостаточная самостоятельность, безынициативность, иждивенчество
И.Н.Никулина, А.М.Виленская, И.П.Волкова, Т.П.Головина