СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика развития вокально-технических навыков учащихся класса сольного пения детской школы искусств. Методический комплекс преподавателя сольного пения

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический комплекс преподавателя сольного пения. Описание методов и приёмов, используемых в личной педагогической практике

Просмотр содержимого документа
«Методика развития вокально-технических навыков учащихся класса сольного пения детской школы искусств. Методический комплекс преподавателя сольного пения»


Методика развития вокально-технических навыков учащихся класса сольного пения детской школы искусств

Методический комплекс преподавателя сольного пения

Преподаватель сольного пения уделяет особое, целенаправленное внимание развитию голоса учащихся и их вокально-технических навыков, использует все возможные способы и методы, начиная с методичного выстраивания этапов урока. Первый этап - это настрой на урок, организационный момент: создание психологического комфорта для учащихся, налаживание доброжелательного контакта, мотивация к приобретению и закреплению полученных и получаемых знаний, умений и навыков. На этом этапе сообщается тема урока, озвучиваются цели, задачи и содержание урока. Второй этап – распевание. Третий этап – работа над вокальными произведениями. Во время второго и третьего этапов учащиеся получают теоретические знания, познают вокально-техническую терминологию и обретают практические умения и навыки.

Данная методическая разработка является обобщением личного опыта работы преподавателя и представляет собой собрание всех, часто используемых в практике форм, методов и приёмов работы по приобретению тембра и развитию голоса учащихся класса сольного пения, по приобретению ими вокально-технических умений и навыков. Другими словами, эта методическая разработка представляет собой комплекс методических рекомендаций преподавателю сольного пения.

Ниже приводятся описания методов и приёмов работы над конкретными вокальными упражнениями (некоторые из них уже имели место в предыдущих методических работах преподавателя, составившей данный методический комплекс).

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ

Вокальное упражнение, направленное на приобретение навыка ощущения «маски», на приобретение высокой певческой позиции.

Это упражнение состоит всего из трёх соседних нот, интервалы между которыми равны одному тону, к примеру, МИ – РЕ – ДО. Упражнение нужно петь закрытым звуком (мычать) в медленном темпе, плавно скользя голосом с ноты МИ на РЕ, с РЕ на ноту ДО.

Звук (мычание) направлять, как бы «выдувать» в переносицу и ощущать его в области лба, в области «театральной маски». При этом мысленно представлять то, что каждый последующий звук будет исполняться не ниже, а, наоборот, на ступень выше, т. е. нужно петь с чувством постоянного стремления, тяготения звука вверх, даже в то время, когда звук длительное время удерживается на одной ноте. Это развивает навык «удерживания» высокой певческой позиции. Есть ещё один плюс данного упражнения, заключённого в том, что постоянное мысленное стремление к ноте, которая выше исполняемого звука на тон (или на полтона, например, в вокальных произведениях), способствует развитию у учащегося навыка чистого интонирования. Исполнять упражнение многократно, начиная каждый очередной раз на полтона выше. Доведя пение упражнения до высоких нот, продолжать, спускаясь также по полутонам, насколько позволит диапазон учащегося, до самых низких звуков.

Работу над этим упражнением можно, даже желательнее, начинать сразу с верхнего регистра, с верхних звуков, поскольку на них «легче» ощутить область «маски».



Не мелодическое упражнение в форме игры, способствующее «разогреву, тренировке» голосовых связок, называемое «Полёт ракеты на луну». Упражнение выполняется стоя. Руки - по швам. Медленно поднимать прямые руки вверх, одновременно с этим, скользить голосом (глиссандо - на гласном звуке А) от лёгкой хрипотцы, с самого низкого звука, который может воспроизвести учащийся своим голосом, до самого высокого звука, до писка. «Замерев» на самом высоком звуке («приземлившись на луне»), начать движение рук вниз с одновременным скольжением голоса от писка до хрипотцы, и, закончить упражнение («вернувшись на землю»). Делать это упражнение можно несколько раз подряд. В это время происходит так называемая тренировка голосовых связок по их максимально возможному диапазону, совершенно, без какого-либо напряжения. Учащимся это упражнение предлагается в качестве игры, они с удовольствием его выполняют.

Методические игровые приёмы «Сова» и «Кукушка» для активизации дыхания и естественного формирования академической манеры голосообразования.

Суть игрового приёма «Сова»: просьба к учащемуся изобразить голосом звуки, издаваемые совой. Во время игры, с каждым новым разом неоднократных воспроизведений звуков совы, предлагается придавать голосу определённый характерный оттенок.

Слова учителя: «Сейчас, мы с тобой поиграем. Будем изображать голосом звуки, издаваемые совой. Этим звукам надо будет придавать различные характерные оттенки, которые расскажут о настроении «нашей» воображаемой совы, о её действиях». К примеру, сова разговаривает, что-то рассказывает; сова ругает кого-то; сова восхищается чем-то, сова удивляется чему-либо; сова смеётся, хохочет; сова поёт мелодию и т.д.

В основу игрового приёма «Сова» берётся гласный звук «У». Этот гласный звук «У» должен воспроизводиться как будто бы голосом взрослой совы – округло, объёмно, активно, упруго. При изображении возгласов совы, в зависимости от характера, гласный звук «У» должен воспроизводиться иногда так широко, что на слух будет восприниматься как гласный звук «О», или как гласная «А» в академической манере пения, прикрыто, культурно и, можно так сказать, благородно.

«Совиные звуки», исполняются, в основном, на стаккато и нон-легато – это виды звуковедения, которые способствуют активизации дыхания. Воспроизведение этих характерных возгласов воображаемой совы предполагает использование разной атаки звука: придыхательной, твёрдой, мягкой. Так же предполагается внесение в исполнение штрихов: глиссандо, тенуто, и, можно разнообразить звуки «совы» динамическими оттенками.

«Поющая сова» - исполнение последовательности звуков разной высоты со скачками и поступенно - это такое упражнение, где нужно применять, чередуя, все виды звуковедения: стаккато, нон-легато и легато. При исполнении «совиного» легато, обязательно сохранять объёмность, упругость «голоса взрослой совы». Гласные звуки «У, О, А» должны воспроизводиться прикрыто и округло. Подача дыхания, как и при исполнении стаккато, должна быть активной и упругой.

Суть игрового приёма «Кукушка»: просьба к учащемуся изобразить голосом кукушку, находящуюся далеко в лесу. Предварительно пояснить, что согласный звук «К» чаще всего не прослушивается. Слышны, обычно, только гласные «У-у». При выполнении этой игры-упражнения, надо попытаться своим голосом выполнить эффект эха при воспроизведении каждого звука «У». Воспроизведение звуков и слушание качества звучания собственного голоса ведёт к развитию у учащихся самоконтроля, способствует развитию вокального слуха, что также относится к вокально-техническим навыкам.

С помощью игр «Сова» и «Кукушка» происходит активизация дыхания и, ненавязчиво, естественно, формируется академическая манера голосообразования. Игры в «Сову» и «Кукушку», желательно, выполнять и в качестве домашнего задания.

«Упражнение для одного звука». В старших и средних классах усилия учащихся направляются на приобретение тембра, на поиск и использование резонаторов звука. Для этого применяется «Упражнение для одного звука» - методический приём, когда работа ведётся всего лишь на одной ноте - пение на одной ноте звуков «Ммм-ууу-ооо-ааа…».

При пении какого-либо упражнения, дойдя до верхних нот, чаще всего до нот МИ, ФА, ФА-диез второй октавы, надо остановить внимание учащегося на качестве звучания его голоса, который в это время, чаще всего, звучит тускло и плоско. Начать пение одной из этих «некрасивых» нот снова, но только закрытым звуком таким образом, чтобы ощутить пронизывающий звон в голове и, в данный момент представить, что внутри головы пещера, и, в ней разносится эхо от любого звука своего собственного голоса (позже сообщается, что это головной резонатор). После этого следует попросить учащегося постепенно опускать, оттягивать нижнюю челюсть книзу, что повлечёт естественное раскрытие губ. Звук будет звучать уже как гласная «У». Всё ниже оттягиваемая нижняя челюсть ещё больше приоткроет звук и, уже будет слышна (воспроизведена) гласная «О», переходящая в более широкую гласную «А». То есть гласная «У» плавно «перетечёт», как бы «превратится» в более широкие гласные. Следует напоминать о «пещере» и о «раздающимся» в ней эхе собственного голоса при воспроизведении любого звука. Необходимо требовать от учащегося, чтобы он непрестанно сохранял первоначальную позицию закрытого «звенящего» звука. Важность этого в том, что учащийся должен будет всё время держать в памяти звучание того закрытого звука, той одной ноты, которая была взята за основу упражнения в начале. Тем самым учащийся сохранит при пении высокую певческую позицию, поднятое нёбо, особенно, при «переходе» на гласные, а так же закрепит чувство головного резонатора, и, практически ощутит собственный резонирующий звук.

При пении гласных этого упражнения «У-О- А», также следует ещё одна просьба к учащемуся: представить себе «пещеру» и в области груди, куда также направляются, «льются» гласные звуки и там обретают своё эхо (грудной резонатор). Учащиеся, при работе над этим упражнением, должны прочувствовать и запомнить то, как звучит их голос, попадая одновременно в головной и грудной резонаторы, должны закрепить в мышечной памяти то, как при этом звук приобретает звонкость, яркость, «полётность» и, вместе с тем, объём. Работая над этим упражнением по поиску и использованию резонаторов звука, обязательно и настоятельно просить ученика петь гласные звуки с поднятым нёбо, в высокой певческой позиции и на ощущении зевка так, чтобы услышать всю полноту, весь объём, все краски своего голоса, собственно, найти свой тембр.

В помощь по приобретению тембра можно использовать ещё один приём - приём сравнения с надувающимся предметом. При пении какого либо гласного звука, полость рта и глотки сравнить с воздушным шаром, который «надуваем звуком» так, как если бы надували обычный воздушный шарик обычным воздухом, постепенно и равномерно расширяя «стеночки» шарика (а у человека – «стеночки-мышцы» всей полости рта) во все стороны. Этот приём тоже помогает добиться объёма голоса, способствует обретению тембра и «окультуриванию» звука.



Упражнение на приобретение полноты звукового объёма и красоты певческого голоса - тембра.

При работе над каким-либо вокальным упражнением можно воспользоваться довольно эффективным приёмом вокальной работы по приобретению полноты звукового объёма и красоты звучания голоса - тембра. Методика работы над этим приёмом заключается в следующем: при пении упражнения, на одном из звуков, где учащийся чувствует свободу, т.е. не испытывает ни малейшего напряжения в мышцах, участвующих в звукоизвлечении, следует длительная остановка. То есть, последующая работа ведётся на одной ноте. Этот звук можно непрерывно удерживать в течение нескольких минут. Дыхание, точнее вдох, при этом «добирается» произвольно, по мере его расходования. Для этого приёма работы заострять внимание на дыхании не требуется, поскольку оно и без того явно активизируется.

Исполняя этот долго звучащий звук, учащийся ведёт поиск красоты и полноты звучания голоса, концентрируя своё внимание то на удержании высокой певческой позиции, то на артикуляции гласного звука, то на направлении звука в головной и грудной резонаторы. И, слушая себя, свой голос, переключая своё внимание с одного критерия звучания голоса на другой, неоднократно возвращаясь от одного к другому в различной последовательности, не прерывая пения паузами для вдоха (дыхание «добирается» быстро, коротко, незаметно), контролирует звучание голоса, добиваясь объёма, красоты и культуры звука. Далее, когда уже найдены все «краски» и объём звука, когда голос уже зазвучал ярко, звонко и свободно, приобретя свой тембр, можно продолжить работу над этим приёмом в виде игры, предложив учащемуся исполнять этот долгий звук, подчиняясь дирижёрским жестам преподавателя. Преподаватель жестами вносит в исполнение динамическую нюансировку: крещендо и диминуэндо.

Добившись желаемого звучания голоса на одном звуке, учащемуся необходимо закрепить найденные при работе над этим приёмом мышечные ощущения и слуховое восприятие собственного пения. Приобретённый таким образом навык «полнозвучного голоса» учащийся перенесёт затем на исполнение всех вокальных упражнений и произведений.

Вокализ. Во время урока, после распевания, желательно поработать над исполнением Вокализа.

Для вокальных упражнений, при их неоднократном исполнении-повторении, помимо основных вокально-технических задач, ставятся задачи творческого направления. К примеру, петь упражнение в определённом характере, настроении, подключая эмоциональность. Посредством этого, учащиеся развиваются и воспитываются как певцы-исполнители. Работа становится осмысленнее и интереснее, т.к. это уже есть - творческий процесс, развивающий у обучающихся артистические способности.

Вокализ представляет собой большое вокальное упражнение и, в то же время, является вокальным произведением, которое уже можно легко наполнить смыслом, «оживить» картинкой-сюжетом через своё воображение и расширить круг задач, работая над всеми штрихами и динамическими оттенками, указанными автором музыки. В одном Вокализе могут сочетаться разные виды звуковедения (легато, стаккато, нон-легато), поэтому работа над пением Вокализов позволяет совершенствовать все те вокально-технические навыки, которые приобретались при пении упражнений и которые являются необходимыми для развития голоса учащегося, а также для дальнейшей успешной работы над вокальными произведениями.



Пение гаммы в восходящем и нисходящем движении (с сопровождением фортепиано, с гармонизацией).

Петь гамму разными способами звуковедения: легато, нон-легато, стаккато.

Каждое «новое» исполнение начинать на полтона выше (ниже). Петь гамму с названиями нот гаммы До-мажор. В восходящем движении, на верхнем звуке, на тонике, каждый раз делать остановку – тенуто (в любом из вариантов исполнения).

Можно вносить в это вокальное упражнение разные варианты исполнения гаммы. Например, в восходящем движении петь гамму на стаккато, в скором темпе, а в нисходящем движении исполнять гамму на легато в медленном темпе. При пении в восходящем движении звуковедением стаккато следить за чистотой интонирования звуков в скором темпе, за активностью дыхания для опоры звука. При пении гаммы в нисходящем движении на легато, медленно распевать каждую ноту так, как будто каждая нота, в отдельности, представляет собой отдельное вокальное произведение, и в это время следить за «наполнением» голоса всеми «красками» звучания, т.е. добиваться тембристого, объёмного звука.

Варианты исполнения упражнения:

1) пение гаммы на легато вверх и вниз в медленном темпе (вокализировать, оформлять, «раздувать» каждый звук)

2) пение гаммы на легато вверх и вниз в умеренном темпе

3) пение гаммы звуковедением нон-легато вверх и вниз, темп спокойный, умеренный

4) пение гаммы звуковедением стаккато вверх и вниз, темп скорый, быстрый

5) пение гаммы вариантом, описанным выше:

в восходящем движении на стаккато, темп скорый,

в нисходящем движении - на легато, темп медленный



Пение гаммы с сопровождением, в различных вариантах, «оживляет» распевание. При этом, имеет большое значение для вокального развития, т.к. предполагает выполнение всей вокальной работы, превращаясь тем самым в интересный творческий вокально-технический процесс. Это упражнение становится не просто упражнением, а уже как бы небольшим вокальным произведением, когда от урока к уроку учащийся привыкает исполнять гамму несколько раз в одном и том же порядке разными способами звуковедения. И, «со знанием дела», самостоятельно, «включает» свой личный слуховой контроль, следя за качеством звучания своего голоса, применяя все вокально-технические навыки для пения «полноценным» звуком.



Выравнивание гласных – это пение вокальной партии произведения только на гласных звуках, без произношения согласных (по фразам, по предложениям и полностью). К примеру, первая фраза романса А. Варламова «Белеет парус одинокий»: «Бе-ле-ет па-рус о-ди-но-кий» петь гласными «Е-Е-Е-А-У-О-И-О-ИЙ», думая о согласных в этих словах, но, не произнося их (согласные произносятся мысленно). Концентрировать внимание на плавном «перетекании» звука от одной гласной к последующей. Петь легато в нужном ритме и темпе. Петь со стремлением к кульминации в этой фразе, т.е. к началу слова «парус», к слогу «па». Точнее, к гласной «А» выполнить крещендо.

Такая работа, когда, сосредоточиваясь не на словах, а именно на голосе и звуке, позволяет учащимся добиться кантилены, плавно текущего звука (на протяжении целой фразы, предложения, периода), хорошей артикуляции, правильного оформления гласных. Определение кульминаций внутри фраз и стремление к ним требует выполнения динамических оттенков. Пение приёмом выравнивания гласных ведёт к лучшему результату достижения красивого, правильного звуковедения с динамичным развитием мелодии.

Когда мелодический отрезок уже отработан данным способом, нужно спеть его с включением согласных, т.е. со словами, и удерживать внимание на том, что петь надо, так же как и при выравнивании гласных, т.е. сохранять оформление гласных звуков, их связность и динамическое развитие. Согласные при этом обязательно произносить коротко и отчётливо. Таким же образом можно работать и над видами звуковедения нон-легато, стаккато, маркато.

При пении любых упражнений следует думать и о последнем, завершающем звуке мелодии, который должен быть допетым, а не брошенным без внимания. Это поспособствует удержанию опоры голоса, удержанию дыхания и не позволит звуку «сползать» позиционно. Так же, в процессе всех занятий с учащимся, необходимо постоянно добиваться красивого полного звучания голоса на опоре, следить за правильным певческим дыханием, за свободой голосового аппарата, за высокой певческой позицией и за направлением звука в резонаторы, стремиться к обретению тембра, т.е. одновременно и непрерывно совершенствовать все вокально-технические навыки.

Не вокальные упражнения для развития и тренировки певческого диафрагмального дыхания.

Эти упражнения, заимствованные из практики педагогов театрального искусства для постановки голоса и развития речи студентов театральных отделений, хорошо помогают и в практике работы с учащимися вокально-хоровых отделений детских музыкальных школ по развитию певческого дыхания.

Певческое дыхание – основа и опора певческого голоса. Его можно и нужно тренировать «в отрыве», т.е. отдельно от пения.

Кроме практической пользы, такие не вокальные и, можно сказать, игровые упражнения несут в себе ещё и подъём позитивного настроения.

- «Свеча» - дуть на воображаемое пламя свечи. Выдох медленный, ровный, тёплый. Затем взять реальную, зажжённую свечу и дуть на неё на звуке «С». Вначале, свеча находится на расстоянии 30-50 см., а затем, приблизить её к самому рту. Пламя свечи не должно колебаться.

- «Упрямая свеча» - тренировка интенсивного выдоха. С расстояния 1–1,5 метра дуть на свечу рывками, ощущая толчок диафрагмы, активное движение мышц живота.

- «Мяч» - тренировка удлинённого прерывистого выдоха. В мяче имеется отверстие. Слегка нажимаем на мяч и слышится ровный тянущийся звук «сссссссс». Перестали нажимать, остановились руки, остановился звук. Снова нажимаем – и опять звук «сссссссс».

- «Погашу свечу» - тушим две свечи на одном выдохе, затем тушим 3 свечи, т.е. делим наш выдох на три части, затем 4, 5… 15 свечей на одном выдохе, но порция воздуха на каждую свечу становится меньше, хотя объём воздуха остаётся тот же.





В заключение, к вышеизложенным формам, методам и приёмам можно добавить ещё одну рекомендацию по работе над вокально-техническими навыками учащихся - это включение в работу вокальных упражнений на развитие подвижности и гибкости голоса учащихся.

Как правило, в таких вокальных упражнениях присутствуют широкие интервалы между звуками мелодии, скачки, сложные ритмические рисунки; чередуются различные способы звуковедения, имеются динамические нюансы и предполагаются быстрые темпы исполнения. Такая работа над упражнениями, сложными в техническом плане, будет направлена на закрепление уже приобретённых вокально-технических навыков, и на дальнейшее развитие и усовершенствование вокальных качеств голоса и его возможностей, а также, поспособствует появлению большего интереса у учащихся к приобретению вокального мастерства, к профессиональному росту.





Использованная литература:

1. Малышева Н.М. О пении.- М.: Сов. Композитор, 1988. - 134с.

2. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению.- М.: Просвещение, 1987. - 95с.

3. Огороднов Д.Е. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания и программа как Методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека, Методическое пособие, - М., 1994







3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!