СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы с рассказом.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье представлены методические приемы и рекомендации работы над текстом для воспитателей и учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Методика работы с рассказом.»

Методика работы с рассказом.


Указания для отбора рассказов

  1. При выборе рассказа надо обратить внимание на его продолжительность. Малышам нелегко сидеть неподвижно долгое время.

  2. Рассказ должен быть подобран к теме урока.

  3. Рассказ должен не только помочь ребенку осознать какую - то ценность, но и развивать в нем умение выражать свое мнение.

  4. Истории и рассказы следует выбирать с учетом возрастных особенностей ребенка.

Приемы работы над рассказом
  1. Истории, сказки и притчи лучше пересказывать, а не читать по книге. При этом учителю легче держать контакт с детьми, наблюдать за их реакцией.

  2. Сказка будет гораздо интересней, если рассказчик сумеет передать в интонации голоса, жестах и мимике характер и переживания героев.

  3. Дети лучше поймут суть истории, если учитель сам будет владеть ею в совершенстве. Бесполезно рассказывать истории, которые вас не трогают. Ваше отношение к рассказу непременно будет замечено детьми.

  4. Рассказ будет еще интересней с помощью наглядных пособий, действующих на воображение слушателей.

  5. При выборе рассказа желательно учитывать семейные обстоятельства детей, чтобы какая - то история не обострила их переживания.


Рекомендации:

1. Перед чтением рассказа необходимо использовать

исторические, мифологические, географические справки, сведения для лучшего понимания рассказа.

  1. Начало и конец рассказа произносить выразительно, чтобы привлечь внимание.

  2. Удерживать внимание и интерес во время пересказа с помощью вопросов по содержанию текста

  3. Ставить вопросы, которые раскрывают человеческую ценность, показанную в рассказе.

«Вы когда - нибудь произносили ложь? Кто - нибудь обманывал вас? Верили вы этому человеку впоследствии?



Рассказ и минутка молчания

Иногда необходимо, чтобы за рассказом последовала минутка тишины.

Например, если мы прочитали рассказ, требующий размышления, ответа на вопрос или герой одинок и ему требуется внимание, то тогда ребенку предлагается мысленно пожелать чего - нибудь, чтобы помочь герою рассказа или представить себя на месте героя рассказа и найти решение проблемы и т. д.

Рассказ и групповое пение

Если песня является частью рассказа, то перед пересказом разучить песню и по ходу пересказа вместе с героями рассказа исполнять песню.

Рассказ и групповая деятельность

  1. Групповое обсуждение проводится с целью:

- создать эмоциональную атмосферу для обсуждения этических вопросов;

- поощрять детей находить собственные ответы;

- способствовать некоторому когнитивному диссонансу (конструктивный конфликт в обсуждении);

- обеспечить размышления на более высоком уровне морального развития;

- создать возможность для нерешительных детей, чтобы они могли высказаться;

способствовать терпимости и доброте;

- использовать заботу и суждение при высказывании собственного мнения.


Групповое обсуждение может включать следующие задачи и вопросы:

  1. Проверка усвоения содержания: попросить детей пересказать факты, подробности и последовательность событий.

  2. Заинтересованность: спросить детей, что они чувствуют и чувствовали в определенный момент рассказа.

  3. *Вопросы - определения: объяснить значение утверждения.

  4. Вопросы о смене роли: посмотреть на ту или иную ситуацию с точки зрения другого героя.

  5. *Вопросы между детьми: составить короткие и толстые вопросы, и задать их другому ребенку.

  6. Проверка восприятия: сказать своими словами, что сказал….

  7. Вопросы об общих последствиях: какова была бы наша жизнь, если бы все так поступали? И т. д.

  8. Вопросы выяснения причин: «Почему? В чем была причина?»

Рисование на тему рассказа.

  1. Нарисовать героя произведения.

  2. Раскрасить копию иллюстрации из рассказа.

  3. Нарисовать сценку из рассказа.

  4. *Нарисовать картинку, которая для них представляет любовь, мир, дружбу и другие ценности.

Рассказ и ролевая игра 1.Определить несколько частей для драматизации и предложить группам подготовить и исполнить эти части.

* 2.Поделить слушателей на группы, предложить каждой группе прочитать отрывок из рассказа и нарисовать одну из сцен на плакате. Развесить плакаты и пересказать содержание рассказа.

* 3.Составить сценарий по рассказу и проиграть по ролям.

* 4.Раздать ситуации и предложить сочинить собственные роли.

5.Подобрать или сочинить ситуации, в которых использовались человеческие качества.

* 6.Подготовить ролевые игры по проблемным темам.

Ролевая игра может быть представлена в разных формах:

  1. 1.Телеинтервью.

  1. Пародия.

  2. Песня с движениями.

  3. Пантомима.

  4. *Радиоигра.

  5. Спектакль с участием героев в масках.

  6. *Драма с исполнением танцев.

  7. *Пресс- конференция.

  8. * Психологическая драма.

  9. *Символическая презентация.


После исполнения обязательно попросить детей выйти из роли, а для этого ребята образуют группы по два - три человека и говорят, что они лишь исполняли определенные роли. Далее педагог проводит обсуждение, где участники говорят об увиденном, о героях и их отношении к тому или иному событию, ситуации, поступку. Оценивание: «Были ли в вашей жизни такие поступки? Какие конкретно шаги вы предприняли? Как бы вы начали ваш план, где, когда? Что вы сделаете, чтобы преодолеть эти препятствия?».


Методические приемы работы над текстом:

- создайте рассказ с ребусом, используя картинки и символы;

- запишите рассказ на кассету и дополните ее звуковыми эффектами;

- сделайте марионетки, используйте их во время рассказа;

*- написать сценарий фильма по рассказу;

*- создать газету и детям предлагать писать статьи;

- сделать телевизор, используя картонный ящик, изображать разлитчные сцены из рассказов;

- нарисовать карту, и вместе с детьми следовать за героями рассказа во время их путешествия;

- рассказать только часть рассказа, а детям предложить написать конец рассказа;

*- напечатать рассказ, разделить его на части, некоторые части предложить учащимся для пересказа и включать детей в пересказ;

- расположить картинки по порядку и предложить детям составить рассказ;

- использовать диапроектор для показа картинок во время рассказа.



Пояснение: звездочкой (*) обозначены задания для более старших детей (начальные классы)


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!