СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика развития волейболисток 13-14лет

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика развития волейболисток 13-14лет»

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК

13-14 ЛЕТ



1.ВВЕДЕНИЕ

Волейбол – ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер и в целом развития всех физический качеств спортсмена.[13]

Актуальность. Двигательные действия заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках вверх на максимальную и оптимальную высоту, большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов.

Высокий уровень требований к физической подготовленности волейболистов объясняется следующими факторами.

1. Качественно новый уровень развития волейболиста требует нового уровня развития физических качеств спортсмена (изменение правил соревнований, комплектование команд высокорослыми игроками; повышение атакующего потенциала за счет быстрых перемещений и повышенной скорости выполнения технических приемов с использованием всей длины сетки, игра тремя мячами и др.).

2. Постоянный рост уровня развития физических качеств – непременное условие для повышения тренировочных нагрузок. [11]

В зависимости от возраста, подготовленности спортсменов, этапов и задач тренировки физическая подготовка изменяется, но во всех своих аспектах она необходима волейболисту, от начинающего до мастера высокого класса. Характер подготовки, применяемые средства и методы претерпевают изменения, выражающиеся, прежде всего, в специальной направленности. По направленности и характеру воздействия применяемых средств физическая подготовка волейболистов делится на общую (ОФП) и специальную (СФП).

Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс волейболисток 13-14 лет Торской средней школы.

Предметом исследования является методика развития скоростно-силовых качеств у волейболисток 13-14 лет Торской средней школы

Цель работы – усовершенствование методики развития скоростно-силовых качеств у волейболисток 13-14 лет Торской средней школы

Задачи исследования

  1. Изучить научно-методическую литературу по методике развития скоростно-силовых качеств у девушек 13-14 лет, занимающихся волейболом.

2. Усовершенствовать методику скоростно-силовых качеств у волейболисток 13-14 лет.

3. Выявить эффективность усовершенствованной методики развития скоростно-силовых качеств девушек 13-14, занимающихся волейболом.

Гипотеза. Мы предполагаем, что усовершенствованная нами методика развития скоростно-силовых качеств у волейболисток 13-14 лет позволит качественно повысить уровень подготовки на учебно-тренировочных занятиях по волейболу.


2.ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель и задачи исследования


Цель работы – усовершенствование методики развития скоростно-силовых качеств у волейболисток 13-14 лет.

Задачи исследования:

1. Изучить научно-методическую литературу по методике развития скоростно-силовых качеств у девушек 13-14 лет, занимающихся волейболом.

2. Усовершенствовать методику развития скоростно-силовых качеств у волейболисток 13-14 лет.

3. Выявить эффективность усовершенствованной методики развития скоростно-силовых качеств девушек 13-14, занимающихся волейболом.


3..МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных задач в исследовании использованы следующие методы:

1.Анализ научно-методической литературы по теме исследования

2.Тестирование

3.Педагогическое наблюдение

4.Педагогический эксперимент

5.Метод математической обработки

Анализ научно-методической литературы по теме исследования

На предварительном этапе исследования было изучено состояние проблемы в специальной литературе по теории и методики физического воспитания и спорта, педагогики, психологии, физиологии, основам математической статистики.

Тестирование

Для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств различных мышечных групп использовались тесты: прыжки в длину с места, челночный бег 4х9м., бег на 30 метров

Челночный бег 4х9 метров. Методика проведения.

Бег осуществляется четырёхкратно между двумя линиями, стойками, установленными на расстоя­нии 9 м друг от друга. С помощью секундомера фиксируется время «старта» и «финиша». [9]

Прыжок в длину с места. Методика проведения. Исходное положение: встать носками к стартовой черте, приготовиться к прыжку. Прыжок выполняется двумя ногами с махом руками. Длина прыжка с трех попыток измеряется с точностью до 1 сантиметра от стартовой линии до пятки ноги, оказавшейся сзади. [8]

Бег на 30 метров. Методика проведения. Выполняется на стадионе или в спортивном зале с высокого старта в соответствии с правилами соревнований по легкой атлетике, одновременно двумя тестируемыми. Время каж­дого фиксируется отдельным секундомером.

Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение проводилось с целью осуществления анализа статистических показателей эффективности игровых действий отдельных игроков и всей команды волейболисток 13 - 14 лет.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент - важнейший метод научно-практического исследования, направленный на выявление эффективности тех или иных форм, методов и приемов обучения, воспитания и тренировки. В исследовании был проведен констатирующий педагогический эксперимент.

Математико-статистические методы

Для оценки результатов педагогического воздействия широко используются методы качественного и количественного анализов. В последние годы происходит интенсивный процесс внедрения количественных методов, основанных на использовании математического аппарата.

Расчеты в проведенных исследованиях производились по t- критерию Стьюдента.

В статистической обработке определялись следующие показатели:

1 . Средняя арифметическая

где X - средняя арифметическая;

-знак суммирования;

Х- отдельные значения;

n - число испытуемых

2 Среднее квадратическое отклонение

3. Ошибка средней арифметической

m= ;

4. Коэффициент вариации

5. Показатель достоверности различий Стьюдента

где, m1 и m2 - соответственно исходные и конечные ошибки средней арифметической.

Далее достоверность различия определялись по таблице вероятностей по распределению Стьюдента (Р), которое показывает вероятность разницы между X1 и Х2.

а) t = от 0,0 до 2,0 - число (Р) будет равняться от 1,000 до 1,0455 - это значит достоверности различий по таблице Стьюдента нет (Р 0,05);

б) t = от 2,0 до 2,6 - это значит, что есть достоверности различий в малой степени (Р

в) t = от 2,6 до 3,4 - достоверность средней степени (Р

г) t = от 3,4 до - достоверность очень высокая (Р

Сравнительный анализ использовался для сравнения полученных показателей на начальном и конечном этапах, а также между группами. Дан их описательный характер, составлены графики, диаграммы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследовательская работа проводилась с 2014 по 2015 год на базе Торской средней школы. На первом этапе исследования, параллельно с изучением литературных источников, проводилось педагогическое наблюдение (с целью получения сведений о естественном учебно-тренировочном процессе).

Проводился сбор первичной информации о детях занимающихся волейболом, уточнялись гипотеза и методы исследования. В результате чего были определены составы контрольной и экспериментальной группы.

В состав экспериментальной и контрольной группы вошли учащиеся Торской средней школы. Экспериментальная - учебно-тренировочная группа в составе 10 человек (1 группа). тренер Холхоев О.А.

Предварительно на тренировочных занятиях волейболисты выполняли тестовые упражнения для подготовки организма занимающихся к началу эксперимента и освоения техники тестовых упражнений.

После предварительной подготовки для оценки исходного уровня развития скоростно-силовых качеств были проведены контрольные испытания. Подробные результаты, которых представлены в приложении 2.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Усовершенствование методики развития скоростно-силовых качеств волейболисток 13-14 лет

После предварительной подготовки для оценки исходного уровня развития скоростно-силовых качеств были проведены контрольные испытания. Подробные результаты, которых представлены в приложении 2.

На втором этапе в экспериментальной группе использовалась предложенная нами тренировочная программа, направленная на акцентированное развитие скоростно-силовых качеств. Программа предусматривала комплекс из 3 упражнений, которые выполнялись на тренировочном занятии три раза в неделю в течение двух месяцев. Особенностью данного комплекса заключается в том, что упражнения максимально приближены к техническим и тактическим действиям волейболиста в условиях соревновательной деятельности. Упражнения давались в игровой или соревновательной форме на различных этапах тренировочного занятия.

Для развития скоростно-силовых качеств используют следующие средства тренировки:

  • прыжки на одной и двух ногах; (10 раз по 3 подхода)

  • прыжки со скакалкой; (1мин.без перерыва)

  • прыжки в длину и высоту с разбега и с места; (

  • прыжки в глубину с высоты; (10 раз по 3 подхода)

  • многоскоки; (9м.по 2 раза)

  • метание набивных мячей; (3 мин.)

  • прыжки с поворотами на 90 – 180 градусов; (по кругу 10 раз)

  • бег с высокого старта; (5 забегов с одной стены до другой)

  • многократные прыжки с максимальной высотой подскока; (20 раз по 2 подхода)

  • приседания на одной и двух ногах с акцентом на быстроту;(в течение 30 сек.)

  • бег на короткие дистанции;(5 забегов по 9 м.)

  • игровые задания по сигналу;

  • эстафеты;

  • подвижные игры типа «перестрелка»;

  • «челночный бег»;(3 раза по 9 м.)

  • и другие средства.

Контрольная группа занималась согласно, плана тренировочных занятий, в котором также отводилось время на развитие скоростно-силовых качеств.


Результаты исследования

По окончанию эксперимента повторно было проведено контрольное испытание в контрольной и экспериментальной группе. Результаты представлены в таблице.

Изменение результатов тестирования контрольной и экспериментальной групп в эксперименте.

Тест

Группа

До эксперимента

После эксперимента

Прирост

X

δ

M

t

p

X

δ

m

t

p


Прыжки в длину с места

КГ


430,1


37,86


11,98



5,46





443,6


59,94


18,97



5,64




13,5

ЭГ


565,6


64,94


21,65


588


51,94


17,31


22,4

Челночный бег

КГ


8,9


0,32


0,1



0,5




0,05


8,85


0,32


0,1



2,8




0,05

ЭГ


8,8


0,5


0,17


8,45


0,29


0,1


0,35

Бег на 30 м.

КГ


56,64


5,05


1,6



2,8




56,9


4,73


1,5



1,07



0,05


0,3

ЭГ


63,7


5,84


1,95


73,1


10,71


3,59


9,4



Материалы тестирования подверглись математико-статистической обработке по методике предложенной Ю.Д.Железняком (4, с.141).

На начало эксперимента экспериментальная и контрольная группы по всем показателям статистически не различалась. До эксперимента результаты контрольных испытаний экспериментальной группы оказались выше, чем контрольной, во всех тестах. Это подтверждают данные педагогического наблюдения (экспериментальная группа – тренировочная группа, с более высоким уровнем физической, технической и тактической подготовки).

В тесте «Прыжок в длину с места» результаты контрольной группы изменились: 145 см, до эксперимента, до 165 см в конце эксперимента. Прирост результата составил 20 см.

В результате проведенного эксперимента, в тесте «бег на 30 метров», показатели контрольной группы изменились с 6 секунды до 5

Результаты теста «Челночный бег 4 х 9м.» в контрольной группе изменились незначительно с 8,9 секунды до 8,85 секунды. В экспериментальной группе результат составил 8,8 секунды до эксперимента и 8,45 секунды после. Прирост результатов составил 0,05 секунды в контрольной и 0,35 секунды в экспериментальной группе соответственно. Различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями являются достоверными (p

На основании результатов проведенного эксперимента можно сделать вывод:

Эффективность предлагаемой нами методики подтверждаются положительной динамикой результатов экспериментальной группы и результатами прироста результатов, значительно превосходящими данные контрольной группы.

Прирост результатов в экспериментальной группе отмечается во всех тестах: «Челночный бег 4 х 9м.», «бег на 30 метров», «Прыжок в длину с места» (0,35 секунды, 20 сантиметра, 1 секунда). Но различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями в «Прыжке в длину с места» являются достоверны различия только в тестах «Бег на 30 метров» и «Челночный бег 4 х 9м.» (p



4.ВЫВОДЫ
  1. Изучив и проанализировав научно-методическую литературу, мы убедились в еще большей актуальности нашего вопроса. И во многом это связано с появлением целого ряда причин: научно-техническим прогрессом, компьютеризацией учебного процесса и досуга, которые существенно сужают и меняют характер жизнедеятельности и связанные с ней функционирования всех систем организма детей и подростков.

По данным Министерства Здравоохранения за последние десятилетия наблюдается значительное снижение уровня здоровья школьников, особенно детей старшего школьного возраста.

  1. Изучив научно-методическую литературу и, исходя из личного опыта, мы усовершенствовали методику по развитию скоростно-силовых качеств. Программа предусматривала комплекс из 3 упражнений, которые выполнялись на тренировочном занятии три раза в неделю в течение двух месяцев. Особенностью данного комплекса заключается в том, что упражнения максимально приближены к техническим и тактическим действиям волейболиста в условиях соревновательной деятельности. Упражнения давались в игровой или соревновательной форме на различных этапах тренировки или по методу круговой тренировки в основной части тренировочного занятия.

  2. Прирост результатов в экспериментальной группе отмечается во всех тестах: «Челночный бег 4 х 9м.», «бег на 30 метров», «Прыжок в длину с места» (0,35 секунды, 20 сантиметра, 1 секунд). Но различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями в «Прыжке в длину с места» являются достоверны различия только в тестах «Бег 30 метров» и «Челночный бег 4 х 9м.» и (p

Следовательно, мы не можем однозначно утверждать, что эффективность данной методики значительно выше остальных. Но показатели тестирования, а также интегральный характер подготовки при применении предложенной программы не исключает использование данной методики в учебно-тренировочном процессе.



5.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахмерова, Э.К. Волейбол в спортивной школе / Э.К. Ахмерова. -Минск.: БГУ, 2010 .- 255 с.

  2. Безруких, М. М.] Возрастная физиология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

  3. Беляева, А.В. Волейбол / А.В. Беляева, М.В. Савина. – ТВТ Дивизион, 2009. -360с.

  4. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 1966.- 80 с.

  5. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.В. Бойко. –М.: Физкультура и спорт, 1987. -144 с.

  6. Бубэ, Х. Тесты в спортивной практике/Х.Бубэ, Г. Фэк. - Москва, «Физкультура и спорт»., 1968. – 221 с.

  7. Вайнбаум, Я. С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль. ВООК. – Москва: ACADEMIA, 2003. – 234 с.

  8. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс РБ I-IV ступени Кряж, В.Н., Кряж, З.С. Минск 1999.-107с.

  9. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс РБ V-VIII ступени Кряж, В.Н., Кряж, З.С. Минск 2001.- 23с.

  10. Гужаловский, А.А. Этапность развития физических качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста / А.А. Гужаловский, М., 1979. -46 с.

  11. Ермолаев, Ю. А.: Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов / Ю.А. Ермолаев. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 444 с.

  12. Каменев. В.В. Обучение волейболу/ В.В. Каменев// Физическая культура в школе.- 2007.-№1.- С.20-22.

  13. Кириллова Н. Обучение технике передачи мяча в волейболе/ Н. Кириллова// Спорт в школе.- 2001 (№8).


  1. . Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям.Учебное пособие/ Ю.Н. Клящев.- М.: СпортАкадемия- Пресс, 2002.-192 с.

  2. Комков, А. Г. Социально – педагогические основы формирования физической активности школьников / А.Г. Комков. - Монография. СПБ, СПБ НИИФК, 2002. – 228с.

  3. Легольков С.В. Методика обучения техническим приёмам игры в волейбол: Учеб.пос.- Смоленск: СГИФК,2003.-72с.

  4. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие / Б. Х. Ланда. – 3 – е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.

  5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического культуры: учебник для институтов физической культуры. ВООК/Л.П.Матвеев. – М: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

  6. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.

  7. Оинума, С. Уроки волейбола. Пер. с японского/ С. Оинума.- М.: Физкультура и спорт, 1985.-112с.

  8. Сластенина, Т.М. Физическая культура. Спортивные игры. Волейбол: учебное пособие/ Т.А. Сластенина.- Челябинск: Изд.ЮУрГУ, 2006.-69с.

  9. Солодков, А. С, Возрастная физиология: чебное пособие /А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. -СПБГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПБ., 2001. – 187 с.

  10. Солодков, А. С., Физиология спорта: Учеб. пособие. ВООК /А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – СПБ.: СПБГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. – 231 с.

  11. Сорокина. Н.М. Волейбол для здоровья: Учеб.пособие/ В.М. Сорокина. Д.Ю. Сорокин ВолгГКУ, Волгоград, 2007.-60с.

  12. Спортивная физиология: Учебник для ип – тов физ. культуры / Под. ред. Я. М. Коца. ВООК. – Москва: Физкультура и спорт, 1986. – 240 с.

  13. Фундаментальные прикладные основы теории физической культуры и теории спорта (научно-педагогическая школа А.А. Гужаловского), материал Международной научно-методической конференции, Минск, 10-11 апреля 2008 г. Минск: БГУФК, 2008.- 505с.

  14. Фурманов, А.Г., Оздоровительная физическая культура: Учеб. пособие / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа.- 2003. ВООК. – 528 с.

  15. Фурманов, А. Г. Подготовка волейболистов / А. Г. Фурманов. – М.: МЕТ 2007. – 329 с.

  16. Шаталова, Г. С. Целебное питание на основах энергетической целесообразности. ВООК/ Г.С. Шаталова. – Москва: Культура и традиции, 1995. – 288 с.

  17. Справочник для поступающих в Белорусский государственный университет физической культуры в 2010 году / сост.: М. Е. Кобринский [и др.]; Белорус. гос. ун-т физ. Культуры. – Минск: БГУФК, 2010.-153 с.















ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Техника выполнения контрольных упражнений


Челночный бег 4х9 метров. Методика проведения.

Бег осуществляется четырёхкратно между двумя линиями, стойками, установленными на расстоя­нии 9 м друг от друга. С помощью секундомера фиксируется время «старта» и «финиша».


Прыжок в длину с места. Методика проведения. Исходное положение: встать носками к стартовой черте, приготовиться к прыжку. Прыжок выполняется двумя ногами с махом руками. Длина прыжка с трех попыток измеряется с точностью до 1 сантиметра от стартовой линии до пятки ноги, оказавшейся сзади. [8]


Бег на 30 метров. Методика проведения. Выполняется на стадионе или в спортивном зале с высокого старта в соответствии с правилами соревнований по легкой атлетике, одновременно двумя тестируемыми. Время каж­дого фиксируется отдельным секундомером.






















ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Показатели общей физической подготовленности девушек 13–14 лет до и после педагогического эксперимента



п/п

Ф.И.О.

ТЕСТЫ

Прыжок в длину с места (см)

Челночный бег (см)

Бег на 30 (сек)

до

после

до

после

до

после

1

Бильтогурова А.

135

140

9.1

8.6

6

5,7

2

Зарбуева А.

140

145

8.8

8.4

5,7

5,5

3

Халудорова К.

160

180

8.9

8.3

5,0

4,5

4

Будашкаева В.

135

138

8.5

8.5

6,0

5,9

5

Мунконова М.

150

155

8.3

8.0

5,2

5,0

6

Халудорова А.

170

195

8.8

8.3

5,5

5,3

7

Халудорова С.

140

165

9.6

8.9

5,5

5,2

8

Шойбонова С.

155

158

9.9

9.3

5,2

5,0

9

Яхонова Т.

140

145

9.7

9.2

6

5.8

10

Матуева С.

150

160

8.7

8.7

5.2

4.8





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!