СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методологические основы междисциплинарной интеграции предметов медико-биологического и психолого-педагогического цикла дефектологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрывается сущность междисциплинарной интеграции предметов медико-биологического и  психолого-педагогического цикла дефектологии, указываются особенности междисциплинарной интеграции предметов, описываются разделы специальной педагогики, входящие в область дефектологии.

Просмотр содержимого документа
«Методологические основы междисциплинарной интеграции предметов медико-биологического и психолого-педагогического цикла дефектологии»

Методологические основы междисциплинарной интеграции предметов медико-биологического и психолого-педагогического цикла дефектологии Автор: учитель начальных классов ОКОУ «Курская школа» Горякина Екатерина Игоревна

Методологические основы междисциплинарной

интеграции предметов медико-биологического и

психолого-педагогического цикла дефектологии

Автор: учитель начальных классов

ОКОУ «Курская школа»

Горякина Екатерина Игоревна

 Дефектология (от лат. defectus — недостаток и греч. logos — слово, учение), наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

Дефектология

(от лат. defectus — недостаток и греч. logos — слово, учение), наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

 Особенность междисциплинарной интеграции предметов дефектологии состоит в том, что она допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов, в этом случае, обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей.  Междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности.

Особенность междисциплинарной интеграции предметов дефектологии состоит в том, что она

допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов, в этом случае, обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей.

Междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем,

в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности.

В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика  (обучение и воспитание глухих и слабослышащих)

В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики:

  • сурдопедагогика

(обучение и воспитание глухих и слабослышащих)

тифлопедагогика  (обучение и воспитание слепых и слабовидящих)
  • тифлопедагогика

(обучение и воспитание

слепых и слабовидящих)

олигофренопедагогика  (обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития)
  • олигофренопедагогика

(обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития)

логопедия  (обучение и воспитание лиц с нарушениями речи)
  • логопедия

(обучение и воспитание лиц

с нарушениями речи)

Дефектология изучает также проблемы обучения и воспитания детей  с  нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психич. развития, а также со сложными дефектами (напр., слепоглухонемота, сочетание слепоты и умственной отсталости и т. п.) .

Дефектология изучает также проблемы обучения и воспитания детей

с нарушениями

опорно-двигательного аппарата,

с задержкой психич. развития,

а также со сложными дефектами

(напр., слепоглухонемота,

сочетание слепоты и

умственной отсталости и т. п.) .

Важную роль в формировании дефектологии сыграло развитие комплексного междисциплинарного подхода (с участием педагогов, врачей, психологов, физиологов и др. специалистов) к изучению аномальных детей. На основе клинико-физиологических, психологических исследований разработано научное обоснование процессов компенсации и коррекции дефектов, создана дифференцированная система образовательных учреждений для аномальных детей.

Важную роль в формировании дефектологии сыграло развитие комплексного междисциплинарного подхода (с участием педагогов, врачей, психологов, физиологов и др. специалистов) к изучению аномальных детей.

На основе клинико-физиологических, психологических исследований разработано научное обоснование процессов компенсации и коррекции дефектов,

создана дифференцированная система

образовательных учреждений

для аномальных детей.

Дефектология связана с рядом смежных наук -- психолого-педагогических и медицинских . Поскольку дефектология занимается вопросами изучения, обучения, воспитания и развития детей с физическими, и психическими отклонениями, ей необходимы данные их клинического изучения, которые можно получить из разных областей научного знания.

Дефектология связана с рядом смежных наук -- психолого-педагогических и медицинских . Поскольку дефектология занимается вопросами изучения, обучения, воспитания и развития детей с физическими, и психическими отклонениями, ей необходимы данные их клинического изучения, которые можно получить из разных областей научного знания.

Невропатология  наука об органических и функциональных болезнях нервной системы Патанатомия наука, изучающая отклонения в строении организма Патофизиология наука о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов Офтальмология науки о заболеваниях органов зрения Генетика науки о законах  наследственности и наследственных  заболеваниях Дефектология Отоларингология науки о заболеваниях уха, носа, горла Патопсихология отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга Психопатология наука о болезнях психики, их причинах, течении, предупреждении  и лечении Детская психиатрия наука о психопатологических проявлениях в детском возрасте

Невропатология

наука об органических и

функциональных болезнях

нервной системы

Патанатомия

наука, изучающая

отклонения

в строении

организма

Патофизиология

наука о закономерностях

возникновения,

развития и течения

патологических

процессов

Офтальмология

науки о заболеваниях

органов зрения

Генетика

науки о законах

наследственности

и наследственных

заболеваниях

Дефектология

Отоларингология

науки о заболеваниях

уха, носа, горла

Патопсихология

отрасль психологии,

изучающая изменения

психической деятельности

при патологических

состояниях мозга

Психопатология

наука о болезнях психики,

их причинах,

течении, предупреждении

и лечении

Детская психиатрия

наука о

психопатологических

проявлениях

в детском возрасте

С целью  проведения комплексного диагностического обследования, определения специальных условий для получения образования, организации необходимого медицинского обслуживания, помощи детям с отклонениями в развитии на региональном, муниципальном, федеральном уровнях создаются психолого-медико-психологическиекомиссии(ПМПК) . В состав ПМПК входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по со- ответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский,  социальный педагог. При необходимости в состав комиссии могут быть включены другие специалисты.

С целью проведения комплексного диагностического обследования, определения специальных условий для получения образования, организации необходимого медицинского обслуживания, помощи детям с отклонениями в развитии на региональном, муниципальном, федеральном уровнях создаются психолого-медико-психологическиекомиссии(ПМПК) .

В состав ПМПК входят: педагог-психолог,

учителя-дефектологи (по со- ответствующему профилю:

олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог),

логопед, педиатр, невролог, офтальмолог,

оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости

в состав комиссии могут быть включены

другие специалисты.

Основными задачами ПМПК являются:

- своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;

- комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;

- определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;

- содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

- внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;

- формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;

- своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;

- консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

- участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;

- содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.

В нашем городе более 10 лет существует «Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» (основанный 31.12.2004г.). Центр  оказывает комплексную всестороннюю диагностическую и коррекционную помощь детям и подросткам от рождения до 18 лет, как с нормальным развитием, так и с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, нарушением поведения, обучение и воспитание которых в семье и в образовательном учреждении требуют специального психолого- педагогического и медико-социального сопровождения .

В нашем городе более 10 лет существует «Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» (основанный 31.12.2004г.).

Центр оказывает комплексную всестороннюю диагностическую и коррекционную помощь детям и подросткам от рождения до 18 лет, как с нормальным развитием, так и с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, нарушением поведения,

обучение и воспитание которых в семье

и в образовательном учреждении

требуют специального психолого-

педагогического

и медико-социального

сопровождения .

Работа учреждения осуществляется в соответствии с лицензиями на право осуществления образовательной и медицинской деятельности по следующим направлениям:  - дифференциальная диагностика детей с рождения до 18 лет;  - психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;  - проведение коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимися;   - осуществление комплекса мероприятий по оказанию ранней помощи семьям, имеющим детей с тяжелыми нарушениями;  - оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Работа учреждения осуществляется в соответствии с лицензиями на право осуществления образовательной и медицинской деятельности по следующим направлениям: - дифференциальная диагностика детей

с рождения до 18 лет; - психолого-педагогическое

консультирование обучающихся,

их родителей (законных представителей)

и педагогических работников; - проведение коррекционно-развивающих

и компенсирующих занятий с обучающимися;  - осуществление комплекса мероприятий

по оказанию ранней помощи семьям,

имеющим детей

с тяжелыми нарушениями; - оказание помощи обучающимся

в профориентации,

получении профессии

и социальной адаптации.

Литература: Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. -- М.: Просвещение, 1988. - 94 с. 2. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. – М.: Академия, 2006. – 224с. 3. Олигофренопедагогика: Учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 397 с. 4. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2008. – 519 с. Электронный ресурс: http://www.logopedplus.ru/ http://nsportal.ru/ http://kareliavos.onego.ru/ http://pmckursk.info/ http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/jm-dokumenty/a7b.htm

Литература:

  • Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения:

учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. -- М.: Просвещение, 1988. - 94 с.

2. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. –

М.: Академия, 2006. – 224с.

3. Олигофренопедагогика: Учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков,

В.В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 397 с.

4. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. Н.М. Назаровой.

– М.: Академия, 2008. – 519 с.

Электронный ресурс:

http://www.logopedplus.ru/

http://nsportal.ru/

http://kareliavos.onego.ru/

http://pmckursk.info/

http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/jm-dokumenty/a7b.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!