СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика решения задачи по геометрии по теме: "Метод площадей. Окружность."

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика решения задачи по геометрии по теме: "Метод площадей. Окружность."»

Задача.​ В четырехугольнике ABCD , вписанном в окружность, биссектрисы углов A и B пересекаются в точке E , лежащей на стороне CD . Известно, что CD : BC = 3 : 2. A. Доказать, что расстояния от точки E до прямых AD и BC равны.

B. Найти отношение площадей треугольников ADE и BCE .

I этап. Анализ условия задачи и построение чертежа.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Какая геометрическая фигура рассматривается в задаче?

1. Четырехугольник, вписанный в окружность

2. Что еще дано в условии задачи?

2. Биссектрисы углов A и B пересекаются в точке E , лежащей на стороне CD .

3. Выполним чертеж

3.

4. Что еще известно из условия задачи?

4. CD : BC = 3 : 2

5. Что требуется найти в задаче?

5.

  • Доказать, что расстояния от точки E до прямых AD и BC равны.

  • Найти отношение площадей треугольников ADE и BCE .

Схематическая запись условия задачи

Дано:

четырехугольник ABCD , вписанный в окружность, AE − биссектриса ∠DAB , BE −биссектриса ∠CBA, E DC , CD : BC = 3 : 2.

Найти:

  1. доказать, что ρ (E, AD) = ρ (E, BC)

  2. SSBADCEE

II этап. Поиск способа решения задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Что требуется найти в задаче?

1.

  • Доказать, что расстояния от точки E до прямых AD и BC равны.

  • Найти отношение площадей треугольников ADE и BCE .

2. Докажем сначала, что расстояния от точки E до прямых AD и BC равны.

2.

Как найти расстояние от точки до прямой?

Расстояние от точки до прямой есть перпендикуляр, опущенный из данной точки на прямую.

3. Что мы знаем про точку E ?

3. Точка E является точкой пересечения биссектрис AE и BE

4. Что можно сказать про точки, лежащие на биссектрисе?

4. Точки, лежащие на биссектрисе, равноудалены от сторон угла.

5. Применим данное свойство к нашей задаче. Что получим?

5. ρ (E, AD) = ρ (E, AB) ρ (E, BC) = ρ (E, AB)

6. Что замечаем в этих равенствах? И какой вывод можем сделать?

6. ρ (E, AD) = ρ (E, AB) = ρ (E, BC) ⇒ ρ (E, AD) = ρ (E, BC)

7. Во втором пункте нам необходимо найти отношение площадей треугольников ADE и BCE .

7.

Что мы знаем про эти треугольники?

В этих треугольниках есть равные высоты (из пункта 1)

8. Тогда что мы можем сказать об отношении площадей площадей этих треугольников?

8. Отношение площадей этих треугольников будет равно отношению сторон, на которые опущены равные высоты, то есть отношению сторон AD и BC

9. Как мы можем найти эти стороны?

9. AD мы можем найти как сумму AM и MD . BC − сумма BK и KC .

10. Как мы можем найти эти стороны?

10. Из прямоугольных треугольников, применив определение синуса, косинуса, тангенса или котангенса угла.

11. По условию задачи также известно, что

CD : BC = 3 : 2. Как мы можем это применить?

11. Выразим CD из прямоугольных треугольников, применив определение синуса, косинуса, тангенса или котангенса

угла и подставим CD в искомое отношение.

12. Наметим план решения

12.

  1. Докажем, что расстояния от точки E до прямых AD и BC равны.

  2. Вычислим AD

    1. Вычислим AM

    2. Вычислим DM

  3. Вычислим BC

    1. Вычислим BK

    2. Вычислим KC

  4. Вычислим CD

    1. Вычислим DE

    2. Вычислим EC

  5. Выразим отношение AD и BC

  6. Выразим отношение CD и BC и подставим его в отношение AD и BC .

III этап. Оформление решения задачи

А)

  1. Д оп. построение: EMAD, EKBC

  2. ρ (E, AD) = EM ρ (E, BC) = EK

  3. Доп. построение: ENAB

  4. ρ (E, AD) = ρ (E, AB) (по свойству биссектрисы) ρ (E, BC) = ρ (E, AB) (по свойству биссектрисы)

  5. Из п.4 ⇒ ρ (E, AD) = ρ (E, BC)

Б)

1) Из п.А ⇒ ρ (E, AD) = ρ (E, BC) ⇒ EM = EK

2) SSBADCEE = 1212MEKE··BACD = BADC (EM = EK )

  1. Пусть EM = EK = x, ∠DAE = α, ∠CBE = β

  2. DAB = 2α, так как AE − биссектриса ∠DAB

CBA = 2β, так как BE −биссектриса ∠CBA

  1. Так как ABCD вписан в окружность, ∠DAB + ∠BCD = 180o и

ABC + ∠CDA = 180o

⇒ ∠BCD = 180o − ∠DAB = 180o − 2α и

CDA = 180o − ∠ABC = 180o − 2β

  1. треугольник AME : EMAD ctgα = MAME AM = x · ctgα 7) треугольник BEK : EKBC ctgβ = EBKK BK = x · ctgβ 8) треугольник DME :

EMAD ;

MED = 180o − ∠EMD − ∠MDE = 180o − 90o − 2β = 90o − 2β

(по теореме о сумме углов в треугольнике);

tgMED = MDED , tg (90o − 2β) = MDED ⇒ − ctg 2β = MDED MD =− x · ctg 2β ; cosMED = MDEE , cos (90o − 2β) = MDEE sin 2β = MDEE DE = sinx 2β 9) треугольник CKE :

EKBC ;

CEK = 180o − ∠EKC − ∠KCE = 180o − 90o − 2α = 90o − 2α (по теореме о сумме углов в треугольнике); tgCEK = KKCE , tg (90o − 2α) = KKCE ⇒ − ctg 2α = KKCE KC =− x · ctg 2α; cosCEK = MCEE , cos (90o − 2α) = MCEE sin 2α = MCEE CE = sinx 2α .

  1. из пунктов 6) - 9)⇒

AD = AM + MD

AD

;

BC = BK + KC

BC

;

DC = DE + EC

  1. из пунктов 2), 10)⇒

(по условию задачи)

  1. Пусть sin2α = t, sin2β = y, sin(2α − 2β) = z

  2. из пунктов 12), 13)⇒ DBCC = tt++yz = 32 z = 13(2y t)

  3. из пунктов 11), 13), 14)⇒ BADC = yt+zz = yt+3(2yt) = 33yt+22yy+tt = 2tt++y2y = 12

  4. из пунктов 2), 15)⇒ SSBADCEE = BADC = 12

Ответ: 1 : 2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!