МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК
13-14 ЛЕТ
1.ВВЕДЕНИЕ
Волейбол – ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер и в целом развития всех физический качеств спортсмена.[13]
Актуальность. Двигательные действия заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках вверх на максимальную и оптимальную высоту, большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов.
Высокий уровень требований к физической подготовленности волейболистов объясняется следующими факторами.
1. Качественно новый уровень развития волейболиста требует нового уровня развития физических качеств спортсмена (изменение правил соревнований, комплектование команд высокорослыми игроками; повышение атакующего потенциала за счет быстрых перемещений и повышенной скорости выполнения технических приемов с использованием всей длины сетки, игра тремя мячами и др.).
2. Постоянный рост уровня развития физических качеств – непременное условие для повышения тренировочных нагрузок. [11]
В зависимости от возраста, подготовленности спортсменов, этапов и задач тренировки физическая подготовка изменяется, но во всех своих аспектах она необходима волейболисту, от начинающего до мастера высокого класса. Характер подготовки, применяемые средства и методы претерпевают изменения, выражающиеся, прежде всего, в специальной направленности. По направленности и характеру воздействия применяемых средств физическая подготовка волейболистов делится на общую (ОФП) и специальную (СФП).
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс волейболисток 13-14 лет Торской средней школы.
Предметом исследования является методика развития скоростно-силовых качеств у волейболисток 13-14 лет Торской средней школы
Цель работы – усовершенствование методики развития скоростно-силовых качеств у волейболисток 13-14 лет Торской средней школы
Задачи исследования
Изучить научно-методическую литературу по методике развития скоростно-силовых качеств у девушек 13-14 лет, занимающихся волейболом.
2. Усовершенствовать методику скоростно-силовых качеств у волейболисток 13-14 лет.
3. Выявить эффективность усовершенствованной методики развития скоростно-силовых качеств девушек 13-14, занимающихся волейболом.
Гипотеза. Мы предполагаем, что усовершенствованная нами методика развития скоростно-силовых качеств у волейболисток 13-14 лет позволит качественно повысить уровень подготовки на учебно-тренировочных занятиях по волейболу.
2.ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель и задачи исследования
Цель работы – усовершенствование методики развития скоростно-силовых качеств у волейболисток 13-14 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по методике развития скоростно-силовых качеств у девушек 13-14 лет, занимающихся волейболом.
2. Усовершенствовать методику развития скоростно-силовых качеств у волейболисток 13-14 лет.
3. Выявить эффективность усовершенствованной методики развития скоростно-силовых качеств девушек 13-14, занимающихся волейболом.
3..МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленных задач в исследовании использованы следующие методы:
1.Анализ научно-методической литературы по теме исследования
2.Тестирование
3.Педагогическое наблюдение
4.Педагогический эксперимент
5.Метод математической обработки
Анализ научно-методической литературы по теме исследования
На предварительном этапе исследования было изучено состояние проблемы в специальной литературе по теории и методики физического воспитания и спорта, педагогики, психологии, физиологии, основам математической статистики.
Тестирование
Для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств различных мышечных групп использовались тесты: прыжки в длину с места, челночный бег 4х9м., бег на 30 метров
Челночный бег 4х9 метров. Методика проведения.
Бег осуществляется четырёхкратно между двумя линиями, стойками, установленными на расстоянии 9 м друг от друга. С помощью секундомера фиксируется время «старта» и «финиша». [9]
Прыжок в длину с места. Методика проведения. Исходное положение: встать носками к стартовой черте, приготовиться к прыжку. Прыжок выполняется двумя ногами с махом руками. Длина прыжка с трех попыток измеряется с точностью до 1 сантиметра от стартовой линии до пятки ноги, оказавшейся сзади. [8]
Бег на 30 метров. Методика проведения. Выполняется на стадионе или в спортивном зале с высокого старта в соответствии с правилами соревнований по легкой атлетике, одновременно двумя тестируемыми. Время каждого фиксируется отдельным секундомером.
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение проводилось с целью осуществления анализа статистических показателей эффективности игровых действий отдельных игроков и всей команды волейболисток 13 - 14 лет.
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент - важнейший метод научно-практического исследования, направленный на выявление эффективности тех или иных форм, методов и приемов обучения, воспитания и тренировки. В исследовании был проведен констатирующий педагогический эксперимент.
Математико-статистические методы
Для оценки результатов педагогического воздействия широко используются методы качественного и количественного анализов. В последние годы происходит интенсивный процесс внедрения количественных методов, основанных на использовании математического аппарата.
Расчеты в проведенных исследованиях производились по t- критерию Стьюдента.
В статистической обработке определялись следующие показатели:
1 . Средняя арифметическая
где X - средняя арифметическая;
-знак суммирования;
Х- отдельные значения;
n - число испытуемых
2 Среднее квадратическое отклонение
3. Ошибка средней арифметической
m= ;
4. Коэффициент вариации
5. Показатель достоверности различий Стьюдента
где, m1 и m2 - соответственно исходные и конечные ошибки средней арифметической.
Далее достоверность различия определялись по таблице вероятностей по распределению Стьюдента (Р), которое показывает вероятность разницы между X1 и Х2.
а) t = от 0,0 до 2,0 - число (Р) будет равняться от 1,000 до 1,0455 - это значит достоверности различий по таблице Стьюдента нет (Р 0,05);
б) t = от 2,0 до 2,6 - это значит, что есть достоверности различий в малой степени (Р
в) t = от 2,6 до 3,4 - достоверность средней степени (Р
г) t = от 3,4 до - достоверность очень высокая (Р
Сравнительный анализ использовался для сравнения полученных показателей на начальном и конечном этапах, а также между группами. Дан их описательный характер, составлены графики, диаграммы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследовательская работа проводилась с 2014 по 2015 год на базе Торской средней школы. На первом этапе исследования, параллельно с изучением литературных источников, проводилось педагогическое наблюдение (с целью получения сведений о естественном учебно-тренировочном процессе).
Проводился сбор первичной информации о детях занимающихся волейболом, уточнялись гипотеза и методы исследования. В результате чего были определены составы контрольной и экспериментальной группы.
В состав экспериментальной и контрольной группы вошли учащиеся Торской средней школы. Экспериментальная - учебно-тренировочная группа в составе 10 человек (1 группа). тренер Холхоев О.А.
Предварительно на тренировочных занятиях волейболисты выполняли тестовые упражнения для подготовки организма занимающихся к началу эксперимента и освоения техники тестовых упражнений.
После предварительной подготовки для оценки исходного уровня развития скоростно-силовых качеств были проведены контрольные испытания. Подробные результаты, которых представлены в приложении 2.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Усовершенствование методики развития скоростно-силовых качеств волейболисток 13-14 лет
После предварительной подготовки для оценки исходного уровня развития скоростно-силовых качеств были проведены контрольные испытания. Подробные результаты, которых представлены в приложении 2.
На втором этапе в экспериментальной группе использовалась предложенная нами тренировочная программа, направленная на акцентированное развитие скоростно-силовых качеств. Программа предусматривала комплекс из 3 упражнений, которые выполнялись на тренировочном занятии три раза в неделю в течение двух месяцев. Особенностью данного комплекса заключается в том, что упражнения максимально приближены к техническим и тактическим действиям волейболиста в условиях соревновательной деятельности. Упражнения давались в игровой или соревновательной форме на различных этапах тренировочного занятия.
Для развития скоростно-силовых качеств используют следующие средства тренировки:
прыжки на одной и двух ногах; (10 раз по 3 подхода)
прыжки со скакалкой; (1мин.без перерыва)
прыжки в длину и высоту с разбега и с места; (
прыжки в глубину с высоты; (10 раз по 3 подхода)
многоскоки; (9м.по 2 раза)
метание набивных мячей; (3 мин.)
прыжки с поворотами на 90 – 180 градусов; (по кругу 10 раз)
бег с высокого старта; (5 забегов с одной стены до другой)
многократные прыжки с максимальной высотой подскока; (20 раз по 2 подхода)
приседания на одной и двух ногах с акцентом на быстроту;(в течение 30 сек.)
бег на короткие дистанции;(5 забегов по 9 м.)
игровые задания по сигналу;
эстафеты;
подвижные игры типа «перестрелка»;
«челночный бег»;(3 раза по 9 м.)
и другие средства.
Контрольная группа занималась согласно, плана тренировочных занятий, в котором также отводилось время на развитие скоростно-силовых качеств.
Результаты исследования
По окончанию эксперимента повторно было проведено контрольное испытание в контрольной и экспериментальной группе. Результаты представлены в таблице.
Изменение результатов тестирования контрольной и экспериментальной групп в эксперименте.
Тест | Группа | До эксперимента | После эксперимента | Прирост |
X | δ | M | t | p | X | δ | m | t | p | |
Прыжки в длину с места | КГ | 430,1 | 37,86 | 11,98 | 5,46 | | 443,6 | 59,94 | 18,97 | 5,64 | | 13,5 |
ЭГ | 565,6 | 64,94 | 21,65 | 588 | 51,94 | 17,31 | 22,4 |
Челночный бег | КГ | 8,9 | 0,32 | 0,1 | 0,5 | 0,05 | 8,85 | 0,32 | 0,1 | 2,8 | | 0,05 |
ЭГ | 8,8 | 0,5 | 0,17 | 8,45 | 0,29 | 0,1 | 0,35 |
Бег на 30 м. | КГ | 56,64 | 5,05 | 1,6 | 2,8 | | 56,9 | 4,73 | 1,5 | 1,07 | 0,05 | 0,3 |
ЭГ | 63,7 | 5,84 | 1,95 | 73,1 | 10,71 | 3,59 | 9,4 |
Материалы тестирования подверглись математико-статистической обработке по методике предложенной Ю.Д.Железняком (4, с.141).
На начало эксперимента экспериментальная и контрольная группы по всем показателям статистически не различалась. До эксперимента результаты контрольных испытаний экспериментальной группы оказались выше, чем контрольной, во всех тестах. Это подтверждают данные педагогического наблюдения (экспериментальная группа – тренировочная группа, с более высоким уровнем физической, технической и тактической подготовки).
В тесте «Прыжок в длину с места» результаты контрольной группы изменились: 145 см, до эксперимента, до 165 см в конце эксперимента. Прирост результата составил 20 см.
В результате проведенного эксперимента, в тесте «бег на 30 метров», показатели контрольной группы изменились с 6 секунды до 5
Результаты теста «Челночный бег 4 х 9м.» в контрольной группе изменились незначительно с 8,9 секунды до 8,85 секунды. В экспериментальной группе результат составил 8,8 секунды до эксперимента и 8,45 секунды после. Прирост результатов составил 0,05 секунды в контрольной и 0,35 секунды в экспериментальной группе соответственно. Различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями являются достоверными (p
На основании результатов проведенного эксперимента можно сделать вывод:
Эффективность предлагаемой нами методики подтверждаются положительной динамикой результатов экспериментальной группы и результатами прироста результатов, значительно превосходящими данные контрольной группы.
Прирост результатов в экспериментальной группе отмечается во всех тестах: «Челночный бег 4 х 9м.», «бег на 30 метров», «Прыжок в длину с места» (0,35 секунды, 20 сантиметра, 1 секунда). Но различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями в «Прыжке в длину с места» являются достоверны различия только в тестах «Бег на 30 метров» и «Челночный бег 4 х 9м.» (p
4.ВЫВОДЫ
Изучив и проанализировав научно-методическую литературу, мы убедились в еще большей актуальности нашего вопроса. И во многом это связано с появлением целого ряда причин: научно-техническим прогрессом, компьютеризацией учебного процесса и досуга, которые существенно сужают и меняют характер жизнедеятельности и связанные с ней функционирования всех систем организма детей и подростков.
По данным Министерства Здравоохранения за последние десятилетия наблюдается значительное снижение уровня здоровья школьников, особенно детей старшего школьного возраста.
Изучив научно-методическую литературу и, исходя из личного опыта, мы усовершенствовали методику по развитию скоростно-силовых качеств. Программа предусматривала комплекс из 3 упражнений, которые выполнялись на тренировочном занятии три раза в неделю в течение двух месяцев. Особенностью данного комплекса заключается в том, что упражнения максимально приближены к техническим и тактическим действиям волейболиста в условиях соревновательной деятельности. Упражнения давались в игровой или соревновательной форме на различных этапах тренировки или по методу круговой тренировки в основной части тренировочного занятия.
Прирост результатов в экспериментальной группе отмечается во всех тестах: «Челночный бег 4 х 9м.», «бег на 30 метров», «Прыжок в длину с места» (0,35 секунды, 20 сантиметра, 1 секунд). Но различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями в «Прыжке в длину с места» являются достоверны различия только в тестах «Бег 30 метров» и «Челночный бег 4 х 9м.» и (p
Следовательно, мы не можем однозначно утверждать, что эффективность данной методики значительно выше остальных. Но показатели тестирования, а также интегральный характер подготовки при применении предложенной программы не исключает использование данной методики в учебно-тренировочном процессе.
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ахмерова, Э.К. Волейбол в спортивной школе / Э.К. Ахмерова. -Минск.: БГУ, 2010 .- 255 с.
Безруких, М. М.] Возрастная физиология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
Беляева, А.В. Волейбол / А.В. Беляева, М.В. Савина. – ТВТ Дивизион, 2009. -360с.
Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 1966.- 80 с.
Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.В. Бойко. –М.: Физкультура и спорт, 1987. -144 с.
Бубэ, Х. Тесты в спортивной практике/Х.Бубэ, Г. Фэк. - Москва, «Физкультура и спорт»., 1968. – 221 с.
Вайнбаум, Я. С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль. ВООК. – Москва: ACADEMIA, 2003. – 234 с.
Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс РБ I-IV ступени Кряж, В.Н., Кряж, З.С. Минск 1999.-107с.
Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс РБ V-VIII ступени Кряж, В.Н., Кряж, З.С. Минск 2001.- 23с.
Гужаловский, А.А. Этапность развития физических качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста / А.А. Гужаловский, М., 1979. -46 с.
Ермолаев, Ю. А.: Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов / Ю.А. Ермолаев. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 444 с.
Каменев. В.В. Обучение волейболу/ В.В. Каменев// Физическая культура в школе.- 2007.-№1.- С.20-22.
Кириллова Н. Обучение технике передачи мяча в волейболе/ Н. Кириллова// Спорт в школе.- 2001 (№8).
. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям.Учебное пособие/ Ю.Н. Клящев.- М.: СпортАкадемия- Пресс, 2002.-192 с.
Комков, А. Г. Социально – педагогические основы формирования физической активности школьников / А.Г. Комков. - Монография. СПБ, СПБ НИИФК, 2002. – 228с.
Легольков С.В. Методика обучения техническим приёмам игры в волейбол: Учеб.пос.- Смоленск: СГИФК,2003.-72с.
Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие / Б. Х. Ланда. – 3 – е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физического культуры: учебник для институтов физической культуры. ВООК/Л.П.Матвеев. – М: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.
Оинума, С. Уроки волейбола. Пер. с японского/ С. Оинума.- М.: Физкультура и спорт, 1985.-112с.
Сластенина, Т.М. Физическая культура. Спортивные игры. Волейбол: учебное пособие/ Т.А. Сластенина.- Челябинск: Изд.ЮУрГУ, 2006.-69с.
Солодков, А. С, Возрастная физиология: чебное пособие /А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. -СПБГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПБ., 2001. – 187 с.
Солодков, А. С., Физиология спорта: Учеб. пособие. ВООК /А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – СПБ.: СПБГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. – 231 с.
Сорокина. Н.М. Волейбол для здоровья: Учеб.пособие/ В.М. Сорокина. Д.Ю. Сорокин ВолгГКУ, Волгоград, 2007.-60с.
Спортивная физиология: Учебник для ип – тов физ. культуры / Под. ред. Я. М. Коца. ВООК. – Москва: Физкультура и спорт, 1986. – 240 с.
Фундаментальные прикладные основы теории физической культуры и теории спорта (научно-педагогическая школа А.А. Гужаловского), материал Международной научно-методической конференции, Минск, 10-11 апреля 2008 г. Минск: БГУФК, 2008.- 505с.
Фурманов, А.Г., Оздоровительная физическая культура: Учеб. пособие / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа.- 2003. ВООК. – 528 с.
Фурманов, А. Г. Подготовка волейболистов / А. Г. Фурманов. – М.: МЕТ 2007. – 329 с.
Шаталова, Г. С. Целебное питание на основах энергетической целесообразности. ВООК/ Г.С. Шаталова. – Москва: Культура и традиции, 1995. – 288 с.
Справочник для поступающих в Белорусский государственный университет физической культуры в 2010 году / сост.: М. Е. Кобринский [и др.]; Белорус. гос. ун-т физ. Культуры. – Минск: БГУФК, 2010.-153 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Техника выполнения контрольных упражнений
Челночный бег 4х9 метров. Методика проведения.
Бег осуществляется четырёхкратно между двумя линиями, стойками, установленными на расстоянии 9 м друг от друга. С помощью секундомера фиксируется время «старта» и «финиша».
Прыжок в длину с места. Методика проведения. Исходное положение: встать носками к стартовой черте, приготовиться к прыжку. Прыжок выполняется двумя ногами с махом руками. Длина прыжка с трех попыток измеряется с точностью до 1 сантиметра от стартовой линии до пятки ноги, оказавшейся сзади. [8]
Бег на 30 метров. Методика проведения. Выполняется на стадионе или в спортивном зале с высокого старта в соответствии с правилами соревнований по легкой атлетике, одновременно двумя тестируемыми. Время каждого фиксируется отдельным секундомером.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Показатели общей физической подготовленности девушек 13–14 лет до и после педагогического эксперимента
№ п/п | Ф.И.О. | ТЕСТЫ |
Прыжок в длину с места (см) | Челночный бег (см) | Бег на 30 (сек) |
до | после | до | после | до | после |
1 | Бильтогурова А. | 135 | 140 | 9.1 | 8.6 | 6 | 5,7 |
2 | Зарбуева А. | 140 | 145 | 8.8 | 8.4 | 5,7 | 5,5 |
3 | Халудорова К. | 160 | 180 | 8.9 | 8.3 | 5,0 | 4,5 |
4 | Будашкаева В. | 135 | 138 | 8.5 | 8.5 | 6,0 | 5,9 |
5 | Мунконова М. | 150 | 155 | 8.3 | 8.0 | 5,2 | 5,0 |
6 | Халудорова А. | 170 | 195 | 8.8 | 8.3 | 5,5 | 5,3 |
7 | Халудорова С. | 140 | 165 | 9.6 | 8.9 | 5,5 | 5,2 |
8 | Шойбонова С. | 155 | 158 | 9.9 | 9.3 | 5,2 | 5,0 |
9 | Яхонова Т. | 140 | 145 | 9.7 | 9.2 | 6 | 5.8 |
10 | Матуева С. | 150 | 160 | 8.7 | 8.7 | 5.2 | 4.8 |