Методологические основы междисциплинарной
интеграции предметов медико-биологического и
психолого-педагогического цикла дефектологии
Автор: учитель начальных классов
ОКОУ «Курская школа»
Горякина Екатерина Игоревна
Дефектология
(от лат. defectus — недостаток и греч. logos — слово, учение), наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.
Особенность междисциплинарной интеграции предметов дефектологии состоит в том, что она
допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов, в этом случае, обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей.
Междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем,
в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности.
В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики:
(обучение и воспитание глухих и слабослышащих)
(обучение и воспитание
слепых и слабовидящих)
(обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития)
(обучение и воспитание лиц
с нарушениями речи)
Дефектология изучает также проблемы обучения и воспитания детей
с нарушениями
опорно-двигательного аппарата,
с задержкой психич. развития,
а также со сложными дефектами
(напр., слепоглухонемота,
сочетание слепоты и
умственной отсталости и т. п.) .
Важную роль в формировании дефектологии сыграло развитие комплексного междисциплинарного подхода (с участием педагогов, врачей, психологов, физиологов и др. специалистов) к изучению аномальных детей.
На основе клинико-физиологических, психологических исследований разработано научное обоснование процессов компенсации и коррекции дефектов,
создана дифференцированная система
образовательных учреждений
для аномальных детей.
Дефектология связана с рядом смежных наук -- психолого-педагогических и медицинских . Поскольку дефектология занимается вопросами изучения, обучения, воспитания и развития детей с физическими, и психическими отклонениями, ей необходимы данные их клинического изучения, которые можно получить из разных областей научного знания.
Невропатология
наука об органических и
функциональных болезнях
нервной системы
Патанатомия
наука, изучающая
отклонения
в строении
организма
Патофизиология
наука о закономерностях
возникновения,
развития и течения
патологических
процессов
Офтальмология
науки о заболеваниях
органов зрения
Генетика
науки о законах
наследственности
и наследственных
заболеваниях
Дефектология
Отоларингология
науки о заболеваниях
уха, носа, горла
Патопсихология
отрасль психологии,
изучающая изменения
психической деятельности
при патологических
состояниях мозга
Психопатология
наука о болезнях психики,
их причинах,
течении, предупреждении
и лечении
Детская психиатрия
наука о
психопатологических
проявлениях
в детском возрасте
С целью проведения комплексного диагностического обследования, определения специальных условий для получения образования, организации необходимого медицинского обслуживания, помощи детям с отклонениями в развитии на региональном, муниципальном, федеральном уровнях создаются психолого-медико-психологическиекомиссии(ПМПК) .
В состав ПМПК входят: педагог-психолог,
учителя-дефектологи (по со- ответствующему профилю:
олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог),
логопед, педиатр, невролог, офтальмолог,
оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости
в состав комиссии могут быть включены
другие специалисты.
Основными задачами ПМПК являются:
- своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;
- комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;
- определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;
- содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
- внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;
- формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;
- своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;
- консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
- участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
- содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.
В нашем городе более 10 лет существует «Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» (основанный 31.12.2004г.).
Центр оказывает комплексную всестороннюю диагностическую и коррекционную помощь детям и подросткам от рождения до 18 лет, как с нормальным развитием, так и с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, нарушением поведения,
обучение и воспитание которых в семье
и в образовательном учреждении
требуют специального психолого-
педагогического
и медико-социального
сопровождения .
Работа учреждения осуществляется в соответствии с лицензиями на право осуществления образовательной и медицинской деятельности по следующим направлениям: - дифференциальная диагностика детей
с рождения до 18 лет; - психолого-педагогическое
консультирование обучающихся,
их родителей (законных представителей)
и педагогических работников; - проведение коррекционно-развивающих
и компенсирующих занятий с обучающимися; - осуществление комплекса мероприятий
по оказанию ранней помощи семьям,
имеющим детей
с тяжелыми нарушениями; - оказание помощи обучающимся
в профориентации,
получении профессии
и социальной адаптации.
Литература:
- Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения:
учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. -- М.: Просвещение, 1988. - 94 с.
2. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. –
М.: Академия, 2006. – 224с.
3. Олигофренопедагогика: Учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков,
В.В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 397 с.
4. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. Н.М. Назаровой.
– М.: Академия, 2008. – 519 с.
Электронный ресурс:
http://www.logopedplus.ru/
http://nsportal.ru/
http://kareliavos.onego.ru/
http://pmckursk.info/
http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/jm-dokumenty/a7b.htm