СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы над вокалом в классе сольного пения как условие развития учащихся ДШИ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое сообщение. Из опыта работы преподавателя сольного пения.

Просмотр содержимого документа
«Методика работы над вокалом в классе сольного пения как условие развития учащихся ДШИ»

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ВОКАЛОМ В КЛАССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ

Работа над вокалом в классе сольного пения, или по другому, вокальная работа – это кропотливый труд, ведущийся в процессе обучения пению и вокальному мастерству. Он включает в себя работу над приобретением вокально-технических навыков и над их усовершенствованием, над приобретением исполнительских умений и навыков, и, посредством этого, над достижением художественного образа в исполняемых вокальных произведениях.

Вокальная работа - одна из важных частей всей учебной и воспитательной работы с детьми, обучающимися сольному пению в детских школах искусств, имеющая своею целью становление их как образованных, культурных, развитых личностей, соприкасающихся с искусством и имеющих возможность заниматься творчеством, овладевая вокальным мастерством.

Единой, всеми признанной методики планомерной, последовательной работы с голосовым аппаратом для постановки голоса, для развития вокально-технических навыков, как известно, не существует. Но есть определённые критерии, характеризующие правильное, полноценное звучание голоса и высокохудожественное исполнение любого вокального произведения. К ним относятся: чистое интонирование, объёмный, культурный звук, тембровая окраска голоса, высокая певческая позиция, придающая голосу «полётность», использование резонаторов, подвижность и гибкость вокального аппарата, динамическая нюансировка исполняемых произведений, способствующая раскрытию художественного образа и воплощения замысла авторов.

Поделюсь своими знаниями, своими методическими «находками» в работе с учащимися в классе сольного пения.

Коротко заострю внимание на этапах работы с учащимися детьми, начиная с их первоначального общения с педагогом.

Для первоклассников и второклассников создание психологического комфорта, непринуждённости, положительных эмоций от урока через доброжелательный тон преподавателя, через применение игровых форм исполнения песен - попевок, чистоговорок и скороговорок, через игровые формы работы над певческим дыханием; чередование подвижных и спокойных песен при работе над репертуаром.

Основное внимание в работе с младшими детьми уделяется освобождению нижней челюсти, активной артикуляции, чёткой дикции, правильной певческой позе, и, обязательно, проявлению эмоциональности (всё это необходимо, как основа, как «фундамент» будущей серьёзной вокальной работы).

Для среднего и старшего возраста пение вокальных упражнений на различные виды звуковедения, при этом отрабатывание приобретённых в начальных классах умений и навыков; упражнения на дыхание (без звука и на звуке); работа над репертуаром.

Добившись от учащихся младших классов свободы и активности голосового аппарата, начинаю работу над формированием гласных звуков. При этом поясняя про ощущение «лёгкого зевка» и чувства «маски», помогающих звуку обрести звонкость и полётность. Веду работу над активностью певческого вдоха и его задержкой с последующим пением на экономно используемом, удерживаемом воздухе, взятом при вдохе. В пении упражнений на легато, нон-легато, прошу учащихся помнить о последнем звуке упражнения, который должен быть допетым, а не брошенным без внимания, так как это помогает удерживать и опору голоса на дыхании, и не позволяет звуку «сползать» позиционно.

Когда у учащихся уже хорошо закрепляются эти основные навыки пения, перехожу к работе над оформлением звука и добиваюсь полноты, объёма голоса (в классах со второго по четвёртый).

Использую ряд методических игровых приёмов: игры «сова», «кукушка в чаще леса» (смотреть видео-приложение: фрагмент урока) и «передразни меня».

Суть игры «сова»: просьба к учащемуся изобразить голосом звуки, издаваемые совой. Во время игры, с каждым новым разом неоднократных звуковых изображений совы, предлагается придавать голосу определённый характерный оттенок. Вот несколько предлагаемых оттенков характера издаваемых звуков: «сова разговаривает и что-то рассказывает», «ругает кого-то», «восхищается, удивляясь чему-либо», «смеётся, хохочет», «поёт мелодию». В основе игры «сова» лежит гласный звук «у» (как голос взрослой совы – объёмный, упругий и активный). Предлагая изобразить возгласы совы с определённым характером звучания, гласный звук «у» должен иногда переходить в более широкие гласные: «о» и прикрытую «а».

Суть игры «кукушка»: просьба к учащемуся изобразить голосом кукушку, находящуюся далеко в лесу. Предварительно идёт пояснение, что согласный звук «к» чаще всего не прослушивается. Слышны, обычно, только гласные «у–у, у-у». Главное, в выполнении этой игры-упражнения, попытаться своим голосом выполнить эффект эха при воспроизведении каждого звука «у». Воспроизвести и послушать качество своего голоса – это, отчасти, решение ещё одной педагогической задачи – развитие самоконтроля, развитие вокального слуха.

С помощью этих игр происходит активизация дыхания, и ненавязчиво, а естественно формируется академическая манера голосообразования. Игры в «сову» и «кукушку» требуется выполнять и в качестве домашнего задания.

Игра «передразни меня». Прибегаю к этому игровому приёму непосредственно в моменты работы над конкретным упражнением или песней. В данном моменте учитываю тот фактор, что ученикам свойственно невольное копирование манеры пения своего учителя. В процессе пения упражнений и при работе над песенным репертуаром, показывая практически и с теоретическими пояснениями то, как надо исполнить тот или иной мелодический оборот, вокальную партию песни, прошу «передразнить меня», спеть как бы моим голосом. Такую работу, и, описанные выше игры, провожу с учащимися первых - четвёртых классов.

В старших классах идёт более серьёзная работа. Что касается голоса, то усилия учащихся направляются на приобретение тембра и поиска и использования резонаторов звука. Применяю такой методический приём – «упражнение для одного звука»: на одной ноте пение звуков «м-м-м-у-у-у-о-о-о-а-а-а». При пении какого-либо упражнения, дойдя до верхних нот, чаще всего до нот ми, фа, фа-диез второй октавы, останавливаю внимание учащегося на звучании голоса, который в это время, чаще всего, звучит тускло и плоско. Прошу начать пение этой ноты снова, но закрытым звуком, таким образом, чтобы ощутить пронизывающий звон в голове и, в данный момент представить, что внутри головы пещера, и, в ней разносится эхо от любого звука собственного голоса (позже сообщаю, что это головной резонатор). После этого следует постепенное опускание – расслабление нижней челюсти и, при этом, естественное раскрытие губ. Появляется приоткрытый звук. Нижнюю челюсть постепенно оттягивать вниз, не прерывая звука. Формируется гласная «у», плавно «перетекающая» в гласные «о» и «а». Нижняя челюсть при этом уже опускается низко. Учащийся должен всё время держать в памяти звучание закрытого звука, который был взят первым. Это помогает удерживать позицию всех звуков упражнения и их резонирования. При пении гласных «у», «о», «а», следует просьба к учащемуся, представить себе пещеру и в области груди, куда также направляются, «льются» гласные звуки и там обретают своё эхо (грудной резонатор). Учащиеся, при работе над этим упражнением, должны прочувствовать и запомнить то, как звучит их голос, попадая в резонаторы, в головной и грудной, одновременно. Работая над этим упражнением, обязательно и настоятельно прошу ученика петь гласные на ощущении зевка так, чтобы услышать всю полноту, весь объём, все краски своего голоса, собственно, своего тембра. Полость рта и глотки сравниваю с воздушным шаром, который «надуваем звуком» так, как если бы надували обычным воздухом, постепенно и равномерно во все стороны, что так же помогает добиться объёма голоса, обретению его тембра.

Вокальная работа с учащимися ДМШ в классе сольного пения так же включает в себя работу над звуковедением и динамикой, работу над формой исполняемых вокальных произведений, а в них работу по поиску и выполнению кульминаций.

ЛИТЕРАТУРА

Емельянов В. Развитие голоса. Методическое пособие. Изд-во Санкт-Петербург, 2000.

Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению, М.: Просвещение, 1987

Малышева Н.М. О пении, М.: "Сов. Композитор", 1988

Википедия https://ru.wikiedia.org/wiki/%d0%9f%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!